КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности восприятие реальности
Зрение Слух Вкус Обоняние Осязание Сенсорный опыт Кожа — самый большой орган чувств человеческого тела. Осязание развивается у плода раньше других органов чувств и является для него одним из самых важных источников информации о внешнем мире. Исходя из опыта внутриутробной жизни, для ребенка являются знакомыми все вибрации тела матери (вибрации мышц, пульсация сосудов матки, голос, ритм шагов), а также ощущение ее тепла. Более того, он привык к постоянству температуры окружающей среды, создаваемому материнским организмом. Кроме вибраций и тепла на последних месяцах беременности плод, плотно облеченный тканями матки, привыкает к определенным телесным ощущениям: значительному давлению, характерной позе, обусловленной формой матки (свернувшись калачиком, тесно прижав подбородок к груди, скрестив на груди ручки и поджав ножки, согнутые в коленях), и ограниченному пространству. Все эти составляющие внутриутробного опыта создают у него ощущение комфорта и безопасности. Плод обладает чрезвычайно чувствительным обонянием, которое гораздо острее, чем обоняние взрослого человека. Самым главным запахом, который плод ощущает непрерывно, является запах амниотической жидкости, который окрашен индивидуальным запахом матери. Острота в ощущении запахов сохраняется у новорожденного и позволяет ему легко в них ориентироваться. Новорожденные реагируют на различные запахи, показывая свою заинтересованность поворотом головы, изменением частоты сердцебиений и уровнем двигательной активности. Обоняние теснейшим образом связано с ощущением вкуса. Уже с 15-й недели беременности включаются вкусовые рецепторы плода, и он способен различать основные вкусовые ощущения и даже оттенки вкуса. Новорожденные реагируют мимикой на горькое, кислое и соленое, явно позитивно относясь к сладкому. Благодаря вкусовым рецепторам новорожденному прекрасно знаком вкус околоплодных вод, который внутриутробно непрерывно присутствовал у него во рту (воды заполняют рот плода, и он заглатывает их).
Плод слышит звуки, проходящие через водную среду, благодаря костной проводимости, вибрационным ощущениям и органу слуха. Он слышит внутренние шумы, издаваемые организмом матери (стук сердца, шум легких и сосудов матки, работа кишечника, голос), и внешние звуки (голоса людей, окружающих его мать, музыку, которую она слушает во время беременности, природные шумы и т.д.), которые накладываются на внутренние шумы. Постоянный шумовой фон в матке составляет примерно 90—95 Дб. К моменту рождения орган зрения плода полностью развит и способен выполнять свою функцию. В матке плод находится в полной темноте, и поэтому его зрачок значительно расширен. Новорожденный способен сфокусировать взгляд на расстояние 20—25 см (новорожденные близоруки). Кроме этого, особенность его взгляда заключается в практически полном отсутствии движения век. Новорожденные моргают реже, чем взрослые, благодаря чему они обладают удивительным немигающим взглядом. Работа органов чувств плода теснейшим образом связана с его мировосприятием, восприятием собственного тела и собственного «я». Отправной точкой этого опыта служит представление плода о форме собственного тела. К концу беременности, благодаря внутриутробной позе, он ощущает себя как шар, а точнее, овоид, причем его руки и ноги являются частями этого шара. Для плода, находящегося в тесном объеме матки и чувствующего ее облегающее прикосновение, его тело и окружающее пространство матки представляют собой нечто единое и неделимое. Поскольку плод воспринимает себя как шар, то и окружающий его мир тоже является шарообразным. Особенностью состояния сознания плода, а впоследствии и новорожденного, является его обращенность вовнутрь, сочетающаяся с полным отождествлением себя с окружающим миром, и отсутствие четкой границы между образами внутренней и внешней реальности. Ощущение единства со всем окружающим миром обеспечивает плоду чувство комфорта и безопасности.
Таким образом, плод ощущает собственное тело как шар. Внешний мир является для него целостным, неделимым и шарообразным. Сознание плода обращено вовнутрь и сочетается с полным отождествлением своего «я» с окружающей реальностью. Эта особенность целостного и кругообразного восприятия окружающего мира сохраняется у ребенка надолго и имеет немаловажное значение для его развития и становления как личности. Опыт биологического рождения В процессе биологического рождения у ребенка формируются перинатальные матрицы, определяющие модель его поведения и психоэмоциональные реакции. Основная схема действия перинатальных матриц, соответствующих психофизиологической норме, определяет поведение индивида как в каждодневных житейских ситуациях, так и в ситуациях жизненно важного выбора, и сводится к стадиям «принятие решения — реализация задуманного — удовлетворенность от сделанного». Эти стадии соответствуют стадиям родов как по спектру эмоциональных переживаний, так и по уровню содержания различных гормонов: • принятие решения, разработка проекта и твердое намерение его осуществить — БПМ II, сформированная в течение периода раскрытия; • реализация задуманного, активные действия, многократные повторения и попытки, упорное движение в сторону намеченной цели — БПМ III, сформированная во время потужного периода; • удовлетворенность от сделанного, радость и торжество в результате достижения цели, отраженные в мимике и движениях, полное благодушие и успокоенность — БПМ IV, сформированная в момент появления на свет. Каждая из перинатальных матриц активизируется под воздействием внешних стимулов и проявляет себя до тех пор, пока этот стимул действует. Другими словами, когда у ребенка появляется необходимость произвести любое действие, например, перевернуться на живот, дотянуться до игрушки, поесть, поиграть и т.д., активизируется вторая перинатальная матрица и действует до тех пор, пока ребенок не найдет путь к реализации своих устремлений. Включаясь в активные действия по преодолению трудностей для достижения цели, мы активизируем третью перинатальную матрицу, а достигнув результата, мы испытываем чувство удовлетворения благодаря четвертой перинатальной матрице. Таким образом, базовые перинатальные матрицы ежедневно регулируют поведение, поочередно включаясь в работу под воздействием внешних стимулов. Именно в этом состоит их огромное значение для нормальной полноценной жизни индивида и для его взаимодействия с внешним миром.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |