Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий

Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды от техногенных воздействий. Правовые меры охраны окружающей природной среды в промышленности. Правовые средства охраны окружающей природной среды в энергетике. Правовая охрана окружающей природной среды на транспорте.

Постановка вопросов

ТЕМА: ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ТРАНСПОРТЕ, В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКЕ, В СФЕРЕ СВЯЗИ И ОБОРОНЫ

ЛЕКЦИЯ 16.

Управление в период кризиса и банкротства, санация, ликвидация.

Управление в период кризиса - решающая и организующая деятельность при особых (сложных, опасных) условиях и обстоятельствах, оно постепенно ограничилось следующими действиями:

· перманентная диагностика состояния фирмы;

· мероприятия на случай нежелательного развития: без качественных формальных и содержательных изменений (например, программа консолидации); предусматривающие качественные и содержательные изменения (например, санация, объединение, преобразование);

· предупредительная ликвидация (защита от банкротства);

· конкурс или погашение (банкротство).

Преобразование (разделение, переход в другую форму и др.) применяются, когда анализ подтверждает невозможность сохранения предприятия в существующем виде, с целью найти выход из кризиса путем изменения формальной организации и правового положения. Часто вносится предложение раздробить предприятие с целью сохранения некоторых его частей, однако кредиторы часто критически относятся к подобному предложению, усматривая в нем стремление нанести им ущерб.

Санация является наиболее трудоемкой операцией и в большинстве случаев подразумевают полную перестройку предприятия. Сохранение предприятия зависит от того, как быстро и насколько эффективно оно сумеет избавиться от всех нежелательных явлений.

Ликвидация применяется в тех случаях, если при своевременном окончании деятельности предприятия будет предотвращено банкротство, она может быть вызвана внутренними или общими внешними экономическими причинами, а также происходит и по воле администрации предприятия, когда все другие мероприятия оказываются неэффективными.

 

 

 

Промышленность, энергетика и транспорт являются основными загрязнителями окружающей природной среды. Выбросы промышленных предприятий, объектов энергетики и транспорта в атмосферу, водоемы и недра на современном этапе развития достигли таких размеров, что в ряде районов, особенно в крупных промышленных центрах, уровни загрязнения существенно превышают допустимые нормы. В число неблагоприятных факторов, характеризующих ситуацию в промышленности, входят устаревшие технологии, высокая энергопотребляемость и материалоемкость, чрезвычайная степень концентрации промышленных объектов, отсутствие природоохранных систем и низкий уровень эксплуатационных технологий.

Преобладающее воздействие на загрязнение окружающей природной среды оказывают предприятия металлургического комплекса, электроэнергетики, топливной и химической промышленности. На металлургическую промышленность приходится 38 % загрязняющих веществ от стационарных источников. Химические предприятия ежегодно сбрасывают в открытые водоемы до 70 млн. куб. метров неочищенных или недостаточно очищенных стоков. Предприятия теплоэнергетики являются одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха. На них приходится около 30 % всех вредных выбросов в атмосферу от стационарных источников.

Ядерная энергетика также является фактором повышенной опасности. Огромную проблему представляют радиоактивные отходы, полный цикл переработки и хранения которых в нашей стране отсутствует. Все более ухудшающее воздействие на состояние воздушного бассейна крупных городов оказывает дорожно-транспортный комплекс, выбросы только передвижных источников которого составляет более 50 % от общего объема всех выбросов. Так, железнодорожный транспорт Украины использует приблизительно 170 куб. метров воды в год, из которых 40 % составляют безвозвратные потери. Ежегодные выбросы загрязняющих веществ железнодорожным транспортом составляет 20 тыс. тонн. Речной и морской транспорт также является значительными источниками загрязнения водных акваторий и атмосферы.

Комплексной проблемой, затрагивающей все отрасли экономики страны, являются отходы. Объем производства промышленных отходов составляет более 700 млн. тонн в год. Общая масса отходов, накопленных на территории Украины в наземных хранилищах, превышает 27 млрд. тонн, что составляет более 40 тонн на одного жителя Украины. Поскольку промышленность, энергетика и транспорт только в комплексе образуют единый экономический цикл, то решение проблем охраны окружающей природной среды в этих сферах должно обеспечиваться определенной системой мероприятий, на основе общих принципов правового регулирования. В связи с этим важное значение имеет принцип экологизации материального производства, основанный на комплексном решении вопросов охраны окружающей природной среды, использования и восстановления природных ресурсов, широкого внедрения современных ресурсосберегающих технологий.

Предотвращение и снижение вредного воздействия промышленного производства и транспорта на окружающую природную среду - одна из приоритетных задач природоохранной деятельности государства. Обеспечение экологической безопасности в техногенной сфере реализуется по следующим направлениям: осуществление преобразования техногенной среды и технического переоснащения производственного комплекса на основе внедрения современных научных достижений, применения энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, малоотходных и экологически безопасных технологических процессов и освоения возобновляемых источников энергии; организация эффективного экологического контроля за научно-исследовательскими работами по созданию объектов искусственного происхождения их проектирование, строительство и функционирование с целью управления техногенными нагрузками, рациональное использованием природных ресурсов и размещением продуктивных сил; совершенствование очистки вредных выбросов и отходов промышленных предприятий, повышение эффективности работы очистных сооружений, средств их контроля, внедрения и строгого соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов; решение проблем утилизации и использования всех видов отходов; снижение токсичности и нейтрализация вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей и других двигателей, постепенный переход на новые виды энергии и топлива.

Для реализации указанных направлений в стране осуществляется ряд экологических программ. Экологическая программа - это взаимосвязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение определенных экологических проблем. В этой связи программа. Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, утвержденная постановлением Верховной Рады Украины 188/98 от 5 марта 1998 года программа всеохватывающий характер. Она содержит подробную характеристику состояния окружающей природной среды во всех сферах, в том числе и техногенного производства, и намечает основные пути выхода из сложившегося экологического кризиса.

В нашей стране реализуется ряд программ, предусматривающих конкретные экономико-правовые меры по снижению загрязнения окружающей природной среды. К ним относятся Программа поэтапного прекращения использования этилированного бензина[1], и Программа Эталон[2], предусматривающая расширение использования этилового спирта в качестве энергоносителя и сырья для промышленности. Важное значение имеют программы, направленные на внедрение энергосберегающих технологий. Их реализация в промышленности позволит обеспечить экологический и экономический эффект, с повышением эффективности энергопотребления.

Комплексный, экономико-экологический характер носит постановление Кабинета Министров Украины от 21 сентября 1993 года «О мерах по углублению переработки нефти». Указанное постановление предусматривает механизм обеспечение потребностей Украины в моторном топливе за счет углубления переработки и эффективного использования нефтяного сырья, улучшения экологической обстановки, строительство объектов глубокой переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Оно содержит перечень объектов и мер, направленных на снижение вредных выбросов на нефтеперегонных заводах, а также локализацию источников и ликвидацию последствий загрязнения подземных вод.

Общие требования охраны окружающей природной среды должны выполнятся на всех стадиях производства, с учетом последствий деятельности промышленных объектов – экологических, экономических, демографических и нравственных. Решение этой задачи обеспечивается, во-первых, путем определения эколого-правового статуса объектов промышленности, энергетики и транспорта, и, во-вторых, путем законодательного закрепления экологического режима их производственно-хозяйственной деятельности.

В соответствии с Государственными санитарными правилами планирования и застройки населенных пунктов, санитарной классификацией предприятий, производств и объектов[3], предприятия подразделяются на пять групп, с установлением определенной санитарно-защитной зоны. Для предприятий и иных объектов законодательством установлены обязанности по обеспечению экологической безопасности. В соответствие со ст. 31 Закона «О предприятиях в Украине», предприятие обязано охранять окружающую среду от загрязнения и иных вредных воздействий. Аналогичные положения содержаться в законах «О транспорте», «О дорожном движении» и других законодательных актах.

Экологический режим производственно-хозяйственной деятельности объектов промышленности, энергетики и транспорта в зависимости от стадии и вида производства имеет различное содержание. Например, проектная документация, которая регламентирует хозяйственную деятельность, негативно влияющей на окружающую природную среду, согласно ст. 27 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», подлежит экологической экспертизе. В период строительства и ввода эксплуатацию экологический режим проявляется в требовании соблюдения природоохранных норм в процессе производственной деятельности.

Для предприятий, осуществляющих выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливаются предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, а для предприятий, производство которых физически воздействует на окружающую природную среду, предусмотрены допустимые уровни воздействия. Установление лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду является формой регламентации экологического режима предприятия.

Эколого-правовой статус объектов промышленности, энергетики и транспорта, в соответствии со ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды», отражается в степени их экологической опасности и закрепляется в экологическом паспорте и паспорте мест удаления отходов. Требования по их паспортизации определены в Инструкция о содержании и составлении паспорта мест удаления отходов[4].

Экологическая паспортизация предприятий является важной формой государственного регулирования качества окружающей природной среды от промышленного воздействия. Экологический паспорт промышленного предприятия является нормативно-техническим документом. Он включает данные об использовании предприятием природных ресурсов и влиянии производства на окружающую природную среду. Экологический паспорт в соответствии с государственным стандартом, содержит сведения о применяемых предприятиям технологий, количественных и качественных характеристиках используемых ресурсов, информацию о выпускаемой продукции, данные о выбросах, сбросах и отходах.

В экологическом паспорте указывается расположение данного предприятия с граничащими объектами, приводится карта-схема с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы, поверхностных вод и складирования отходов, определяются границы санитарно-защитной зоны жилых массивов, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха предприятием и сбросом сточных вод, дается краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия, сообщаются метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере. В экологическом паспорте приводятся технологические схемы производства, данные о составе и расходе сырья, вспомогательных материалов и энергоресурсов по видам продукции.

Сведения об использовании земельных ресурсов включают характеристику использования земли под здания и сооружения, склады, дороги, хранилища и свалки твердых отходов и накопления сточных вод. В целях учета объемов воды, использованной на предприятии, в экологическом паспорте приводится развернутая характеристика водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод. Для разработки проекта предельно допустимого сброса в паспорте указывается характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод, месторасположение водного объекта, минимальный среднемесячный расход воды и показатели качества водного источника.

В экологическом паспорте приводится подробная характеристика выбросов в атмосферу, с информацией об источниках загрязнения, а также сведения о газоочистительных установках. В паспорте содержатся сведения о загрязняющих веществах по их наименованию и количеству, объемам уловленных и обезвреженных веществ, количеству загрязняющих соединений, возвращенных в производство, значению разрешенного выброса или сброса. Таким образом, основной целью правового регулирования природоохранных отношений в сфере промышленного производства является нормирование качества окружающей природной среды путем установления системы правовых критериев. К ним относятся установление нормативов предельно допустимых концентраций (уровней), определение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов), регламентация развития промышленности с учетом экологических факторов, правовое закрепление требований к технологическим процессам, предусматривающим минимизацию вредных воздействий на окружающую природную среду побочных продуктов и отходов промышленного производства, а также их утилизацию и обезвреживание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кризисная ситуация, банкротство | Правовые меры охраны окружающей природной среды в промышленности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.