Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обращение




Извинение

Выражение благодарности

Прощание

Приветствие

Формы речевого обращения

Правила для слушающего

Правила для говорящего

Постулаты вежливости

 

1. Будьте тактичны, т.е. соблюдайте интересы другого человека, ведите себя предупредительно.

Не задавайте бестактных вопросов.

2. Будьте великодушны в общении, т.е. прощайте мелочи, поступайтесь собственными интересами, облегчайте другому общение в затруднительных случаях.

Великодушный человек не затрагивает неприятных для собеседника тем.

3. Одобряйте собеседника. Одобрение – это признание поведения и речи собеседника правильными, хорошими. Комплимент поднимает настроение партнера, создает благоприятный климат общения.

4. Проявляйте скромность. Преуменьшайте свои достоинства. Выражая свое мнение, не будьте самоуверенны и категоричны.

5. Даже возражение полезно начинать с согласия.

6. Проявляйте симпатии к собеседнику. Умейте встать на точку зрения другого человека.

 

 

1. Не оскорбляй, не обижай, не унижай другого.

2. Будь вежлив, уважай собеседника.

3. Не ставь себя в центр внимания, не навязывай своего мнения.

4. Проявляй искренний интерес.

5. Умело пользуйся жестами, мимикой, позой. Соблюдай оптимальное расстояние между собой и собеседником, не вторгайся в интимную зону.

 

 

  1. Выслушивай собеседника.
  2. Не перебивай, не сбивай.
  3. Помогай собеседнику жестами, мимикой, словами одобрения.

 

 

В русском языке существует свыше 40 способов приветствия. В любой обстановке, в любое время, любому партнеру можно сказать: «Здравствуйте».

 

- До свидания.

- До встречи в (театре, во вторник…).

- Не могу Вас больше задерживать.

- Спасибо, что уделили мне время.

- Всего хорошего, всего доброго.

- Не смею злоупотреблять вашей любезностью.

- Спокойной ночи.

- Счастливого пути.

 

- Спасибо (Спаси Бог за доброе дело).

- Благодарю Вас.

- Очень признателен.

- Разрешите Вас поблагодарить.

- Примите мою искреннюю благодарность.

- Я хочу поблагодарить.

 

- Извините, пожалуйста.

- Приношу свои извинения.

- Примите мои извинения.

- Простите, пожалуйста.

 

Я принимаю Ваши извинения.

 

- Простите, пожалуйста.

- Извините, можно Вас спросить?

- Разрешите задать вопрос?

- Можно Вас на минуту?

- Простите, не могли бы Вы мне помочь.

 

ТЫ 1) Общение с хорошо знакомым человеком. 2) Общение в неофициальной обстановке. 3) При теплых, дружеских отношениях. 4) При равенстве положения. 5) Старший к младшему. ВЫ 1) Общение с малознакомыми людьми. 2) Общение в официальной обстановке. 3) При холодных отношениях. 4) При неравенстве положения. 5) Младший к старшему.

 

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Что такое речевой этикет?
  2. Зачем нужно владеть речевым этикетом?
  3. Перечислите правила для говорящего.
  4. Перечислите правила для слушающего.
  5. Назовите формы речевого обращения.

 

Задания по теме

 

1. Напишите формы приветствия.

2. Напишите формы прощания.

3. Обратитесь к незнакомому человеку с просьбой.

4. Обратитесь с просьбой к другу.

5. Перечислите, с кем Вы будете общаться на ты, а с кем на вы.

6. Оцените правильность речевого обращения в следующих ситуациях:

- В магазине молодой человек обращается к пожилой продавщице: «Девушка, покажите, пожалуйста, это кольцо».

- Пожилой человек: «Ну-ка, покажи мне это колечко».

- В очереди женщина обращается к женщине: «Гражданка, Вы последняя?»

- Студент здоровается с профессором: «Привет, Михаил Иванович».

 

Литература

 

Введенская Л.А. Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. с. 32 – 36.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения (любое издание).

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте». – М, 1989.

 

 

Раздел 2. Фонетика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.