Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика в восьмидесятые годы




Страна переживала глубокий спад вплоть до конца 1982 г. По сравнению с предыдущим годом число банкротств среди предприятий выросло на 50 процентов. Особенно тяжело пострадали фермеры в результате сокращения сельскохозяйственного экспорта, снижения цен на зерно и роста процентных ставок. И хотя резкий спад деловой активности был малоприятным лекарством, он помог экономике выкарабкаться из подмявшего ее разрушительного цикла. К 1983 г. инфляция спала, экономика оправилась, и Соединенные штаты вступили в продолжительный период экономического роста. Годовой уровень инфляции оставался в пределах 5 процентов на протяжении почти всех восьмидесятых и девяностых годов.

Экономические потрясения семидесятых имели важные политические последствия. Американцы выразили свое недовольство федеральной политикой, отказав Картеру в доверии в 1980 г. и избрав президентом бывшего голливудского актера и губернатора Калифорнии Рональда Рейгана. Экономическая программа Рейгана (1981-1989 гг.) основывалась на теории «экономики предложения», предлагавшей сокращать ставки налогов с тем, чтобы у людей оставалась все большая часть их заработка. Согласно этой теории более низкие ставки налогов заставят людей больше работать, что в свою очередь приведет к росту сбережений и инвестиций, а следовательно будет стимулировать увеличение производства и общий экономический подъем. В то время, как инициированные Рейганом налоговые послабления пошли на пользу в основном зажиточным американцам, лежащая в их основе экономическая теория утверждала, что малоимущие слои также выгадают, т.к. рост инвестиций создаст новые рабочие места и повысит заработную плату.

Главным пунктом национальной программы Рейгана тем не менее была его идея о том, что федеральное правительство стало слишком большим и вмешивающимся. Сокращая налоги в начале восьмидесятых годов, Рейган также урезал и социальные программы. Кроме того, на протяжении всего периода своего президентства Рейган развернул кампанию по сокращению или же полному устранению государственного регулирования в том, что касается покупателей, рабочих мест и охраны окружающей среды. В то же самое время он опасался, что после окончания вьетнамской войны США уделяли мало внимания своим вооруженным силам, и добился больших увеличений расходов на оборону.

Это сочетание урезания налогов и увеличения расходов на военные нужды опрокинуло скромные сокращения расходов на внутренние программы. В результате дефицит федерального бюджета вышел далеко за рамки, зарегистрированные во время спада в начале восьмидесятых годов. С 74 миллиардов долларов в 1980 г. дефицит федерального бюджета вырос до 221 миллиарда долларов в 1986 г. И хотя в 1987 г. он сократился до 150 миллиардов долларов, впоследствии он продолжал расти. Некоторые экономисты беспокоились, что большие расходы и заимствования федерального правительства снова вызовут инфляцию, но Федеральная резервная система продолжала контролировать рост цен и при малейшей опасности прибегала к повышению процентных ставок. Под председательством Пола Волкера и его преемника Элена Гринспена Федеральная резервная система сохранила свою центральную функцию экономического регулировщика, затмив в управлении национальной экономикой и Конгресс, и президента.

В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкризисные максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.
Главными факторами экономического подъема 1983- 1989 гг. стали следующие:


· стабилизация курса доллара на сравнительно низком уровне относительно валют других стран привлекло в американскую экономику огромные финансовые ресурсы других стран, что создало условия для завершения структурной перестройки экономики, и ускорения обновления и расширения основного капитала;


· устойчивый рост реального объема личного потребления.

 

Набиравшее силу в начале восьмидесятых оживление в экономике имело свои трудности. Фермерам, особенно тем, у кого были небольшие семейные хозяйства, было по-прежнему тяжело зарабатывать на жизнь, особенно в 1986 и 1988 гг., когда в средних штатах была сильная засуха, и несколько лет спустя, когда большая часть их земель оказалась затопленной. Нехватка денег в сочетании с неразумной практикой кредитования привела к краху ряд банков, в частности известные под названием сберегательных и кредитных ассоциаций, которые после частичной дерегуляции увлеклись неосторожным кредитованием. Федеральное правительство было вынуждено закрыть многие из этих учреждений и произвести выплаты их вкладчикам, возложив большую часть тягот на налогоплательщиков. Если во время президентства Рейгана и его преемника Джорджа Буша (1989-1993 гг.) рушились коммунистические режимы в Советском союзе и Восточной Европе, то в восьмидесятые годы не удалось полностью избавиться от экономической болезни, охватившей США в семидесятые годы. В течение семи из десяти лет между 1970 и 1980 годами в США был зарегистрирован дефицит торгового баланса, разросшийся и в последующее десятилетие.

Стремительно развивавшиеся экономики Азии, казалось, бросили вызов США как центру экономического влияния; в частности казалось, что альтернативную модель экономического развития предлагает Япония с ее акцентом на долгосрочное планирование и тесную координацию деятельности корпораций, банков и правительства. Между тем, в самих Соединенных штатах «корпоративные налетчики» скупали различные корпорации, чьи ценные бумаги упали в цене, и затем реорганизовывали их, либо продавая некоторые из их подразделений, либо полностью ликвидируя их звено за звеном. В ряде случаев компании тратили огромные деньги, чтобы скупить свои собственные акции или же откупиться от «налетчиков». С тревогой следившие за этими схватками критики утверждали, что «налетчики» разрушали хорошие компании и причиняли горе рабочим, многие из которых в результате корпоративной реорганизации теряли работу. Другие, однако, считали, что «налетчики» вносили свой вклад в экономику, беря на себя управление слабыми компаниями, сокращая их и превращая их снова в прибыльные предприятия или же распродавая их с тем, чтобы инвесторы могли получить свою прибыль и реинвестировать ее в более производительные компании.

В конце 80-х гг. после самого длительного подъема экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. За 1989-1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1 % против 0,8 % в среднем за 1982-1988 гг. Депрессивное состояние американской экономики в 1989-1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок. В конце 80-х гг. экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последнего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства, корпораций превысила II млрд дол., или около двух объемов ВНП. В семейном доходе доля выплат по погашению ипотечной задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13%. Все это сказалось на ослаблении потребительского спроса. Фактором торможения экономического роста послужило начавшееся сокращение государственного военного спроса. С 1988 г. военные расходы снижались почти непрерывно, за исключением периода (конец 1990 - начало 1991 г.), связанного с конфликтом в Персидском заливе. За 1991 г. объем военного производства уменьшился на 6,6 %, а за 1988-1991 гг.-на 9%. Общая продолжительность спада составила 10 месяцев - с октября 1990 г. по март 1991 г., промышленное производство сократилось на 12 %. Он затронул в основном автомобильную промышленность в связи с расширением мощности японских фирм в США. В 1991 г. объем производства в этой отрасли сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3 %. Это послужило причиной падения производства в металлургической промышленности за тот же период на 9,7 %. Кризис в строительстве повлек снижение производства стройматериалов. За 1990-1991 гг. продукция деревообработки сократилась на 10 %, металлоконструкций - на 6,4, бытовой техники, ковровых изделий и мебели - на 27 %. В сравнительно лучшем положении оказались отрасли с сильной экспортной ориентацией: общее, электротехническое машиностроение, приборостроение, спрос на продукцию которых сохранялся.

Экспортная экспансия способствовала стабилизации курса доллара в конце 80-х - начале 90-х гг. на относительно низком уровне, существенно повысилась конкурентоспособность американских производителей. Вывоз оборудования, составивший около 40 % объема внешней торговли США, за 1989-1991 гг. возрастал ежегодно на 12 %, обеспечивая общие высокие темпы роста экспорта. В то же время импорт в США замедлился, способствуя коррекции внешнеторгового баланса. В 1991 г. дефицит торгового баланса уменьшился до 74 млрд дол. против 159,7 млрд в 1987 г. Пл атежный баланс был сведен с минимальным за десятилетие дефицитом в 8,6 млрд дол. Продолжительность экономического спада объяснялась тем, что впервые за послевоенные годы в кризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства. Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицы достигла 7,3 % рабочей силы.
Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета - 290 млрд дол., растущий государственный долг - около 4 млрд, что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.