Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск эффективных моделей для России




Поскольку ни одна из рассмотренных в статье моделей культурной политики не отражает весь

комплекс социальных ожиданий к культурной политике, не предлагает удовлетворительного

решения проблем, не удивительно, что как США, так и страны Западной Европы, а вслед за ними и

Россия, сталкиваются со сложностями выбора концепций культурной политики и частыми неудачами

при их реализации.

Сложности возникают, прежде всего, в связи с противоречивыми отношениями социума к

культурной политике. Массовое сознание, как __________и большинство работников сферы культуры обычно

делают свой выбор в пользу стратегии патернализма, рассматривающей культурную политику как

оправдание и основание для широкой государственной поддержки сферы культуры. В свою очередь,

государство в лице его центральной власти склоняется в пользу стратегии партнерства или рыночной

модели, которая создает ожидания, что сфера культуры начнет сама зарабатывать деньги и

обеспечивать себе воспроизводство за счет собственных ресурсов и усилий творческих работников

или менеджеров.

Однако, как сторонники патерналистской, так и партнерской моделей часто получают

смешанные сигналы относительно возможностей и целесообразности сферы культуры существовать

либо по одной, либо по другой модели. Патерналистская концепция принципиально отличается от

рыночной или партнерской, но каждая из них, учитывая многообразие существующих политических

установок, а также высокий уровень социально-экономической дифференциации отдельных

российских регионов, находит в России своих сторонников. Поэтому можно говорить не только об их

нелегком сосуществовании в рамках российской территориальной протяженности, но и об

определенном напряжении между этими двумя моделями, как на национальном, так и на

региональном уровне.

Безусловно, на характер культурной политики в России заметное влияние оказывает стремление

прямого переноса модели западной культурной политики, сформировавшейся на другой

экономической и политической почве, на российские условия. Однако подобный перенос просто не

возможен, в результате многие бывшие страны оказываются перед фактом отсутствия собственной

культурной политики, так как путем прямого заимствования такая политика вряд ли может быть

реализована.

Нельзя не согласиться с Эгле Саударгайте, советником Министерства культуры Литвы, которая

высказала в интервью, данном нам в ходе исследования, следующую точку зрения: «Мне кажется,

что люди с Востока часто хотят просто перенять западную модель культурной политики. Но это

большая ошибка. Механический перенос в нашей ситуации работать не будет. Ситуация крайне

динамична. Экспертиза культурной политики в Литве европейскими экспертами в 1997 году вскрыла

одни проблемы, сегодня они уже во многом другие. Интенсивно развиваются культурные индустрии,

которые серьезно меняют поле проблем. Хотя были рекомендации Совета Европы, суть культурной

политики не изменилась, стратегии в сфере культуры в нашей стране как не было, так и до сих пор

нет».

На концепцию культурной политики, условно называемой патерналистской, большое влияние

оказала социалистическая идеология, рассматривавшая культуру как идеологическую деятельность,

находящуюся под полным контролем государства, а, следовательно, полностью этим государством

поддерживаемую финансово. Поэтому патерналистская концепция построена на идеологии

государственного патронирования в обмен на идеологическую лояльность.

По мнению исследователей, эта концепция была доминирующей в России до 1970 – 90-х годов

прошлого века, поскольку поддерживала сохранение идеологии и социальных институтов, ее

распространяющих, прежде всего, в интересах политической элиты, осуществляя функции

социального контроля культурной политики. Но в то же время нельзя не признать, что такая

культурная политика и программы помощи работникам культуры, поддержание культурной

инфраструктуры были необходимы для сферы культуры в начале рыночных реформ, так как иначе

она могла оказаться на грани развала, не успев за столь короткий срок перестроиться на рыночные

рельсы. Именно поэтому государство продолжало финансировать учреждения культуры, обеспечив

заработную плату работникам этих учреждений и небольшие ресурсы на поддержание

инфраструктуры. Степень участия государства в решении проблем культурной политики была

довольно велика, при этом неуклонно соблюдался принцип посильного сохранения инфраструктуры

культурной сферы и сохранения кадрового потенциала работников культурной отрасли.

Однако в связи с кризисом патерналистской модели государства и социетальной

трансформацией российского общества произошло разочарование в эффективности данной модели, и

наметился частичный переход к партнерской модели культурной политики. Теперь перед сферой

культуры ставилась задача научиться зарабатывать деньги, чтобы хотя бы частично покрывать

расходы.

Концепция партнерства являлась инновационным подходом для России в том смысле, что

впервые в ее истории культурная политика рассматривалась не только как затратная сфера, но и

предполагалось, что сфера культуры может перейти от позиции «просителя» денег у государства или

региональных администраций к позиции «выживания за счет собственных усилий». Правда

некоторые критики до сих пор считают данную стратегию неоправданной, так как она ведет к

коммерциализации культуры, но в условиях недостатка финансовых средств вряд ли могут быть

найдены иные каналы для поддержания национальной культуры.

Сложность в реализации концепции партнерства или рыночной модели состоит, на наш взгляд, в

другом. Реализовать данную модель можно лишь тогда, когда изменится самовосприятие работников

культуры, и они будут согласны действовать как рыночные акторы. Одновременно в обществе и в

массовом сознании сформируется позитивный образ рыночной концепции, что позволит сфере

культуре действовать «по другим правилам».

Рассматривая существующее положение дел в культурной политике России, нетрудно заметить,

что в настоящее время негласно эти две различные по своей природе концепции просто

сосуществуют. Считается, что вместе они не могут существовать, так как являются

антагонистическими по своей природе. Однако есть государства, которые в реальных условиях

сочетают эти две политики, например, Франция, официально провозгласившая концепцию

общественной поддержки в качестве основы своей культурной политики и имеющая некоторые

законы, ценности и идеологию, относящиеся __________к концепции патернализма. Реально э то означает, что

время отказа от одной концепции в пользу другой пока не пришло даже в экономически развитых

государствах.

Так в какой же модели культурной политики нуждается сегодня Россия? Если обратиться к

российской действительности, то здесь, согласно нашей точке зрения, стоит также отказаться от

антагонизма между патерналистской и партнерской концепциями. Можно попытаться преодолеть

или уменьшить противоречия двух подходов путем совмещения политического курса и социальных

программ, относящихся к разным концепциям культурной политики. Здесь можно выделить три

методологических подхода по уменьшению напряжений между этими двумя концепциями.

Во - первых, мирное сосуществование двух противоположных концепций культурной политики

может быть объяснено тем, что они обслуживают различные по экономическим возможностям

регионы. Согласно этой точке зрения, некоторые регионы могут быть рассмотрены частично в

теоретических рамках концепции патернализма, другие – в теоретических рамках концепции

партнерства или рыночной модели. Некоторые регионы (регионы-реципиенты) могут быть

классифицированы как имеющие весьма низкий собственный ресурс для реализации необходимой

культурной политики. Они могут существовать только в условиях широкого патронирования сферы

культуры со стороны государства. Другие регионы могут быть рассмотрены как имеющие меньшую

степень дефицита ресурсов и способные к интегрированию в социальный «мейнстрим».

Во-вторых, регионы должны иметь возможность сами выбирать для себя, в пространстве какой

концепции культурной политики они будут существовать. Те из них, кто выбирает «сильный

вариант», должны иметь преимущества перед другими. Позитивность такого подхода заключается в

отсутствии требования формального перехода от одной концепции к другой. Более того, он является

наиболее эффективным в том плане, что позволяет выбирать ту или иную модель культурной

политики и с уважением относиться к автономии и пожеланиям самого регионального сообщества.

В-третьих, с нашей точки зрения, не стоит рассматривать обе концепции культурной политики

как антагонистические, лучше позиционировать их как концепции культурной политики, имеющие

право на существование, но не предлагающие законченного и полностью удовлетворяющего решения

проблем сферы культуры. К сожалению, концепция партнерства в отличие от концепции

патернализма в настоящее время позиционируется как революционное явление, причем последняя

концепция, как правило, рассматривается только в негативном ключе. Имеющиеся позитивные

моменты не упоминаются; в то же время, партнерская или рыночная концепция идеализируется,

возможные имеющиеся отрицательные черты даже не артикулируются.

В России существует двойственное отношение, касающееся ожиданий относительно места

культурной политики в обществе. Сейчас страна находится на стадии перехода к рыночной экономике

и пытается сформировать национальную концепцию культурной политики. С одной стороны, в

качестве приоритетной концепции культурной политики делается слабая попытка выбора рыночной

модели. Известно, что востребованность данного подхода высока, и даже экономически развитые

страны постепенно дрейфуют в сторону рыночной концепции для сферы культуры своих стран. Более

того, очевидно, что эта концепция является экономически выгодной для стран, взявших ее на

вооружение хотя бы частично.

С другой стороны, существует реальная опасность того, что политические элиты в России,

придерживаясь идеологии рыночной модели, начнут проводить недопустимый сегодня курс на

деинституционализацию, сворачивание государственной системы поддержки сферы культуры,

сокращение и так весьма скудных расходов на культуру, чего нельзя делать ни в коем случае. Именно

в России существует объективная необходимость сохранения большого сектора культурных услуг

для людей с ограниченными финансовыми возможностями из-за их бедственного экономического

положения.

Поэтому сегодня вопрос о национальной культурной политике требует концептуальной

проработки, а не популистских шагов, рассчитанных на короткую перспективу политического цикла.

Понятно, что поиск концептуальной модели культурной политики для России должен идти не по

принципу «усвоения» современных западных теорий, а по принципу их «осмысления». Причем

конструирование этих новых моделей должно осуществляться не за счет отказа от тех социальных

завоеваний, которые были достигнуты ранее, а на основе анализа и обобщения работающих и

адекватных схем реализации культурной политики, которые были предприняты на протяжении

десятилетий. В этой связи интегративная методология при разработке новой культурной политики,

отражающая одновременно глобальные тенденции, получает наибольшее число шансов быть

востребованной в России сегодня.__




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.