КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия «безопасность», «риск», «надежность судовождения
Вопрос 3 В судовождении мы часто используем понятия «безопасность», «риск», «надежность судовождения». Поэтому, чтобы не было разночтений, необходимо уточнить, что понимают под этими понятиями. «Безопасность», это состояние, при котором риск ниже допустимого. Например, контроль продольной прочности судна. Существуют пределы загрузки судна, при которых изгибающие моменты и перерезывающие силы, действующие на корпус, не достигают опасных величин, за которыми судно может быть повреждено. Эти пределы рассчитывают и устанавливают классификационные общества, контролирующие техническое состояние судна. До тех пор, пока судно не превысило опасный порог загрузки, можно считать его состояние безопасным, хотя, конечно, и при таком состоянии нельзя исключить вероятность повреждения судна, хотя она очень мала. Следовательно, если судно не превысило допустимые ограничения, состояние его считается безопасным. Еще один пример. Расстояние, на котором проложен путь судна относительно навигационной опасности. Принято, что оно не должно быть меньше 25-кратной величины погрешности места судна. При таком условии считают, что вероятность встречи с навигационной опасностью ниже допустимой. Это позволяет считать, что судно проложило свой путь на достаточном расстоянии от опасности и риск аварийного случая меньше допустимого, т.е. в данном случае судно находится в состоянии навигационной безопасности. Под культурой безопасности понимают выполнение своих обязанностей на высоком профессиональном уровне. Под понятием «риск» понимают вероятность реализации неблагоприятного исхода. Пределы такой вероятности находятся между 0 и 1, т.е. если риск равен нулю, неблагоприятного исхода не произойдет, если он равен 1, то неблагоприятный исход обязательно случится. Иногда вместо долей единицы риск оценивают в процентах. Например, если риск посадки на мель оценивают в 75%, то только в 25 случаях из 100 можно ожидать, что судно благополучно минует эту мель.
Судно является объектом повышенной опасности, поэтому его деятельность может сопровождаться риском с той или иной вероятностью. В «Положении о классификации, расследовании и учете аварийных морских случаев (ПРАС-2006)», действующем в Украине, под понятием «риск» определяют действие, не предусмотренное правилами, которыми следует пользоваться в определенной неблагоприятной обстановке, осознанно начатые с целью избежания или уменьшения вреда людям, судну или грузу, которые могут быть причинены им, если в условиях конкретной опасности нет возможности действовать в соответствии с установленными правилами. Капитан в определенных случаях может осознанно идти на рискованные действия, связанные с мореплаванием. В таких случаях говорят об оправданном риске для избежания большего вреда. Условия, определяющие оправданный риск: • нанесенный ущерб должен быть значительно меньше сохраненного имущества или приобретенной выгоды; • лицо, идущее на риск, предприняло все необходимые меры для предотвращения наступления вреда; • риск должен соответствовать цели, ради которой его предпринимают; • цель не может быть достигнута действиями, не связанными с риском; • риск не должен переходить в заведомое причинение ущерба; предметом риска могут быть материальные объекты, но не люди. Однако риск может быть и неоправданным. К такому риску относятся умышленное принятие решения о выборе пути судна, организации несения вахты в сложных условиях плавания, отказ от лоцманского, буксирного или ледокольного обеспечения, тактики плавания в ледовых условиях, выхода в море с неполным экипажем или неработающими техническими средствами и других ответственных решений, при которых опасность последствий, которые могут наступить в случае неблагополучного результата этих решений превысят ожидаемый от них эффект.
Под «надежностью судовождения» понимают вероятность отсутствия навигационного аварийного случая в течение определенного периода времени (день, месяц, год, время прохода проливом и т.п.).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |