Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование обращения с отдельными видами отходов

Обращение с отходами представляет собой действия, направленные на предотвращение образования отходов, их сбор, перевозку, хранение, переработку, утилизацию, удаление, обезвреживание и захоронение, включая контроль за этими операциями и надзор за местами удаления отходов. Поэтому правовое регулирование обращения с отходами охватывает широкий круг действий, определение понятий и правовое содержание которых предусмотрено в утилизационном законодательстве. Так, например: сбор отходов – это деятельность, связанная с изъятием, накоплением и размещением отходов в специально отведенных местах или объектах, включающая сортировку отходов с целью дальнейшей утилизации или удаления; обработка или переработка отходов представляет собой осуществление любых технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов, с целью подготовки их к экологически безопасному сохранению, перевозке, утилизации или удалению и т.д.

Следует подчеркнуть, что Закон «Об отходах» устанавливает приоритетные требования по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами. В нём определены меры по снижению количества образования отходов, предусмотрено осуществление экологической стандартизации, выявлению бесхозяйных отходов, представление статистической отчётности об отходах, производство их учёта и паспортизации, ведение реестра объектов образования, переработки и утилизации отходов, осуществление мониторинга отходов и лимитирования их образования, подразделение на виды и классификации по степени опасности, регулирования внешнеэкономических операций с отходами и другие меры.

Для предотвращения или уменьшения объемов образования отходов и стимулирования внедрения малоотходных технологий на органы государственной исполнительной власти возложено осуществление следующих мероприятий: разработка и внедрение научно обоснованных нормативов образования отходов на единицу продукции (сырья и энергии); организация выполнения работ и предоставления услуг, которые регламентируют их количественный и качественный состав, соответствующий передовым технологическим достижениям; установление лимитов на образование отходов на основе утвержденных нормативов и удельных показателей их объемов; разработка системы мер обращения с импортными упаковочными материалами и тарой; разработка общих требований относительно обращения с бытовыми отходами; разработка системы информационного и научно-методического обеспечения производителей отходов сведениями о технологических возможностях уменьшения объемов образования и утилизации отходов; введение соответствующих правовых санкций за превышение лимитов на объемы образования и размещения отходов.

Классификация отходов осуществляется по степени их опасности и другим признакам, в соответствии с утверждёнными методиками[6]. По степени опасности отходы подразделяются на четыре класса, причём для каждого класса установлен особый правовой режим обращения и лимиты их образования. Однако в последнее годы наше законодательство постепенно переходит на международные классификации отходов, в соответствии с принятыми рекомендациями[7]. Порядок получения международного кода идентификации отходов регулируется Инструкцией по получению международного кода идентификации отходов, утверждённой приказом Минэкоресурсов[8].

Контроль за внешнеэкономическими операциями с отходами осуществляется в соответствии с Положением о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов, их утилизацией и удалением, утверждённым постановлением Кабинета Министров Украины[9]. Постановлением утверждены также Жёлтый и Зелёный перечни отходов. В свою очередь Жёлтый перечень отходов подразделяется на перечень группы «А» – особо опасные отходы, и перечень группы «Б» – опасные отходы, нуждающиеся в отдельном рассмотрении. Перевозка отходов Жёлтого перечня, как опасных отходов, осуществляется по особым более строгим правилам. Зелёный перечень отходов включает малоопасные отходы, внешнеэкономические операции с которыми осуществляются по упрощённой схеме.

Особо опасными отходами, требующими специальных средств и методов обращения, являются радиоактивные отходы, таящие в себе потенциальную и реальную опасность для окружающей природной среды и здоровья людей. Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами, их сбора, учёта, хранения, переработки, транспортировки, уничтожения и захоронения предусмотрено Законом «Об обращении с радиоактивными отходами»[10] от 30 июня 1995 года. Кроме этого в нашей стране действует Комплексная программа обращения с радиоактивными отходами[11], Программа рассчитана на период до 2005 год и для её реализации создана специальная Межведомственная комиссия. Правом на обращение с радиоактивными отходами обладают юридические и физические лица, имеющие выданное в установленном порядке разрешение органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.

Действующим законодательством установлены следующие требования обращения с радиоактивными отходами: обеспечение безопасности при проектировании, выборе площадки, строительстве, эксплуатации и снятия с эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; ведение учета радиоактивных отходов; обеспечение физической защиты радиоактивных отходов; обеспечение радиационного мониторинга мест хранения или захоронения радиоактивных отходов; обеспечение своевременного информирования органов государственной исполнительной власти о нарушениях в работе объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами; принятие мер по ликвидации аварий и их последствий.

С целью предупреждения неконтролируемого накопления радиоактивных отходов и обеспечения оперативного контроля за местами их нахождения и перемещения проводится государственный учет радиоактивных отходов. Этот учет включает ведение Государственного реестра радиоактивных отходов, Государственного кадастра хранилищ радиоактивных отходов и перечня мест временного хранения радиоактивных отходов. Захоронение радиоактивных отходов осуществляется только специализированными государственными предприятиями по обращению с радиоактивными отходами, на основании договора с производителями отходов. С момента подписания договора о передаче радиоактивных отходов, последние переходят в собственность государства. Захоронение радиоактивных отходов разрешается только в специально предназначенных для этого хранилищах радиоактивных отходов, с обеспечением мер радиационной безопасности.

Проектирование хранилищ радиоактивных отходов или объектов, предназначенных для обращения с ними, осуществляется в соответствии с учетом их ядерной и радиационной безопасности, как во время эксплуатации, так и после закрытия. Лицензия на строительство указанных объектов выдается после положительного заключения государственной экспертизы. Эксплуатация хранилищ допускается после получения лицензии на право обращения с радиоактивными отходами, при соблюдении норм, правил и стандартов ядерной и радиационной безопасности. Прекращение приема радиоактивных отходов и закрытие хранилищ проводится в соответствии с проектами, нормами, стандартам и правилам радиационной безопасности.

В сфере лицензирования деятельности по использованию ядерных отходов действует Положение о перечне и требованиях по форме и содержанию документов, предоставляемых эксплуатирующей организацией для получения лицензий на осуществление деятельности на конкретном этапе жизненного цикла хранилища для захоронения радиоактивных отходов, утверждённое приказом Минэкоресурсов от 15 августа 2000 года. При этом особые требования предъявляются к структуре и содержанию отчётов о безопасности поверхностных хранилищ радиоактивных отходов[12].

В ст. 32 Закона «Об отходах» предусматривается запрет на использование результатов научных исследований, внедрение в практику изобретений, применение новой техники, технологии, импортное оборудование и системы, если они не предусматривают предотвращение или минимизацию объёмов образования отходов на всех стадиях технологического процесса, их утилизацию и безопасное удаление. Законом предусматривается также периодический просмотр установленных нормативов образования отходов, направленный на уменьшение их объемов, с учетом передового отечественного и зарубежного опыта и экономических возможностей.

Особые правила установлены для обеспечения экологической безопасности при осуществлении операций с металлоломом. В соответствии со ст. 1 Закона «О металлоломе» от 5 мая 1999 года, металлолом – непригодные для прямого использования изделия или части изделий, утратившие эксплуатационную ценность и содержащие в себе чёрные или цветные металлы или их сплавы, а также изделия с неисправимым металлическим браком, остатки от производства и обработки чёрных и цветных металлов и их сплавов. Несмотря на то, что определение металлолома является близким к понятию отходов, тем не менее, ст. 2 Закона «О металлоломе» устанавливает, что Закон «Об отходах» не распространяется на отношения, возникающие в процессе осуществления операций с металлоломом.

Такое разграничение отходов и металлолома имеет определённое практическое значение. Например, операции с металлоломом подлежат лицензированию по п. 35 ст. 9 Закона «О лицензировании определённых видов хозяйственной деятельности», а лицензирование операций с отходами – по п. 37 и 38 указанной статьи. Операции с отходами и ломом драгоценных металлов и драгоценных камней регулируются отдельно в соответствии с требованиями Закона «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» от 18 ноября 1997 года.

Законом «Об альтернативных видах редкого и газового топлива» от 14 января 2000 года заложена правовая основа для использования в качестве альтернативных видов топлива различных отходов и соответствующие требования по соблюдению экологической безопасности при проведении этого вида деятельности. К организационно-экономическим мероприятиям по обеспечению утилизации отходов и уменьшения объемов их образования относятся: лимитирование объемов образования и размещения отходов; установление нормативов платы и размера платежей за размещение отходов с дифференциацией платежей в зависимости от уровня опасности отходов и ценности территории; предоставление субъектам предпринимательской деятельности, которые утилизируют, снижают объемы образования отходов и внедряют в производство малоотходные технологии, в соответствии с законодательством налоговых, кредитных и иных льгот; предоставление в установленном законодательством порядке налоговых, кредитных и иных льгот субъектам предпринимательской деятельности, которые сдают отходы как вторичное сырье и занимаются собором и заготовкой таких отходов; определение приоритетов относительно финансирования по государственному контракту предприятий, которые внедряют малоотходные технологии, обезвреживают и утилизируют отходы; пересмотр перечня отходов, относительно которых с учетом государственных интересов должен устанавливаться специальный режим стимулирования их собора, заготовки и использования; целевое финансирование научно-исследовательских работ по конкретным проблемам утилизации отходов и снижения объёмов их образования; предоставление возможности оставлять часть средств от платежей за размещение отходов на финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшения объемов их образования в соответствии обоснованными инвестиционным проектами и программами; создание фондов для целевого финансирования мероприятий по утилизации отходов за счет добровольных взносов производителей отходов, их собственников, отечественных и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, отдельных граждан и экологического страхования.

Хранение и уничтожение отходов осуществляются в соответствии с требованиями экологической безопасности и способами, которые обеспечивают максимальное использование отходов или передачу их иным потребителям. Уничтожение отходов должно обеспечивать возможность безопасной утилизации или захоронения остаточных продуктов. Хранение и уничтожение отходов осуществляются в местах, определенных органами местного самоуправления с учетом требований земельного и природоохранного законодательства, при наличии специальных разрешений, в которых определены объемы отходов соответственно установленным лимитам и условиям их сохранения.

Объекты обращения с отходами подлежат государственной санитарно-гигиеничной экспертизе. На каждое место или объект хранения или уничтожения отходов составляется специальный паспорт, в котором отмечаются наименования и код отходов, их количественный и качественный состав, происхождение, а также технические характеристики мест или объектов хранения или уничтожения и сведения о методах контроля и безопасной эксплуатации этих мест или объектов.

Для обеспечения сбора, переработки, хранения и анализа информации об объектах создания и утилизации отходов ведется их реестр. В реестре определяется номенклатура, объемы создания, количественные и качественные характеристики отходов, информация об обращении с ними и способы уменьшения объемов создания отходов и уровня их опасности. Реестр объектов создания, переработки и утилизации отходов ведется на основе данных производителей отходов и сведений специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

С целью определения и прогнозирования влияния отходов на окружающую природную среду, своевременного выявления их негативных последствий, а также предотвращения и ликвидации промышленных и бытовых отходов, их производители, собственники и специально уполномоченные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды осуществляют мониторинг мест возникновения, хранения и удаления отходов. В соответствии с законодательством, обязанности по принятию эффективных мер снижения объемов образования отходов, а также их утилизации, уничтожения и размещения возложены на собственников отходов.

За размещение отходов субъекты предпринимательской деятельности вносят определённую плату. Размер платы устанавливается на основе нормативов, которые рассчитываются на единицу объема образованных отходов, в зависимости от уровня их опасности и ценности территории, на которой они размещаются. За сверхлимитное размещение отходов плата взимается в повышенном размере. Полученные средства от размещения отходов зачисляются в соответствующие фонды охраны окружающей природной среды согласно действующему законодательству.

В соответствии с Законом «О предпринимательстве», деятельность, связанная с обращением с опасными отходами, трансграничное обращение с отходами и деятельность, связанная со сбором отдельных видов отходов как вторичного сырья осуществляется на основании специальных разрешений. Транспортировка опасных отходов разрешается лишь при наличии их паспорта и разрешения на обращение с ними и только специально оборудованными для этого транспортными средствами. Складирование и захоронение опасных отходов разрешается только в специально оборудованных местах и осуществляется на основании разрешений, выданных в установленном порядке. Проведение иных видов деятельности, не связанной с обращением с опасными отходами, на территории, отведенной для их размещения, запрещается.

 

4. Разрешение споров, виды правонарушений в сфере обращения с отходами и юридическая ответственность за их совершение

Разрешение споров, возникающих в сфере обращения с отходами, в соответствии со ст. 44 Закона, осуществляется судами в установленном законодательством порядке. Судебный порядок разрешения споров, связанных с обращением с отходами, распространяется как на их рассмотрение судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. При этом суды общей юрисдикции рассматривают такие споры с участием граждан в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством, а арбитражные суды – между предприятиями, учреждениями и организациями согласно требованиям арбитражно-процессуального законодательства. Судебные споры могут возникать в связи с образованием, сбором, перевозкой, хранением, переработкой, утилизацией, удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, их отрицательным воздействием здоровье человека и окружающую природную среду и т.д.

Не смотря на императивное содержание приведенной нормы утилизационного закона, указывающего только на судебный порядок рассмотрения споров, возникающих в сфере обращения с отходами, тем не менее, они могут рассматриваться и в административном порядке. Это относится к спорам, связанным с воздействием отходов на окружающую природную среду, санитарно-эпидемиологическое состояние населённых территорий, охрану здоровья населения и т. п., на что содержится прямое указание в экологическом и санитарном законодательстве. Так, согласно ст. 67 природоохранного закона, споры в области охраны окружающей природной среды решаются не только судами, но и соответствующими Советами или созданными ими органами, в соответствии с их компетенции и в порядке, установленном законодательством. Однако их решения по рассмотренному спору могут быть обжалованы в судебном порядке.

Рассмотрение споров, связанных с трансграничной перевозкой отходов, может осуществляться в порядке, предусмотренном международными договорами. Но споры по трансграничному загрязнению окружающей среды отходами могут носить и межгосударственный характер, например, между соседними странами. Они свойственны и спорам украинских предприятий, учреждений и организаций с предприятиями, учреждениями и организациями других государств. В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды», такие споры подлежат рассмотрению комиссиями, которые образуются на паритетных началах из украинских представителей и заинтересованных государств, или третейским судом.

Правонарушения в сфере обращения с отходами, причиняющие вред окружающей природной среде, не редкое явление в реальной действительности. Ими, в соответствии со ст.42 Закона являются: нарушение установленного порядка обращения с отходами, которые привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, прямого или опосредствованного вредного влияния на здоровье человека и причинение экономических убытков; самовольное складирование или удаление отходов; нарушение порядка ввоз в Украину, вывоза и транзита через ее территорию отходов и вторичного сырья; невыполнение распоряжений и предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за операциями обращения с отходами и за местами их удаления; утаивание, искажение или отказ от предоставления полной и достоверной информации по запросам должностных лиц и граждан и их объединений по безопасности образования отходов и обращение с ними, в том числе об их аварийных сбросах и соответствующих последствиях; утаивание превышения установленных лимитов на объемы образование и размещение отходов; смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых существует соответствующая технология, без специального разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды; нарушение правил ведение первичного учета и осуществления контроля за операциями обращения с отходами; нарушение сроков представления и порядка отчетности по образованию, использованию, обезвреживанию и удалении отходов; невыполнение требований по обращению с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, переработки, утилизации, обезвреживания, удалении и захоронении, которое привело к отрицательным экологическим и санитарно-эпидемическим последствиям или нанесло материальный либо моральный вред; передача отходов с нарушением установленных правил хранения, переработки или удаления предприятиями или организациями, которые не имеют соответствующего разрешения на проведение этих операций; нарушение установленных правил и режима эксплуатации установок и производств по обработке и утилизации отходов, а также полигонов для хранения или захоронения промышленных, бытовых и других отходов (мусоросвалок, шламохранилищ, золоотвалов и т.п.); производство продукции из отходов или с их использованием без соответствующей нормативно-технической и технологической документации, согласованной в установленном порядке; несоблюдение условий ввоза отходов на территорию Украины; несвоевременное внесение платежей за размещение отходов.

Лица, виновные в совершении указанных правонарушений в сфере обращения с отходами, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности. Вместе с тем юридическая ответственность может быть установлена и за другие нарушения законодательства об отходах.

Дисциплинарная ответственность за нарушения законодательства об обращении с отходами может применяться к работникам предприятий, учреждений и организаций по нормам трудового законодательства. Так, на рабочих и служащих, а также на руководящих работников и специалистов могут быть наложены дисциплинарные взыскания в виде объявления выговора или увольнения с работы за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих трудовых обязанностей по перевозке, хранению, переработке, утилизации, обезвреживанию, удалению и захоронению отходов. При этом согласно ст. 1471 КЗоТ на работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам, положениям и иным актам законодательства о дисциплине, дисциплинарные взыскания могут налагаться вышестоящими органами, а работники, занимающие выборные должности, могут быть уволены по решению избравшего их органа и лишь по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

В случаях, когда в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения работниками своих трудовых обязанностей по обращению с отходами причинён материальный вред, согласно ст. 130 КЗоТ может иметь место трудоправовая материальная ответственность. Такая ответственность применяется лишь за прямой действительный ущерб, только в порядке и в пределах, предусмотренных законодательством. Она применяется при условии, если такой ущерб причинен окружающей природной среде виновными противоправными действиями (бездействием) работника. Трудоправовая материальная ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полного размера причиненного вреда, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательством.

Гражданско-правовая ответственность за совершённые правонарушения в сфере обращения с отходами наступает в форме возмещения причинённого вреда. В соответствии со ст. 43 Закона, предприятия, учреждения, организации и граждане, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства обязаны возместить вред, причиненный ними вследствие нарушения законодательства об отходах, в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

Практические сложности применения гражданско-правовой ответственностиза правонарушения в сфере обращения с отходами связаны с определением размеров причинённого вреда, например, санитарно-эпидемическому состоянию населённых пунктов, качеству окружающей природной среды территории или региона, отдельным природным объектам и их ресурсам и т.д. Размеры вреда, как правило, определяются на основании существующих Такс или Методик исчисления размеров возмещения вреда, причинённых соответствующим природным объектам. Кроме того, определённые виды отходов представляют повышенную экологическую опасность для окружающей среды и здоровья человека. Поэтому их владельцы в соответствии с нормами гражданского законодательства могут привлекаться к гражданско-правовой ответственности как владельцы источников повышенной опасности.

Административная ответственность за нарушения законодательства об отходах наступает на основании норм Кодекса об административных правонарушениях. Такая ответственность, например, предусмотрена в ст. 42 - нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, ст. 82 - нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов, ст. 83 - нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов, токсичных химических веществ и других препаратов, ст. 901. - невыполнение правил и норм в процессе создания, производства, хранения, транспортировки, использования, обезвреживания, ликвидации, захоронения микроорганизмов, биологически активных веществ и продуктов биотехнологий и других нормах административного законодательства.

Наиболее распространёнными формами административной ответственности за нарушения требований законодательства об отходах являются административное предупреждение и наложение административного штрафа. Они применяются соответствующими органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами в пределах своей компетенции и в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства об обращении с отходами предусмотрена в нескольких статьях Уголовного кодекса. Она может наступать, например, по ст. 2271 - утаивание или искажение сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения, ст. 2272 - заготовка, переработка или сбыт радиоактивно загрязненных продуктов питания либо иной продукции, ст. 228 - загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, ст. 2281 - загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря либо другими отходами и материалами, ст. 2287 - незаконный ввоз на территорию Украины отходов и вторичного сырья. Так, согласно ч. 1 ст. 2287, ввоз на территорию Украины или транзит через ее территорию отходов либо вторичного сырья без надлежащего разрешения наказывается штрафом до семидесяти пяти минимальных размеров заработной платы, а ч. 2 - ввоз веществ либо материалов, относящихся к категории опасных отходов, запрещенных к ввозу, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет или наложение штрафа до ста пятидесяти минимальных размеров заработной платы.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

Об охране окружающей природной среды: Закон Украины от 25 июня 1991 года. //Ведомости. – 1991. – № 41. – Ст. 546 с изменениями, внесенными Законом № 186/98 от 5 марта 1998 года, Законом № 1288 от 14 декабря 1999 года и последующими изменениями.

Об обращении с радиоактивными отходами. Закон Украины от 30 июня 1995 года.

О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними. Закон Украины от 18 ноября 1997 года.

Об отходах: Закон Украины от 5 марта 1998 года. //Ведомости. - 1998. - № 36-37. - Ст. 242.

О металлоломе. Закон Украины от 5 мая 1999 года. // Ведомости. – 1999.

Об альтернативных видах редкого и газового топлива. Закон Украины от 14 января 2000 года. //Урядовий кур’єр от 1 марта 2000 года.

Общегосударственная программа обращения с токсичными отходами. Утверждена Законом Украины от 14 сентября 2000 года.

Программа использования отходов производства на период до 2005 года. Утверждена постановлением Кабинета Министров Украины № 668 от 28 июня 1997 года.

Комплексная программа обращения с радиоактивными отходами. Утверждена постановлением Кабинета Министров Украины № 542 в редакции от 5 апреля 1999 года.

Положение о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов, их утилизацией и удалением. Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины № 1120 от 13 июля 2000 года.

Инструкция по получению международного кода идентификации отходов. Утверждена приказом Минэкоресурсов № 165 от 16 октября 2000 года.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении от 22 марта 1989 года. //Охрана окружающей среды. Международные правовые акты: Справочник. - Санкт-Петербург, 1994 год.

Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов //STSGAC.101Rev.8. United Nations, New York, 1993.

 

Братчиков В.Г. Развитие системы управления промышленными отходами на уровне предприятия и региона. К.,1999.

Бройде З.С. Стандартизация обращения с отходами. //Экология и промышленность. М., 1999.

Каракаш И. И. Право собственности на производственные и бытовые отходы. //Проблемы сбора, переработки и утилизации отходов. Одесса, 2000.

Природноресурсовий потенціал сталого розвитку України. К., 1999.

Токсичне и другие опасные отходы. //Европейское региональное бюро ВОЗ - Копенгаген, 1979.


[1] См.: Об отходах. Закон Украины от 5 марта 1998 года, далее - Закон. //Ведомости. - 1998. - № 36-37. - Ст. 242.

[2] См.: Постановление Кабинета Министров Украины № 668 от 28 июня 1997 года.

[3] См.: Закон Украины от 14 сентября 2000 года.

[4] См.: ДСТУ 2156-93, п. А.2.10. Безпечність промислових підприємств. Терміни та визначення.

[5] См.: Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении от 22 марта 1989 года. //Охрана окружающей среды. Международные правовые акты: Справочник. - Санкт-Петербург, 1994.

[6] В настоящее время действует ДК 005-96 «Класифікатор відходів» и Довідково-методичні настанови щодо застосування ДК 005-96 «Класифікатор відходів».

[7] Международные коды идентификации отходов, коды Европейского каталога отходов, коды Гармонизированной системы описи и кодировки товаров, коды ООН и другие. Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов //STSGAC.101Rev.8. United Nations, New York, 1993.

[8] См.: Приказ Минэкоресурсов № 165 от 16 октября 2000 года.

[9] См.: Постановление Кабинета Министров Украины № 1120 от 13 июля 2000 года.

[10] См.: Ведомости. 1995. № 27. Ст. 199.

[11] См.: Постановление Кабинета Министров Украины № 542 в редакции от 5 апреля 1999 года.

[12] См.: Приказ Минэкоресурсов № 154 от 2 октября 2000 года.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности правового регулирования отношений собственности на отходы и управления в сфере обращения с отходами | Полупроводниковые резисторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.