Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные обязанности граждан

Преобразование института в Восточную академию.

Как уменьшить избыточность системы?

 

 

1Образование северо-восточного археологического и этнографического института в Казани. Северо-восточный археологический и этнографический институт был образован в 1918 году и действовал по 1921 год. Он состоял из четырех отделений: археологическое, археографическое, этнографическое, восточное. Институт готовил специалистов по востоковедению и истории. Судя по расписанию, преподавание велось разносторонне. Преподавались такие предметы как монгольский и арабский языки, персидский язык, финские или турецкие наречия, мусульмановедение, мусульманское искусство, история религий, языкознание, история русской церкви, история Золотой Орды, музееведение, дипломатия, архивоведение, библиотековедение и множество предметов по источниковедению.

Преподавательский состав института также состоял из ярких личностей. Б.Ф.Адлер, Н.Ф.Катанов, С.Е.Малов, Н.Н.Фирсов являются величайшими учеными той эпохи. Большое внимание уделялось истории нашего края. Например, Н.Н.Фирсов вел курсы по истории Поволжья, Н.Ф.Катанов преподавал историю Золотой Орды.

В 1922 году сотрудники института приняли участие в Археологическом съезде, посвященного тысячелетии принятия ислам. Председатель Совнаркома Татарстана в 1921-1924 годах К.Г.Мухтаров заказал М. Г. Худякову написать книгу на эту тему.

По теме тысячелетия принятия ислама в Поволжье М.Г.Худяков пишет такие статьи, как «Тысячелетие мусульманской культуры в Поволжье», напечатанная в «Вестнике Просвещения Татарской республики» за 1921/1922годы и «Юбилей мусульманской культуры», изданная в журнале «Магариф». Есть отдельное издание - «Мусульманская культура в Среднем Поволжье». Он под руководством Г. Максудова и наркомом просвещения М. Ю. Брундукова выполняет эту задачу, указав значение ислама в культурной жизни татарского народа.

Музейную работу М. Г. Худяков удачно совмещал с преподавательской деятельностью. Судя по архивным страницам, в первом полугодии 1920 – 1921 гг. он вел практические занятия по первобытной археологии (чудской культуре) в Северо–восточном археологическом и этнографическом институте.

2. Преобразование института в Восточную академию. В 1920 году встал вопрос о преобразовании Северо-Восточного Археологического института. 11 ноября 1920 года при научном отделе Татнаркомпроса прошло заседание комиссии по ознакомлению с преподаванием археолого-этнографических наук в Татарстане. Здесь присутствовали ректор М.В. Бречкевич, профессора института Г. Шараф, Х. Мухутдинов, Г.Губайдуллин, Ф. Сайфи, М. Г. Худяков, Б. Н. Вишневский. М.Г.Худяков выполнял и обязанности секретаря.

На заседании обсуждался вопрос о преподавании востоковедения в Татарской республике. Г.Шараф доложил, что Научная комиссия вынесла постановление о превращении Северо-Восточного Археологического института в Восточную академию, и предложил часть наук, не связанных с востоковедением, передать в университет.

Одним из примечательных вопросов заседания была мысль о создании татарского высшего учебного заведения. Здесь Г.Шараф предложил две пути: либо слиться как восточный факультет университета, либо преобразить институт как высшее учебное заведение для татар.

Газиз Губайдуллин и все остальные профессора выступили против слияния института с университетом. Они были согласны с тем, что Татарская республика нуждается в собственном учебном заведении. На заседании прозвучали мысли о «татаризации» института. Г. Губайдуллин, Г. Шараф высказались за создание национального высшего учебного заведения для татарского народа. Вишневский, Бречкевич поддержали точку зрения о том, что надо привлечь слушателей из татарской молодежи, обеспечивать их материально.

В целом все присутствующие пришли к мнению необходимости создания на территории Татарской республики самостоятельного высшего учебного заведения для подготовки культурных работников из народных масс восточных республик.

15 декабря 1920 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров о преобразовании Северо-восточного археологического института в Восточную академию, которая начала работу в июле 1921 года. Она располагалась в зданиях бывшей Учительской семинарии и бывшего Галеевского училища.

М.Г.Худяков был назначен уполномоченным по учебной части Восточной академии. Параллельно он читал лекции по истории бронзового века Волжско-камского края и по фатьяновской культуре.

Ректором академии стал Гаяз Максудов. Кроме него в члены правления академии 30 ноября 1921 г. были избраны профессора С.Е.Малов и Н.Н.Фирсов.

Восточная академия считалась республиканской и подчинялась Наркомпросу. Первоначально решено было открыть четыре отделения: историко-археологическое, этнографическое, словесное, социально-экономическое. Как отмечено в документах, академия имела целью всестороннее изучение востока, распространение научных знаний на восток. Прием студентов осуществлялось по коллоквиуму. Студенты со средним образованием от экзаменов освобождались. Всего было принято 100 студентов.

Среди архивных документов сохранилось несколько рукописей М.Г.Худякова. В одном из отчетов уполномоченный по учебной части М.Г.Худяков пишет о трудностях организации учебного процесса в академии. В частности плохо было с освещением и отоплением. Из-за этого некоторые занятия проходили в здании университета. По причине отсутствия преподавателей по финно-угорской словесности не было открыто словесное отделение. Ее сделали частью этнографического отделения.

Как уполномоченный по учебной части, М. Г. Худяков составлял учебные планы, устав академии, отвечал за прием студентов и формировал кадровый состав. В одном из заседаний организационного комитета предложили пригласить преподавателей из Петрограда и из Финляндии.

М.Г.Худяков был ответственным за выборы деканов. Выборы состоялись в октябре месяце 1921 года. Деканом словесного факультета был избран Н. Ф. Катанов, историко-археологического факультета - Б.В.Миллер.

В обязанности уполномоченного по учебной части М.Г.Худякова входили организация студенческих собраний, участие в заседаниях учебного комитета и организационного комитета академии. В протоколах указаны доклады и отчеты М.Г.Худякова о ходе учебного процесса. В одном из отчетов упоминается о его неоднократных докладах, которых прочитал в течение отчетного времени на заседаниях организационного комитета, на комиссии по передаче Восточной Академии в ведение Главпрофобра. При заслушивании последнего доклада членами комиссии были указаны некоторые недостатки в организации учебного процесса, такие как отсутствие некоторых специальностей, организация учебных кабинетов, которые неоднократно указывались уполномоченным М. Г. Худяковым оргкомитету.

Учебные занятия в академии начались 3 октября 1921 года. При академии работала подготовительная школа для татар. Существовали музеи: исторический, археологический, геологический, антропологический.

Надо отметить, что Восточная академия - это первое крупное высшее учебное заведение, принадлежащее молодой Татарской республике. М. Г. Худяков здесь занимал ответственную и почетную должность. За работу уполномоченному учебной части М. Г. Худякову была назначена зарплата в 20 тысяч рублей, а за каждую лекцию ему оплачивали, как и остальным профессорам - 1440 рублей. Кроме денежных вознаграждений преподаватели получали академические пайки в виде продуктов и одежды. Сюда входили: мука 37 ф., крупа 12ф., горох 6 ф., мясо 16 ф., сахар 2 ф., а также кофе и табак. Говоря о материальной стороне дела, мы можем видеть в каких условиях жили и трудились представители интеллигенции татарского народа.

В период с октября по декабрь 1921 года М.Г.Худяков был занят организационными делами. По его отчетам мы видим, что он проделал большую работу по организации учебного процесса только что возникшего вуза. Некоторые административные работы, такие как организация учебных классов, музеев также входили в обязанности М. Г. Худякова.

В документах по личному составу М. Г. Худяков только однажды указан как археолог и историк местного края, известный своими работами по археологии булгар, Ананьинской культуре и истории Вятского края. К этому времени он имеет до 20 печатных работ.

В начале 1922 года число занятий М. Г. Худякова сокращается на 2 часа. В конце учебного 1922 года Восточная академия в протоколах упоминается как Восточно-педагогический институт.

Преподавательский путь М. Г. Худякова и судьба вышеуказанного вуза - это неотъемлемая часть истории татарского народа. В период формирования молодой Татарской республики развитие науки играла очень большую роль. И тогда, как и в современности стоял вопрос: будет ли у нас национальный вуз? Спор об этом мы привели выше.

 

 

Обязанности – составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина. И этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в главе 2 К РФ «Права и свободы человека и гражданина». Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, невозможны и права человека без обязанностей.

Принцип Единства прав и обязанностей получил отражение во Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требуют «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».

Исходя из этих общих положений, государства закрепляют в своих национальных законодательствах развернутый перечень обязанностей применительно к своим условиям и национальным интересам.

В обязанности граждан большинства демократических государств входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, охрана природы, памятников культуры. В конституциях отдельных государств говорится об обязанности трудиться (Япония, Италия, Эквадор и др.), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай).

Различают обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека существуют не в силу их государственного признания и конституционного закрепления, а связаны с самим фактом общественного бытия человека. Но в государственно-организованном обществе в силу их государственного признания они выступают в правовой оболочке в качестве обязанностей гражданина.

В мировой научной литературе идет дискуссия о том, какого рода обязанности было бы целесообразно провозгласить основными. Интересную классификацию предложил венгерский ученый Й. Виг. Он называет следующие обязанности:

1) никто не может препятствовать, ограничивать или ущемлять осуществление прав других;

2) каждый индивид обязан работать и действовать в соответствии со своими способностями во время осуществления и защиты интересов общества;

3) каждый гражданин обязан в соответствии со своими доходами и имущественным положением нести часть общественного бремени (налоги);

4) каждый обязан воздерживаться от оскорбления или ущемления чести и человеческого достоинства других путем распространения неверной, необоснованной информации, а также понижения общественного авторитета других лиц;

5) каждый индивид обязан заботиться о своих детях и о нуждающихся родителях;

6) каждый индивид обязан по возможности оказывать помощь нуждающимся в случае опасности, несчастного случая или катастрофы;

7) каждый должен воздерживаться от загрязнения окружающей среды;

8) индивид должен стремиться к соблюдению не только правовых, но так же политических и моральных норм;

9) в случае столкновения, неосуществимости, невыполнимости прав индивид не может применять насилие, а должен пытаться реализовать свои права с помощью переговоров, компромиссов или при помощи государства.

По аналогии с Декларацией прав и свобод человека Виг предлагает принять Декларацию основных обязанностей человека. Современное положение в мире (войны, насилие, групповой эгоизм, идеология индивидуализма) приводят к пренебрежению людьми своими обязанностями перед другими людьми и государствами. Статья про Солженицына в РГ. Александр Исаевич: меня часто приглашают на конференции, симпозиумы и т.д. по защите прав, а мне кажется, что прав у современного человека и так слишком много, не хватает обязанностей. Солженицын, как писатель, прежде всего, говорил о духовных и нравственных обязанностях человека.

Конституционные обязанности граждан РФ можно разделить на обязанности, формулы которых носят общий характер (они конкретизируются в специальных законах) и обязанности, формулы которых носят конкретный характер.

К первой группе относятся (общий характер):

G Соблюдать К РФ и ФЗ (ч.2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные, установленные законом обязанности. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, она распространяется и на иностранцев и на лиц без гражданства, поскольку невозможно допустить, чтобы кто-то имел привилегию не соблюдать действующие в стране законы. Соблюдение К – всеобщее правило, не знающее исключений. Помимо общей обязанности соблюдать К, существует прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч.5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действие которых направлены на насильственное изменение основ К строя и нарушение целостности РФ…;

G Сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Данная конституционная обязанность подкрепляется действующим природоохранительным и природоресурсным законодательством России. Конкретизируются в Лесном, Водном, Воздушном, Земельном кодексах, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире». Последний, например вводит ряд обязанностей граждан, например, соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, применять при пользовании животным миром гуманные способы;

G Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44). Данная К обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры»;

Выполнение этих обязанностей обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности – средствами административного и уголовного права.

Вторая группа обязанностей (конкретный характер):

G Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38). В этой статье закреплены 2 конституционные обязанности: родители обязаны заботиться о детях, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность граждан за судьбу своих родителей и детей. Здесь же обязанность обеспечения получения основного общего образования детьми (это обязанность родителей). Гражданское и семейное законодательство регламентируют правоотношения, вытекающие из данных конституционных обязанностей;

G Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Налоги могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами. Налоговым кодексом установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушения порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в ряде случаев и уголовную ответственность. Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций). Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГОВ???;

G Воинская обязанность (ст. 59). Защита Отечества и несение военной службы – это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования ВС РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Граждане несут военную службу в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного ФЗ права на освобождение или отсрочку от призыва. Уголовная ответственность. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев. Вопросы прохождения военной службы по контракту регулируются Положением, утвержденным Указом Президента РФ. Правовое положение военнослужащих определяется ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а так же граждане, относящиеся к коренным, малочисленным народам, имею право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое право закреплено К РФ и ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». АГС граждане проходят в организациях ВС в качестве гражданского персонала, а так же прикрепляются к Федеральной службе по труду и занятости. Если служба занятости заинтересована в альтернативщиках в своем регионе, то подают заявки по видам работ, профессий, должностей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основной недостаток ИВС в том, что это сигналы с пассивной паузой | Модели архитектур совместно используемой памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.