Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пробуждение разума




ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Наличие разума выделило человека из всех живых существ: человеческое общество стало развиваться по своим социальным и экономическим законам. Но человек остался и частицей природы и, как все живое, сохранил зависимость от окружающей среды, от экологических условий.

На протяжении тысячелетий людей окружала дикая природа, просторы которой казались безграничными. Во времена Пушкина на Земле жило около 1 миллиарда человек, а в 1987 г. родился пятимиллиардный житель нашей планеты. Влияние человеческой деятельности на природу возрастало не только из-за увеличения численности населения, но и благодаря использованию все более мощной техники. На гребни волн человеческой истории поднимались науки, важность которых в общественном мнении определялась способностью, не ожидая милости от природы, брать от нее как можно больше. Человечество считало важными и те науки, которые усиливали его военную мощь.

И вот на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры перед народами и странами, несмотря на различия их политического строя, экономического развития, религиозных убеждений, во весь рост встали общие проблемы. От них зависят сохранение цивилизации, возможность самого существования людей. Человечество осознало, что размеры и ресурсы нашей планеты ограничены, что усиливающееся загрязнение окружающей среды вредит здоровью нынешнего и может сделать невозможной жизнь последующих поколений.

Все вместе эти проблемы являются глобальными. Они называются так потому, что затрагивают интересы всех без исключения народов и стран мира, все его регионы, все акватории Мирового океана. И решить эти проблемы можно лишь совместными усилиями всех землян, всех государств, больших и малых. Настала пора формирования нового мышления, позволяющего перейти от противоборства к объединению усилий для решения глобальных проблем. Человечество должно готовить себя к мирной жизни, сознавая, что численность людей будет расти, а природные ресурсы - истощаться и что, развивая производство, строительство, человек неизбежно обостряет экологические проблемы.

Глава 1

 

Вселенная возникла в результате взрыва, когда все спиральные туманности были как бы выстрелены из небольшой части пространства, возможно, из одной точки. По теории Большого Взрыва вся масса и энергия, а также время и пространство появились около 20 млрд лет назад (Кэри, 1991).

Какую же гигантскую массу должна была иметь эта точка! Вся масса Вселенной концентрировалась в ней: сотня миллиардов галактик, каждая из которых содержит по сотне миллиардов звезд. Этот сверхтяжелый зародыш Вселенной трудно вообразить. Одним из парадоксальных объяснений является предположение, что он вовсе не имел массы, а представлял некое средоточие информационно-энергетического поля.

Начало Вселенной мыслится как особая точка на границе сферы понятий, относящихся к физике и теософии. Любой вопрос о том, что предшествовало этому началу или какова была его природа, уже не рассматривается физикой. Законы физики появились вместе с рождением Вселенной. Лишенная корней физика вновь дает повод философам склоняться к признанию Божественного начала мироздания. Об этом говорил еще Р. Декарт, допускавший, что Бог сотворил вещество и движение, а затем оставил Вселенную развиваться по тем законам, которые он дал и которым сам подчинялся.

Одна из особенностей развития жизни на нашей планете состоит в том, что грандиозные события, знаменующие основные вехи ее истории, протекают со все возрастающей скоростью. Если условно принять время существования нашей планеты (около 5 млрд лет) за 12 месяцев, то продолжительность антропогена (около 2 млн лет) составит всего лишь несколько часов. В предлагаемом календаре 1 день равен 12,6 млн лет, а 1 час -525 тыс. лет:

1 января: образование Земли.

28 марта: появление первых бактерий.

12 декабря: время расцвета динозавров.

26 декабря: исчезновение динозавров.

31 декабря, 1 ч: появление общего предка обезьяны и человека.

31 декабря, 17 ч 30 мин: появление гоминоидов - австралопитеков.

31 декабря, 23 ч 54 мин: появление гоминидов - неандертальцев.

31 декабря, 23 ч 59 мин 46 с: начало новой эры.

31 декабря, полночь: человек шагнул на Луну.

Абсолютный возраст основных событий дан в табл. 1.1.

Более наглядное представление о хронологии Земли и истории жизни дает рис. 1.1.

В. И. Вернадский говорил о геологической вечности жизни, и это вовсе не метафора. Есть основания допускать, что биосфера Земли изначально развивалась одновременно с другими геосферами. На вопрос "что же появилось раньше - Земля или жизнь" нет однозначного ответа: древнейшие породы водно-осадочного происхождения (Гренландия, Иссуа - 3,8 млрд лет) уже содержат остатки микроорганизмов, обладавших аппаратом фотосинтеза.

Развитие природы на протяжении последнего геологического периода в истории Земли происходило при все возрастающем влиянии на нее человеческого общества. Этот период называется четвертичным, а по предложению известного русского геолога А. П. Павлова, чтобы подчеркнуть роль деятельности людей, его еще именуют антропоген.

Таблица 1.1. Как давно это было?

 

Основные события Число лет
Образование Вселенной 20 000 000 000
Происхождение Земли 4 700 000 000
Первые живые организмы 3 800 000 000
Первые многоклеточные организмы 1000 000 000
Первые позвоночные животные 500 000 000
Первые наземные растения 400 000 000
Первые млекопитающие 200 000 000
Первые приматы 70 000 000
Первые гоминоиды 15 000 000
Первые гоминиды 3 000 000

Первые представители вида Homo sapiens 200 000

 

1.1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА'

Появлению разумного человека на Земле предшествовало несколько видов человекообразных существ - гоминоидов и первобытных людей - гоминидов. Биологической эволюции вида сопутствовало развитие умственной деятельности, форм хозяйствования и социальных отношений. Важнейшей вехой в истории людей был переход от присваивающей формы хозяйства (собирательства и охоты) к производящей - земледелию и животноводству. Рост численности, быстрое расширение ареала обитания, ускоряющиеся темпы развития - характерные черты человеческого общества.

Гоминоиды и гоминиды — охотники и собиратели. Первым признаком, выделившим человекообразных существ (гоминоидов) из животного мира, было передвижение на задних конечностях - бипедия. В Южной, Центральной и Восточной Африке обнаружены остатки гоминоидов, которым было свойственно передвижение на двух ногах. Их отнесли к роду австралопитеков. Обнаружены окаменевшие отпечатки подошв, оставленные австралопитеками около 3,8 млн лет назад.

Тело австралопитеков было покрыто волосами, в их облике еще много обезьяньего. Однако задние лапы гоминоидов уже стали выполнять функции ног, а передние - рук: у них были подвижные кисти с развитым большим пальцем. Это позволяло манипулировать различными предметами. Например, австралопитеки могли использовать камень, чтобы разбить кость и извлечь из нее мозг. Однако каменных орудий они еще не делали (рис. 1.2).

Становление гоминоидов происходило в условиях иссушения климата в конце третичного периода. В неогене впервые на Земле появились ландшафты саванн и степей. Прямохождение стало закрепляться естественным отбором, так как было полезным приспособлением для передвижения и обзора окрестностей поверх высокой травы.

От африканского гоминоида - австралопитека около 3 млн лет назад в Восточной Африке отделились прямые предки современного человека гоминиды - виды рода Homo. Первый вид назвали Человек умелый потому, что он начал делать каменные орудия. В Восточной Африке обнаружено множество грубо обработанных камней. Наиболее древним из них - 2,4 млн лет. Следующий вид назвали Человек прямостоящий. Начался первый период материальной культуры человечества - палеолит, древний каменный век.

Рис 1.2 Семья африканских австралопитеков, по A S Boughey

Люди, изготавливавшие каменные орудия, были правшами, а это значит, что функции левого и правого полушарий головного мозга у них полностью не совпадали. В последнее время асимметрии полушарий у человека физиологи стали придавать очень большое значение, считая, что она указывает на способность к абстрактному мышлению и речи Внешний облик и образ жизни гоминидов и гоминоидов — австралопитеков существенно различались (рис 1.3)

Гоминиды, расширяя ареал, покидали экваториальные и тропические ландшафты и осваивали земли более северных природных зон (рис. 1.4). Прямостоящий человек более 500 тыс лет назад из Африки расселился по югу Азии: его останки найдены в Китае, Таиланде, на острове Ява.

В Европе обнаружены останки первобытных людей, названных неандертальцами. Они населяли север Средиземноморья; на восток их ареал простирался до Юго-Западной Туркмении. Одни ученые считают, что это уже был Человек разумный, архаичный вид (Homo sapiens), давший впоследствии начало подвиду Homo sapiens sapiens, к которому относятся современные люди. Другие полагают, что неандертальцы были всего лишь слепой ветвью гоминидов.

Последний этап становления гоминидов совпадает с эпохой Великих оледенений. По классической схеме в четвертичном периоде выделяется четыре оледенения — гюнц, миндель, рисе и вюрм. Они чередовались с относительно теплыми межледниковьями. Во время похолоданий ледниковые щиты покрывали Канаду, Скандинавию, Западную Сибирь. Леса отступали. Их место занимала гиперзона тундростепи, опоясывавшая ледниковые покровы с юга. Появились крупные животные, приспособленные к холодному климату, представители так называемой мамонтовой фауны: мамонт, шерстистый носорог, мускусный бык, северный олень, бизон, лошадь и др.

Гоминиды, существовавшие до этого в теплом тропическом климате, вынуждены были приспосабливаться к суровым климатическим условиям. Неандертальцы научились пользоваться огнем, строить примитивные жилища, жить в пещерах, охотиться на крупных зверей.



 


 

Палеолитический человек находился, по мнению Л. Н. Гумилева (1990), в состоянии "гомеостазиса" (равновесия) с окружающим его "вмещающим" ландшафтом, входя в биоценоз как верхнее, завершающее звено. Первобытные люди воздействовали на видовой состав и численность животных, но ограниченность технических средств и навыков охоты не позволяла им опустошать окружающую природу. Правда, в борьбе за пещеры был уничтожен пещерный медведь, а изменение растительности вблизи поселений - выжигание, вытаптывание, сбор съедобных видов - приводило к формированию синантропной растительности, что явилось началом возникновения антропогенного ландшафта вблизи мест обитания первобытных людей.

Гораздо больший ущерб наносили пожары. Человек, сам не боявшийся огня, использовал его при охоте и защите от хищников. Часто пожары превращались в стихийное бедствие. Гибли леса и населявшие их животные. Полагают, что увеличению площади саванн способствовало выжигание тропических лесов первобытным человеком. Вместе с тем, по-видимому, существовали природоохранные обычаи, которые позволяли достаточно большому числу людей жить оседло на одном месте. Об этом свидетельствуют следы древних костров, пламя которых поддерживалось в пещерах на протяжении столетий.

Подводя итог эволюции гоминоидов и гоминидов (рис. 1.5), В Р. Дольник (1994) отмечает, что в поведении австралопитеков, Человека умелого и Ч. прямостоящего, вплоть до неандертальцев автоматическая инстинктивная деятельность преобладала над разумной. До самого вымирания, около 500 тыс. лет назад, они воспроизводили одни и те же орудия, никак не улучшая технологии их изготовления. Новый этап материальной культуры - поздний палеолит - связан с деятельностью Человека разумного.

Человек разумный. По мнению антропологов, предком всех современных людей (Homo sapiens sapiens) была женщина, жившая в Западной Африке около 200 тыс. лет назад (Дольник, 1994). Неандертальцы встретились с разумным человеком 120 тыс. лет назад на Ближнем Востоке. Первые проникли туда с севера, из Европы, а вторые с юга, из Африки. Неандертальцы не выдержали конкуренции с более прогрессивным видом и вымерли 25 тыс. лет назад.

Расселение первобытных людей по территории всего земного шара нередко сравнивают с эпохой великих географических открытий. Около 15-10 тыс. лет назад человек полностью заселил весь современный ареал своего обитания, кроме Антарктиды, которая и в то время была покрыта льдами. Это было небывалое по быстроте в истории Земли расселение биологического вида, который сумел приспособиться к экстремальным условиям, стал жить и осваивать природные ресурсы всех географических зон. Данному событию способствовало понижение уровня Мирового океана более чем на 100 м в связи с тем, что большое количество влаги было "законсервировано" в ледниковом панцире последнего оледенения. Осушились морские мелководья, и между всеми материками появились сухопутные переходы. Островов Тихого и Индийского океанов человек достигал на плотах и лодках, овладевая при этом навигационными знаниями.

На последнем этапе эволюции человека в наиболее зримой форме проявилось действие естественного отбора - это нашло выражение в образовании рас. Внешне представители некоторых рас отличаются очень сильно, но генетическая основа различий невелика. Это служит неоспоримым доказательством того, что все расы относятся к одному виду — Человеку разумному.

Рис. 1.6. Разные размеры тела как результат естественного отбора, закрепившего высокое худощавое телосложение обитателя африканской саванны и коренастое - пигмея, живущего в тропическом лесу, по A. S. Boughey

Самым ранним по времени (от 100 до 40 тыс. лет назад) было отделение от африканской популяции ветви, давшей начало расам от берберов, европеоидов и лопарей до монголоидов, американских индейцев, океанийцев, папуасов Новой Гвинеи и австралийских аборигенов. В разных ландшафтах, даже в пределах одного материка, естественный отбор закреплял признаки, наиболее выгодные для жизни именно в данных условиях (рис. 1.6).

Важные процессы развития умственных способностей Человека разумного, трудовых навыков, социальных отношений приходятся на эпоху последнего вюрмского (валдайского) оледенения, максимум которого был 18 тыс. лет назад. С наступлением похолодания лесные ландшафты сменяются открытыми пространствами тундростепи. В этих условиях, по свидетельству А. А. Величко, человек широко расселился в пределах европейской территории России. Тенденция к широкому расселению в приледниковой зоне характерна и для первобытного общества на территории Западной Европы. На фоне сходных в общих чертах природных условий на западе и востоке Европы в позднем палеолите отмечаются региональные особенности жизни первобытных людей: на востоке преобладает открытый тип поселений с наземными конструкциями из костей мамонта; на западе - пещерные стоянки.

Территория Восточно-Европейской равнины была заселена 30-24 тыс. лет назад. В это время первобытный человек продвинулся далеко на север, до бассейна Печоры. В окрестностях г. Владимира обнаружена одна из самых интересных в мире позднепалеолитических стоянок - Сунгирь. В период максимального похолодания валдайской ледниковой эпохи первобытный человек не только не покинул пределов Русской равнины, но, напротив, широко расселился в открытой тундростепи. Такая приверженность к суровым условиям существования у древних людей объясняется тем, что основой их жизни была охота на крупных млекопитающих - представителей мамонтовой фауны.

Значение собирательства в связи с похолоданием упало. Зато сильно возросла роль охоты, которая позволяла кроме мяса и жира получать кости, шкуры и сухожилия и использовать их для изготовления орудий труда, жилищ, одежды и ловушек для животных. Важно подчеркнуть, что в условиях холодного климата и вечной мерзлоты продукты охоты могли храниться практически неограниченно долгое время, в теплом же климате мясо убитых животных быстро портится.

Охота на крупных животных, причем коллективная, - открытие разумного человека. Успех пришел, когда первые группы первобытных людей проникли из Африки в степи Ближнего Востока, а оттуда еще севернее, на просторы евразийской тундростепи, населенной стадами мамонтов, северных оленей, лошадей, бизонов, овцебыков и др. Все они стали объектом охоты (рис. 1.7).

Необычные природные условия, невиданные звери, мясной рацион стимулировали умственную деятельность людей, заставляя отказываться от многовековых африканских традиций, от бездумного автоматического поведения. Охота на крупного зверя была одной из причин быстрого расселения человека на Земле. Когда первые группы охотников попадали в новые места, обитавшие там животные ничего не знали об их коварных приемах охоты и не боялись людей. Добыча доставалась легко. Но проходило время, зверей оставалось все меньше. Люди устремлялись вперед в "край непуганых птиц". Многие животные, ставшие легкой добычей охотников, навсегда исчезли с лица Земли (рис. 1.8, 1.9).


 

 



 

 

Расселению первобытных охотников сопутствовало катастрофически быстрое обеднение фауны материков и островов (рис. 1.10). Один из крупнейших знатоков ледникового периода Р. Флинт (1963) следующим образом характеризовал процесс обеднения фауны Америки под влиянием человека: исчезновение животных в основном происходило 5 000-10 000 лет назад. К вымершим видам принадлежат все верблюды, лошади, ленивцы, два рода мускусных быков, пекари, винторогие антилопы, гигантское животное, похожее на бобра, олень с ветвистыми рогами, отдельные виды кошек, некоторые из них достигали размеров льва. Исчезли все виды бизонов (кроме одного), включая гигантского бизона, у которого расстояние между рогами достигало 180 см, два вида мамонтов, которые были крупнее современных слонов и были распространены на территории США повсеместно (рис. 1.11).

 

Крупные млекопитающие Северной Америки, хорошо приспособленные к местным природным условиям, оказались совершенно беззащитными при столкновении с человеком. Они погибали от рук охотников, от пожаров. Их вымирание вызывалось нарушением экологического равновесия: так, крупные хищники могли исчезнуть после истребления человеком крупных травоядных.

Среди животных, исчезнувших в Америке с приходом человека, явно преобладают самые доступные и ценные для охотников: крупные ленивцы и броненосцы, мастодонты, шерстистые носороги, мамонты, овцебыки, медведи, олени карибу.

В число вымерших видов не попали бизон и северный олень. Сохранению бизона, до прихода европейцев, способствовало расширение степных и лесостепных ландшафтов. Между численностью индейцев и бизонов установилось равновесие. Такое же равновесие сохранялось между народами, населявшими тундру, и северным оленем. Мелкие млекопитающие - крысы, мыши, бурундуки, хомяки, землеройки, суслики -совсем не пострадали.

За пределами Африки в новых условиях сезонности климата, быстрого расселения по разнообразным ландшафтам, освоения приемов охоты на новых животных естественный отбор совершенствовал в основном социальную структуру, поведение и сложную умственную деятельность человека. Возросли агрессивность, предприимчивость и изобретательность. Все большую роль в приспособлении людей к менявшимся условиям жизни начала играть речь. Она позволяла передавать от поколения к поколению быстро возрастающий объем информации. Постепенно ценность этой информации стала важнее информации, передаваемой с генами. Возникла уникальная ситуация, когда естественный отбор стал утрачивать свою функцию совершенствования вида (Дольник, 1994).

Общественный инстинкт, возникший еще у животных, позволял людям вести совместную деятельность (во время охоты, защиты от хищников и т. п.) и явился природной биологической предпосылкой возникновения нравственных чувств, а затем и нравственности. Произвольное воображение, по мнению И. Канта, явилось начальным этапом в формировании человеческого сознания. Оно позволило осуществить переворот во взаимоотношениях человека с окружающей средой - перейти от рефлекторного, животного подчинения среде к преобразованию непригодной окружающей действительности сообразно с воображаемой идеальной моделью.

Известный русский биолог К. А. Тимирязев, комментируя труды Ч. Дарвина, писал, что естественный отбор могущественно способствовал победе высших инстинктов над низшими. Существо с такими развитыми умственными способностями и обладающее сильно выраженными социальными инстинктами, неизбежно должно было приобрести нравственное чувство или совесть. "Совесть - не что иное, как внутренняя борьба между более или менее укоренившимися инстинктами, между эгоизмом, выработавшимся в индивидуальной борьбе, и альтруизмом - результатом социального инстинкта, который в свою очередь выработался из института материнской любви".

По словам Ч. Дарвина, "Человек, как и другие животные, достиг своего высокого современного состояния путем борьбы за существование, являющейся результатом его быстрого размножения, и если он должен развиваться далее, то должен остаться под влиянием этой строгой борьбы, иначе он погрязнет в лени и бездельи, и более даровитый не будет выходить победителем из борьбы с менее даровитым" (подчеркнуто мной - К. П.).

По мнению ряда авторов, важную роль в развитии социальных отношений в первобытном обществе сыграло возникновение у женщины - прародительницы человеческого рода - длительного эструса - сексуальной возбудимости. Если у самок животных эструс ограничен сроком течки, то у молодых женщин появляется способность постоянно испытывать сексуальное желание и наслаждение. Женщины становятся объектом повышенного эротического внимания со стороны мужчин. Резко меняется весь уклад жизни. Сильный самец-вожак попадает в зависимость от женщины - любовницы, матери и хозяйки.

Палеолитический человек активно, методом проб и ошибок, накапливал эмпирические знания об окружающем его мире. В условиях охотничье-собирательского хозяйства люди должны были хорошо знать повадки и пути передвижения промысловых животных, рельеф охотничьих угодий, полезные и вредные свойства растений, особенности их вегетации и местопроизрастания, свойства различных поделочных материалов. Они научились предсказывать погоду, ориентироваться по местным признакам и звездному небу, вести счет времени по лунному календарю, сезонам года и др. Первобытный человек умел выполнять различные хирургические операции - от удаления зубов до трепанации черепа и ампутации конечностей - и использовал лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения. Нужды распределения при разделе добычи породили простейшие арифметические действия, в первую очередь сложение и деление.

Поздний палеолит (35-10 тыс. лет назад), явился периодом развития материальной культуры и доисторического искусства в самых разнообразных формах: гравюры животных и людей на небольших кусочках камня или кости; глиняные и каменные скульптуры; наскальные рисунки, выполненные охрой, древесным углем, марганцем и прочими минеральными красками. Большинство изображений располагалось глубоко в пещерах, где они и смогли сохраниться до наших дней (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Бизон. Рисунок первобытного человека

Наскальные рисунки высоко реалистичны и несут богатую информацию об особенностях жизни первобытного человека, о животных, на которых он охотился. В карстовой пещере, недавно обнаруженной во Франции, близ Лиона (Chauvet etc., 1996), первобытные люди, жившие около 20 тыс. лет назад, оставили удивительные по точности и выразительности изображения медведей, носорогов, лошадей, мамонтов, оленей, козлов, бизонов, львов и др. С зарождением искусства связано формирование миропонимания палеолитического человека, ибо он достиг определенной стадии развития интеллекта, когда появилась необходимость объяснять то, с чем приходилось сталкиваться в повседневной жизни. Миропонимание людей первобытной общины нашло воплощение в ранних видах религиозных представлений: анимизме, тотемизме, фетишизме, магии.

Анимизм - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой от телесной оболочки души у людей, животных, растений. Первобытный человек одушевлял всю природу: скрытая одушевленность присутствовала не только в деревьях и животных, но и в журчащем ручье, пламени костра, т. е. во всех предметах - от моря до небольшого камня. Природные стихии не были бездушными, они олицетворяли духов, враждебных, добрых или нейтральных. Система запретов и ритуальных действий была направлена на то, чтобы необдуманным поступком не обидеть душу зверя или духов, охраняющих холмы, рощи, реки и жилища.

Тотемизм - поклонение животному, растению, явлению природы (тотему), которые у родовых групп людей служили объектом религиозного почитания. Первобытный человек не выделял себя из окружающей его природы: все одушевленные и неодушевленные предметы, стихийные силы и люди мыслились как единое целое. Существовала вера в тесную связь между людьми одного рода и их тотемом. Тотем помогал своим сородичам, а те, в свою очередь, не должны были причинять ему вред. Одной из причин бережного отношения к животным служила вера в перевоплощение душ, душа человека после смерти переходит в другое живое существо. Отголоски тотемизма нашли свое отражение в более поздних религиозных культах в виде почитания священных животных в Индии, Египте и других странах.

Фетишизм - поклонение фетишу - неодушевленному предмету - камню, черепу, клыку зверя и др., - который, по представлению верующих, наделен сверхъестественной силой. Фетиши, защищавшие человека от злых духов и опасностей, назывались амулетами. Часто фетишами являлись фигурки людей и животных - прообразы будущих идолов.

Огромную роль в первобытном мировоззрении играл культ единой Богини-Матери как проявления Души мира, нашедший свое материальное воплощение в женских фигурках с гипертрофированными органами деторождения и кормления, которые были найдены на многих стоянках в Европе и Азии. Из ее лона вышли все растения, животные, люди, которые по этой причине состоят в кровном родстве (рис. 1.13).

Рис. 1.13. "Палеолитическая Венера". Скульптура первобытного человека

Магия - колдовство, волшебство; совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных и даже богов. Первобытные люди активно использовали магические ритуалы, имевшие целью воздействовать на окружающий мир в необходимом направлении: обеспечить успех в промысле, прекратить непогоду, вызвать дождь и т. п. Так как жизнь первобытного человека была неразрывно связана с охотой, то прежде всего магические действия относились к ней. Промысловая магия существовала в виде всевозможных магических ритуалов: плясках-пантомимах, метании оружия в изображения или скульптуры животных. Существовали и Другие виды магий - лечебная, любовная. Магические ритуалы привели к появлению таких обрядов, как жертвоприношения, в том числе и человеческие.

Пути развития разных, часто замкнутых и изолированных, этносов в последующем разошлись: одни, совершенствуя орудия труда, прошли все этапы до современной технической цивилизации, а другие так и остались на уровне развития позд-непалеолитического общества охотников-собирателей (австралийские аборигены, племена амазонской сельвы и др.). И поныне человечеству присуща своеобразная "разновременность" существования.

Возникновение производящего хозяйства — земледелия и животноводства. Десять-двенадцать тысяч лет назад началась деградация огромного ледникового покрова Северной Америки и Евразии. Переходный период в истории человечества от холодного климата к современному назвали мезолитом — средне-каменным веком. Он характеризовался резким изменением природных условий: обширные пространства земли освободились от ледника; поднялся уровень Мирового океана; холодный климат сменился более теплым; на смену тундровой растительности пришла лесная.

Эти, казалось бы, положительные изменения на деле вызвали негативные последствия: одни промысловые животные (мамонты) были истреблены или вымерли, другие (северный олень) - откочевали на север. Пришедшие им на смену лесные животные (благородные олени, лоси, кабаны, косули и др.) не вели стадный образ жизни и "были пугливы. Это вызвало необходимость изменять орудия и методы охоты. В лесном ландшафте потеряла свое значение коллективная охота, зато увеличилась роль собирательства. Применяя сети и ловушки, люди занялись рыболовством, стали применять новые способы охоты.

Сокращение числа крупных млекопитающих вызвало распад коллективов охотников на небольшие группы. Возникла система индивидуальных охотничьих участков. Охота на осторожных и быстрых лесных зверей привела к изобретению лука, который стал господствующим оружием на ближайшие 15 тыс. лет. Австралийские аборигены придумали бумеранг, обладающий дальностью полета до 100 м. Создав лыжи, а точнее, снегоступы, человек смог преследовать зверей даже по глубокому снегу. Продвигаясь за отступающим ледником, мезолитический человек достиг северных побережий, где занялся промыслом морского зверя и колониально гнездящихся птиц.

Нестабильность охотничьего хозяйства, обрекающая людей на голодание, послужила толчком к поиску новых источников пищи. Таким источником стало производящее хозяйство. Переход к земледелию и скотоводству явился кардинальным рубежом в истории человечества. Он привел к большей устойчивости в обеспечении продуктами питания и способствовал росту народонаселения. Производящее хозяйство позволило контролировать источники пищи, делать долговременные запасы и ограждать себя от угрозы голода. Это вызвало значительный рост народонаселения, к 2500 году до н. э. население Земли достигло 100 млн человек. Человечество вступило в эпоху неолита - нового каменного века.

Возможно, толчком, подвигнувшим человека перейти от собирательства к искусственному выращиванию растений, явилась засуха, охватившая Средний и Ближний Восток. Тогда, чтобы спастись от голода, люди были вынуждены ухаживать за дикорастущими - взрыхлять землю, поливать ее и, наконец, сеять семена. Самыми древними злаковыми культурами являются ячмень и пшеница. Хлебные злаки очень удобны: в сухих зернах заключен большой запас питательных веществ, их можно собирать и хранить бесконечно долго. В неолите были введены в культуру все основные виды сельскохозяйственных растений (рис. 1.14).

Параллельно с развитием земледелия шло одомашнивание диких животных. В условиях нехватки дичи человек уже не убивал попавшихся во время охоты подранков и детенышей, а сохранял и откармливал их в загонах. Одомашниванию в течение неолита подвергались различные виды (рис. 1.15): млекопитающие (15 видов), птицы (10 видов), рыбы и насекомые (2 вида). Первыми были приручены овцы и козы. Первоначально домашние животные использовались преимущественно для производства продуктов питания и лишь позднее — для передвижения и как тягловая сила. Три тысячи лет назад была приручена дикая кошка. Это событие выделяется особо, так как возникла острая необходимость защищать запасы зерна от мышей и крыс. Кошка в Древнем Египте пользовалась особым почетом, за причиненный ей вред грозила смертная казнь. В Индии роль кошек играли кобры, также почитавшиеся священными животными.

Исследования археологов и ботаников подтвердили полицентрическую концепцию зарождения древнейших земледельческих цивилизаций в центрах происхождения культурных растений, разработанную Н. И. Вавиловым (рис. 1.16).

В Средиземноморском центре человечество освоило возделывание маслины, лавра, капусты, моркови, тмина, свеклы, петрушки, спаржи, лука, чеснока, льна, мака; в Передне- и Среднеазиатском центрах - винограда, груши, алычи, фисташки, миндаля, граната, инжира, грецкого ореха, дыни, пшеницы, ячменя, ржи, бобовых (гороха, чечевицы, маша, нута и Др.); в Китайском центре - проса, гречихи, сои, хурмы, чая, шелковицы, местных сортов абрикоса, персика, сливы, вишни, айвы, капусты, моркови. Растения, введенные в культуру в Центральной и Северной Америке, показаны на рис. 1.17. Свои центры происхождения культурных растений имеются в Африке и в Юго-Восточной Азии.


 

 


 

 



 

Н. И. Вавилов указывал на прямую связь центров происхождения культурных растений и одомашнивания диких животных с формированием древнейших цивилизаций: "Проблема происхождения домашних животных так же, как происхождения культурных растений, связана с историей народов: она есть часть истории материальной культуры... география первобытных цивилизаций мира совпадает в значительной мере с географией распределения первоисточников культурных растений" (Вавилов, 1932). Территории, на которых расположены центры происхождения культурных растений, в первую очередь служили базой для перехода древнего человека к оседлому образу жизни. Именно здесь формировались древнейшие районы земледелия и скотоводства; отсюда распространялась культура в другие места. Население вне центров происхождения культурных растений отставало в своем развитии. Особенно показателен в этом отношении австралийский материк, флора и фауна которого лишена растений и животных, способных служить объектом сельскохозяйственного производства. Основным занятием аборигенов до прихода европейцев были охота и собирательство, культура оставалась на низком уровне. Древнейшие районы земледелия и скотоводства, а также изменения в типах землепользования показаны на рис. 1.18.

Наиболее благоприятными для развития земледелия и скотоводства оказались предгорные районы Ближнего Востока - так называемый "плодородный полумесяц", протянувшийся от Египта до гор Загрос в Иране (рис. 1.19). Два других древнейших очага земледелия и скотоводства возникли в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в Центральной и Южной Америке.

Размеры общин увеличились, и возникли первые крупные поселения с численностью жителей до 4-6 тыс. человек (Чатал-Гуюк в Турции, Телль-Шамшира в предгорьях Загрос в Иране, легендарный библейский Иерихон в Палестине и др.). Для защиты от врагов стали строить мощные каменные стены и Дозорные башни. Основными жилищами становятся уже не хижины и землянки, а достаточно благоустроенные дома из сырцового кирпича.

Развитие земледелия и скотоводства способствовало быстрому прогрессу в изготовлении орудий труда: мотыг, серпов, зернотерок, ступок, топоров и тесел из разнообразного твердого Каменного сырья, которое подвергалось раскалыванию, шлифовке, пилению и сверлению. Именно в этот период получает Широкое распространение керамическая посуда, иногда неолит даже называют керамическим веком. В неолите были изобретены прядение и ткачество, что расширило возможности изготовления одежды. Усложнение трудовой деятельности привело к постепенной специализации труда как внутри общин, так и между ними. Обмен продуктами труда становится прообразом торговли.

 

 

В общинах, перешедших к производящему хозяйству, происходило активное интеллектуальное развитие, выразившееся в накоплении новых знаний по агротехнике, зоотехнике, селекции, мелиорации, химии, арифметике, геометрии и географии. Переосмыслялись понятия "пространство" и "время", которые наполнялись новым содержанием в соответствии с требованиями практики. Появились первые пиктографические карты и записи в виде рисунков и узелкового письма, счетные приспособления (счетные камни - по-латыни calculus - дали название термину "калькуляция").

Изобразительное искусство неолита отошло от реализма палеолита. Роспись стен пещер сменилась орнаментами - обычно геометрическими узорами на сосудах и других предметах быта. Появляется монументальная скульптура - каменные изваяния женских фигур.

Расцветали ремесла - изготовление керамических чаш, кувшинов, сосудов, орудий труда, оружия, украшений и др. Около 9 тыс. лет назад на территории Турции уже изготовлялись изделия из чистой меди (бусы, булавки, подвески, сверла), которую ковали вхолодную. Лишь через 2,5 тыс. лет люди научились извлекать медь из руды при помощи плавки, а около 5 тыс. лет назад начали получать бронзу (из 1 части олова и 9 частей меди), пригодную для создания более твердых орудий труда. Наступил бронзовый век.

Переход к производящему хозяйству привел к изменению религиозных воззрений. Одомашнивание крупного рогатого скота обусловило появление культа домашних животных, олицетворявших богатство и изобилие: быка и коровы. Обнаружение в поселении Чатал-Гуюк в Турции храмовых сооружений с изображениями быков, их глиняными головами, украшенными рогами, свидетельствует о возникновении культа быка еще в середине седьмого тысячелетия до нашей эры. Он нашел свое продолжение в религиозных верованиях жителей Шумера, Вавилона, Египта, Индии и Греции. Верховный бог Вавилона Мардук изображался в виде быка, а символом главного шумерского божества Ана была рогатая тиара. Образ коровы или женщины с коровьими рогами имела египетская богиня плодородия Исида, а сам всемогущий Зевс - глава греческого Олимпа - временами появлялся в виде быка.

С развитием земледелия возник культ возделываемых растений: маиса, тыквы, бобов - у индейцев Америки, природных сил, обеспечивающих обильный урожай: Солнца и Земли, дождя и плодородия, - у подавляющего большинства земледельческих цивилизаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.