Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология девиации Мертона

1.

В современной социологии девиатное (отклоняющееся) поведение определяется как деятельность отдельного индивида, не соответствующая общепринятым нормам, и как социальное явление, выражающееся в массовых формах такой деятельности. При этом социальные нормы определяются как требования, предписания, положения и ожидания соответствующего поведения.

Но, как эти ожидания могут меняться со временем и могут вообще быть различными для различных культур, то девиация с трудом поддается определению. Нельзя однозначно называть какое-то поведение девиантным. Всегда нужно подразумевать условность, подразумевать, что такое поведение является девиантным именно для такого конкретного времени, конкретного общества и культуры.

Самоубийство, наркомания, делинквентное поведение (преступность), алкоголизм, проституция выделяются социологами как крайние формы девиантного поведения. Наряду с крайними существует множество других отклонений в поведении людей. Речь идет о таких асоциальных поступках, когда человек не совершает правонарушений и не переходит запретный моральный барьер, когда он выполняет всякого рода предписания, но его поведение не соответствует социальным ожиданиям, дезорганизует людей. К такого рода отклонениям можно отнести: ложь, обман, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, раздражительность, конфликтность, халатность и многое другое. Слабые и случайные проявления таких отклонений легко устранить, но устойчивые их формы преодолеваются с трудом и могут привести к нарушениям правопорядка.

В зависимости от типа нарушаемой нормы классифицируются и социальные отклонения. Нарушение права классифицируется как преступление или правонарушение, нарушение морали - как аморальный поступок и т. д. Но такие виды аморального поведения как алкоголизм, наркомания и т.п. в рассматриваемую классификацию не укладываются, так как в различных своих проявлениях они могут быть отнесены к разным группам нарушаемых норм.

По масштабу различают отклонения в национальном и международном масштабах, причем может использоваться как территориальный так и нормативный признак (например, международный терроризм- выделение по территориальному признаку; мелкая кража – выделение по нормативному признаку).

В зависимости от элементов внутренней структуры отклонений в социальной практике сложилось разделение по субъекту поведения, по объекту поведения, по субъективной стороне и по объективной стороне.

По субъекту поведения различают отклоняющееся поведение индивидуумов и групп. Значимо изучение таких субъектов поведения как взрослые и несовершеннолетние и т. п.

По объекту отклонения могут быть, во-первых, отнесены к разным сферам общественной жизни (экономика, общественно-политическая деятельность, культура и быт и т. п.); во-вторых, рассмотрены под углом зрения различной социальной направленности (против интересов личности, социальной группы или общества в целом); в-третьих, могут быть выявлены конкретные ценности и интересы, выступающие в качестве непосредственных объектов правонарушений или аморальных поступков: жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок и др.

По объективной стороне можно выделить отклонения, совершаемые путем действия или бездействия, вызывающие конкретные вредные последствия или создающие опасность их наступления, совершаемые единовременно или в течение времени и т. п.

По субъективной стороне отклоняющееся поведение характеризуется различной мотивацией, разными целями, разной степенью предвидения и желания возможных последствий.

Субъективная сторона классифицируется по целевой направленности:

а) отклонения корыстной ориентации (с целью материальной выгоды);

б) отклонения агрессивной ориентации (с целью выражения различной степени неприязни);

в) отклонения социально-пассивного типа (неисполнение своего гражданского долга, безразличие к общественным проблемам, алкоголизм, наркомания, самоубийство).

По направленности действия отклоняющееся поведение различают экстравертивное (ориентированное на внешнюю среду) и интравертивное (ориенитированное на самого себя).

По результату различают отклонения особо опасные (делинквентные, преступные); отрицательные; нейтральные и положительные.

По открытости различают открытое (нонконформистское) и скрытое (аберрантное) поведение.

 

 

Для регуляции социального поведения в любом обществе существует система социального контроля. Социальный контроль – система норм и санкций, предназначенная для регулирования социального поведения.

Как отмечает в своем учебнике Энтони Гидденс, «все социальные нормы сопровождаются санкциями, защищающими от неконформности. Санкция — любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой реакции — гарантировать выполнение данной социальной нормы. Санкции бывают позитивными (поощрение за конформность) или негативными (наказание за неконформное поведение). Санкции могут быть формальными и неформальными. Формальная санкция имеет место там, где существует группа или организация, задачей которой является гарантированное соблюдение норм. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции на неконформность.

Большинство типов формальных санкций в современных обществах связано с системой наказаний, представленной судами и тюрьмами. Полиция также является организацией, в чьи обязанности входит привлечение преступников к суду и, возможно, последующее заключение в тюрьму. Большинство дорожных правонарушений наказываются штрафами или лишением прав, но эти наказания достаточны для того, чтобы водители, сознательно нарушая правила движения, старались не попадаться на глаза полиции. К формальным негативным санкциям относятся штрафы, тюремное заключение и казнь. Позитивных формальных санкций существует немного. Для стимулирования образцового вождения в качестве поощрения предлагаются знаки отличия типа “за отличное вождение” или “знаток дорог”. Формальные позитивные санкции можно найти и в других сферах социальной жизни: награждение медалями за храбрость в бою, степени и дипломы, свидетельствующие об академических успехах, награды за участие в спортивных состязаниях и др.

Неформальные санкции, позитивные и негативные, составляют неотъемлемую часть всех областей социальной деятельности. Позитивные неформальные санкции могут выражаться в похвале, одобрительной улыбке, похлопывании по спине. Негативные неформальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование индивида. И хотя формальные санкции более эффектны и явны, неформальные санкции имеют фундаментальное значение для создания конформности в соблюдении норм. Потребность сохранить расположение друзей, семьи, коллег, желание избежать насмешки, стыда, отторжения часто определяют поведение людей в значительно большей степени, чем формальные поощрения или наказания». Санкции, как и нормы, меняются со временем. «В Европе и Соединенных Штатах до начала девятнадцатого века тюремное заключение в качестве наказания за преступление применялось редко. Большинство городов имело свои тюрьмы, обычно небольшие, вмещавшие одновременно не более трех-четырех арестантов. Их использовали, чтобы “остудить” пьяниц в течение ночи, иногда обвиняемые ожидали в них суда. В крупных европейских городах существовали большие тюрьмы, основная часть преступников, находившихся в них, получила приговор и ожидала казни. Эти учреждения сильно отличались от тюрем, которые в больших количествах стали строить позднее, начиная с девятнадцатого века и до наших дней. Тюремная дисциплина ранее была слабой. Лишь приговоренных к казни бросали в подземелье, и до самого момента казни они видели только тюремщика. Чаще всего тюремная атмосфера по сравнению с современными стандартами была поразительно свободной.

Джонатон Этолл, историк преступности, приводит описание жизниНьюгейта,одной из первых лондонских тюрем. В ней кипела жизнь, большую часть дня в помещении находились многочисленные посетители. В 1790 г. один из осужденных дал в тюрьме бал, и это, по-видимому, не было необычным.

В 4 часа под музыку скрипок и флейт подали чай, после этого компания танцевала до 8 часов. Затем был подан холодный ужин. Вечер закончился в 9 часов, в обычный час, когда тюрьма закрывается. До девятнадцатого века основными формами наказаний за преступления были колодки, порка, клеймение раскаленным железом или повешение. Обычно наказание производилось публично. Присутствовало много народа, на некоторые казни собирались тысячи людей. Преступник, которого собирались повесить,могпроизнести речь, оправдывая свои действия или доказывая невиновность. Толпа хлопала, шикала, свистела, давая оценку речи осужденного».

Но наилучших результатов в профилактике девиантного поведения добились не те общества, в которых самый жесткий социальный контроль, а те, которые в результате социализации смогли сформировать самоконтроль у большинства членов общества. Самоконтроль – это способность человека контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами. В этом смысле очень показателен пример Японии, отличающейся высоким самоконтролем граждан и низким уровнем девиации.

 

В науке существует множество теорий, объясняющих причины девиантного поведения.

Известны, например, биологические теории Ломброза и Шелдона, объясняющие девиантное поведение человека его биологической наследственностью.

Психоаналитическая теория Фрейда выделяет как причину девиации внутренние конфликты, свойственные личности.

Социологическое объяснение девиации впервые было предложено в теории аномии, разработанной французким социологом Эмилем Дюркгеймом. Аномия (буквально «разрегулированность») наблюдается в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Этим термином Э. Дюркгейм обозначал состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. В такие периоды жизненный опыт членов общества перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Он писал, что в момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу общественного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. Э. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании такой крайней формы девиации, как самоубийство.

Основываясь на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах, он решительно отверг попытки объяснить это явление внесоциальными факторами: психологическими, психопатическими, климатическими, сезонными и т.д.

Э. Дюркгейм установил зависимость числа самоубийств от степени ценностно - нормативной интеграции общества (группы). В современной социологии считается общепризнанной основная мысль Э. Дюркгейма о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения.

Кстати, Э. Дюркгейм вывод о том, что между самоубийством и апатичным отношением к сохранению собственного здоровья существует определенная степень родства. Такое поведение, к которому относится и курение табака, Дюркгейм называет "зачаточным самоубийством": "...подобные виды поведения.. порождают аналогичное направление ума, поскольку в равной степени сопряжены со смертным риском, который не остается тайной для действующего лица и перспектива которого это последнее не устрашает: вся разница заключается в степени вероятности смертельного исхода... Все эти случаи (Дюркгейм имеет ввиду случаи, когда человек "не дает себе труда позаботиться о своем здоровье и погибает от своей небрежности") рисуют нам виды зачаточного самоубийства, и если, руководствуясь правильным методом, их не надо смешивать с видами полного самоубийства, то, все же, не надо терять из виду и то отношение родства, которое между ними существует". Дюркгейм показал, что уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного во время кризисов и радикальных социальных перемен. То же самое можно сказать и о курении, распространенность которого среди подростков России резко возросла именно с началом реформ в 1991 г. Дюркгейм объясняет подобное влияние социальных реформ на человека "нарушениями коллективного порядка".

Аномия способствует появлению у людей состояния запутанности и дезориентации, в результате "люди начинают убивать себя с большей легкостью".

Э. Дюркгеймом разработана концепция социализации на основе теории морали. Мораль понимается как система объективных правил поведения, принудительной силе которых индивид не может не подчиниться. Кроме того, Дюркгейм выделил и добровольный аспект морали, когда она становится желательной для индивида, подчеркивая, что действительность социальных норм как общественных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов.

Наличие в обществе определенной морали позволяет реализовать соответствующую мораль воспитания как механизм социализации индивидов.

Дюркгейм считал, что воспитание сводится к тому, чтобы приучить индивидов к дисциплине, необходимой для преодоления бесконечных человеческих желаний, чтобы помочь индивидам осознать нормы и ценности, принятые в обществе. При этом большее значение Дюркгейм отводил воздействию общества. Он считал, что воспитание представляет собой методическую социализацию молодого поколения, основной функцией социализации является установление однородности и цельности общества, которое обеспечивали бы его нормальную жизнедеятельность и отвечали бы интересам индивида как части общества.

Дюркгеймовская теория аномии получила дальнейшее развитие в трудах американского социолога Р. Мертона. Особенность его подхода к этой проблеме состоит в том, что социальная интеграция для Р. Мертона представляется не фактом, а актом, условия и возможность которого проблематична. По Р. Мертону, реальные общества не могут рассматриваться как слаженно функционирующие и полностью интегрированные социальные системы. Анализируя социологический смысл дюркгеймовской теории аномии, Р. Мертон рассмотрел нормативную структуру общества и способы адаптации к ней.

По Р. Мертону причина девиации не в разрыве между "опытом" и "идеалами", а в разрыве между культурными "целями" общества и социально одобряемыми "средствами" их достижения. Именно это обстоятельство Мертон считал признаком аномии. "Антисоциальное поведение приобретает значительные масштабы только тогда, когда система культурных ценностей превозносит фактически превыше всего определенные символы успеха, общие для населения в целом, в то время как социальная структура общества жестко ограничивает или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения этими символами для большей части того же самого населения].

Заметим, что в современном российском обществе можно наблюдать как признаки аномии, выделяемые Дюркгеймом (культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи ослабевают или противоречат друг другу; жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах), так и признаки, выделяемые Мертоном (разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения).

В теории Мертона особенно важно то, что он классифицирует типы индивидуальной адаптации к аномии исходя из различий между "культурными целями" и "институализированными средствами". В процессе социализации человек может принимать или отвергать ценности, следовать нормам или отклоняться от них. Типология девиации Мертона признается наиболее удачной из всех разработанных (см. табл.1).

Таблица 1

Способ адаптации Одобряемые обществом цели Социально одобряемые средства
Конформизм   Инновация   Ритуализм   Ретритизм (бегство от действительности)   Бунт   +   +   -   -     + +   -   +   -     +

 

 

Примечание: Плюс обозначает согласие, а минус - отрицание. Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно поддерживает и культурные цели и социально одобряемые средства их достижения.

Культурологическая теория Сатерленда объясняет девиантное поведение человека включенностью в девиантную группу. Как говорят в быту, «его компания испортила».

Стигматизационная теория Беккера объясняет девиацию убежденностью человека в том, что он девиант. Особенно это актуально для тех, кто вернулся из мест лишения свободы. Если их по прежнему воспринимают как преступников, эти люди, как правило, снова совершают преступление

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шлицевые соединения. Образуются выступами на валу, входящими в сопряжённые пазы ступицы колеса | ВВЕДЕНИЕ. по дисциплине «Криминология»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.