Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные законы и их роль в познании

Содержание и технология системного анализа.

Структура системного анализа

По нашему мнению, технология системного анализа представляет собой результат синтеза операций системного подхода и научного исследования. Отсюда при технологии системного анализа необходимо учитывать:

1. тип анализа, который задает его содержание, инструментарий;

2. основные параметры анализируемой системы, определяющие его предмет.

Технология системного анализа представлена в табл.6 (стр.6).

Объектом системного анализа выступают реальные объекты природы и общества, рассматриваемые как системы. То есть системный анализ предполагает изначальное системное видение объекта.

В его предмет входят многообразные характеристики системности, наиболее важные среди них:

· состав системы (типология и численность элементов. Зависимость элемента от его места и функций в системе, виды подсистем, их свойства, воздействие на свойства целого);

· структура системы (типология и сложность структуры, многообразие связей, прямые и обратные связи, иерархичность структуры, воздействие структуры на свойства и функции системы);

· организация системы (временной и пространственный аспекты);

· организация (типология организации, композиция системы, устойчивость, гомеостаз, управляемость, централизация и периферийность, оптимизация организационной структуры);

· функционирование системы: цели системы и их декомпозиция, вид функции (линейная, нелинейная, внутренняя, внешняя), поведение в условиях неопределенности, в критических ситуациях, механизм функционирования, согласование внутренних и внешних функций, проблема оптимальности функционирования и переустройки функций;

· положение системы в среде (границы системы, характер среды, открытость, равновесие, стабилизация, сбалансированность, механизм взаимодействия системы и среды, адаптация системы к среде, факторы и возмущающие воздействия среды);

· развитие системы (миссия, системообразующие факторы, жизненный путь, этапы и источники развития, процессы в системе – интеграция и дезинтеграция, динамика, энтропия или хаос, стабилизация, кризисность, самовосстановление, переходность, случайность, инновационность и перестройка).

Таблица 6 – Последовательность проведения системного анализа

Этапы системного анализа Научные инструменты системного анализа
I. Анализ проблемы
Обнаружение Точное формулирование Анализ логической структуры Анализ развития (в прошлом и будущем) Определение внешних связей (с другими проблемами) Выявление принципиальной разрешимости проблемы Методы: сценариев, диагностический, «дерева целей», экономического анализа
II. Определение системы
Спецификация задачи Определение позиции наблюдателя Определение объекта Выделение элементов (определение границ разбиения системы) Определение подсистем Определение среды Методы: матричные, кибернетические модели
III. Анализ структуры систем
Определение уровней иерархии Определение процессов функций Определение и спецификация процессов управления и каналов информации Спецификация подсистем Спецификация процессов, функций текущей деятельности (рутинных) и развития (целевых) Методы: диагностические, матричные, сетевые, морфологические, кибернетические модели
IV. Формулирование общей цели и критерия системы
Определение целей, требований надсистемы Определение целей и ограничений среды Формулирование общей цели Определение критерия Декомпозиция целей и критериев по подсистемам Композиция общего критерия из критериев подсистем Методы: экспертных оценок («Дельфи»), «дерева целей», экономи-ческого анализа, морфоло-гический, кибернетические, оптимизационные модели
V. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах
Формулирование целей: верхнего ранга, текущих процессов, эффективности, развития Формулирование внешних целей и ограничений Выявление потребностей в ресурсах и процессах Методы: «дерева целей», сетевые, моделирования
Этапы системного анализа Научные инструменты системного анализа
VI. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей
Оценка современного состояния ресурсов Оценка возможностей взаимодействия с другими системами Оценка социальных факторов Композиция целей Методы: экспертных оценок («Дельфи»), «дерева целей», экономического анализа
VII. Прогноз и анализ будущих условий
Анализ устойчивых тенденций развития системы Прогноз развития и изменения среды Предсказание появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие системы Анализ ресурсов будущего Анализ возможных сдвигов целей и критериев Методы: сценариев, экспертных оценок («Дельфи»), «дерева целей», экономического анализа, статистического анализа
VIII. Оценка целей и средств
Вычисление оценок по критерию Оценка взаимозависимости целей Оценка относительной важности целей Оценка дефицитности и стоимости ресурсов Оценка влияния внешних факторов Методы: экспертных оценок («Дельфи»), «дерева целей», экономического анализа, морфологический
IX. Отбор вариантов
Анализ целей на совместимость и сходимость Проверка целей на полноту Отсечение избыточных целей Планирование вариантов достижения отдельных целей Оценка и сравнение вариантов Совмещение комплекса взаимосвязанных вариантов Методы: «дерева целей», матричные, экономического анализа, морфологический
X. Диагноз существующей системы
Моделирование технологического и экономического процессов Выявление недостатков организации производства и управления Выявление и анализ мероприятий по совершенствованию Методы: диагностические, матричные, экономического анализа, кибернетические модели
XI. Построение комплексной программы развития
Формулирование мероприятий, проектов и программ Определение целей и мероприятий по их достижению Распределение сфер деятельности и компетенции Разработка комплексного плана мероприятий в рамках ограничений по ресурсам и времени Распределение по руководителям и исполнителям Методы: матричные, сетевые, экономического анализа, моделирование
XII. Проектирование организации для достижения цели
Назначение целей организации Формулирование функций организации Проектирование организационной структуры Проектирование информационных механизмов Проектирование режимов работы Проектирование механизмов материального и морального стимулирования Методы: диагностические, «дерева целей», матричные, сетевые методы, кибернетические модели

Системный анализ – это сложная наука, которая находится в процессе становления, обретения своей системы.

Роль системности в методологии науки трудно переоценить. Практически все значительные достижения наук со второй половины ХХ ст. в большей или меньшей степени связаны с системной методологией. Системный подход ценен, прежде всего, тем, что он формулирует общесистемные законы, которые улавливают зависимости между отдельными сторонами и свойствами систем. Подчеркнем, что системные законы носят общесистемный характер, то есть они свойственны для систем любой природы. Среди них выделяются:

· Закон соотношения целого и части – система как целое больше суммы составляющих ее частей. Этот закон восходит к утверждению древних мыслителей о том, что целое больше его частей.

· Закон совокупных свойств системы, или закон эмерджентности – свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов, а являются результатом их интеграции.

· Закон зависимости свойств системы не только от свойств составляющих элементов, но и взаимосвязей между ними. Другая трактовка этого закона такова: две системы, содержащие тождественные элементы, могут быть несхожими по свойствам благодаря различию в характере и структуре связей.

· Закон простоты и сложности системы, согласно которому, чем проще система, чем из меньшего числа элементов и связей она состоит, тем меньше проявляет она системное качество, и чем сложнее система, тем более непохожим является ее системный эффект по сравнению со свойствами каждого отдельного элемента.

· Закон ограничения разнообразия системы, который говорит о том, что организованные системы отличаются ограничением разнообразия.

· Закон равновесия системы: только тогда система находится в равновесии, когда каждый ее элемент находится в состоянии равновесия, определяемом другими элементами.

· Закон многообразия (плюрализма) системных представлений, согласно которому целостность системы никогда не может быть сведена только к одной ее модели. При дополнительных поисках обязательно найдется такая модель системы, которая будет непохожей на предыдущую.

· Закон продуктивности хаоса, полагающий, что любая объективная неупорядоченность, любой реальный хаос содержат в себе элементы и даже очаги самоорганизации.

Вопросы по теме 7:

1. Каковы основные виды системной деятельности?

2. Каковы основные разновидности системного анализа?

3. Сформулируйте основные принципы системного анализа.

4. Дайте характеристику применяемых в системном анализе подходов.

5. Охарактеризуйте методы системного анализа.

6. Какова структура системного анализа?

7. Охарактеризуйте основные общесистемные законы.

 


[1] Семиотика - наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (языки), природе или самом человеке (зрительное и слуховое восприятие).

[2] Лингвистика (языкознание) – комплексная наука о человеческом языке как средстве общения (общих законах его строения и функционирования) и обо всех языках мира.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды системного анализа | Тема 5. Электромагнитные устройства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.