Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция14




1.Альтернативные подходы к теории фирмы

 

Фирма является одной из разновидностей организаций. В экономической теории существует несколько подходов к исследованию фирмы. Одни подходы игнорируют организационную природу фирмы, другие подходы ставят исследования организационной природы фирмы в центр своей проблематики.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как «черный ящик»

 

производственная функция

ресурсы ->ЧЕРНЫЙ ЯЩИК ->готовая продукция

 

Менеджмент в неоклассической теории решает задачу – выбрать максимизирующий прибыль объем выпуска продукции. Задача представлена в центре теории фирмы в трактовке теории цен. «В стандартной интерпретации, принятой в современной теории, фирмы представлены как множества производственных возможностей, к которым прилагается мотивация, связанная с извлечением прибыли».

Основные допущения неоклассической теории фирмы:

1. Единственность критерия выбора решения.

2. Неограниченность возможностей и обработки поступающей из внешней среды информации.

 

В институциональной экономике фирма рассматривается как экономическая организация, которая является альтернативным рынку способом хозяйственной координации, сопряженным с организационными издержками (рыночная координация связана с трансакционными издержками).

Неоавстрийская школа, неоинституционализм, марксистская политическая экономия, рассматривают фирму как одну из центральных экономических категорий. Среди неортодоксальных экономических течений различия в подходах к анализу фирмы довольно существенны. Разница между определениями отражает принципиальную позицию теории и состоит в том, на какой вид фирм или какой процесс, происходящий внутри фирмы, делается упор. Проблема дополнительно осложняется некоторой путаницей в определениях: наряду с категорией «фирма» активно используется термин «предприятие»,одними исследователями они используются как синонимы, другие вкладывают в них различное значение и содержание.

 

Е. Прескотт и М. Висшер определяют фирму как организационный капитал, понимая под этим информационные активы, воплощенные в знаниях и квалификации наемных работников. Фирма ими трактуется как организационная форма приобретения и использования информации, во многих случаях более дешёвая, чем заключение рыночных контрактов.

 

Й. Шумпетер использовал термин «предприятие», понимая под ним «осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются».

 

И. Кирцнер определяет фирму тем, что получается после того, как предприниматель завершил определенный процесс принятия предпринимательского решения– покупку ресурсов. Данное определение ставит во главу угла именно предпринимателя и его решения, не придавая существенного значения остальным факторам.

 

Г. Клейнер использует термин «предприятие», первый понимает под ним «организацию, самостоятельно систематически производящую товары и услуги для реализации за рамками организации, а также осуществляющую воспроизводство ресурсов».

 

С. Мастен считает фирму своеобразным институтом, так как в ней существуют и реализуются специфические правила и процедуры, регулирующие внутреннее допустимое поведение. Необходимо разделять категории «фирма» и «институт».

Г. Демсец критикует теорию фирмы с позиции трансакционных издержек, видит её слабость в отсутствии учёта издержек производства, что приводит к пренебрежению различиями между фирмами, если они не связаны с функцией контроля. Он предлагает определение фирмы как «пучка технологических, личностных, методических особенностей и установок, все это окружено и ограждено от внешнего мира изоляционным слоем фирменно-специфической информации, и невозможно с легкостью изменить или имитировать этот пучок».

 

Б. Клейн подвергает критике определение фирмы как сплетения контрактов и пучка правомочий на ресурсы, доказывая, что фирма – нечто большее, нежели частные группы формальных и неформальных контрактов, он включает в их состав ценные «бригадные» активы и развитые механизмы контроля и управления информацией.

 

Д. Крепс считает, что «фирма есть не что иное, как ее репутация в части умения справляться с непредвиденными обстоятельствами». При этом репутация рассматривается как субститут материальных активов. Даная трактовка является односторонней, в ней нет места таким ресурсам, как финансовые, человеческие и т.д, что чрезмерно упрощает фирму, даже как теоретическую модель.

 

Ф. Махлуп три теории фирмы:

- маржиналистским; - бихевиористским; - управленческим

К управленческим теориям относятся направления, исследующие взаимоотношения внутри фирмы между собственниками и управляющими –проблему «принципал–агент» и конфликт интересов, возникшие в связи с расширением масштабов функционирования корпораций и отделения функции собственности от управления.

Бихевиористский подход, отказывающийся от предпосылок маржиналистского анализа, предварительных гипотез и предположений, концентрирующий внимание на наблюдении за внешним поведением экономического субъекта, жестко критикуется Махлупом.

Ф. Махлуп защищает маржиналистскую теорию, отвечая на критику бихевиористов тем, что смешивать фирму как теоретический конструкт и как эмпирическую реальность, означает впадать в заблуждение. Сильную сторону неоклассической теории он видит именно в том, что реальность существования фирмы для данной теории не имеет значения.

Н. Розанова также выделяет три группы теорий фирмы:

•технологическая концепция фирмы, которая является основой классической и неоклассической теорий;

•институциональная теория фирмы;

•теоретические исследования поведения фирмы на базе теории игр, принимающие наличие фирм как некую данность, а их поведение стратегическим.

Критериями выделения данных групп теорий фирмы у Н. Розановой послужили следующие факторы:

•метод исследования поведения фирмы;

•факторы, объясняющие наличие в экономической системе фирм разного размера;

•факторы, объясняющие уровень концентрации в экономике в целом и в отдельных отраслях;

•оценка цели деятельности фирмы;

•объяснение разнообразия организационных форм фирмы;

•выбор ведущих поведенческих характеристик фирмы;

•общий механизм функционирования фирмы

 

2. Организация и обработка информации.

 

Функций, которую выполняют хозяйственные организации - это обработка и производство информации.

Причины существования фирмы:

1) Существование фирмы снижением уровня неопределенности на рынке (Фрэнк Найт);

2) Трансакционные издержки являются основой для существования фирмы (немалую долю которых составляют информационные издержки) - (Рональд Коуз)

3) Фирма возникает для снижения издержек оценки в процессе экономической деятельности (Йорам Барцель).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.