Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамический аспект деятельности

Здесь изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: целенаправленность деятельности, устойчивость, возникновение новых форм и установок.

Деятельность человека – это развивающееся динамическое, изменяющееся образование. Основные направления развития деятельности следующие:

o появление у человека новых видов деятельности;

o изменение иерархии уже имеющихся видов деятельности;

o изменение мотивации деятельности;

o изменение содержания и строения одной и той же деятельности;

o интериоризация деятельности, т.е. превращение её внешних мотивов во внутренние;

o автоматизация деятельности.

Рассмотрим каждое из направлений развития деятельности. В своих рассуждения мы опираемся на концепцию А.Н.Леонтьева. Согласно этой концепции формирование новых видов деятельности у человека происходит на основе уже имеющихся деятельностей. Основным механизмом возникновения новой деятельности является механизм «сдвиг мотива на цель». Как действует данный механизм? Действие, включенное в состав деятельности, выполняемое человеком, и его цель со временем могут стать настолько значимыми для человека, что соответствующая цель превращается в самостоятельно действующий мотив. Это и есть «сдвиг мотива на цель». Действие, цель которого стала мотивом, становится самостоятельной деятельностью.

Изменение иерархии мотивов связано с изменением их значимости для человека. Такое изменение, характеризует развитие самой деятельности. Оно может происходить и в том случае, если число и содержание видов деятельности, которыми занимается человек, остается неизменным. Иерархия деятельностей и мотивов внутри каждого вида деятельности будет изменяться по мере взросления человека и накопления им жизненного опыта.

Изменение мотивации деятельности есть подчинение её новым мотивам при сохранении внешней структуры или включение в регуляцию деятельности новых мотивов наряду со старыми, или изменение иерархии тех мотивов, которые управляют данным видом деятельности. С изменением мотивации деятельности мы имеем дело и в том случае, когда деятельность начинает обслуживать новые потребности человека, те, которые с её помощью раньше не удовлетворялись, или когда деятельность перестает удовлетворять старые потребности человека.

Когда мы говорим о строении деятельности, то имеется в виду последовательность выполнения человеком определённых действий и операций и соотношение в строении деятельности внутренних и внешних действий и операций. Под изменением содержания и строения деятельности понимается следующее. Один и то же вид деятельности человека меняется по составу входящих в него действий и операций. Человек способен научится достигать одного и того же результата своей деятельности, изменяя состав входящих в структуру деятельности действий. Он может одни и те же действия выполнять различными способами, т.е. изменять состав операций деятельности.

Интериоризация деятельности – это переход её из внешней формы во внутреннюю. В процессе интериоризации деятельности происходит замена внешних действий и операций, входящих в её состав на внутренние действия и операции.

Автоматизация деятельности как возможное направление её развития состоит в том, что отдельные действия и операции, входящие в состав деятельности, постепенно превращаются в умения, а далее – в навыки. В результате автоматизируется и деятельность в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структурно-функциональный аспект | Деятельность как методологическая проблема психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.