Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 6. Природа – это бесконечная во всех проявлениях среда (космосфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т




Природа – это бесконечная во всех проявлениях среда (космосфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т. д.), окружающая человеческое общество, не созданная им, но выступающая обязательным условием его существования. Говоря о соотношении общества и природы, следует подчеркнуть, что общество – это обособившаяся от природы часть мира. Под природой в данном случае понимается совокупность естественных условий существования человека.1) В отличие от стихийных природных сил, в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. (Под природой подразумевается совокупность естественных условий существования человека.)2) В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам. 3) Общество является организованной системой. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное производство, действуют социальные и политические организации и институты. 4) Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры. Культура – это сотворенная человеком «вторая» искусственная природа, которая как бы надстроена над природой естественной.

Влияние человека на окружающую природную среду изменяет самого человека. Характер этого влияния зависит от уровня развития орудий труда, производственных технологий и т. п., от уровня развития самого человека и общества. Казалось бы, что современный уровень развития производства, науки и общества дают человеку власть над природой и защищают его от различных природных катаклизмов. Однако, природа «сопротивляется» и сама влияет на изменение человека, общества. Необдуманное, потребительское отношение общества к природе обернулось для человека экологическим кризисом (исчезновение некоторых биологических видов, загрязнение биосферы и т. п.), техногенными катастрофами (авария на Чернобыльской АЭС и т. п.), появлением ранее неизвестных болезней (СПИД, атипичная пневмония и т. п.).

Использование окружающей природной среды часто приводит к негативному воздействию на природу, которое проявляется:

в загрязнении атмосферы, воды, почвы;

в истощении окружающей природной среды, т. е. потере тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности (например, заканчиваются запасы нефти в месторождениях);

в разрушении окружающей природной среды (примером может служить постепенное разрушение озонового слоя Земли).

Каковы же причины негативного воздействия на окружающую природную среду?

Человеческая деятельность ограничена рамками одной планеты.

Производство в природе носит безотходный характер, а в результате человеческой деятельности образуются отходы.

Природа может перерабатывать только часть отходов, производимых человеком в результате его деятельности, и поэтому природа не может полностью самоочищаться.

Познание и использование человеком законов развития природы.

Недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды.

Недостатки экологического воспитания и образования.

нормативный правовой акт; нормативный договор; правовой прецедент (судебный или административный прецедент); правовой обычай;

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

Конституция Российской Федерации.

Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации [4].

Федеральные законы:

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы (в том числе Кодексы).

Федеральные подзаконные правовые акты:

Указы Президента России.

Постановления Правительства России.

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

Законы субъектов федерации.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС»от 14 июня 1994 года (в ред. от 25.12.2012) на территории РФ применяются только те ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Билет 7

 

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством Основные признаки правового государства: 1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье). 2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти. 3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра. 4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней. 5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права. 6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке. 7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение. 8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).      
    I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация 1. Реформы, их виды и направления. 1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) 1.2. Виды реформ: Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III) 1.3. Направления реформ Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми) Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.) Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.) Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни. Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в. 2. Революции и их виды. 2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя 2.2. Виды революций: Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России) 3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. 4. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации: «первичная» модернизация (развития западного капитализма). «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности. II. Классификации (типологии) обществ 1. Различные классификации обществ Критерий Типы обществ Наличие письменности Дописьменные Письменные Число уровней управления обществом и степень его дифференциации Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения) Уровень развития Развитые, развивающиеся, отсталые общества Формационный признак Бесклассовые общество: первобытное общество, коммунистическое общество Классовые общества: рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, 2. Формационный и цивилизационный подходы Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор мация». Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо бом производства, экономическим строем и возвышаю щейся над ним надстройкой Структура: Надстройка — это совокупность идеологических    
    от ношений, взглядов и учреждений (философия, рели гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз действующая на него Способ производства Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту пают в процессе материального производства) Производительные силы — это средства производ ства и люди, обладающие производственным опы том, навыками к труду Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принад лежность того или иного общества. 3. Традиционное, индустриальное, информационное общество Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри альное (инфор мационное) Основной фактор производ ства Земля Капитал Знания Основной продукт производ ства Пища Промышлен ные изделия Услуги Характер ные черты производ ства Ручной труд Широкое при менение меха низмов, техно логий Автоматизация производства, компьютериза ция общества Характер труда Индивидуаль ный труд Преимущест венно стан дартная де ятельность Резкое повы шение творче ского начала в труде Занятость населения Сельское хо зяйство — око ло 75% Сельское хо зяйство — око ло 10%, промышлен ность — 85% Сельское хозяй ство — до 3%, промышлен ность — около 33%, услуги — около 66% Основной вид экс порта Сырье Продукты про изводства Услуги Социаль ная струк тура Сословия, классы, вклю ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ кая социаль ная мобиль ность Классовое деле ние; упроще ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур Сохранение со циальной диф ференциации; рост числен ности среднего класса; про фессиональ ная дифферен циация в зави симости от уровня знаний, квалификации Продолжи тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет Воздейст вие челове ка на при роду Локальное, не контролируе мое Глобальное, не контролируе мое Глобальное, контролируе мое Взаимо действие с другими странами Несуществен ное Тесная взаимо связь Открытость об щества Полити ческая жизнь Преобладание монархиче ских форм правления; по литические свободы отсут ствуют; власть выше закона, для нее не нуж ны обоснова ния; сочетание самоуправляю щихся общин и традицион ных империй Провозглаше ние политиче ских свобод, равенства пе ред законом, демократиче ские преобразо вания; власть не воспринима ется как дан ность, от нее требуется обос нование права на лидерство Политический плюрализм, сильное граж данское об щество; воз никновение но вой формы демократии — «демократии консенсуса» Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно родный харак тер культуры; преобладает устная переда ча информа ции; малое ко личество обра зованных людей; борьба с неграмотно стью Утверждаются новые ценнос ти прогресса, личного успе ха, веры в нау ку; возникает и занимает лиди рующие пози ции массовая культура; подготовка спе циалистов Особая роль науки, обра зования; раз витие индиви дуализиро ванного сознания; непрерывное образование    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.