Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Век Просвещения




Вопросы для самостоятельных занятий

1 Италия, XV-XVI вв. Формирование гуманистического мировоззрения.

2 Португалия и Испания, XV-XVI вв. Начало эпохи великих географических открытий.

3 Германия, XV-XVI вв. Реформация римско-католической церкви. Протестантство - религия нарождающейся буржуазии.

4. Англия, XVI-XVII вв. Идеи Ф. Бэкона об индуктивном методе научного познания, о роли науки в преобразовании природы.

5. Россия, XV-XVI вв. "Хождение за три моря " Афанасия Никитина. Первые географические карты страны; начало книгопечатания в России.

Глава 4

 

С конца XVI в. в странах Западной Европы начинается быстрый подъем творческой мысли. Расширение географического кругозора человечества, последовавшее за великими географическими открытиями, и накопление огромного багажа эмпирических знаний и фактов нуждались в теоретическом осмыслении. Этого требовали также запросы быстро развивавшихся сельского хозяйства и промышленности.

В XVII-XVIII вв. естествознание все еще находилось под контролем религиозных догм. В биологии господствовала концепция креационизма, утверждавшего, что все виды живых организмов созданы Творцом и что они неизменны. Даже К. Линней (1701-1778), основоположник естественной системы животных и растений, придерживался аксиомы: "Виды неизменны, их столько, сколько было сотворено Творцом".

Обобщение накопленного ботанического и зоологического материала, прямые наблюдения в природе наводили исследователей на мысль об изменчивости организмов. Направление научной мысли, согласно которому организмы меняются под влиянием внешних условий, получило название трансфермизм. Еще в античные времена и в средневековье наряду со здравыми наблюдениями существовали наивные представления, согласно которым плоды дерева могли трансформироваться в рыб и гусей (рис. 4.1), в тине болотной зарождались телята и т.п.

Рис. 4.1. Превращение плодов дерева в гусей и рыб, по Дюре, 1605 г.

По сути дела это были реликты мифологического сознания. Глубокое изучение свойств видов животных и растений в XVIII в. способствовало изгнанию наивно-трансформистских представлений.

Трансформизм стал научной концепцией, доказывающей, что одни организмы, изменяясь, порождают другие. Рассуждения об изменчивости органических форм на протяжении геологической истории Земли привели трансформистов к мысли, что эти изменения явились причиной постепенного усложнения организмов, совершенствования их строения. Логическим продолжением трансформизма явилось эволюционное учение Ч. Дарвина.

XVII-XVIII вв. - эпоха бурного расцвета науки и культуры в западноевропейских странах. Наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль в естественных науках.

Совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с помощью основных знаний из области естественных наук получило название натурфилософии - философии природы. Целое созвездие имен вошло в историю мировой культуры.

Подчас новые идеи встречали непонимание или осуждение современников. Приступая к анализу вклада натурфилософов в копилку общих культурных ценностей человечества, не будем высокомерно разбирать "недостатки" наследия великих мыслителей. Проследим логику развития основополагающих идей естествознания. Живые и яркие характеристики натурфилософов во многом заимствованы из книги В. В. Лункевича (I960).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.