Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Лекция 6

Тема «Психологические особенности ребенка дошкольного возраста»

 

Вопросы:

1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте;

2. Познавательное развитие, общение с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте;

3. Развитие личности дошкольника;

4. Характеристика кризиса дошкольного детства.

 

 

 

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация разви­тия в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

Классическая психологическая ситуация, складывающая­ся в конце раннего детства, — феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слиш­ком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно.

Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника — в игре. Игровое действие свободно от обяза­тельных способов действия, оно носит символический харак­тер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту вооб­ражаемую ситуацию.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста -внеситуативно-личностная формаобщения. В отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей.

Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра. В игровой деятельности наиболее интенсивно формиру­ются психические качества и личностные особенности ребен­ка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произ­вольности психических процессов. Так, в игре у детей начи­нают развиваться произвольное внимание и произвольная память. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится не только замешать предметы другими предметами, но и брать на себя раз­личные роли.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимо­отношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основ­ные навыки общения, качества, необходимые для установле­ния контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются меж­ду собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвраща­ются домой и т. д.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои поже­лания относительно хода игры, если он не способен пони­мать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходи­мость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы теории деформированного состояния | Вопрос 2. Познавательное развитие, общение с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 4793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.