Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 11

ЛЕКЦИЯ

3.

2.

1.

В словарях дается толкование поведения как комплекса действий субъекта, требующих его взаимодействия со средой.Например, ласточка строит гнездо, для этого ей приходится взаимодействовать с природной средой - мы наблюдаем поведение ласточки. Если же мы будем наблюдать за действием не животного, а человека, требующего взаимодействия не с природой, а с социальной средой, то можно сказать, что мы наблюдаем социальное поведение. То есть, социальное поведение – это комплекс взаимосвязанных действий, осуществляемых индивидом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия с социальной средой. Таким образом, социальное поведение включает в себя социальные действия и социальные взаимодействия

Социальные действия – это простейшие элементы социальной деятельности людей. Какой бы сложный процесс мы не взяли – мобильность или крупный социальный конфликт – все они состоят из сложнейшей цепочки элементарных социальных действий.

Автор этого понятия немецкий социолог Маркс Вебер. Социальным действием он назвал действие человека, которое является осознанным и, по предположению этого человека, соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

То есть, у социального действия 2 признака:

1.осознанность(рефлексивные, импульсивные действия не являются социальными, они не осознанны (например, отдергиваем руку о горячего утюга – рефлексия, или действие в результате гнева, страха, когда человек действует не задумываясь о происходящем. Вообще исследователями установлено, что абсолютно осознанных действий не бывает (всегда примешивается интуиция, естественные реакции). Поэтому правильнее будет первым признаком назвать не осознанность, а «частичную осознанность»).

2.направленность на других людей (например, рыбная ловля сама по себе не социальное действие, если мы ловим рыбу, чтоб удовлетворить свою собственную потребность в пище. Если ловим, чтобы накормить семью или продать, то это -социальное действие, так как оно ориентировано на других людей.

Социальное действие – это сложное явление оно включает в себя следующие элементы:

Действующее лицо Потребность в таком действии Цель действия Метод действия Другое действующее лицо, на которое направлено действие Результат действия

Если выявить все факторы, влияющие на социальные действия, то все они будут описывать ситуацию, в которой совершается действие. Ведь ни один действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает социальная среда (люди) и культурная среда (нормы).Ситуация – это совокупность условий, в которых совершается действие.

На практике социальное действие очень редко бывает обособленным. Обычно оно вызывает ответные действия. Происходит обмен действиями или взаимодействиями. Каждое действие вызывается предшествующим действием и одновременно является причиной последующих действий. Т. е. социальное действие – это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием.

Социальное взаимодействие – это система социальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием действия других субъектов. Взаимодействие может быть одноразовым, периодическим или многоразовым, или даже постоянным. В процессе многоразовых взаимодействий вырабатывается определенный порядок действий, они становятся устойчивыми и сопровождаются определенными чувствами. Такие упорядоченные и чувственно воспринимаемые повторяющиеся взаимодействия, называется социальными отношениями.

Причем выделяют односторонние и взаимные социальные отношения.

Гофман различает два типа взаимодействий: нефокусированное и ф окусированное. Нефокусированное взаимодействие возникает, когда люди дают понять, что они замечают друг друга. Обычно это происходит в ситуациях скопления людей, на оживленной улице, в толпе возле театра, на вечеринке. Присутствующие, даже не разговаривая, постоянно вовлечены в невербальную коммуникацию. Своим внешним видом, движениями, взглядами, выражением лица и жестами они передают определенные впечатления другим. Фокусированное взаимодействие возникает в момент, когда индивиды обращают внимание непосредственно на то, что каждый из них говорит и делает. Всякое общение нескольких человек включает как фокусированное, так и нефокусированное взаимодействие. Единичное фокусированное взаимодействие Гоффман называл столкновением, и большая часть нашей повседневной жизни состоит из непрерывных столкновений с другими людьми — семьей, друзьями и сослуживцами, — происходящих часто на фоне нефокусированного взаимодействия.

 

Взаимодействие в социологии изучается в двух уровнях – на микроуровне (это в малых (первичных) группах, межличностное взаимодействие; и макроуровне (взаимодействие между большими группами и социальными институтами).Существует множество социологических теорий, объясняющих взаимодействие.

Теория обмена Джорджа Хоуманса и Питера Блау объясняет взаимодействие людей друг с другом тем, что люди ожидают определенных вознаграждений от окружающих и совершают именно такие действия, которые должны быть вознаграждены. То есть, люди взаимодействуют на основе своего опыта взвешивая возможные вознаграждения.

Джорж Герберт Мид и Герберт Блумер, разработавшие теорию символического интеракционизма, считают, что люди взаимодействуют, расшифровывая символы,.посылаемые друг другу. Например, протянутая рука может быть символом приветствия, а может – просьбой о милостыни.

Эрвин Гоффман в теории управления впечатлениями говорит, что люди взаимодействуют, создавая о себе желаемые впечатления.

Зигмунд Фрейд в своей психоаналитической теории утверждает, что люди взаимодействуют, реализуя впечатления раннего детства.

В учебнике Э. Гидденса интересно рассказывается о роли невербальной коммуникации (обмена информацией и намерениями посредством выражения лица, жестов и движений) в социальном взаимодействии. «Одним из главных аспектов невербальной коммуникации является передающее эмоции выражение лица. Пол Экман и его коллеги разработали систему, названную ими Система кодировки выражения лица, для описания движения лицевых мускулов, определяющих выражение лица. Они попытались внести некоторую определенность в сложную область противоречивых интерпретаций того, как идентифицировать и классифицировать эмоции. Чарльз Дарвин... считал, что базовые формы выражения эмоций одни и те же для всех человеческих существ. Хотя некоторыми учеными это утверждение оспаривалось, исследования, проведенные Экманом среди людей, живущих в совершенно иной культуре, по-видимому, подтверждают его. Экман и Фрисен изучали изолированную общину в Новой Гвинее, члены которой до этого не имели контактов с представителями западной культуры. Выражения лиц, соответствующие шести основным эмоциям (счастье, огорчение, злоба, отвращение, страх, удивление), обнаруженные в исследованиях народов других культур, оказались теми же и для членов изучаемой общины.

Людям из общины показывали картинки людей с различными выражениями лиц и просили рассказать, что означают эти выражения. Их суждения совпали с результатами, полученными в других исследованиях. Согласно Экману, это доказывает, что передающие эмоции выражения лица, а также их интерпретация, являются для человека врожденными. Однако он признавал, что его доказательства не демонстрируют это безоговорочно, и возможно, что тут замешаны культурные особенности, распространяющиеся среди разных обществ. Тем не менее, другие исследования подтвердили утверждение Экмана. Эйбл-Эйбесфельдт наблюдал шестерых детей, слепых и глухих от рождения, чтобы установить, отличаются ли выражения их лиц в определенных эмоциональных состояниях от выражений лиц здоровых индивидов4). Обнаружилось, что дети, занятые чем-то приятным, улыбались, при появлении предмета с незнакомым запахом поднимали в удивлении брови, хмурились, когда им предлагали что-либо неприятное. Они никогда не могли видеть сходные выражения у других людей, следовательно, эти реакции, по-видимому, являются врожденными.

Используя Систему кодировки выражения лица, Экман и Фрисен определили набор дискретных движений мышц лица у новорожденных младенцев, сходных с выражением определенных эмоциональных состояний у взрослых. Например, гримаса младенцев при ощущении кислого вкуса такая же, как гримаса отвращения у взрослых (поджимание губ и нахмуривание). Но, хотя наличие врожденных факторов, определяющих эмоциональное выражение человека, неоспоримо, индивидуальные и культурные факторы все же влияют на форму восприятия различных ситуаций. Манера улыбаться, точное движение губ и лицевых мускулов, мимолетность улыбки широко варьируются в различных культурах.

Не существует жестов или особенностей позы, используемых, или используемых одинаково, во всех или хотя бы в большинстве культур. В некоторых обществах кивают головой, имея в виду “нет”, в то время как у нас это означает “да”. Жесты, которые мы используем как самые обычные, могут не быть известны некоторым народам. И наоборот, некоторые жесты могут быть неизвестны в англоамериканской культуре. Жест “вертеть щеку” (вращение указательным пальцем в центре щеки) означает в некоторых районах Италии похвалу. В других частях Европы он неизвестен.

Жесты, выражение лица, позы используются в качестве “дополнения” к словам, а также для передачи смысла, если ничего в действительности не говорится. Невербальные сигналы, которые мы “испускаем” (передаем ненамеренно), нередко дают возможность увидеть несоответствие того, что говорится и того, что на самом деле имеется в виду. Наиболее очевидный пример — когда человек краснеет, но есть и множество более тонких индикаторов, которые можно подметить со стороны. Обычно настоящее выражение лица сохраняется в течение четырех-пяти секунд, поэтому улыбка или выражение удивления, которые длятся дольше, сигнализируют скорее о неискренности....

У некоторых людей контроль за выражением лица и тактичность в обращении с другими достигает высокой степени совершенства. Такой профессионализм отличает искусство дипломата, который должен создавать полное впечатление непринужденности и комфорта, взаимодействуя с людьми, чьи взгляды он не разделяет или даже находит отвратительными. Иногда судьбы целых наций зависят от того, насколько ему это удается. Искусная дипломатия может смягчить напряженность между народами и предотвратить войну».

Среди видов социального поведения выделяют поведение индивидуальное и коллективное.

Коллективное поведение изучается на двух уровнях – в толпе и в массе. Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. «Мы говорим о толпах на торговых улицах, о толпах театралов или о воскресных толпах в парках, имея в виду пребывание большого количества людей в ограниченном пространстве. В данном случае люди находятся в ситуациях нефокусированного взаимодействия. Физически они находятся в одном и том же месте, осознают присутствие друг друга, но преследуют (либо индивидуально, либо в группах) свои частные цели, и поэтому идут каждый своей дорогой. Однако в некоторых ситуациях, когда происходят демонстрации, беспорядки или начинается паника, действия каждого связываются с действиями всех остальных. Ситуация неожиданно приобретает характер фокусированного взаимодействия, поскольку толпа, хотя и временно, начинает действовать как единое целое. Именно в этом отношении действие толпы приковывает к себе внимание социологов и историков вот уже многие годы — фактически, со времен Французской революции 1789 года».

Масса, в отличии от толпы, представляет собой совокупность людей, объединенных общностью интересов, но не находящихся в непосредственной близости друг от друга.

Коллективному поведению способствуют три основные эмоции: страх; враждебность; радость.

Динамика поведения толпы предполагает прохождение трех стадий:

1. Сбор людей;

2. Возникновение коммуникации;

3. Коллективные действия возбужденной толпы или институализация возбуждения

(например, на спортивных мероприятиях ожидается, что публика будет возбуждена. Власти не пытаются их успокоить).

Процесс институализации возбуждения толпы называется конвенционализация. Существует очень тонкая грань между коллективным и институциональным поведением.

В качестве коммуникации в толпе используется слух. Слух – утверждение, принимаемое на веру, на не подтвержденное официальными источниками.

Толпы делят на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения:

Случай ная Обусловлен ная Экспрессив ная Действующая экстремальные типы поведения
сборище Восставшая толпа
Неопределенная структура незначительная цель (столкновение автомобилей) Собравшаяся с определенной целью (пришли в театр, на стадионе) Собравшаяся в целях личного удовольствия членов самодействие – уже цель. (дискотека, рок-фестиваль) Толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Коллективный взрыв менее целенаправленно и менее устойчиво

Общие характеристики толпы:

1. внушаемость;

2. анонимность;

3. спонтанность;

4. неуязвимость.

В социологии существует несколько теорий, объясняющих поведение толпы. Например, французский ученый Гюстов Ле Бон, в 1895 году предложил теорию заражения. Её основная мысль в том, что в толпе разумные люди превращаются в обезумевших зверей, способных совершать поступки, немыслимые в других ситуациях. Это происходит под воздействием коллективного устремления. Но есть люди, которые способны не заражаться коллективным устремлением. Наиболее подвержены заражению низшие слои.

Эта идея признана ошибочной. Принято считать, что поведение толпы – это сумма поведения ее отдельных членов и не бывает независимо существующего коллективного устремления.

Скорее, не толпа сама по себе принуждает людей к определенному поведению, а она привлекает определенные типы людей и таким образом реализуется поведение к которому они приспособлены.

Более правильной признана теория возникновения норм американского социолога Ральфа Тернера разработанная в 1964 году. Согласно этой теории при взаимодействии индивидов в толпе образуются новые нормы. Под воздействием норм действия личностей в толпе становятся однонаправленными и упорядоченными, толпа начинает действовать. Для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей.

«Ричард Берк утверждает, что действия индивидов в толпе лучше всего представить в виде вполне логичных реакций на специфические ситуации Наличие толпы предполагает возможность достичь некоторых целей ценой очень небольших личных издержек. В ситуации толпы индивиды относительно анонимны и могут избежать опознания при совершении противозаконных и наказуемых действий, например, при ограблении магазина. Действуя в толпе, индивиды на некоторое время обретают возможности, которые и не снились им как отдельно взятым гражданам».

 


 

по дисциплине «Криминология»

«Криминология рецидивной и профессиональной преступности»

 

(специальность 030501 65 – Юриспруденция, очная форма обучения)

 

 

2 часа

 

 

Орёл


ПЛАН

 

 

Введение

 

Основные вопросы:

1. Рецидивная и профессиональная преступность в истории России

2. Понятие и криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности

3. Особенности личности рецидивиста и профессионального преступника

4. Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение.

Заключение

Литература

 

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО:

· Презентация MS PowerPoint 2003;

· Ноутбук.

 

 

Лекция подготовлена преподавателем кафедры уголовного права, криминологии и психологии, к.ю.н., майором милиции Белевским Р.А.

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры «___» ___________20 г. Протокол № _____.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элементы управления форм | ВВЕДЕНИЕ. Проблема предупреждения рецидивной и профессиональной преступности является одной из ключевых в борьбе с преступностью в России.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.