Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности узнавания и воспроизведения слепых и слабовидящих

Процесс узнавания у слепых и слабовидящих зависит от того, на­сколько полно, точно был сформирован ранее образ воспринимаемого объекта. Это, по существу, повторное его восприятие. Оно легче, чем воспроизведение, так как осуществляется на основе реального объекта.

Существует прямая зависимость правильного узнавания объектов частичновидящими и слабовидящими школьниками от дефектов зрения, его остроты, поля зрения, цветового зрения и других нарушений, о чем свидетельствует превышение правильности узнавания слабовидящими школьниками в 1,5 раза по сравнению с частично видящими.

Процесс узнава­ния слепыми первоклассниками на основе совместной деятельности остаточного зрения и осязания осуществляется также последовательно, сукцессивно, как и в процессе восприятия с выделением отдельных признаков, созданием гипотезы и ее проверки. В связи с этим у многих этот процесс кончается неспецифическим узнаванием с указанием на род объекта, без указания его вида.

Такое узнавание свидетельствует о гло­бальном образе объекта без его специфических видовых, характерных признаков (например, при узнавании белки - зверек,при предъявлении лебедя - птичка), о неполноте чувственного опыта слепых и слабовидящих. Однако проверка гипотезы и повторное обследование позволяет формировать полноценные образы, приближающиеся к образам, создающим­ся у нормально видящих детей.

Характеризуя особенности развития узнавания слабовидящих, Т.Н. Головина отмечает, что зрительное узнавание отстает от нормально видящих в отношении правильности, специфичности, многостороннос­ти уровня анализа и особенно к темпе развития. Дляних свойственно большое количество ошибок неспецифического узнавания, отсутствие умения выделять и характеризоватьсвойства целого объекта. Выделение отдельных признаков, но не их совокупности, свидетельствует о слабом владении категориями общего, особого и единичного. Включение ося­зания в процесс узнавания способствует его результативности.

Таким об­разом, использование сохранных анализаторов в процессе узнавания объектов слабовидящими школьниками повышает эффективность узна­вания и содействует развитию их памяти.

Узнавание при дефектах зрения развивается так же, как и в норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого процесса.

Исследования показали, что в процессе специально организованного обучения незрячие, частичнозрячие и слабовидящие дети овладевают соответственно навыками осязательного, осязательно-зрительного и зрительного узнавания, т.е. у них процесс узнавания, претерпевая серьёзные качественные и количественные изменения, приближается к норме.

Воспроизведение представляет собой более сложный процесс отра­жения прошлого опыта в виде образа отсутствующих объекта, мысли, чув­ства, движения. Его результативность зависит от результативности запо­минания и сохранения. Поэтому отмеченные у слепых недостатки: неполнота, фрагментарность образов и замедленностьих формированиятакже ха­рактерны и для воспроизведения.

Однако можно предположить, что замедленное воспроизведение слепыми того или иного материала объясняется ещё и особенностями их высшей нервной деятельности, а именно некоторым усилием тормозных процессов. Возможно, этой же причиной объясняется и более часто, чем у нормально видящих, наблюдающееся у слепых явление реминисценции.

Педагог, работающий с детьми, имеющими нарушения зрения, должен проявлять особое внимание и такт при опросе детей, так как замедленное воспроизведение учебного материала может свидетельствовать не об отсутствии или недостаточно высоком уровне знаний, а об особенностях ВНД опрашиваемого.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности сохранения и забывания слепых и слабовидящих | Особенности видов памяти у слепых и слабовидящих
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.