Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая Европа




ИЗ ТЬМЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К ЭПОХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Вопросы для самостоятельных занятий

1.Формирование античных цивилизаций Средиземноморья.

2.Отражение в мифах древней Греции отношения людей к природе.

3.Экологические проблемы античных цивилизаций.

4.Достижения культуры и науки античного мира. Антропоцентризм.

5.Периодизация развития географических идей и знаний в античное время.

Глава 2

 

Античный мир отделяет от начала Новой истории тысячелетний период средневековья. Главной духовной силой на этом этапе развития человечества были различные религиозные конфессии. Под влиянием религий складывались философия, мораль, этические и эстетические нормы и др. Многие национальные черты характера японцев и китайцев, индусов и жителей арабского Востока, России и Западной Европы определяются религией, исповедуемой этими народами.

Роль религии в развитии человеческого общества нельзя оценивать однозначно. На определенных этапах ее путы сдерживали прогресс. Однако сила всех религий - в призывах к духовному совершенству, в признании гармоничности созданной Творцом природы. Современное общество, пользуясь благами научно-технического прогресса, насилует природу и все глубже погружается в бездну бездуховности. Поэтому, несмотря на высокие достижения науки, современное общество вновь ищет в религии ответ на вечный вопрос: "Как жить дальше?"

 

Территории за пределами благодатного Средиземноморья отличались более суровым климатом и были покрыты девственными дремучими лесами. Племена варваров жили в основном охотой и грабежами. Сельскохозяйственное производство было в зачаточном состоянии. Постепенно к началу XI в. на народы, населяющие Западную Европу, распространяется влияние римско-католической церкви; утверждается феодальный строй.

В XI-XIII вв. происходит массовое сведение лесов в интересах земледелия (рис. 2.1). Это была эпоха "великого корчевания", по формулировке западных авторов (Бондарев, 1996). Новые земли быстро осваиваются под пахотные угодья. Двуполье заменяется трехпольем. Урожаи по сравнению с ранним средневековьем возрастают вдвое (рис. 2.2).

Исключительно активно строятся укрепленные замки, монастыри, а вокруг них возникают жилые и хозяйственные постройки. Средневековые города долго сохраняли сельский облик. Внутри городских стен располагались огороды, сады (рис. 2.3). Развивается горнодобывающая деятельность (рис. 2.4).

 

Занятием и привилегией господствующего класса были бесконечные войны; это было время и крестовых походов. Десятилетиями и столетиями длившиеся войны сопровождались истощением производительных сил, запустением и обезлюдением культурных земель. И. М. Дьяконов (1994) считает, что средневековые войны трудно объяснить социально-экономическими причинами. По его мнению, почти все они (как многие из более ранних и более поздних войн) объясняются весьма просто с социально-психологической точки зрения - как результат присущего человеку побуждения к агрессии. Завоевать и покорить соседа было престижно и удовлетворяло социальный импульс агрессивности, который в Риме отчасти погашался гладиаторскими боями, а в наши дни удовлетворяется футбольными и хоккейными матчами.

На рубеже XIII-XIV вв. экологическая ситуация в Европе осложняется. Возможности экстенсивного пути развития земледелия оказались исчерпанными. Продолжалось интенсивное сведение лесов не только под земледелие, но и для строительства домов, кораблестроения, ради топлива, развития металлургии. Склоны гор и возвышенностей, лишенные растительности, стали интенсивно денудироваться. По меткому выражению местных жителей, становилось все больше "земель с ободранной шкурой".

Оборонительные стены ограничивали рост городов. Мусор и нечистоты выбрасывались из окон прямо на улицу. Отсутствие канализации приводило к загрязнению грунтовых вод. Колодцы становились рассадниками инфекции. Из-за тесноты застройки каждый пожар имел опустошительные последствия. Скученность населения и антисанитария способствовали распространению эпидемий. Тенденция к сокращению численности населения, обозначившаяся в начале XIV в., получила колоссальное ускорение в годы эпидемии чумы - 1346-1353 гг. Тогда, по разным оценкам, вымерло от 20 до 50 % всего населения Европы (Бондарев, 1996).

Все сферы жизни были во власти духовенства, не допускавшего никаких отступлений от установленных канонов. Задачами всех наук было прославление мудрости Творца и спасение души, что было возможно только в лоне католической церкви. В средневековой Европе люди верили в буквальную истину Священного писания. Всякое сомнение считалось ересью, внушенной Сатаной. Еретики жестоко преследовались. В течение тысячи лет библейская догма сковывала развитие естествознания. Большая часть знаний, накопленных греками, была утрачена с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки Юлием Цезарем в 48 г. до н.э. Окончательно она была сожжена арабами после падения Римской империи в 642 г. н.э.


 



 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.