Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие аттестации

Лекция 11. АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Менеджеру на заметку

Приведем в качестве примера варианты программы подготовки кадров.

Вариант 1

1. Основные задачи подготовки кадров.

2. Характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров.

3. Определение форм и методов повышения профессионального уровня кадров.

4. Направления распределения кадров.

5. Мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности.

6. Подготовка и совершенствование резерва кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направления подготовки и соответствующие мероприятия).

7. Подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работа­ющих с персоналом.

8. Подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов.

9. Определение потребности в специалистах.

10. Повышение квалификации специалистов.

11. Направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей.

12. Работа с выпускниками школ и вузов.

13. Особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров.

14. Установление связей с другими организациями по обмену кадрами.

15. Подготовка руководителей нижнего звена (мастеров).

16. Подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей.

 

 

Вариант 2

1. Анализ фактического профессионального состава и расстановки кадров.

2. Формулировка требований к повышению уровня профессиональной подго­товки.

3. Мероприятия по работе с резервом руководящих кадров.

4. Расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляе­мые к ним.

5. Мероприятия, связанные с направлением на учебу.

6. Мероприятия по формированию резерва руководящих кадров.

7. Положения, предусматривающие единые принципы подготовки и переподго­товки кадров.

8. Мероприятия по комплексной переподготовке трудового коллектива.

9. Мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и перепод­готовкой кадров.

Ответственность за разработку этой программы обычно возлагается на первое лицо организации; линейные руководители разрабатывают программы для своих подразделений.


Основой продвижения сотрудника по служебной лестнице часто является аттестация — специальная комплексная оценка их силь­ных и слабых сторон (знаний, навыков, умений, черт характера, влияющих на достижение цели), степени их соответствия требовани­ям должности (при этом нельзя смешивать качества и сведения о них, содержащиеся в документах, например, дипломе), деятельности (сложности и производительности труда) и ее результативности (вклада и вклада в общие результаты подразделения и организации в целом). Оценка проводится с целью определения соответствия работника должности. Оценка в рамках аттестации может быть относящейся к работни­ку в целом или локальной, касающейся только одной его функции; пролонгированной — за длительный период времени и экспрессив­ной, нацеленной на текущую деятельность. На пролонгированную оценку влияют прежние события; на экспрессивную — в основном эмоции.

Объектом аттестации могут быть также отдельные подразделе­ния (прежде всего управленческие) и их элементы, в частности структура штатов, организация, сложность и условия труда, их вли­яние на подчиненных и результаты деятельности. Сюда же можно отнести аттестацию рабочего места — комплексную оценку его соответствия прогрессивным техническим, технологическим и орга­низационным решениям, требованиям охраны труда, нормативам и стандартам. Основные задачи такой аттестации: рационализация, улучшение условий труда, ликвидация неэффективных или излиш­них рабочих мест. Выделяют следующие виды аттестации: итоговую, промежуточ­ную и специальную (по особым обстоятельствам).

При итоговой аттестации делается полная и разносторонняя оценка производственной деятельности работника за весь период. Это - оценка прошлого, без которой нельзя понять настоящее и судить о готовности людей к будущему. Но самые блестящие про­шлые успехи — не гарантия хорошей работы, так как все меняется и поэтому необходимо оценивать личные качества. Это позволяет предвидеть поведение человека в сложных ситуациях и дополнить оценку итогов, на которые могут влиять, в том числе и независимые внешние факторы. Обычно итоговая аттестация проводится раз в три — пять лет.

Промежуточная аттестация проводится через сравнительно короткие периоды, и каждая последующая должна базироваться на результатах предыдущей. В крупных западных фирмах один интервал между аттестациями в промышленности США составляет для рабо­чих, младших служащих, новичков и лиц, включенных в резерв — 6 месяцев, для специалистов и руководителей — один год. Иногда аттестация проводится один раз в квартал или даже ежемесячно.

Регулярные аттестации как основа продвижения и вознагражде­ния целесообразны там, где труд носит индивидуальный характер. Но при этом нужно иметь в виду, что угроза снижения квалифика­ционной категории в результате аттестации может иметь и обратный эффект.

Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами, например направлением на учебу, утверждением в новой должности, проводится перед принятием соответствующего решения.

Наряду с традиционной аттестацией в практике управления пер­соналом может иметь место самооценка (самоаттестация) путем письменных ответов аттестуемых на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценку выполнению своих служебных и профессиональных обязанностей, достигнутым результатам, произ­водственной дисциплине и проч., что позволяет узнать, какие требо­вания предъявляют к себе работники. Однако самооценка весьма субъективна (может иметь место излишняя скромность или, наобо­рот, желание покрасоваться).

В соответствии с принятой в РФ практикой аттестация должна проводиться периодически не реже одного раза в пять лет; в отно­шении руководящих работников и специалистов производственных отраслей народного хозяйства — не реже одного раза в три года; в отношении мастеров, начальников участков и цехов — не реже одно­го раза в два года. Периодическая оценка сотрудников побуждает Руководителей к более интенсивному критическому рассмотрению их потенциальных возможностей.

Цели аттестации могут быть явными и неявными (латентны­ми). Явная цель, как уже говорилось, состоит в установлении в официальном порядке пригодности данного лица к выполнению той иной работы. Целями аттестации могут быть также контроль за выполнением поставленной задачи, вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности работы, решение вопроса об объеме путях и формах обучения, переподготовки и т.п. Латентные цели могут состоять в следующем: выполнении тре­бования вышестоящей организации или руководства; придании большего веса принятым прежде кадровым решениям; знакомстве руководителя с сотрудниками; придании ему большего веса в их глазах; разрушении круговой поруки, существующей в коллективе-активизации работы; возложении формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и проч.

Аттестация персонала позволяет сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника, целесо­образности, сроках и направлениях его служебного продвижения либо о нецелесообразности последнего. Отсутствие надежных сис­тем оценки в данном случае может привести к тому, что организация потеряет способного работника.

В западных фирмах данные аттестации заносятся в «инвентари­зационную карту» сотрудника, содержащую сведения о его возрасте, трудовом стаже, продолжительности работы в данной должности и на предшествующих местах.

Действующим в РФ законодательством предусматривается, что аттестация работников является одним из условий изменения трудо­вого договора и имеет целью улучшение подбора и расстановки кадров (продвижение сотрудника по службе, сохранение его в преж­ней должности, перевод на новое место, увольнение, в том числе и в связи с сокращением штатов при неполной занятости), стимулиро­вание сотрудников к повышению квалификации, улучшению каче­ства и эффективности работы, обеспечение более тесной связи зара­ботной платы с результатами труда, воспитание кадров. На основании результатов аттестации руководитель органи­зации вправе понизить или повысить работника в классном звании или квалификационной категории; повысить или понизить его долж­ностной оклад; установить, изменить или отменить надбавку к нему; повысить или освободить работника от должности. Причем все не­гативные меры применяются только с учетом мнения аттестацион­ной комиссии.

По итогам аттестации можно составить схему должностей и указать на ней условными знаками, что, в отношении кого нужно делать. В Японии практика аттестации обычно тесно связана с составлением так называемой матрицы перемещений, в которой находит свое отражение настоящее положение каждого руководителя и сотрудника, его возможности и степень готовности немедленно или через опре­деленный период занять новую должность. Оценка персонала в японских корпорациях начинается с изу­чения личных данных сотрудников: образования, семейного поло­жения, физического развития, особенностей интеллекта, коммуни­кабельности, главных интересов, черт характера, а также итогов предшествовавших ежегодных оценок, содержащихся в личном деле.

Далее проводится экспертная оценка анкет, заполненных самим аттестуемым, его руководителем и подчиненными, если таковые име­ются. Анкеты включают сведения о способности работника плани­ровать, организовывать, контролировать, принимать решения; про­шлом опыте работы, планах на будущее, профессиональных качест­вах; присутствии и степени развитости 24 основных черт характера, среди которых упорство, оптимизм, скрытность, грубость, болтли­вость, исполнительность и т.п.

После этого аттестуемый выполняет письменное задание: разра­батывает проект какого-либо документа или делового письма. И, наконец, он держит устный экзамен в форме собеседования, интер­вью или дискуссии на производственные темы.

Описанные подходы к аттестации сводятся к контролю за дея­тельностью работника и ее оценке (а по существу, «судебному при­говору») с целью поощрения, наказания, продвижения по службе. Однако сегодня в западных фирмах все более широкое распростра­нение получает другой подход, который делает акцент на поиске путей совершенствования работы и самореализации сотрудника. В этом случае аттестацию проводит непосредственный руководитель, лучше знающий подчиненного и выступающий, прежде всего, как советник, консультант, пытающийся совместно с ним найти его ошибки, пути их преодоления и решения стоящих задач.

При проведении всех форм оценки считается недопустимым на­казывать работников за любые ошибки и уничижать критикой; оце­нивать людей вместо их действий и обстоятельств; искать виновных вместо причин (прежде, чем критиковать, руководитель должен оценить и свою вину); зацикливаться на негативных явлениях, а не на поощрении достижений; копить претензии для публичного разноса (обвинения должны быть дозированы); приуменьшать вклад сотрудника в позитивный результат; отмахиваться от объяснений, поскольку чаще всего они правдивы.

Успех аттестации предопределяется, прежде всего, использованием надежных достоверных методов, объективным, доброжелательным отношением к аттестуемым, хорошим их знанием, ясностью целей, четкостью, адекватностью отражения вклада каждого, сопоставимостью критериев и показателей оценки, которые сегодня часто определяются руководителем совместно с работниками на основе перечня служебных обязанностей и личных целей.

Нужно помнить, что аттестационная оценка несет в себе элемент мотивации и является предпосылкой изменения поведения работни­ка. Общая позитивная оценка улучшает результаты работы в 70 - 90% случаев, но способствует формированию завышенной само­оценки; общая отрицательная оценка, наоборот, формирует неуве­ренность в себе. Более обоснованна поэтому оценка конкретных поступков.

Заинтересованность сотрудника повышается, если он видит под­держку и помощь в работе, деле принятия на себя более сложных функций, перспективы роста оплаты и служебного продвижения. Замалчивание оценки или ее унификация действуют хуже наказа­ния, ибо приводят к безразличию, а информирование сотрудника и его окружения о результатах «окрыляет» и повышает эффективность труда.

Роль кадровых служб в деле аттестации состоит в разработке на основе действующего законодательства ее детальных положений и принципов, контроле их применения, аккумуляции и хранении по­лученной в результате аттестации информации о персонале.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связь обучения с практикой | Организация процесса аттестации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.