Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарско - практическое занятие №7




Птицы

Необходимо привести в соответствие.

Животный мир края и его охрана (млекопитающие).

 

1.Самый маленький из наших хищников, на зиму А – гиганский

белеет. Приносит огромную пользу сельскому слепыш

хозяйству. За год может уничтожить от 2000 Б - ласка

до 3000 мышей.

2. Очень мелкая лисица. На территории края В - каказская

встречается в северных районах. выдра

Г – корсак

3. Самое быстрое копытное животное, обитающее Д - сайчак

в полупустынной зоне края

4. Напоминает по внешнему виду степного хорька. Е - перевяка

У него характерная повязка на лбу.

5. Сходное с кротом млекопитающее из отряда Ж – лиса байдак

грызунов. Встречаются на юго-востоке края.

 

 

1. Небольших размеров птица, примерно с курицу. А - Сапсан

Ведет наземный образ жизни, имеет покравитель- Б - скопа

свенную окраску. Взлетает стремительно, без разбега, В - журавль

прямо низко над землей. Занесена в Красную книгу

России.

2. Очень крупная, едва не самая большая птица из всех Д - куропатка

обитающих в крае. Длина её тела больше 1 м, а размах Е - стрепет

крыльев до 2,5 м. У птицы большой мощный клюв с

отвисающим кожаным мешком на нижней челюсти. Ж - могильщик

3.По своим размерам птица меньше беркута, гнездится

на высоких деревьях. Очень полезная птица, занесена З - Цапля

в Красную книгу. большая

4. Крупная птица с размахом крыльев до 1 м, гнездится И - пеликан

на озерах восточных северо-восточных районов края

5. Одна из полезнейших птиц, придерживается откры – К – дрофа.

тых пространств. Питается грызунами, реже птицами

птиц. Занесена в Красную книгу России.

6. Небольшой величины птица, весом до 600 грамм. Л - лебедь

По внешнему виду напоминает маленькую курицу. Это шептун

исключительно наземная птица.

7. На территории края их можно встретить лишь на

пролете. Крупная птица до 7 кг веса, размах крыльев М – орел

более 2-х метров. Общая окраска серая с черными степной

концами крыльев. При перелете выстраиваются в

треугольник.

8. Очень крупная, молчаливая, осторожная, с хорошим

зрением птица. Всеядна в недалеком прошлом была из

самых многочисленных птиц края. В настоящее время.

В настоящее время она стала редкой, занесена в Красную

Книгу.

 

Задание 9. Ситуационные задачи

1.Во время похода с группой Вы вышли к поляне с редкими растениями (например: пионами, лилиями, ятрышниками). Ваши действия.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Вы увидели, что ребята, поймав черепаху (или ужа, тритончика, квакшу, ящерицу) посадили её в банку и собираются нести домой или в школу. Ваши действия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Вы увидели, что ребята, увидев мухоморы и поганки, принялись сбивать их, топтать ногами. Ваши действия. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4. Вы увидели, что ребята включили громкую музыку, а в лесу весна, время выведения птенцов. Ваши действия. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Какие из этих растений занесены в Красную книгу Краснодарского края?

Подснежник кавказский. Имеет небольшой белый цветок в виде колокольчика. Растёт вдоль лесных ручьёв, в зарослях.____________

Глауциум жёлтый или мочок. Растёт на песчаных морских берегах, скалистых склонах, по долинам реки. Цветки одиночные, крупные, жёлтые или оранжевые с фиолетовым пятном у основания._______________

Лапина крылоплодная. Декоративное листопадное дерево высотой до 40 м. Цветёт в апреле-мае. Плоды созревают в сентябре-октябре. Плоды – двукрылые костянки, собранные на длинной серёжке.___________

Самшит колхидский. Вечнозелёное дерево или кустарник. Размножается сенами и черенками. Растёт по долинам рек, в тенистых ущельях.____________

Касатик. Растении с яркими жёлтыми или синими цветами. Растёт на склонах холмов, на влажных лощинах. Размножается семенами и корневищами. Растение похоже на ирисы._______________

Тимьян красивенький. Травянистое многолетнее растение. Цветок в виде колоса сиреневый или светло-розовый. Растёт в Мостовском районе, в районе Псебая, в среднем горном поясе.___________________

Кубышка жёлтая. Многолетнее водное растение с яйцевидными листьями, с большими жёлтыми цветами, плавающими на воде. Если сорвать цветок, то через разрыв попадает вода и растение загнивает. Размножается частями корневищ и семенами._____________________

Инжир, фиговое дерево, смоковница. Декоративное дерево до 10-12 м. Доживает до 300 и более лет. Цветёт 2-3 раза в году. Плодоносит с 2-3 лет. Растёт в нижнем горном поясе.___________________

Лотос орехоносный. Травянистое земноводное многолетнее растение. Плавающие листья имеют плоскую гладкую пластинку. Цветок на высокой стройной длинной ножке, до 25-30 см в диаметре, ярко-розовый с приятным запахом. Растёт на реке Кубань, лучше растёт в непроточных водоёмах с илистым дно до 2 м.__________________

Задание 10. Выберите правильные варианты ответов

1. Какие из охраняемых в Кавказском государственном заповеднике животных являются наиболее ценными? (Зубр, благородный олень).
2. Есть ли в нашем крае вулканы, где и какие? (Грязевые вулканы на Таманском полуострове, сальзы)
3. Назовите самую маленькую птицу на Кубани. (Королёк, она помещается в спичечном коробке).
4. Чем интересны дельфины и где они водятся? (Их мозг имеет сложное строение и по разумным действиям дельфины стоят ближе к человеку, чем другие животные. Они снабжены эхолокатором, который помогает им в воде. В Чёрном море.)
5. Какой самый маленький хищник из млекопитающих обитает в нашем крае?(Ласка, истребляющая массу мышей и полёвок).
6. Какое растение называют «огонь-трава», чем оно интересно? (Ясенец кавказский, эфирные масла при поднесении к нему зажженной спички происходит воспламенение паров, вызывают ожоги).

 

Тема: Почвенные ресурсы Кубани

Цель: дать первоначальные знания о видах почв Краснодарского края; выявить основные виды почвы в процессе опытов; установить состав чернозёмной почвы, преобладающей на Азово-Кубанской равнине; развивать мышление, наблюдательность, любознательность; воспитывать любовь к своему краю; сформировать представление о значении почв для жизни и деятельности человека; познакомить с мероприятиями сохранения свойств почв; исследовать влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы; привить бережное отношение к ресурсам нашей малой Родины.

Оборудование: карта Краснодарского края, карта «Почвы России», плакаты с изображением природных зон, выставка книг, атлас Краснодарского края, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, электронная презентация, коллекция почв.

Науку о почвах, почвоведение, создал замечательный русский учёный В.В. Докучаев. Он изучал почвы и считал, что почва дороже самого золота и её нужно беречь.

Запомните!

1.Нельзя сажать на одном месте одни и те же растения, почва истощается.

2. Нельзя вырубать леса, из-за этого мелеют реки, остаются без влаги целые районы, пыльные бури разрушают почву, образуются овраги.

3. Нельзя вносить много удобрений и ядохимикатов, почва загрязняется.

Практическая работа “Состав почвы ”.

Опыт №1. Бросим кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что мы видим?

Вывод: из почвы выходят пузырьки воздуха, значит, корням растений легко дышать в такой почве.

Опыт №2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре оно станет влажным. О чём это говорит?

Вывод: почва достаточно содержит влаги, чтобы растение проделало путь от семечка до взрослого своего завершения – плодоношения. Поэтому сбор урожая по краю выше российского.

Опыт №3. Накалим почву. Что вы чувствуете?

Вывод: неприятный запах при нагревании почвы доказывает, что она богата перегноем. Перегной придаёт почве тёмный цвет, получивший название чернозём.

Чернозёмная почва богата перегноем. А это показатель плодородия. Почему во время войны немцы вывозили кубанский чернозём вагонами?

Сделаем вывод о составе почвы. Какое же главное свойство почвы? (плодородие).

Знаете ли вы, что один сантиметр перегноя образуется за 250-300 лет.

Задание 1.

1.Верхний _________ слой земли называется почвой.

а) мягкий

б) жёсткий

в) плодородный

2. Какие почвы преобладают на Азово-Кубанской равнине?

а) подзолистые

б) каштановые

в) чернозёмные

3. Какое утверждение верно?

а) большое количество удобрений вредно для почвы;

б) большое количество удобрений полезно для почвы;

в) большое количество удобрений необходимо для почвы;

4. Науку о почвах создал?

а) В. В. Докучаев

б) М. М. Пришвин

в) А. С. Тимирязев

Задание 2. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны.

1.Что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли.)_________________________________________________________________________

2. Из чего она состоит? (Почва состоит из гумуса.) _________________________________________________________________________

3.Какие почвы преобладают в Краснодарском крае? (В крае преобладает чернозем.) _________________________________________________________________________

4.Какие факторы приводят к загрязнению земли? (Большое количество удобрений, аварии на фабриках и заводах, слив отходов с ядовитыми металлами.)

_________________________________________________________________________

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1.Что должен делать человек, чтобы сохранить почву от загрязнения и эрозии? _________________________________________________________________________

 

2.Какие почвы характерны для нашей местности? _________________________________________________________________________

3. Дайте характеристики почвенным ресурсам Кубани, структуре земельного фонда

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Определите кислотность и плодородие почв места Вашего проживания по составу растительности:

1. Определите визуально по развитию вегетативных частей растений (хорошее, плохое) плодородие почвы.

2. По составу растительности определите степень кислотности почвы:

нейтральные почвы – клевер ползучий, луговой и другие, тимофеевка, злаки: трясунка, лисохвост луговой, овсяница луговая (нейтрофиты);

щелочные почвы – мать-и-мачеха, вьюнок полевой, ветреницы лютичная, дубравная, очиток едкий (базифилы).

кислые – фиалка трехцветная, багульник, голубика, клюква, хвощи, мхи, щучка дернистая, щавель, щавелек, злак полевица собачья (ацидофиты).

По составу растительности определите, повышено ли содержание азота в почве. На это указывает наличие растений: чистотела, малины, крапивы.

Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Определите механический состав почвы

1. Глинистая почва при растирании дает ощущение тонкого однородного порошка. Во влажном состоянии пластична, при скатывании получается шнур.

2. Суглинистая почва во влажном состоянии отличается слабой пластичностью, при скатывании получается очень непрочный шнур.

3. Супесчаная почва при растирании дает ощущение песчаных частиц. Во влажном состоянии в шнур не скатывается.

4. Песчаная почва состоит исключительно из песчаных зерен, сыпучая.

5. Хрящеватая, или щебенчатая почва наряду с глинистыми или песчаными частицами содержит в изобилии обломки горных пород (размером не более 3 мм).

В ывод ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Презентация «Почвы Краснодарского края». Демонстрация презентации с обобщениями материала

Задание 6. Подчеркните фразы, которые имеют отношение к почве

А) плодородный слой земли.

Б) местообитания большинства животных

В) состоит из рыхлых горных пород

Г) содержит воду и воздух

Д) образуется в морях

Е) содержит останки мертвых организмов

Ж) содержит запас минеральных веществ.

Задание 6.

1. Укажите факторы, влияющие на плодородие почв:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Укажите факторы, снижающие плодородие почвы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите факторы, повышающие плодородие почвы

 

Задание 7. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны.

Факторы, снижающие плодородие почвы:

1.Распашка склонов

2.Отвальная вспашка

3.Избыток минеральных удобрений

4.Выращивание монокультуры

5.Избыточное орошение

6.Использование тяжелой техники

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание 8. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны.

Факторы, повышающие плодородие почвы:

1.Залужение склонов

2.Безотвальная обработка

3.Органо-минеральные удобрения

4.Севообороты с травами

5.Сухое земледелие

6.Использование легкой техники

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 9. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны.

Меры сохранения почвенного плодородия:

1.Специальные приемы обработки почвы

2.Вспашка поперек склонов и по контуру поля, создание на склонах полос-буферов из многолетних трав

3.Устранение перевыпаса

4.Введение почвозащитных севооборотов

5.Научно обоснованное использование удобрений

6.Создание и расширение лесополос

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 10. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны.

Почвенные ресурсы Краснодарского края:

1.Общий земельный фонд- 7546,6 тыс. га

2.Земли сельхозпредприятий, организаций и граждан-63,5%

3.Земли населенных пунктов- 8,3%

4.Земли промышленности, транспорта-3,1%

5.Земли лесного фонда-15,5%

6.Земли водного фонда-1,2%

7.Земли запаса – 3,2%

8.Земли природоохранного назначения-4,9%

_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание 11. Установить соответствие почв и природных зон:

подзолистые   сухие степи, полупустыни
чернозёмные   тайга
бурые   лесостепи, степи
серые лесные каштановые   полупустыни

Задание 12. В какие группы можно объединить слова: арктические почвы, песчаная почва, глинистая почва, каштановые почвы, чернозёмы, климат, растительный покров, материнская порода. _________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 13. На фрагменте карты Краснодарского края знаком «!» показать ареал распространения чернозёмов, знаком «*» – мерзлотно-таёжных почв, знаком «?» – бурых полупустынных.

_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 13.

1. Назовите основные типы почв нашего края_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

2.От чего зависит плодородие почв? _________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

3. Назовите «царя» почв. _________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 14.Найдите верные высказывания.

  • почвы горных районов щебнистые;
  • с осветлением почв растёт их засоленность;
  • наиболее благоприятная для развития сельскохозяйственной растений зернистая или комковатая структура;
  • песок и глина являются почвой;
  • чернозёмы мощностью 1 метр имеют возраст около 20000 лет;
  • солончаки образуются при подъёме воды по капиллярам почвы и и испарении её;
  • в торфяно- болотных почвах содержащих гумуса больше, чем в чернозёмах;
  • горные породы, на которых образуются почвы, не влияют на её свойства;
  • для образования плодородной почвы достаточно 100 лет.

_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание 15. Верна ли схема? Какой процесс наиболее разрушительный?

 

_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

Задание 15. Изучите данную схему, ответьте какие мероприятия необходимо провести, чтобы предотвратить разрушение почв?

_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 16.

1.К каким неблагоприятным изменениям почв приводит их использование под пашню? _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Проследите, каким путём удобрения и ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве, попадают в атмосферу, в грунтовые воды, в реки и озёра. _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3.Как вы думаете, в каких районах нашего края преобладает орошение, осушение, химическая мелиорация? _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 17. Ответьте на вопрос таким образом, чтобы из букв в ячейках алгоритма сложился верный ответ на вопрос: «Какие почвы содержат наибольший слой гумуса?»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.