Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И хотя сами по себе эти отношения объективно предсказуемы, могут трактоваться им по разному

Затрудняется однозначность структурного анализа композиции тем, что в роли доминант или акцентов композиционной системы могут оказаться не только объемы или пространства, но и их элементы и сочетания. Так, в афинском Акрополе доминантой ансамбля является венчающее священную скалу сооружение – Парфенон, в самом Парфеноне главное для зрителя - ритм окружающего храм периптера, который образует фактический объем этого сооружения; на парижской площади Вогезов доминирует замкнутое застройкой пространственное тело, в анфиладе интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе главнее всего ось перетекающих друг в друга пространств.

В дизайне среды автор может выбирать и даже изобретать ту систему соподчинений, которая наилучшим образом отвечает его замыслу, "духу и букве" данного задания.

На роль доминанты художник всегда выбирает либо какую-то ТЕМУ средового целого, либо одну из визуальных характеристик ИДЕИ («цилиндричность» пространства интерьера Пантеона в Риме, «геометризация» масс в египетских пирамидах), подчиняя им остальные особенности композиции - конфигурацию, ритм, прорисовку деталей и т.д.

«Тема» может быть любой - конструктивные формы, как в мостах С. Калатравы, свойства стройматериала (стекло центра Картье Ж. Нувеля), декоративное начало (работы А. Гауди), природная форма - зеленые террасы Э. Амбаза в культурном центре в Фукуока. Вопрос только в том, насколько другие «темы», участвующие в организации композиционной структуры, поддерживают ведущую: действуют заодно (колоннады площади Св. Петра в Риме), работают на контрасте (пространства и сооружения пл. Св. Марка и Пьяцетты в Венеции) или как бы растворяются в ней, как это происходит во многих современных постройках и ансамблях.

Работа над композицией в среде усложняется из-за того, что живет и воспринимается не одномоментно, а "параллельно" течению времени из-за включенности зрителя в средовой процесс, причем воспринимается с его "личных" позиций. Получается, что в средовом организме заложены внутренние причины перестройки конкретных представлений о его композиционном каркасе.

Так возникает уникальное свойство средовых объектов и систем - изменчивость, динамичность композиционной структуры, что отличает ее от композиционных построений в "статичных" видах искусства, архитектуре, живописи, скульптуре.

Одна из причин этого - "трехслойность" строения феномена "среда", отсутствие закрепленной субординации между основными носителями ее содержания, функцией, пространством и наполнением. В процессе потребления среды любой из них может занять командное место в композиционной конструкции, так как их приоритетность диктуется обстоятельствами потребления без глобальных метаморфоз самих слагаемых.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элементы композиции в облике среды всегда визуально обозначены, объективно существуют и воспринимаются | Концепция семафоров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.