Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность и другие психические явления

В отечественной психологии практически все психические явления рассматриваются с позиций теории деятельности. Иными словами, психические процессы, состояния есть особые виды деятельности либо её компоненты.

Любой психический процесс и познавательный, и эмоциональный осуществляется только на основе потребности и направляется мотивом. Любое психическое явление выполняется специальными средствами. Они подбираются в соответствии с той целью, которая поставлена в деятельности. В соответствии с поставленной целью создается программа, определяются способы коррекции действий. Действия и операции воплощают цель.

В деятельности формируются и психические свойства человека: способности, черты характера, новые знания и умения.

Деятельность человека, как уже говорилось выше, направлена и на преобразование окружающего мира, и на изменение самого человека. Во всех видах деятельности человек приобретает новые знания и умения. В одних видах деятельности новый опыт приобретается как прямой продукт деятельности: к таким видам деятельностей относятся учебная деятельность, дидактическая игра, чтение, просмотры фильмов, самообучение и пр.; а в других видах деятельностей новый опыт получается как побочный продукт деятельности, к таким видам деятельностей относятся: труд, игра, стихийное общение и т.д.

 

 

Вопросы к теме «Деятельность и мотивация»

  1. Поясните термин «активность».
  2. Существует ли отличие в понимании терминов «деятельность» и «жизнедеятельность»?
  3. Что такое деятельность?
  4. Приведите определение поведения.
  5. Какие уровни поведения живых существ вам известны?
  6. В чем отличие деятельности человека от приспособительного поведения животных?
  7. Как соотносятся сознание и деятельность?
  8. В чем главный смысл интериоризации и экстериоризации?
  9. Внешняя деятельность: основные характеристики и свойства.
  10. Внутренняя деятельность: основные характеристики и свойства.
  11. Сущность и роль основных структурных элементов деятельности.
  12. Что в структуре деятельности является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым зависящим от конкретных условий?
  13. Какие существуют точки зрения о возможности замены деятельности человека деятельностью машин?
  14. Что такое умение и навык?
  15. Что обуславливает перенос навыков в другие виды деятельности? Что порождает интерференцию навыков?
  16. Какие субъективные и объективные факторы влияют на продуктивность навыков, как и почему?
  17. В чем проявляется и как характеризуется утомление и переутомление? Как можно уменьшить или снять утомление?
  18. Что такое потребность? Ее отличие от мотива?
  19. Какие функции выполняют мотивы?
  20. Как соотносятся мотив и деятельность?
  21. Механизмы формирования новых мотивов?

 

 

Рекомендуемая литература

1. Айсмонтас Б.Б. «Общая психология: схемы», М., «Владос-Пресс», 2003, стр. 54-69.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии», М., «Педагогическое общество России», 2003, стр. 80-94.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию», М., «ЧеРо – Юрайт», 2002, стр.99-134.

4. Годфруа Ж. «Что такое психология?», М., «Мир», 1992, стр. 239-257.

5. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» М., «Политиздат», 1975.

6. Немов Р.С. «Психология», М., «Высшее образование», 2005, стр.469-506.

7. «Основы психологии: хрестоматия», Минск, «Беларусь», 2003, стр. 162-180.

8. Реан А., Бордовская Н., Розум С. «Психология и педагогика», СПб, «Питер», стр. 146-165, 175-194.

9. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», СПб, «Питер», 2003.

10. Соложенкин В.В. «Психологические основы врачебной деятельности», М., «Академический проект», 2003, стр. 150-161.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Умения, навыки, привычки | Бинарные отношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.