Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории изучения памяти слепых и слабовидящих




Значение памяти в жизни нормально видящего человека и людей с нарушением зрения

Необходимым условием деятельности людей и её успешности является такой психический процесс, как память. Поэтому одной из весьма актуальных и сложных проблем специальной психологии, и в частности тифлопсихологии, является память детей с нарушением зрения.

Концентрирование усилий на разработку этой проблемы обусловлено, прежде всего, огромной ролью, которую играет память во всей жизни и, в частности, в дошкольном и школьном обучении.

Как известно, нарушения зрения тормозят полноценное развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит отражение и в функционировании мнемических процессов. При этом технический прогресс и современные условия обучения, и жизнедеятельности слепых и слабовидящих предъявляют к их памяти всё более жёсткие требования, связанные как со скоростью мнемических процессов, так и их подвижностью и прочностью образующихся связей.

Обобщение сведений об особенностях развития памяти людей с нарушением зрения необходимо для дальнейшего совершенствования учебного и коррекционного процесса в специализированной школе, для организации дифференцированного подхода при обучении детей с нарушениями зрения.

Давайте вспомним, что же такое память? Какие процессы памяти вы знаете? Какие виды памяти выделяют?

Специалисты в области тифлопсихологии изучили проблему памяти применительно к слепым и слабовидящим гораздо менее полно, чем это сделала общая психология по отношению к нормально видящим людям.

Проводившиеся в конце XIX - начале XX века экспериментальные исследования памяти слепых не дали однозначных результатов; во взглядах на память слепых существовали серьёзные расхождения.

В тифлопсихологической литературе того времени приводилось значительное количество примеров слепых, обладавших феноменальной памятью.

Например, К. Бюрклен в «Психологии слепых» упоминает о музыканте Беккере, который мог после однократного прослушивания повторить шесть музыкальных пьес; о пианисте Дюлоне, знавшем наизусть 250 произведений; о философе Шенберге, изучившем 7 языков; о замечательных счётчиках и т.п.

В исследовании немецкого тифлопсихолога Гуго Шауерте приводятся материалы, характеризующие слепых как лиц, которым свойственно накопление большего, чем у зрячих, объема памяти. По его мнению, в зависимости от типа личности некоторые из слепых обладают большим объемом памяти, который недостаточно организован и слабо систематизирован. Другие обладают структурированным, но менее конкретным и меньшим в количественном отношении объемом памяти.

Проведённое русским тифлопсихологом А.А. Крогиусом исследование памяти слепых также дало ему возможность утверждать, что процесс заучивания бессмысленных слогов, слов и стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих, а объем их памяти по сравнению со зрячими увеличен в зависимости от её типа (на 0,7 для слов, обозначающих зрительные образы, на 0,9 - для осязательных). Это он связал с более сосредоточенным вниманием к выполняемой деятельности и умением слепых соотносить воспринимаемый материал с практическим опытом.

Таким образом, часть тифлопсихологов утверждали, что память слепых развита лучше, чем зрячих. Причину более быстрого запоминания, длительного сохранения и увеличения объёма памяти слепых они объясняли либо с идеалистических позиций, как результат высвобождения «специфической энергии», направляющейся при утрате зрения в сохранные системы организма, либо механистически, как результат мнемических упражнений.

Нужно отметить, что данные теоретические объяснения и результаты экспериментов не смогли доказать «изощрённость» памяти слепых. Например, различия в памяти слепых и нормально видящих, полученные А.А. Крогиусом, нельзя считать существенными. А данные К. Бюрклен свидетельствуют лишь о принципиальной возможности значительного развития памяти при слепоте.

На необоснованность лучшего развития памяти у слепых отмечали ещё их современники (например, Лембке, Мюллер).

Современные исследования подтвердили данный факт. Вместе с тем было установлено, что развитие памяти слепых и слабовидящих имеет своё своеобразие, но происходит по общим с нормой закономерностям. Перейдём к рассмотрению данных особенностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.