Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единая система предотвращения чрезвычайных экологических ситуации




Единая государственная система предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации определена в ДСТУ 3891-99. Центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения осуществляют надзор за снижением влияния техногенных процессов и обеспечением природной безопасности. Они организовывают работы по предотвращению техногенных явлений и чрезвычайных ситуаций, а в случаях их возникновения обеспечивают защиту населения и окружающей природной среды.

Раздел ІІІ Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» посвящён единой государственной системе органов исполнительной власти по вопросам предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера. Исторически, правовое обеспечение функционирования системы осуществлялось в нашем государстве Законом «О гражданской обороне» от 3 февраля 1993 года. В последующем 7 июля 1995 года была принята Концепция создания системы государственных органов. Исходя из смысла раздела ІІ Концепции, в отличие от законодательства о гражданской обороне, формирующего основу организационной структуры этой системы, законодательство должно было установить конкретные меры, которые приниматься государственными органами для управления неблагоприятными экологическими ситуациями. Однако раздел V Концепции строит организационную структуру системы государственных органов, отличную от той, которая содержится в законодательстве о гражданской обороне.

Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, утверждённые постановлением Верховной Рады 5 марта 1998 года, определили мероприятия по созданию завершённой системы органов в нашей стране. Постановлением Кабинета Министров Украины № 1198 от 3 августа 1998 года, в развитие положений «Основных направлений...» утверждено Положение о системе государственных органов. В соответствии с Положением, в неё включаются также аварийные и поисково-спасательные службы. Между тем, в соответствии со ст. 2 Закона «Об аварийно-спасательных службах», он принят в развитие Закона «О гражданской обороне». Из этого следует, что сегодня в нашей стране имеет место попытка создания альтернативной гражданской обороне системы управления неблагоприятными экологическими ситуациями. Такую попытку нельзя признать удачной, т.к. она может привести к дублированию компетенции органов системы гражданской обороны и системы органов управления неблагоприятными экологическими ситуациями. В связи с тем, что эта система окончательно не сформировалась, систему органов управления неблагоприятными экологическими ситуациями следует рассматривать в рамках системы гражданской обороны в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 5 Положения о системе органов управления неблагоприятными экологическими ситуациями, она состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем соответствующих уровней. Типовое положение о функциональной подсистеме, утверждённое приказом Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы № 387 от 21 декабря 1998 года устанавливает, что функциональная подсистема системы органов управления неблагоприятными экологическими ситуациями представляет собой составную часть общей системы органов, создающуюся на базе министерств и других центральных органов исполнительной власти, включающую их региональные и местные структурные подразделения, подчинённые государственные предприятия, учреждения и организации с соответствующими средствами, осуществляющие в пределах своей компетенции надзор за обеспечением техногенной и природной безопасности, организовывающие проведение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций и реагирование в случае их возникновения с целью защиты населения и окружающей среды, а также снижения материальных потерь.

В настоящее время в Украине функционируют следующие функциональные подсистемы: подсистема информационного обеспечения; подсистема учебно-методического и кадрового обеспечения; подсистема защиты сельскохозяйственных животных и растений; подсистема спасения и ликвидации опасных загрязнений вод и другие. Структурно в эту систему входят силы и средства оперативного реагирования, а также фонды финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов. Силы и средства реагирования функционируют в соответствии с Законами «Об аварийно-спасательных службах» от 14 декабря 1999 года, «О войсках гражданской обороны» от 24 марта 1999 года, «Об участии граждан в охране гражданского порядка и государственной границы» от 22 июня 2000 года и другими законодательными актами.

Аварийно-спасательные службы могут быть специализированными и неспециализированными, созданными на профессиональной и непрофессиональной основе. Аварийно-спасательные службы подразделяются на государственные, коммунальные и объектовые. Особым видом государственных аварийно-спасательных служб является Государственная служба медицины катастроф, задача которой состоит в оказании гражданам и спасателям бесплатной медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Структура аварийно-спасательной службы состоит из органа управления и его сил, состоящих из аварийно-спасательных формирований и вспомогательных подразделений. Кроме аварийно-спасательных служб в соответствии с Законом «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» могут создаваться общественные формирования по охране общественного порядка.

Содержанием правового режима зонычрезвычайной экологической ситуации является система мер, направленных на обеспечение экологической безопасности в зоне. Закон «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13 июля 2000 года устанавливает общие требования системы мер, направленных на устранение последствий чрезвычайной ситуации, а само содержание указанных мер отнесено к компетенции Президента Украины.

Раздел ІІІ Закона позволяет обозначить следующую систему мер по обеспечению экологической безопасности в зоне: выделение государством дополнительных финансовых и материальных ресурсов из государственного бюджета, резервного фонда Кабинета Министров и других источников, достаточных для нормализации экологической ситуации; возмещение убытков потерпевшим и оплату труда граждан, занятых в ликвидации чрезвычайной экологической ситуации; введение специального режима поставок продукции для государственных нужд; реализацию комплексных целевых программ общественных работ; введение чрезвычайного положения с обеспечением соответствующих мер, предусмотренных Законом «О правовом режиме чрезвычайного положения»; привлечение на добровольной основе граждан и транспортных средств для осуществления мер, по устранению последствий неблагоприятной экологической ситуации; привлечение для проведения аварийно-спасательных работ военизированных формирований; наблюдение за состоянием окружающей среды в зоне.

В соответствии с действующим законодательством в зоне могут устанавливаться ограничения на определённые виды деятельности, если они представляют повышенную экологическую опасность для людей и природных объектов. Так, например, ч. 2 ст. 42 Закона «О животном мире» запрещает добывать и использовать диких животных, терпящих бедствие в чрезвычайной экологической ситуации.

В соответствии со ст. 6 Закона, в Указе Президента об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации должны предусматриваться конкретные меры, адекватные ситуации. Например, такие меры предусмотрены в Указе Президента «Об объявлении территорий в пределах населённых пунктов Болеславчик, Мичурино, Пидгирья, Чаусово-1, Чаусово-2 Первомайского района Николаевской области зоной чрезвычайной экологической ситуации» от 31 августа 2000 года. В соответствии с п. 2 Указа на Кабинет Министров возлагается обязанность выделить необходимые средства для проведения мероприятий, связанных с нормализацией экологической ситуации, организовать оказание медицинской, санаторной и социальной помощи больным, обеспечить проведение профилактических работ по оздоровлению населения и предусмотреть в проекте Закона «О государственном бюджете на 2001 год» ассигнования на проведения этих мер. Вместе с Николаевской облгосадминистрацией: обеспечить контроль за качеством продуктов питания и продовольственного сырья, источниками водоснабжения, состоянием окружающей среды; осуществить неотложные меры по обеспечению учебно-воспитательного процесса для предотвращения вреда здоровью детей; принять неотложные меры по обеспечению населения качественной питьевой водой, запретить использование воды, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам; установить порядок передвижения в зоне и определить порядок землепользования в ней; обеспечить информирование населения о ситуации в зоне; рассмотреть вопрос о внесении предложений по законодательному обеспечению социальной защиты населения, возмещения причинённого ему вреда и целесообразности введения ограничений на определённые виды деятельности; изучить вопрос о необходимости привлечения международной помощи.

Качество Закона значительно снижается ввиду отсутствия в нём тех положений, которые должны содержаться, в частности, согласованной системы мер по обеспечению экологической безопасности в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Указанный пробел в известной степени восполняется Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» от 08 июня 2000 года, раздел ІІ которого устанавливает следующую систему мер обеспечения экологической безопасности в зоне: меры по информированию и оповещению о чрезвычайной ситуации; меры по наблюдению за развитием чрезвычайной ситуации; укрытие населения в защитных сооружениях; эвакуационные меры; инженерные меры защиты населения; медицинские меры защиты населения; меры биологической защиты населения; меры радиационной и химической защиты населения.

Указанные меры соответствуют Концепции защиты населения и территорий в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, одобренной Указом Президента № 284/99 от 26 марта 1999 года. Вместе с тем, перечисленные меры не носят системный характер, как это предполагается правовым режимом зоны, а представляют собой лишь совокупность мер. Программой предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера на 2000 - 2005 годы, утверждённой постановлением Кабинета Министров № 1313 от 22 августа 2000 года, только к концу 2001 года предполагается разработать механизм государственного регулирования в сфере аварий, катастроф и экологических бедствий.

Вполне понятно, что каждый случай чрезвычайной экологической ситуации носит обособленный характер и требует принятия системы мер, адекватных конкретной ситуации. Тем не менее, определённые системообразующие факторы следовало бы закрепить в законодательстве. Система мер в зоне чрезвычайной экологической ситуации должна включать: мероприятия общего характера, свойственные для всех стадий ликвидации её последствий - оповещение, наблюдение, контроль, материально-техническое обеспечение, наделение государственных органов специальными полномочиями и другие; на стадии после установления правового режима зоны - сбор данных об экологической ситуации в зоне, её оценка, разработка программы действий по устранению неблагоприятных последствий; неотложные меры по обеспечению безопасности населения, в том числе укрытие в убежищах и эвакуация; недопущение ущерба окружающей среде и имуществу, находящемуся в зоне; проведение неотложных аварийно-спасательных работ; локализация и устранение источника чрезвычайной ситуации, в т. ч. введение карантина; выполнение восстановительных работ и ликвидация последствий чрезвычайной экологической ситуации; социальное обеспечение пострадавших и возмещение причинённого ущерба; возвращение территории зоны к обычной жизни и возвращение ранее эвакуированного населения.

Меры оповещения о чрезвычайных ситуациях регулируются Положением об организации оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях, утверждённым постановлением Кабинета Министров № 192 от 15 февраля 1999 года, программами создания правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций и другими нормативными актами. Предоставление государственным органам специальных полномочий, предусматривается в отдельных нормативных актах. Так, например, ст. 6 Закона «Об аварийно-спасательных службах» предусматривает право аварийно-спасательных служб бесплатно получать от предприятий, учреждений и организаций, органов государственной власти информацию, необходимую для выполнения возложенных на аварийно-спасательную службу задач; беспрепятственного доступа на объекты и территории с целью выполнения работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций; требовать от всех лиц, находящихся в зоне, соблюдения её правового режима.

В соответствии с п. 5 Положения о Министерстве по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, утверждённого Указом Президента № 1005/96 от 28 октября 1996 года, это Министерство имеет право ограничивать, прекращать или запрещать проведение работ на радиоактивно загрязнённых территориях. Примерная система мер на каждой стадии ликвидации последствий чрезвычайной экологической ситуации содержится в Положении о гражданской обороне, утверждённом постановлением Кабинета Министров № 299 от 10 мая 1994 года.

Закон «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» в ст. 10 устанавливает примерный перечень мер, которые могут применяться в случае введения в пределах зоны чрезвычайного положения. Этот перечень не является исчерпывающим, т. к. в случае введения чрезвычайного положения в зоне могут применяться и другие меры, определённые Законом «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 16 марта 2000 года. Система этих мер выглядит следующим образом: установление особого режима въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по зоне; ограничение движения транспортных средств и проведение их осмотра; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; установление ограничений или запретов на проведение массовых мероприятий; запрет забастовок; эвакуация населения с предоставлением временных или постоянных жилых помещений; введение для юридических лиц жилищной повинности; временный запрет на строительство новых и расширение существующих предприятий и других объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной экологической ситуации или обеспечением жизнедеятельности населения; установление карантина и проведение иных обязательных санитарно-противоэпидемических мер; установление особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости среди населения; мобилизация и использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности; изменение режима работы и профиля деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности; отстранение с работы и замена руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций; производство необходимых работ по оказанию помощи животным; принудительное отчуждение объектов права частной собственности с обязательным последующим возмещением их стоимости. Последняя мера не предусмотрена Законом «О правовом режиме чрезвычайного положения» и может вводиться только при сочетании режимов чрезвычайной экологической ситуации и чрезвычайного положения.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 Конституции: в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Таким образом, если приведенные выше меры связаны с ограничением гарантированных Конституцией прав и свобод граждан, то они не могут осуществляться в пределах правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации без сочетания с правовым режимом чрезвычайного положения. В тех случаях, когда они не связаны с ограничением гарантированных Конституцией прав граждан, то их можно применять в пределах правового режима зоны без сочетания с правовым режимом чрезвычайного положения.

 

4. Стандартизация в сфере правового режима и материально-техническое обеспечение зон чрезвычайных экологических ситуаций

Правовые основы экологической стандартизации заложены в разделе VII Закона «Об охране окружающей природной среды», в соответствии со ст. 31 которого, экологическая стандартизация производится с целью установления комплекса обязательных норм, правил и требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. В ст. 32 этого Закона предусмотрено, что экологические стандарты в сфере охраны окружающей природной среды являются обязательными для выполнения и определяют понятия и термины, режим использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей природной среды, требования по предотвращению загрязнения окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Декрета Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации» от 10 мая 1993 года в ч. 2 ст. 2 предусматривает, что государственная система стандартизации направлена, в частности, на обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Это положение Декрета соответствует Концепции государственных систем стандартизации, метрологии и сертификации, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины № 269 от 22 мая 1992 года.

В соответствии со ст. 16 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях направлена на обеспечение: безопасности продукции (работ, услуг) и материалов для жизни и здоровья людей и окружающей среды; качества продукции и материалов соответственно уровню развития науки и техники; единства принципов измерения; безопасности объектов хозяйствования с учётом риска возникновения техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Государственные стандарты Украины являются обязательными для выполнения на всей территории страны. Госстандарт 2 июля 1999 года утвердил ДСТУ 3900-99, который вступил в силу с 1 января 2000 года. Этот стандарт носит рамочный характер и призван урегулировать обеспечение формирования комплекса государственных стандартов по безопасности в чрезвычайных ситуациях, представляющего собой совокупность взаимосвязанных стандартов, устанавливающих требования, нормы и правила и методы, направленные на обеспечение безопасности населения, объектов хозяйствования и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с разделом 4 указанного стандарта, система стандартов по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях выглядит следующим образом: основополагающие стандарты устанавливают определение основных терминов, классификацию чрезвычайных ситуаций, классификацию источников опасности по её степени, предельно допустимые уровни воздействия источников чрезвычайных ситуаций; стандарты по мониторингу устанавливают методы контроля и наблюдения за чрезвычайными ситуациями и их прогнозирования и стандарты требований по обеспечению безопасности объектов экономики; стандарты требований по обеспечению безопасности населения устанавливают требования к средствам защиты, медицинской помощи, порядок эвакуации населения и обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайной ситуации; стандарты требований по защите атмосферного воздуха устанавливают предельно допустимые концентрации вредных веществ и порядок контроля за состоянием воздуха; стандарты требований по защите почв устанавливают предельно допустимые концентрации вредных веществ в почвах и порядок контроля за состоянием почв; стандарты требований по защите продовольствия, пищевого сырья и кормов устанавливают требования к способам защиты продуктов питания и порядок контроля за их выполнением; стандарты требований по обеспечению безопасности растений и животных устанавливают требования к защите животных и растений в чрезвычайных ситуациях; стандарты требований по защите водных источников и систем водоснабжения устанавливают предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде, порядок контроля за состоянием воды и обеспечения её надлежащего качества; стандарты управления устанавливают требований к средствам и методам управления, связи и оповещения; стандарты требований к ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий устанавливают требования к проведению неотложных работ, эвакуации населения, медицинской помощи, карантинных и других ограничительных мероприятий; стандарты оснащений определяют требований к техническому оснащению аварийно-спасательных формирований и средствам специальной защиты спасателей.

Следует отметить, что система стандартизации по обеспечению безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций находится на стадии формироваться. В этой сфере принято не более пяти стандартов. Поэтому стандарты в сфере безопасности в чрезвычайных ситуаций в перспективе должны включать в себя классификацию принимаемых мер в чрезвычайных экологических ситуациях.

Финансирование мероприятий, принимаемых в зонах чрезвычайных экологических ситуаций, осуществляется в соответствии с Законом «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» и Порядком финансирования работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, утверждённым постановлением Кабинета Министров Украины № 140 от 4 февраля 1999 года. Финансирование осуществляется за счёт государственного бюджета и резервного фонда Кабинета Министров, а также местных бюджетов, собственных средств предприятий, учреждений и граждан, потерпевших от чрезвычайной ситуации и других не запрещённых законом источников.

В случаях отсутствия средств на эти цели, Кабинет Министров представляет Президенту Украины законопроект о внесении изменений в закон о государственном бюджете на соответствующий год, который представляется в Верховную Раду как неотложный. Закон «О государственном бюджете Украины на 2000 год» от 17 февраля 2000 года установил размер резервного фонда Кабинета Министров в сумме 240000 гривен, а на деятельность Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы предусмотрено 1925641,2 гривен.

Материально-техническое обеспечение мер зон чрезвычайных экологических ситуаций осуществляется за счёт ресурсов государственного материального резерва в порядке, определённом Законом Украины «О государственном материальном резерве» от 24 января 1997 года. В соответствии со ст. 1 указанного Закона, государственный резерв является особым государственным запасом материальных ценностей и включает запасы материально-технических ресурсов для проведения неотложных работ во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Распоряжение ресурсами государственного материального резерва осуществляет Кабинет Министров Украины и его специальный орган - Государственное агентство по управлению государственным материальным резервом, действующее на основании Положения, утверждённого постановлением Кабинета Министров № 1160 от 24 июля 2000 года. Во исполнение Закона постановлением Кабинета Министров № 1129 от 8 октября 1997 года утверждён Порядок формирования, размещения и проведения операций с материальными ценностями государственного резерва. Указанный нормативный акт устанавливает процедуру материально-технического обеспечения зон чрезвычайных экологических ситуаций за счёт запасов государственного материального резерва.

Необходимый размер финансирования мероприятий в таких зонах определяется действующим законодательством. В соответствии с Положением о государственном фонде охраны окружающей природной среды, утверждённым постановлением Кабинета Министров Украины № 634 от 7 мая 1998 года, средства государственного фонда охраны окружающей природной среды могут использоваться для финансирования мер в чрезвычайных экологических ситуациях.

Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» в ст. 36 устанавливает, что материальные резервы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно для экстренного использования в случаях их возникновения. Эти резервы создаются центральными и местными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления. Материально-техническое обеспечение мер в зонах чрезвычайных ситуаций включает: создание фонда защитных сооружений; накопление медицинских средств защиты, медицинского и специального имущества и техники; заблаговременное накопление и поддержание в состоянии готовности средств индивидуальной защиты, приборов дозиметрического и химического контроля; организацию обслуживания комплекса технических средств для проведения работ в зоне; обеспечение достаточным количеством запасных частей, организацию ремонта технических средств и стабильной работы транспортных средств.

Закон перечисляет меры по материально-техническому обеспечению, направленные на восстановление объектов народного хозяйства. В частности, в зоне предусматривается установление специального режима поставок продукции для государственных нужд. В настоящее время поставки продукции для государственных нужд регулируются Законами «О поставке продукции для государственных нужд» от 22 декабря 1995 года и «О закупке товаров, работ и услуг за государственные денежные средства» от 22 февраля 2000 года. В соответствии со ст. 1 Закона «О поставках продукции для государственных нужд», государственные потребности определяются как потребности Украины в продукции, необходимой для поддержания безопасности страны. Условия и порядок закупки продукции для нужд зоны устанавливается в каждом конкретном случае государственными органами.

Среди мер в зоне упоминается также осуществление общественных работ и привлечение на добровольной основе транспортных средств граждан. Общественные работы регулируются Положением о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ, утверждённым постановлением Кабинета Министров Украины № 578 от 27 апреля 1998 года. В соответствии с п. 1 указанного Положения, оплачиваемые общественные работыэто общедоступные виды временной трудовой деятельности граждан, не требующие специальной квалификации и осуществляемые на договорной основе. Оплачиваемые общественные работы организовываются местными государственными администрациями с участием государственной службы занятости. С гражданами, привлечёнными к участию в оплачиваемых общественных работах, заключаются трудовые договоры по установленной форме.

Законом «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» предусмотрены условия и порядок прекращается статуса правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации. Правовой режим зоны прекращается по истечению срока, указанного Указом Президента о его введении. Однако допускается и досрочное прекращение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации. Так, в соответствии со ст. 9 Закона, действие правового режима зоны может быть досрочно прекращено Президентом Украины по представлению Кабинета Министров или Совета национальной безопасности и обороны Украины в случае устранения обстоятельств, ставших причиной объявления отдельной местности зоной и выполнения мер по нормализации экологической ситуации на её территории. Со дня вступления в силу Указа Президента о досрочном прекращении правового режима зоны, такой режим прекращается.

Изменение правового режима зоны осуществляется в том же порядке, как и его введение. Досрочное прекращение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации не считается изменением её статуса и осуществляется Президентом без согласования с Верховной Радой Украины.

 

5 Правовой статус потерпевших и юридическая ответственность за нарушения законодательства о чрезвычайных экологических ситуациях

Правовой статус потерпевших в результате чрезвычайных экологических ситуаций определён ст. 14 Закона, в соответствии с которой потерпевшими признаются юридические и физические лица, которым причинён вред вследствие возникновения таких ситуаций или проведения работ по ликвидации её последствий. В ст. 54 Закона «О собственности» предусмотрена обязанность государства возместить вред лицам, пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе путём предоставления другого равноценного имущества. Такой вред возмещается в полном объёме, включая неполученные доходы.

В соответствии с п. 2 Порядка возмещения вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, утверждённым постановлением Кабинета Министров Украины № 562 от 5 октября 1992 года, органы государственной исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления и созданные ими специальные комиссии по делам лиц, пострадавших от чрезвычайных обстоятельств, выдают потерпевшим справки о признании их пострадавшими вследствие чрезвычайных обстоятельств при наличии паспорта или документа, его заменяющего. Указанная справка является основанием для решения вопросов об обеспечении жилищем, возмещения причинённого материального ущерба, трудоустройства и оказания другой необходимой помощи. В случае отсутствия паспорта либо заменяющего его документа, потерпевшие обращаются в соответствующие органы внутренних дел по месту постоянного проживания для получения письменного подтверждения их личности.

Потерпевшие от чрезвычайных экологических ситуаций имеют право на обеспечение жилищем в случаях, если их жилище было разрушено или принятия мер по её ликвидации, а также в случае эвакуации из зоны. Если пострадавшие приобрели за собственные денежные средства новое жилище, или построили новое жилище собственными силами, их стоимость компенсируется в установленных размерах. Этими льготами потерпевшие имеют право воспользоваться лишь один раз.

Потерпевшим компенсируются следующие материальные убытки: стоимость разрушенных жилых и нежилых помещений; стоимость плодово-ягодных насаждений, посевов и сельскохозяйственных животных, которые погибли вследствие чрезвычайной экологической ситуации; расходы на обустройство мест общего пользования садово-огородных обществ в сумме уплаченных страховых взносов или по оценке Бюро технической инвентаризации. Вред, причинённый юридическим лицам, компенсируется в соответствии с гражданским законодательством.

За потерпевшим на период трудоустройства сохраняется средняя заработная плата по предыдущему месту работы и непрерывный трудовой стаж. Государственная служба занятости принимает меры по их трудоустройству в первоочередном порядке. Потерпевшим, которые в установленном порядке признаны безработными и получали пособие по безработице, выплата указанного пособия продлевается.

Потерпевшим, которые эвакуируются, переселяются или вынуждены самостоятельно переселяться на новое место проживания в связи с чрезвычайными обстоятельствами, предоставляются следующие компенсации и льготы: выплата единоразового пособия в размере 3-х минимальных заработных плат на каждого члена семьи; оплата стоимости проезда, расходов на перевозку имущества железнодорожным, водным или автомобильным транспортом, кроме случаев, когда перевозка осуществлялась бесплатно; сохранение среднемесячного заработка по предыдущему месту работы за дни сборов в дорогу и обустройство по новому месту жительства, но не более 7 рабочих дней, а также за время нахождения в дороге; оплата органами Системы по месту жительства потерпевшего расходов на переезд; получение по новому месту жительства беспроцентных займов на хозяйственное обустройство в размере 50 минимальных заработных плат на семью со сроком выплаты в течение срока до 15 лет; первоочередное приобретение товаров, за которые выплачена компенсация.

Потерпевшим, оставшимся на прежнем месте жительства, предоставляется ежемесячное денежное пособие не менее 50 % минимальной заработной платы на каждого не пенсионера и минимального размера пенсий по возрасту для каждого пенсионера. При этом, в соответствии со ст. 5 Декрета Кабинета Министров «О подоходном налоге с граждан» от 26 декабря 1992 года, суммы материальной помощи, как в денежной, так и в натуральной форме, предоставляемые в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями на основании решений Правительства выдаются местными органами государственной исполнительной власти, профсоюзными органами, фондом социального страхования, благотворительными фондами и иностранными государствами и не облагаются подоходным налогом независимо от их размера.

Приведенные выше гарантии и компенсации являются минимальными, установленными законодательством нашей страны. Нормативными актами, устанавливающими правовой режим зон чрезвычайных экологических ситуаций в каждом отдельном случае могут предусматриваться дополнительные льготы или предоставляться компенсации в повышенном размере.

Юридическая ответственность за нарушения требований законодательства о чрезвычайной экологической ситуации и правового режима их зон представляет собой возложение на правонарушителей обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, определённые законодательством. В законодательные акты, предусматривающие правовые меры ответственности за нарушения в сфере правового режима зон чрезвычайных экологических ситуаций в последнее время не были внесены существенные изменения. Поэтому такая ответственность наступает в случаях наличия состава экологического правонарушения, связанного с невыполнением требований Закона «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» и установленного в нём соответствующего правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации.

Гражданско-правовая имущественная ответственности за нарушение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусмотрена в ч. 2 ст. 16 Закона, согласно которой юридические и физические лица, виновные в причинении вреда, связанного с несоблюдением требований Закона, возмещают его в соответствии с действующим законодательством. Из этого следует, что лица, нарушившие правовой режим зоны чрезвычайной экологической ситуации, не могут ссылаться на форс-мажорные обстоятельства, если эти нарушения привели к имущественному ущербу. Условия и порядок возложения имущественной ответственности определяются на основании норм Гражданского кодекса, если это не предусмотрено в нормах специального законодательства.

Административная ответственность за нарушения законодательства о правовом режиме зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривается за уклонение от возмещения имущественного вреда, причинённого преступлением предприятиям, учреждениям и организациям - ст. 511 КоАП, и невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охрану природных ресурсов - ст. 1885 КоАП.

Административная ответственность за нарушение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации может наступать также в виде ограничения, временного запрета (приостановления) или прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций, предусмотренным Порядком ограничения, временного запрета (приостановления) или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды, утверждённым постановлением Верховным Советом Украины от 29 октября 1992 года и в других формах, установленных законодательством.

Уголовная ответственность за нарушения требований законодательства о правовом режиме зон чрезвычайных экологических ситуаций предусматривается, в частности, за: нарушения правил борьбы с эпидемиями - ст. 227 УК; утаивание или искажение сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения - ст. 2271 УК; заготовку, переработку или сбыт радиоактивно загрязнённых продуктов питания или иной продукции - ст. 2272 УК и другие правонарушения, отнесенные уголовным законодательством к категории преступлений.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

О чрезвычайном положении: Закон Украины от 26 июня 1992 года. // Ведомости.– 1992. – № 37. – Ст. 538, с изменениями, внесенными Законом Украины от 31 октября 1995 года. // Ведомости. 1995.- № 43. – Ст. 308.

О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы: Закон Украины от 28 февраля 1991 года. //Ведомости. – 1991. – № 16. – Ст. 200, с последующими изменениями и дополнениями.

О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы. Закон Украины от 21 марта 1991 года. // Ведомости. – 1991. – № 16. – Ст. 198, с последующими изменениями и дополнениями.

О создании Национального Совета по вопросам жизнедеятельности населения. Постановление Кабинета Министров Украины № 733 от 15 сентября 1993 года.


[1] См.: Национальный доклад о состоянии окружающей природной среды Украины. - К., 1998, с. 73.

[2] См.: Ведомости. - 1990. - № 33. - Ст. 466.

[3] См.: ДСТУ 3891-99 Безпека у надзвичайних ситуаціях. Терміни та визначення основних понять. Офіційне видання. К., 1999.

[4] Урядовий кур’єр. - 5 вересня. - 2000 р. - № 160.

[5] Урядовий кур’єр. - 12 вересня. - 2000 р. - № 165.

[6] Урядовий кур’єр. - 31 серпня. - 2000 р. - № 157.

[7] Урядовий кур’єр. - 16 серпня. - 2000 р. - № 149.

[8] Відомості Верховної Ради України. - 1993. - № 14. - Ст. 124.

[9] Урядовий кур’єр. - 12 січня. - 2000 р. - № 4.

[10] См.: ДСТУ 3891-99 Безпека у надзвичайних ситуаціях. Терміни та визначення основних понять, п. 4.15. К., 1999, с. 4.

[11] См.: Офіційний вісник України. - 1998. - № 45.

[12] См.: Боков В. А., Лущик А. В. Основы экологической безопасности. Симферополь, 1998, с. 145.

[13] См.: Офіційний вісник України. - 1998. - № 28.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.