Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игротерапия в отечественной психологической практике




К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследо­ватели-практики Л. Абрамян (1986), А. Варга (1989), И. Вы­годская (1984), А.Захаров (1986—1988), А. Спиваковская (1988) и др.

Основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению А.С. Спиваковской, является воздействие на ре­бенка с учетом специфичности обстановки и контакта.

Суть этого принципа заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в об­щении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные фор­мы поведения.

Л.А. Абрамян, исследуя способы преодоления негатив­ных эмоциональных состояний детей средствами игры, под­робно раскрывает процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоциональной личностной сферы. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное пере­живание: он «лепит образ», преобразуя самого себя и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к свое­му персонажу.

Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и ка­честв ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами харак­тера, переносят на куклу свои недостатки, которые достав­ляют им неприятности.

Значительный вклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростков внес А.И. За­харов. Он разработал показания и клинико-психологические критерии формирования детской психотерапевти­ческой группы, исследовал возможности объединения се­мейной и групповой терапии, а также методику игровой психотерапии, которая является частью целого комплек­са различных воздействий на ребенка-невротика, вклю­чающего и семейную психотерапию. Игра рассматривает­ся им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотера­пией.

А.И. Захаров предлагает определенную последовательность коррекционных методик:

1) беседа;

2) спонтанная игра;

3) направленная игра;

4) внушение.

Продолжительность игрового сеанса не более 30 мин. Ча­стота занятий при остром периоде невроза — 2—3 раза, при хроническом течении — 1 раз в неделю. Продолжительность программы — от нескольких дней до нескольких месяцев.

В организации терапевтического процесса Захаров выде­ляет диагностическую, терапевтическую и обучающую фун­кции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направлен­ной игре, которая обычно представляет собой импровиза­цию какого-либо сюжета.

/. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимо­отношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволя­ет получить дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной.

2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставле­нии ребенку эмоционального и моторного самовыражения,

Игра при­дает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка ва­жен процесс игры, а не ее результат.

Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адек­ватные формы психического реагирования.

3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отно­шений, расширении диапазона общения и жизненного кру­гозора, реадаптации и социализации.

Франк подчеркивал, что игра для детей — способ на­учиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования организаций в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах и людях.

А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии:

- игра применяется как средство диагностики, коррек­ции и обучения;

— выбор игровых тем отражает их значимость для психо­лога и интерес для клиента;

— руководство игрой способствует развитию самостоя­тельной инициативы детей;

—спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации;

—соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их
клинических особенностей;

—- игра не комментируется взрослым;

направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.

Процесс игровой психотерапии, по Захарову, складывается из четырех взаимно перекрывающихся этапов:

1. Объединение детей в группу начинается совместной и кинтересной для них деятельностью в виде экскурсий в музей,предметных игр, рассказах об увлечениях.

2. Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.

3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки,условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения
психолога и высокой активности играющих.

Важно отметить, что по мере движения группы вперед содержание ролевых игр меняется от терапевтически направ­ленных до обучающих.

4. Обсуждение— заключительный этап игровой психо-терапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.