Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические преобразования в обществе. Определение проблемы исследования

Возрастание роли личности в социальном прогрессе, в совершенствовании производства

Достижения современной науки, техники и технологии

Сложность характера современного производства

Усиление социальных и педагогических функций современного производства

Возросший уровень материальных и духовных потребностей людей

Требования, предъявляемые к трудовому воспитанию учащихся в свете социально-экономического развития Республики Беларусь

Социально-экономические преобразования в обществе. Определение проблемы исследования

Лекция 4-5.

Тема: «Условия развития трудового воспитания учащихся»

Современное общество вступило в стадию интенсивного совершенствования общественных отношений, производства, науки, культуры, образования. Роль человека в данном обществе существенно изменяется: возрастает значимость индивидуального творчества, влияние личности на социальный прогресс; все более расширяется сфера применения сил и способностей; сотрудничество, взаимодействие людей становятся условием их нормального существования; демократизация и гласность требуют новой жизненной позиции.

Социально-экономические и научно-технические изменения в обществе создают новую социальную ситуацию, требующую как никогда всестороннего развития человека, которое является, с одной стороны, следствием, с другой – условием прогрессивного социального развития.

Вместе с тем меняются мир и человек. В отличие от предшествующих научно-технических и социальных революций интенсивно происходит одновременное изменение людей во всех аспектах их социальной жизни: производственной, нравственной, эстетической и др. При этом меняется все: люди, общественные отношения, характер взаимодействия социальных систем, связи между национальными культурами, наукой и производством, наукой и обучением и др. Возрастает роль субъективного (человеческого) фактора в истории, развитии общественного производства. Человеческое «я» претерпевает существенные изменения: рождаются новое сознание и самосознание людей, иная социальная позиция. Другим становится соотношение потребностей и способностей человека, его отношение к людям, к труду и к себе.

Каждый учитель должен знать, что для того, чтобы уметь ориентироваться в социальных требованиях к своей работе, использовать максимально педагогический потенциал, необходимо привлекать к решению воспитательных задач широкие слои населения, общественность, производство, создавая благоприятные условия для гармонического развития личности. В интересах такого развития необходимы ее активная социально ценная жизненная позиция, осознание значимости своего труда для людей, ответственность перед ними за его результаты, непрерывное самосовершенствование.

В данном случае идейность и действенность жизненной позиции человека – два главных критерия полезности и эффективности общественного воспитания. Из этого складывается человеческий фактор. Школа призвана сформировывать духовный облик современного человека, развивать дарования и способности людей, доказывать миру, что, воспитывая коллективиста, мы не уничтожаем индивидуальность, а формируем ее.

Какие же требования предъявляются к трудовому воспитанию учащихся в школе в свете ускорения социально-экономического развития нашего общества?

1. Активно способствовать всестороннему гармоническому развитию личности. Для этого необходимо обеспечить полноценную, глубокую умственную подготовку к труду на базе всех общеобразовательных и технологических дисциплин в школе.

Полноценным может быть только такое трудовое воспитание, которое опирается на умственное развитие и обеспечивает его. Дело в том, что характерной чертой социального прогресса является культурное развитие, в основе которого заложена идея непрерывного и всеобщего образования. Границы человеческого познания расширяются. Разум человека постигает разнообразный мир нашей планеты и фантастически сложный мир Вселенной, проникает в тайны жизни, в ядро атома, раскрывает сущность общественных отношений и психической деятельности людей, их возможности, особенности, отношение к себе и другим. В результате невиданными темпами накапливается информация, умение пользоваться которой стало неотъемлемой частью общей культуры и условием роста производительности труда всех специалистов.

Информация во всех областях уже сегодня имеет универсальное политехническое значение. Она важна людям для перемены труда и отнюдь не связана только с приобретением конкретной профессии. Причем изучение прикладных разделов всех учебных дисциплин в школе выступает как основной путь формирования умения применять теорию на практике – дело, которому надо учить постоянно и основательно, ибо от этого зависит действенность образования, его экономическая отдача.

Всеобщая гуманитарная и техническая грамотность обеспечивает единство психологической и практической подготовки к труду. Есть и другие факторы, которые обусловливают необходимость полноценной взаимосвязанной умственной и трудовой подготовки школьников: применение в деятельности дарований и способностей, воспитание творческого отношения к труду.

С позиции формирования личности все ее качества предполагают единство сознания и поведения. Трудовое воспитание учащихся является основой их социального поведения. Обучение же обеспечивает развитие сознания и самосознания школьников. Вот почему соединение умственного труда с физическим и есть основной путь воспитания учащихся. Трудовое воспитание имеет нравственную основу и эстетическое оформление, предполагает умственное и физическое напряжение. Поэтому решение задач трудового воспитания так или иначе предполагает и совершенствует всестороннее развитие личности

2. Готовить подрастающее поколение к разнообразной трудовой деятельности, хотя, несомненно, с определенной специализацией.

Сегодня нет профессии, где бы не требовалась организация дела, всюду гармонически связывается умственное и физическое напряжение. Уже сегодня инженеру и ученому необходимо практически участвовать в создании современной техники и технологии, а рабочему обладать инженерным мышлением и уметь реализовать на практике научные разработки. Тем более это будет важно в будущем, когда социальным идеалом станет гармоническое сочетание в жизни каждого человека умственного и физического труда.

Развитие индивидуальной трудовой деятельности осуществляется с учетом того, что гармоническая связь самых различных видов труда обеспечивает коллективное творчество, результатом которого становятся изготовление нестандартной, оригинальной продукции, высокая культура обслуживания населения.

Связь умственного и физического труда стимулирует творческое развитие сил и способностей каждого человека в обществе, каким бы видом деятельности он ни занимался. Обществу не обойтись без людей, выращивающих хлеб, изготовляющих машины, строящих дома и заводы, выпускающих разнообразную промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Люди должны питаться, одеваться, чтобы иметь возможность мыслить, изобретать, заниматься наукой и искусством. Умственный и физический труд органически переплетаются всюду: в труде механизатора, наладчика автоматических линий, инженера-конструктора, селекционера, работника сферы обслуживания, моряка, шофера, медицинской сестры и др. Физическая нагрузка актера, ученого отнюдь не меньше, а иногда и больше физического напряжения машиниста башенного крана.

Вот почему здоровье, способность к физическому напряжению оказываются нужными для специалистов любой профессии, точно так же, как умение творчески мыслить. В конечном счете, для любой интеллектуальной профессии нужна серьезная физическая подготовка, а физический труд предполагает умственное развитие, которое осуществляется в трудовом обучении, в общественно полезном труде и при изучении основ наук. Умственная и физическая подготовка является связующим элементом всестороннего развития личности, способной эффективно работать на современном производстве.

 

 

3. Придать трудовой подготовке школьников творческий характер.

Потенциал человеческих способностей огромен, но эти возможности в наибольшей мере проявляются и развиваются в творчестве. Творческий труд требует умственного развития, определенных дарований и способностей и эвристической культуры. В сущности, творчество и есть способность человека вырываться за рамки привычного, стандартного. В школе должны быть созданы условия для познания основ рационализаторской и изобретательской деятельности, развития фантазии и воображения.

Современная эвристическая психология показывает, что творческий труд формирует социально ценные мотивы, воспитывает высокую требовательность к себе, снимает усталость на работе и др. Отсюда решение многих задач трудового воспитания неотделимо от формирования нестандартного мышления, развития интуиции, воображения и т. д. Но для этой традиционной проблемы эвристики нужна техническая база. В условиях научно-технического развития человек и техника постоянно взаимодействуют, изменяя друг друга и вместе с тем – саму производственную деятельность, трудовые отношения людей именно на творческих началах.

Содержание, характер труда человека изменяются, усложняются; включение в производство автоматики, вычислительной техники, роботов неизбежно приводит к сближению всех видов труда: умственного и физического, управленческого и исполнительского, творческого и нетворческого. Это, в свою очередь, повышает значимость социальных, моральных мотивов труда по отношению к материальной заинтересованности. Творческий характер труда становится главной привлекательной стороной профессии. Гармоническая связь умственного и физического труда и есть предпосылка творчества. Это выдвигает перед образованием три задачи: обеспечить интенсивное общее развитие на базе дарований и способностей каждого, воспитывать чувство нового, потребность в непрерывном обновлении своего труда на базе достижений науки, внедрить в школьную практику исследовательские методы обучения, чтобы научить научной диагностике любой деятельности, анализу своего труда с позиции изучаемых наук.

4. Совершенствовать трудовое воспитание с учетом требований научно-технического развития.

Социальный прогресс, в сущности, определяет все компоненты готовности к труду, вытекающие из современного характера производства и его требований к личности. Постоянное и последовательное формирование компонентов готовности к труду осуществляется в соответствии с социальными требованиями и условиями (табл. 1) [15, с.13]. Всякая трудовая активность человека есть результат определенной общей воспитанности, уровня его психологического развития в целом, интегративных качеств личности.

 

 

Таблица 1 – Влияние социальных факторов на готовность к труду

 

№ П/П СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА К ЧЕЛОВЕКУ ТРУДА КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ
  Достижения современной науки, техники и технологии Соединение умственного и физического труда Общенаучная и политехническая готовность к труду. Устойчивый интерес к науке и технике
  Постоянное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса Способность совершенствовать свой труд на основе науки и передового опыта Умение применять теорию на практике, творческое отношение к труду
  Возрастание роли личности в социальном прогрессе, в совершенствовании производства Активность человека труда Социальные мотивы выбора профессии и отношения к труду
  Плановый характер производства Связь личных перспектив с планами социального развития коллектива. Экономическая образованность Ориентация личности на перспективы роста производства. Хозяйственность и расчетливость
  Усиление взаимосвязи производственных процессов, кооперация и специализация Широкое сотрудничество, овладение смежными специальностями Умение трудиться сообща. Уважение к людям труда, трудовому коллективу
  Возросший уровень материальных и духовных потребностей людей Высокое качество выпускаемой продукции Нетерпимость к лени, безответственности в труде. Добросовестное выполнение своих обязанностей. Требовательность к своему и чужому труду
  Усиление социальных и педагогических функций современного производства Сочетание контроля и самоконтроля в трудe на производстве Самооценка качества труда, своих сил и возможностей
  Сложность характера современного производства. Внедрение научной организации труда на производстве. Совершенствование хозяйственного механизма Ритмичность труда. Личная ответственность человека за выполнение плановых заданий Культура труда и рабочего места, экономия и бережливость. Умение преодолевать производственные трудности
  Непрерывное совершенствование производства Борьба за высокую производительность труда Профессиональное самосовершенствование

 

На самом деле достижения современной науки, техники и технологии предполагают соединение умственного и физического труда, а поэтому обусловливают необходимость общенаучной и технологической подготовки школьников, воспитания у них устойчивого интереса к науке и технике. Такая черта общественного производства, как внедрение достижений научно-технического прогресса в практику, предъявляет к человеку требование: непрерывно совершенствовать свой труд на основе этих достижений.

Школа призвана учить применять теорию на практике, воспитывать творческое отношение к труду на основе новых явлений в технике, технологии, передовом опыте. В таблице 1 показано, что такие связи есть между всеми социальными факторами развития производства, требованиями общества к человеку и задачами трудового воспитания, в процессе которого сформируются определенные компоненты готовности к труду в современных условиях.

Так, увеличение информации порождает проблему ее хранения, поиска и применения. Крупнейший советский психолог Б. Ф. Ломов отмечает: «Не следует терять времени на формирование всего того, где человек в сравнении с машинами проигрывает: вычисляет он медленно и неточно, запоминает немного и приблизительно, количество передаваемой информации за единицу времени невелико. Здесь машины могут заменить человека, в этой области надо научиться пользоваться электронно-вычислительными машинами. Но человек превосходит машину в учете факторов и их взаимодействия в процессе труда, он лучше машины прогнозирует и конструирует, может по отрывочным сведениям воссоздать полную картину процессов и явлений, наконец, он может изобретать, творить, создавать новое, эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить и исправлять ошибки. Именно эти свойства и должны воспитываться прежде всего в процессе трудового обучения» [22, с.46].

Одновременно возрастает и нравственная ценность техники. В руках людей не простейшие инструменты, а машины, стоимость которых превышает все то, что человек может заработать за всю жизнь. Возрастает ответственность за средства производства, сырье, материалы, за результаты не только своего, но и чужого труда. Поэтому технологическая подготовка во всех аспектах связана с нравственным воспитанием будущего труженика.

Расширяющаяся сфера использования в производстве сил и способностей человека требует от него высокой общей культуры, умения поддерживать устойчивую работоспособность, чередовать труд и отдых, проявлять выдержку и настойчивость, терпение и мгновенную реакцию. Управление техникой предполагает умение управлять собой. В этом заключается связь волевого и трудового воспитания.

Превращение науки в непосредственную производительную силу, постоянное обновление техники и технологии на основе достижений науки требуют глубокой технологической подготовки, воспитания и развития подрастающего поколения как тружеников современного общества, технически образованных, экономически грамотных, способных к творческой деятельности.

Люди становятся богаче, отдавая обществу все, что могут; развивая производство, совершенствуются сами. Вот почему трудовое воспитание может выполнять свои функции эффективно только в том случае, если будет специфическими средствами и методами формировать целостную личность, опираясь на возможности общества, школы, учитывая помощь и требования производства. Труд на благо общества – та же школа всестороннего развития. Отсюда необходимость связи школы с жизнью, обучения с постоянным творческим трудом в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Организация трудовой творческой деятельности учащихся включает в себя определение ее направленности, отбор содержания, мотивацию и создание необходимых условий, при которых личность формируется наиболее оптимально. Педагогические условия составляют ту внешнюю среду, те обстоятельства, которые способствуют воспитанию личности в труде. Одно из условий – воспитание на трудовых традициях белорусского народа, самой школы, активно участвующей в жизни страны, города, села. Такое воспитание включает в себя постоянные связи школы с производством, активное участие самих школьников в деятельности различных предприятий.

Другое условие – социальная мотивация труда учащихся. Это требование обеспечивает развитие мотивационной сферы, нравственного отношения к труду, психологической готовности к нему. При этом мотив имеет не только социальное звучание, но и выражает личную заинтересованность. Труд станет притягателен для школьника, если будет видна полезность того, что он делает и, кроме того, соблюдена культура труда.

Социальная мотивация не исключает сочетания материальной и моральной заинтересованности, что является важной предпосылкой воспитательного влияния труда школьников. Одновременно целесообразны меры морального стимулирования: награды, благодарности, письма родителям об успехах, призы за победу на конкурсах и др.

Мотивы труда формируются также на основе показа его социальной значимости. В промышленности – это посещение учащимися выставок достижений народного хозяйства, смотров-выставок новых товаров, посещение Дома моделей и др. Школьникам должна быть понятна и полезность сельскохозяйственной продукции. Интересен в этом отношении опыт многих школ. Например, в школах Минска, Бреста, Слуцка и др. создаются музеи хлеба, школьники на хлебопекарнях учатся выпекать самые различные изделия, заменяют па рабочих местах взрослых, организуют агитбригады по бережному отношению к хлебу.

В музеях хлеба помещены исторические материалы: «Хлеб блокады», «Партизанский хлеб», «Целина» и др. Иногда исторические экскурсы касаются более ранних времен – жизни славянских племен, голодных лет на Руси, когда от голода умирал каждый второй, больше чем от татарского нашествия. Оформлены уголки под названием «500 рецептов использования черствого хлеба», «Рецепты бабушки», «На ваш стол», «Окрошка», помещены рассказы взрослых на тему «Хлеб моего детства», проводятся смотры и конкурсы кулинарного мастерства, праздники урожая и т. д.

В сущности, при творческом отношении к делу любое направление трудового воспитания может формировать общие для всех, необходимые для каждого качества: хозяйственность, деловитость, бережливость, трудовую инициативу, ответственность. Постепенно вводятся в школьную жизнь правила: освободи маму от домашних хлопот; делай сам, не нагружай взрослых твоими делами, учись самообслуживанию; уважаешь себя – уважай других; береги все, что создано их руками, и т. д.

Так создается система мотивов труда: его польза обществу, его необходимость для людей и себя лично, важность труда для воспитания воли и характера, для семейного бюджета, для приобретения необходимых материальных благ, культурного отдыха, разумного досуга и т. д.

Еще одно условие – регулярность труда. В школах Республики Беларусь она поддерживается в различных направлениях. Существует свыше 1000 постоянных трудовых объединений старшеклассников, которые работают круглогодично, в том числе появились постоянные трудовые объединения в сфере торговли, связи, бытового и медицинского обслуживания населения. Более 500 ученических производственных бригад в республике стали структурными подразделениями колхозов и совхозов и работают круглый год.

Постоянный и разнообразный производительный труд обеспечивает воспитание потребности в труде, накопление необходимого трудового опыта. Это педагогическое требование одновременно предполагает наличие важного условия: учета индивидуальных особенностей, дарований и способностей детей при включении их в труд. В таком случае обеспечивается гармоническое развитие психики и организма, формируется нравственное отношение к труду.

1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания детей.

2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Педагогический опыт В.А.Сухомлинского наглядно показывает эффективность соблюдения данного педагогического условия. Ученики В.А.Сухомлинского решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села.

3. Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил — трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.

4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства.

5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.

Эффективное трудовое воспитание — фундамент творческой активности и нравственного становления личности учащихся.

Важное условие – опора на знания основ наук в организации труда учащихся. Определен основной путь — воспитывать потребность в труде на базе применения теории на практике. Труд становится первой потребностью, когда он включает в себя жизненный опыт личности, ее дарования и способности, позволяет использовать знания, умения и навыки. Одновременно такой труд должен быть регулярным и технологическим по содержанию, интересным и привлекательным, с одной стороны, и привычным, органически входящим во всю жизнь школьника процессом самореализации его «я».

Труд обладает максимальной педагогической эффективностью, если связан с жизнью конкретного региона, города, села; служит интересам хозяйственного и культурного строительства.

Сложность и трудоемкость работ определяют меру самостоятельности участия детей в труде. Целесообразно разнообразие объектов труда, организационных форм, способов обработки материала, видов продукции с тем, чтобы школьник в комплексе использовал имеющиеся знания, умения и навыки, осознавая свою сопричастность к общему труду и имея возможность совершенствования во всех отношениях.

Комплексная мотивация отношения к труду и людям возможна в том случае, если будет обеспечено эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение деятельностью, а следовательно, и направленность ее на воспитание добросовестного отношения к труду (старательность, прилежание и др.), ответственности каждого перед коллективом и ответственности коллектива за результаты деятельности каждого.

Помимо этих качеств, развиваются исполнительность, инициативность, доброжелательность, требовательность. Трудовое становление личности происходит быстрее, если у школьника устанавливается должный авторитет среди сверстников на основе успеха в деятельности, если он приобретает желательный для него статус в коллективе. Эмоциональная и интеллектуальная удовлетворенность каждого одновременно способствует сплочению коллектива, что усиливает его воспитательное влияние на формирование целостной личности, повышает ее исполнительность, инициативность, ответственность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Радиопомехи от коллекторных машин и способы их подавления | Распространение радиоволн в реальных условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.