Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и стадии законотворчества в РФ




 

Законотворческий процесс — главная составная часть пра­вотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие за­конов прежде всего характеризует данный процесс в целом.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, вклю­чающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Консти­туции РФ право определенных субъектов внести предложение о принятии закона, соответствующий законопроект в законода­тельный орган. Право законодательной инициативы порождает
у последнего, обязанность рассмотреть предложение и законо­проект, но принять или отклонить его -- право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Кон­ституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федера­ции, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная ста­дия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносят­ся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух меха­низмов голосования (простым большинством и квалифициро­ванным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются приня­тыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от обще­го числа депутатов Государственной Думы);

6) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ "фе­деральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение четырна­дцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные кон­ституционные законы и федеральные законы подлежат офици­альному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

4. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

 

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на при­роду действующих законов и подзаконных актов, которые по­рой могут противоречить друг другу. Поэтому прежде чем об­щественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были приведены в соответствующую систему.

Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения уста­ревших и неэффективных норм права, разрешения юридиче­ских конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как;

1) инкорпорация — объединение нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов со­храняет свое самостоятельное юридическое значение. Принци­пы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпора­ция — самый простой вид систематизации. Она подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести
Собрание законодательства Российской Федерации, ко вто­рой — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и
т. п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, напри­мер, в суде;

2) консолидация — объединение нормативных актов без из­менения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нор­мативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т. п.). Особенность консолидации состоит в том, что она являет­ся "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе чер­ты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возмож­ность кодификации;

3) кодификация — объединение нормативных актов в еди­ный, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила по­ведения, обеспечивается их согласованность, логичность. По­этому кодификация - и способ правотворчества, и наиболее
сложный, трудоемкий вид систематизации. Кодификация зако­нодательства может быть всеобщей (когда переработке подвер­гается значительная часть законодательства), отраслевой (за­трагивает нормы определенной его сферы), специальной (за­трагивает нормы какого-либо правового института). Кодифика­ция предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т. д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс,

в-третьих, кодифицированный акт выступает основ­ным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.