Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Накопление: источники и структура




Накопление капитала - это приращение денежных и материальных средств, расходуемых на расширенное воспроизводство. Такого рода дополнительный капитал можно назвать “вложением в будущее”, поскольку он идет на улучшение жизни нынешнего и будущих поколений людей. Вполне очевидно: накопление капитала нельзя отождествлять с накоплением сокровищ, со сбережением де­нежных средств, пребывающих в покое.

Накопление капитала нуждается, естественно, в источниках. На нормально работающей фирме первейший источник - при­быль.

При расширенном воспроизводстве прибыль распределяется на две части: а) накопление и б) доход, идущий на личное по­требление и другие цели (о них будет конкретно сказано в теме о прибыли). Установить соотношение между этими долями прибыли - непростая проблема для ее владельцев.

Между тем замечено: с увеличением размера капиталов их собственники, как правило, тратят больше средств на приум­ножение личного достояния и на предметы роскоши. Но среди них попадаются и скаредные люди, экономящие на самом малом. с тем, чтобы больше денег обратить на активно действующий капитал. Так, американка Генриетта Грин (1835-1916) стала рекордсменкой всех времен по скупости. Хотя ее состояние достигло 95 млн долл., Грин питалась холодной овсяной кашей и была слишком прижимиста, чтобы ее разогреть. Ее сыну ампутировали ногу из-за того, что она слишком долго пыталась найти клинику с бесплатным медицинским обслуживанием.

Члены акционерного общества хорошо знают: чем больше прибыли выделяется на накопление, тем меньше дохода при­ходится на каждую акцию, и наоборот. Поэтому вопрос о рас­пределений прибыли по итогам хозяйственного года становится предметом острых споров акционеров. Далеко не все довольны, когда в качестве дивидендов им вручают не деньги, а новые акции (что предусмотрено уставом многих корпораций).

Однако, как правило, собственной прибыли фирмам не хва­тает для накопления. Поэтому они прибегают к другому его источнику - банковскому и иным видам кредита. Во многих развитых странах заемные средства составляют свыше половины общей суммы накопления.

Теперь рассмотрим структуру и функции накопления.

Накопление на предприятии (Нк), как правило, имеет сле­дующую основную структуру: а) производственное (Нп); б) не­производственное накопление (Нн) и в) накопление, идущее на привлечение дополнительных работников и повышение квали­фикации всех занятых (Нр):

Нк = Нп + Нн + Нр

 

Производственное накопление (в экономической литературе его часто именуют “инвестиции”) расходуется: а) на увеличение количества средств производства (расширение производственных площадей и строительство новых зданий, приобретение обору­дования и т.д.); б) прирост материальных запасов (резервов и страховых фондов).

Непроизводственное накопление идет:

а) на прирост непроизводственных фондов (жилого фонда предприятия, медицинских учреждений, учреждений культур­но-бытового обслуживания);

б) дополнительные затраты на обучение и повышение ква­лификации работников (увеличение расходов на обучение рабочим профессиям, рост квалификации и переквалифика­цию занятых, что ведет к повышению производительности их труда).

На Западе затраты фирм и государства на укрепление здо­ровья людей и на повышение образования и профессиональной подготовки работников получили название “инвестиции в че­ловеческий капитал”. Впервые серьезные исследования таких инвестиций провел лауреат Нобелевской премии Гэрри Беккер (сша). В книге “Человеческий капитал” (1964) Г. Беккер по­казал, что увеличение вложений в подготовку будущих специалистов и обучение квалифицированных работников могут при­носит в будущем не меньше прибыли, чем расходы на машинную технику.

Возникшая в 1960-е годы экономика медицинского обслужи­вания убедительно доказала: регулярные занятия физкультурой и спортом, хорошая медицинская помощь позволяют избежать больших затрат на серьезное лечение заболевших людей и вос­полнение убыли квалифицированных профессиональных кадров. Не случайно некоторые крупные корпорации даже платят над­бавку к заработной плате тем работникам, которые системати­чески занимаются физической культурой и спортом, создают для этого необходимые условия (стадионы, спортивные залы с тренажерами и т. п.). Это экономически оправдывает себя хотя бы потому, что уменьшаются расходы фирмы на страховую ме­дицину Примечательно, что затраты средств на медицину в среднеразвитых странах составляют примерно 9% валового внут­реннего продукта, а в США достигают 12-13%. Об определенном улучшении охраны здоровья населения свидетельствуют такие данные. За период с 1980 по 1993 г. численность населения на одного врача уменьшилась, например, в Японии с 740 до 608, Мексике - с 1149 до 615, Италии-с 750 до 207, США - с 549 до 421, Франции - с 462 до 334, Германии - с 452 до 367, Швеции- с 454 до 394, России- с 261 до 231.

Новая научная дисциплина - экономика образования доказала высокую эффективность инвестиций в общее и профессиональ­ное образование. Например, для подсчета выгодности затрат средств на подготовку специалистов в высших учебных заве­дениях прежде всего учитываются соответствующие издержки (прямые расходы на учебу, плату за учебники и т. д.). Затем сопоставляются среднегодовые заработки работников со средним и высшим образованием. Согласно американским статистиче­ским данным за середину 1980-х годов, за 40 лет работы после окончания вуза специалист получает заработную плату примерно на 0,5 млн долл. больше, чем работник со средним образова­нием1.

1См.: Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М„ 1993. С. 302-303.

 

Итак, мы ознакомились с сущностью, структурой и функ­циями накопления на действующих предприятиях. Однако мы прошли мимо вопроса о том, как первоначально возникло на­копление капитала. Этот вопрос, оказывается, представляет собой своего рода любопытную загадку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.