Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Память как неотъемлемая сторона познавательной активности




Тема 10. Чувственное познание: ощущение и восприятие.

 

1. Что такое ощущение?

2.Сущность виды и свойства восприятия.

3. Установите соответствие психических процессов и их характеристик:

а) ощущение

б) восприятие

1. в результате возникает образ предмета;

2. в итоге возникает дифференцированное чувство;

3. связано с комплексной работой анализаторов;

4. связано с работой отдельных анализаторов.

Ответ обоснуйте.

 

1.Под термином «познание» в психологии понимается процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. При рассмотрении этого процесса прежде всего отмечается ряд его стадий, начиная с ощущения и кончая практическим действием.

Поскольку познание начинается с ощущений,, следует прежде всего определить это понятие, под которым понимается процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на орган чувств. Далее следует показать особенности каждого из пяти основных видов человеческих чувств, дополнив это описание ещё и характеристику ощущения равновесия и мышечно-суставные ощущения. В заключении нужно показать роль каждого из видов ощущений в жизнедеятельности человека, выделив при этом особую роль информации, получаемой от органов зрения.

 

2. Здесь прежде всего следует отметить, что в отличие от ощущений восприятие отражает объект в целом, в совокупности его свойств, как единый образ. Общую характеристику сущности восприятия следует дополнить указанием на ряд его свойств, таких как системность, устойчивость, осмысленность и др. На этой основе следует сделать вывод, что восприятия зависят не только от работы рецепторов, но и от конкретного человека, от его потребностей, чувств в момент восприятия. Далее следует указать, что кроме чувственного восприятия существует ещё одна его форма: сверхчувственное восприятие, которое стали также называть экстрасенсорным восприятием. ВЫ этой связи большой интерес представляет собой концепция биосферы В.И Вернадского, согласно которой биосфера представляет единый природный организм.

 

Литература

Немов Р.С. Психология - М.: 1994.

Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов н \ Дону,1999.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы.- Минск, 2006.

Адам Д. Восприятие, сознание, память - М.: 1983.

Островский Э.В. Основы психологии. М.: 2012.

 

 

1. Сущность категории «память» и её структура.

2. Классификация видов памяти.

3. Вид памяти, обеспечивающий наилучшее сохранение полученной информации:

а) кратковременная память;

б) оперативная память;

в) долговременная память;

г) эмоциональная память.

Укажите правильный ответ, обоснуйте его.

 

1. Прежде всего следует дать определение этого психического явления, подчеркнув, что память есть процесс сохранения прошлого опыта и его повторное использование в деятельности. Без памяти невозможно функционирование как личности, так и общества в целом. В отличие от восприятия и мышления память непосредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями и являются образами предыдущих восприятий. В структуре памяти выделяют четыре основных мнемонических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Следует дать характеристику каждого из этих элементов памяти, подчеркнув, что все компоненты памяти тесно связаны между собой.

2. Здесь следует рассмотреть проблему индивидуальных особенностей памяти, характерных для отдельных людей, выделив основные типы памяти. Обычно для определения типов памяти используют т от или иной критерий, основу для данной типологии., в частности критерий длительности сохранения полученной информации. На этом основании выделяют генетическую и прижизненную память. В прижизненной памяти в свою очередь выделяется кратковременная, долговременная и оперативная память. По другому критерию – участвующим в процессах памяти анализаторам в качестве типов памяти выделяются такие её типы, как чувственная, мыслительная, эмоциональная. двигательная. Существуют и другие типологии памяти, формируемые на основе других критериев. В заключение следует проанализировать причины различий памяти у отдельных людей.

 

Литература

Немов Р.С. Психология – М.: 1994.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: 1998.

Психологический словарь \ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика, 1999.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию – М.: 1994.

Островский Э.В. Основы психологии – М.: 2012.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.