Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скульптура. Плодотворное сотрудничество скульпторов с архи­текторами привело к созданию большого числа перво­классных произведений

Плодотворное сотрудничество скульпторов с архи­текторами привело к созданию большого числа перво­классных произведений, особенно в области монумен­тальной скульптуры. Выдающиеся мастера-монумента­листы В. И. Демут-Малиновский (1779 – 1846) и С. С. Пименов (1784 – 1833), долгие годы, работавшие совмес­тно, успешно сотрудничали с архитекторами Воронихиным (скульптуры для Казанского собора, Горного инсти­тута) и Росси (скульптуры арки Главного штаба. 1827 – 1829). Одним из последних в XIX в. примеров орга­ничного слияния скульптуры и архитектуры явились памятники Кутузову и Барклаю де Толли на порталах коллонады Казанского собора (1829 – 1832) в Петербурге работы Б. И. Орловского (1793 – 1837), принадлежавше­го к числу виднейших мастеров русской культуры 1-й половины XIX в. Создание этих двух памятников, сим­волизировавших начало и завершение Отечественной войны 1812 г., можно расценивать как новый этап в Развитии русской монументальной скульптуры. Композиционно тесно связанные статуи Кутузова и Барклая в изобразительных средствах совершенно само­стоятельны. Скульптор придал реалистическую конкрет­ность образам полководцев. Фигура Барклая с едва заметным наклоном головы и открытой грудью, как бы встречающего удар, выражает стойкость, упорство и внутреннее напряжение человека, организовавшего героическое сопротивление русских армий врагу, на первом этапе войны. Решительный и вместе с тем тор­жествующий жест руки Кутузова, зовущий вперед, мужественный и радостный взгляд фельдмаршала, пред­видящего победу, олицетворяет второй, победоносный этап войны.


Эклектика (от греч. eklekticos - выбирающий) - в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разно­родных стилевых элементов или произвольное использова­ние исторических стилей.

Мастером монументально-декоративной скуль­птуры, органически вписанной в городской пейзаж, был П. К. Клодт (1805 – 1867). В четырех группах «Укрощение коня» на Аничковом мосту (1833 – 1850) сочетается точ­ность в передаче натуры с известной обобщенностью и декоративностью формы. Замечательной работой масте­ра является и памятник баснописцу И. А, Крылову (1848 – 1855), установленный в Летнем саду в Петербурге, где выдающийся русский баснописец так любил гулять. Вместо принятых в предшествующий период аллегори­ческих фигур (муза или идеализированный образ писа­теля в античном облачении) скульптор реалистически изобразил пожилого человека, грузно сидящего с кни­гой в руках. Новым явилось и оформление постамента памятника, среднюю часть которого опоясывал горельеф с изображением персонажей басен Крылова. Безуслов­но, художественной ценностью обладает конная статуя Николая I перед Исаакиевским собором (1850 – 1858), не только мастерски выполненная Клодтом, но и прекрасно вписанная в городской ансамбль. Силуэт скачущего всадника хорошо воспринимается не только с площади, но и с примыкающих к ней улиц.

Блестящее мастерство скульптора с особой силой проявилось в малой пластике - небольших скульптур­ных композициях («Кобыла с жеребенком», «Деревенс­кая кляча», «Царь Михаил Федорович», «Славянин вер­хом» и др.), где явно проступает жанровое начало, род­нящее творчество Клодта со скульптурой второй поло­вины XIX в.

Медленный отход от идеализирующего мировосп­риятия эпохи классицизма, поиск новых пластических решений, стремление к романтической приподнятости образов характерны для русской скульптуры предреформенной поры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Театр и музыка | Живопись. После Отечественной войны 1812 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.