Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения законодательства об охране животного мира

Основные положения законодательства об охране животного мира. Правовые требования по обеспечению охраны животного мира. Правовое обеспечение охраны и воспроизводства животного мира. Государственное управление и государственный контроль в сфере охраны животного мира. Юридическая ответственность за нарушения законодательства об использовании, охране и воспроизводстве животного мира.

Постановка вопросов.

ЛЕКЦИЯ 12.

Ответы на вопросы

 

 

Организационно-методические указания лаборантскому составу:

- подготовить к демонстрации мультемедийную систему

 

ТЕМА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА

 

 

Животный мир является одним из основных компонентов окружающей природной среды, национальным богатством Украины, источником духовного и эстетического обогащения людей, культурного и нравственного воспитания населения страны. Животный мир выступает в качестве материальной базы для получения продовольственных продуктов, объекта научных исследований, производства промышленного и лекарственного сырья и других материальных ценностей. Поэтому в интересах нынешнего и будущего поколения людей в Украине осуществляются меры по научно обоснованному и неистощительному использованию, эффективной охране и своевременному воспроизводству животного мира.

Отношения в области использования, охраны[1] и воспроизводства животного мира, объекты которого находятся в состоянии естественной свободы, в неволе или полувольных условиях, на суше, в воде, почве и воздухе, постоянно или временно населяют территорию страны либо относятся к природным богатствам ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, регулируются Законами «О животном мире»[2], «Об охране окружающей природной среды», «О природно-заповедном фонде Украины», «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» и другими законодательными актами, принятыми на основании и в соответствии с их требованиями.

Отношения в области использования, охраны и воспроизводства сельскохозяйственных, домашних и других животных, используемых в хозяйственных, научных культурно-просветительных, воспитательных, эстетических и иных целях, регулируются нормами аграрного, гражданского и других отраслей законодательства. Таким образом, законодательство об использовании, охране и воспроизводстве животного мира, находящегося природной среде в состоянии естественной свободы не распространяется на сельскохозяйственные и домашние животные.

Задачами фаунистического законодательства являются регулирование общественных отношений в области использования, охраны и воспроизводства объектов животного мира, сохранение и улучшение среды обитания диких животных, обеспечение условий постоянного существования всего видового и популяционного многообразия животных в состоянии естественной свободы, в условиях неволи или полувольной среде. В этой связи действующее законодательство выделяет объекты собственности и пользования животным миром, способы их использования, меры охраны и требования к воспроизводству, функции осуществления государственного контроля, ведения учета, кадастра и мониторинга животного мира, устанавливает виды юридической ответственности за нарушения требований законодательства.

Согласно ст. 3 Закона объектами животного мира являются: хордовые, в том числе позвоночные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы) и беспозвоночные (членистоногие, моллюски, иглокожие и другие) животные во всем их видовом и популяционном многообразии и на всех стадиях развития, находящиеся в состоянии естественной свободы; части диких животных (рога, кожа и т.п.); продукты жизнедеятельности диких животных (мёд, воск и т.п.); останки ископаемых животных; норы, домики, логовища, муравейники, бобровые запруды, другие жилища и сооружения животных. Объекты животного мира и места токования, линьки, гнездовья колоний птиц, постоянного или временного скопления животных, а также другие территории, являющиеся средой обитания животного мира подлежат особой охране.

Дикие животное, в соответствии со ст. 4 Закона, находящиеся в состоянии естественной свободы, а также другие объекты животного мира, находящиеся в пределах территориальных и внутренних морских вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, водоемов, находящихся на территории более чем одной области, государственных охотничьих угодий, территорий природно-заповедного фонда и лесов государственного значения, относятся к природным ресурсам общегосударственного значения. Исходя из приведенного положения, не остаётся объектов животного мира, которые могли бы быть отнесены к природным ресурсам местного значения. Это одна из особенностей законодательства о животном мире, по сравнению с другими отраслевыми ресурсово - экологическими законодательными актами.

Субъектом права общегосударственной собственности на животный мир согласно ст. 4 Закона, является государство в лице Верховной Рады Украины. Верховная Рада может делегировать свои отдельные полномочия собственника животного мира органам государственной исполнительной власти в области использования, охраны и воспроизводства животного мира. Тем не менее Закон не предусматривает функций Верховной Рады по делегированию полномочий собственности на животный мир органам местного самоуправления и этим оно также отличается от других природоресурсово - экологических отраслевых законов.

Вместе с тем ст. 6 Закона допускает возможность существования права коллективной и частной собственности на отдельные объекты животного мира. Так, согласно нормам указанной статьи дикие животные и другие объекты животного мира, изъятые из состояния естественной свободы или природной среды, разведенные (полученные) в неволе или полувольных условиях либо приобретенные иным разрешенным законодательством путем, могут находиться в коллективной или частной собственности.

Законность приобретения в коллективную или частную собственность объектов животного мира, кроме добытых в порядке общего использования, должна быть подтверждена соответствующими документами. Форма документа и перечень видов животных, которые могут находиться на праве коллективной или частной собственности, в настоящее время определяются Министерством экологии и природных ресурсов Украины[3] по согласованию с заинтересованными государственными органами.

Права собственников объектов животного мира могут быть ограничены в интересах охраны этих объектов и в порядке, предусмотренном законодательными актами. Так, не могут передаваться в коллективную и частную собственность объекты животного мира, представляющие особую природоохранную, научную и эстетическую ценность, а также виды животных, занесенные в Красную книгу Украины[4]. Однако приведенное требование не распространяется на случаи, когда эти животные получены путем разведения в неволе или приобретены в собственность за пределами Украины в предусмотренном законодательством порядке. Кроме того, содержание фаунистического законодательства позволяет говорить о том, что эти ограничения распространяются только на право коллективной и частной собственности, но не относятся к праву общегосударственной собственности.

Важным в общей характеристике законодательства об использовании, охране и воспроизводстве животного мира является уяснение сути его принципиальных требований. При проведении мероприятий по использованию, охране и воспроизводстве животного мира, а также при осуществлении любой деятельности, которая может повлиять на среду обитания животных и состояние животного мира, должно обеспечиваться соблюдением следующих основных, требований и принципов: сохранения условий существования видового и популяционного многообразия животного мира в состоянии естественной свободы и целостности естественных сообществ животных; недопустимости ухудшения среды обитания, путей миграции и условий размножения диких животных; соблюдения научно обоснованных нормативов и лимитов использования объектов животного мира и обеспечения неистощительного использования диких животных и их воспроизводства; рационального использования полезных свойств и продуктов жизнедеятельности диких животных; внесения платы за специальное использование объектов животного мира; регулирования численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращения причинения ущерба природе и народному хозяйству; учет заключений экологической экспертизы относительно народнохозяйственных объектов, которые могут влиять на состояние животного мира. Приведенные принципиальные требования фаунистического законодательства в последующем находят своё отражение в регулятивных нормах по использованию, охране и воспроизводстве объектов и ресурсов животного мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм генерации и распространения потенциала действия | Правовые требования по обеспечению охраны животного мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.