Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники инвестиций в форме капитальных вложений потребительской кооперации




Деятельности потребительской кооперации

 

Потребительская кооперация относится к числу самых массовых социально значимых организаций в стране. В соответствии с Федеральным законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 11 июля 1977 г. № 97-ФЗ, от 28 апреля

2000 г. № 54-ФЗ) основными задачами потребительской кооперации в Российской

Федерации являются:

• создание и развитие организаций торговли (в том числе предприятий общественного питания);

• закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и

сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с после- дующей их переработкой и реализацией;

• производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с

последующей их реализацией через организации розничной торговли;

• пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации.

Потребительская кооперация — это система потребительских обществ

(потребительских кооперативов) и их союзов разных уровней (районных, областных,

краевых, республиканских и Центросоюза РФ).

Основным звеном потребительской кооперации является потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для


торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения потребностей народа.

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ потребительские кооперативы

и иные общественные организации отнесены к некоммерческим организациям, поскольку они не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, а полученную прибыль не распределяют между участниками.

В то же время ст. 50 ГК РФ предусматривает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Следует иметь в виду, что потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно п. 3 ст. 116 ГК РФ может быть создан в виде потребительского кооператива, потребительского союза, потребительского общества.

В системе потребительской кооперации России действуют в основном

потребительские общества и союзы потребительских обществ.

На 1 января 2001 г. в России было 3400 потребительских обществ, в которых объединялось 12 млн пайщиков.

Поскольку потребительское общество является некоммерческой организацией,

его деятельность финансируется не за счет государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива, а также прибыли от предпринимательской (хозяйственной) деятельности и некоторых других источников. Иными словами, потребительская кооперация находится на само- финансировании.

Однако поскольку потребительские общества и союзы как социально ориентированные организации самым непосредственным образом активно участвуют

в решении социальных задач, государство оказывает им финансовую помощь путем предоставления налоговых льгот, возмещения затрат по доставке товаров первой необходимости в отдаленные сельские населенные пункты (расположенные далее 11 км), предоставления льготных кредитов и др.

Отношения между Правительством РФ, иными государственными органами власти и организациями потребительской кооперации определяются соглашениями, заключаемыми ежегодно.

Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают

программы своего экономического и социального развития, в том числе планы обновления и воспроизводства основных фондов финансирования инвестиций в форме капитальных вложений.

Основными источниками финансирования инвестиций в потребительской

кооперации,осуществляемыхвформе капитальных вложений, являются:


1) прибыль, полученная от торговой, заготовительной, производственной и иной предпринимательской деятельности;

2) фонды собственных денежных средств потребительских обществ и союзов, в том числе фонд финансирования капитальных вложений; фонд развития потребительской кооперации, амортизационные отчисления;

3) заемные и привлеченные денежные средства (кредиты банков и заемные средства у пайщиков и населения);

4) прочие источники.

Прибыль в условиях рыночной экономики является одним из важных факторов

экономического развития предприятий и организаций. Прибыль создает для организации финансовую базу для самофинансирования, решения инвестиционных проблем, расширенного воспроизводства основных фондов. Одновременно за счет прибыли выполняются обязательства перед государственным бюджетом.

В потребительской кооперации известны такие источники получения прибыли: 1)

от основных видов предпринимательской деятельности (торговли, заготовок, производства, транспорта); 2) от внереализационных операций (сдачи в аренду имущества, участия в других предприятиях и т.п.). К сожалению, основные отрасли в ряде областей продолжительное время не дают прибыли.

Собственные средства потребительской кооперации, предназначенные для финансирования капитальных вложений, выступают в форме соответствующих специальных фондов:

• фонда финансирования капитальных вложений;

• фонда социального развития. Образование фондов в организациях

потребительской кооперации предусмотрено ст. 23 и 33 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и уставами их организаций.

Фонд финансирования капитальных вложений создается в потребительских обществах и союзах. Фонд образуется за счет амортизационных отчислений, отчислений от распределяемой прибыли и иных источников (сумм возмещения органами страхования потерь по основным фондам, погибшим от стихийных бедствий, сумм, полученных от продажи излишних основных средств). Используется фонд на финансирование капитальных вложений в любой отрасли деятельности потребительской кооперации.

Фонд социального развития создается в организациях и предприятиях, состоящих

на самостоятельном балансе. Источниками образования фонда являются: отчисления

от распределяемой прибыли. Средства фонда предназначаются для использования на строительство и капитальный ремонт жилых домов, столовых, клубов и других


объектов социального и культурно-бытового назначения, приобретение оборудования.

К сожалению, в ряде организаций потребительской кооперации упомянутые выше два фонда в годы рыночных реформ не стали создаваться в связи с нерентабельной (убыточной) работой потребительских обществ и союзов потре- бительской кооперации.

Фонд развития потребительской кооперации образуется в торговых,

заготовительных и промышленных предприятиях в соответствии со ст. 23 и 33 Закона

"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в

Российской Федерации" от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ (в ред. Федерального закона от

28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 2 июля 1994 г. №

760.

Фонд образуется за счет отчислений в размере до 6% от стоимости реализованных товаров (продукции), с отнесением расходов, направляемых в фонд,

на себестоимость продукции.

Фонд развития потребительской кооперации расходуется на капитальные вложения (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение предприятий, приобретение оборудования), а также частично на пополнение оборотных средств.

Заемные и привлеченные денежные средства служат важным источником финансирования инвестиций потребительской кооперации. Речь идет о банковских кредитах и привлечении заемных средств населения.

Правовой базой для привлечения от пайщиков и населения заемных средств является Гражданский кодекс РФ (гл. 6, 22, 42), Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 24 января 1994 г. № 24.

Под заемными средствами понимаются деньги, принятые по договору займа от одной стороны (займодавца) другой стороной (заемщиком). За использование заемных средств заемщик выплачивает займодавцу проценты, размер которых устанавливается в договоре займа.

В целях снижения у населения сомнений и риска в возврате заемных средств в договоре займа предусматриваются положения о залоге имущества.

Заемщиком по договору займа выступает юридическое лицо — потребительское общество или союз в лице председателя правления, действующего на основании устава. Правление потребительского общества вправе уполномочить для заключения договора займа и кредита денежных средств заведующего магазином, кассира магазина. При этом правление кооперативной организации в соответствии со ст. 185

ГКРФвыдаетуполномоченному—зав.магазином,кассирудоверенность,вкоторой


дает письменное уполномочие на совершение договора займа с физическими лицами.

С лицом, уполномоченным на прием денежных средств от населения, правление кооперативной организации заключает письменный договор о полной материальной ответственности в соответствии со ст. 244 Трудового кодекса РФ (2002 г.).

Мобилизуемые организациями потребительской кооперации заемные средства

населения направляются на создание основных фондов и пополнение оборотных средств.

Для определения целесообразности привлечения от населения заемных средств,

используемых на капитальные вложения, требуется выполнять расчеты экономической эффективности, основанные на принципах типовой методики.

Так, коэффициент экономической эффективности капитальных вложений по вновь строящимся предприятиям, стройкам и объектам в сфере производства (Э)

рассчитываетсяпоформуле:


 

 

Э кп =


Ц - С

К п


П

или

К
п


где Ц — стоимость годового выпуска продукции (по проекту) в оптовых ценах предприятия (без НДС);

С — стоимость годового выпуска продукции;

П — годовая прибыль;

Кп — капитальные вложения в строительство предприятий промышленности (по

проекту).

Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений по вновь строящимся предприятиям, стройкам, объектам для сферы обращения (торговли)

(Экт)определяется по формуле:


 

 

Экт


 

= Н - И

Кт


 

или


 

П

К т


где Н — сумма торговых надбавок, наложения и торговых скидок (в совокупности

— сумма положения);

И — сумма издержек обращения (расходов по торговле);

П — годовая прибыль;

К т — капитальные затраты на строительство объектов сферы обращения

(торговли, заготовок).

Наряду с коэффициентом экономической эффективности рассчитывается срок окупаемости капитальных вложений (Т). Он определяется как отношение объема капитальных затрат к сумме прибыли, т. е.:


Т = К т


 

или


Т = Кт


 

всфере обращения (торговле);


кт Н - И


кт П


Т = К п


 

или


 

= Кп


 

всфере производства.


кп Ц - С


Т кп П


 

Полученные в результате расчетов показатели сравниваются с нормативными аналогичными показателями. Капитальные вложения признаются экономически эффективными, если полученные коэффициенты не ниже нормативных.

Экономическая эффективность капитальных вложений в реконструкцию и

техническоеперевооружениепредприятий,цеховопределяются по формуле:


 

Эрек


= О ( С 1 - С 2 ),

К


где О — годовой объем производства продукции после реконструкции

(технического перевооружения), единиц изделий;

С1 – С2 — себестоимость единицы продукции до и после реконструкции, руб.;

К — капитальные вложения в реконструкцию (техническое перевооружение), руб. Источники финансирования инвестиций потребительской кооперации, осуществляемых в форме капитальных вложений, характеризуются следующими

данными(табл.11.1).

Таблица 11.1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.