Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология субъективного отношения к природе 5 страница




Взрыв демографический - резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических и общеэколо­гических условий жизни.

Вид - совокупность популяций особей, обладающих сходными морфофизиологическими признаками, способных скрещиваться и иметь плодовитое потомство.

Воспитание экологическое - воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к сово­купности природных и социальных благ.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и со­бытий, возникающее при непосредственном воздействии физиче­ских раздражителей на рецепторные системы организма.

Генофонд - совокупность генов, имеющихся у особей данной популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.

Геоэкология - наука о взаимодействии географических, биоло­гических и социально-производственных систем. Особое внима­ние г. обращает на антропогенные процессы экологической дес­табилизации и опустошения земель, разработку рекомендаций по рациональному природопользованию и охране природы.

Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая в себя Ми­ровой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подзем­ные воды.

Гомеостаз(ис) - состояние подвижного равновесия (постоянного и устойчивого неравновесия) гео-, экосистемы, поддерживаемое сложными приспособительными реакциями, постоянной функ­циональной саморегуляцией природных систем.

Гоминиды - род Homo из отряда приматов, включающий как ископаемых предков человека - Человека умелого и Человека прямостоящего, так и современных людей.

Гоминоиды - человекообразные существа из семейства прима­тов. К их числу относятся австралопитеки.

Гуманизм - мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

Даосизм - одно из направлений древнекитайской философии, возникшее в IV-III вв. до н.э., основное понятие «дао», в центре учения - призыв к человеку освободиться от искусственных норм и предписаний и вернуться к жизни, близкой к природе.

Здоровье человека - объективное состояние и субъективное чув­ство полного физического, психического и социального комфорта.

Зона экологического кризиса - территории с сильным загрязне­нием (содержание загрязняющих веществ в 5-10 раз выше предель­но допустимой концентрации), с резким снижением продуктивно­сти экосистем; деградация земель проявляется на 20-50% площади территории; возможно лишь выборочное хозяйственное ее исполь­зование; структурно-функциональная целостность ландшафтов те­ряет устойчивость; нарушения носят труднообратимый характер.

Зона экологического риска - территории с повышенным загряз­нением (содержание загрязняющих веществ в 2-5 раз выше пре­дельно допустимой концентрации), с заметным снижением продук­тивности экосистем; деградация земель захватывает 5-20% терри­тории; нарушения носят обратимый характер, ослабление антропогенных нагрузок может привести к улучшению экологической си­туации, повышению качества возобновляемых ресурсов, восста­новлению структурно-функциональной целостности ландшафтов.

Индивид - человек как единичное природное существо, пред­ставитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онто­генетического развития, единства врожденных и приобретенных качеств, носитель индивидуального своеобразия черт.

Индуизм - религия, в основе которой учение о перевоплоще­нии душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воз­даяния (карма) за добродетельное или дурное поведение.

Ислам - одна из мировых религий, главные принципы которой изложены в Коране, основной догмат - поклонение единому Богу -Аллаху и признание Мухаммеда посланником Аллаха.

Квазиприрода (вторая природа по Н. Ф. Реймерсу) - все эле­менты природной среды, искусственно преобразованные, моди­фицированные людьми и характеризующиеся в отличие от собст­венно природной среды неспособностью к системному самопод­держанию (т.е. постепенно разрушающиеся без постоянного регу­лирующего воздействия со стороны человека).

Кислотные осадки - любые атмосферные осадки (дожди, тума­ны, снег), кислотность которых выше нормальной.

Климат - режим погоды, характерный для данной местности в силу ее географического положения.

Комфортность среды - субъективное чувство и объективное со­стояние полного физического и душевного здоровья в данных ус­ловиях окружающей человека среды, включая природные и соци­ально-экономические показатели.

Креационизм - концепция постоянства видов, рассматриваю­щая многообразие органического мира как результат его сотво­рения Богом.

Культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание - исторически определенный уровень развития обще­ства, творческих сил и способностей человека, выраженный в ти­пах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Личность - индивид как субъект социальных отношений и соз­нательной деятельности.

Ландшафт - природный географический комплекс, определяе­мый как сравнительно небольшой специфичный и однородный уча­сток земной поверхности, ограниченный естественными рубежами.

Литосфера (земная кора) - верхняя твердая каменная оболочка Земли, ограниченная сверху атмосферой и гидросферой, а снизу -поверхностью субстрата мантии, устанавливаемой по сейсмиче­ским данным.

Микроорганизмы - мельчайшие, преимущественно однокле­точные живые существа различной систематической принадлежно­сти (представляющие как растительное, так и животное царства), наблюдаемые только в микроскоп.

Монизм - философское учение, признающее основой всего су­ществующего одно начало: либо материю (материалистический м.), либо дух (идеалистический м.).

Мониторинг - наблюдение и контроль за изменениями состоя­ния окружающей среды под влиянием человеческой деятельности, предупреждение о явлениях, неблагоприятных для жизни, здоро­вья и производственной деятельности людей.

Мутаген - любой фактор, вызывающий мутацию.

Мутация - любое изменение наследственной информации ор­ганизма, записанной в молекулах нуклеиновых кислот.

Нагрузка антропогенная - степень прямого и косвенного воз­действия людей и их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее отдельные экологические компоненты и элементы (ландшафты, природные ресурсы, виды и т.д.).

Насилие - это форма принуждения со стороны одной группы людей (со стороны одного человека) по отношению к другой груп­пе (другому человеку) с целью приобретения или сохранения оп­ределенных выгод и привилегий, завоевания политического, эко­номического и любого другого господства.

Ненасилие - идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, чело­века и его жизни, отрицание принуждения как способа взаимодей­ствия человека с миром, с природой, с другими людьми, способа решения политических, нравственных, экономических и межлич­ностных проблем и конфликтов, утверждение и усиление способ­ности всего живого к позитивному самоуправлению.

Неоген - геологический период, относящийся к самой молодой, кайнозойской эре; начался 25 млн лет назад. Его начало сопровож­далось резким обновлением наземной флоры и фауны; в этот пери­од на Земле появились первые человекообразные обезьяны.

Неолит (новокаменный век) - эпоха в истории развития челове­ческой культуры, следующая за палеолитом и предшествовавшая бронзовому веку. Характеризуется изготовлением орудий из шли­фованного камня, керамической посуды, приручением животных и началом земледелия - переходом от присваивающей к произво­дящей форме хозяйствования.

Ноосфера (сфера разума) - гипотетическая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития.

Озоновый экран - слой атмосферы с наибольшей концентраци­ей молекул озона О3 на высоте около 20-25км, поглощающий жесткое ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов. Разрушение о.э. в результате антропогенного загрязнения атмо­сферы таит угрозу всему живому, и прежде всего человеку.

Ойкумена - совокупность областей земного шара, которые по представлениям древних греков были заселены человеком.

Окружающая среда - среда обитания и производственной дея­тельности человека, включающая абиотические, биотические и социально-экономические факторы. Складывается из природной среды и социосферы.

Палеолит (древний каменный век) - эпоха в развитии человека, характеризующаяся изготовлением орудий из камня с грубой отдел­кой. Соответствует времени от начала четвертичного периода до конца последнего оледенения. Различают ранний п. и поздний п.

Парниковый эффект - разогрев приземного слоя атмосферы, вызванный поглощением длинноволнового (теплового) излучения земной поверхности. Главной причиной этого процесса является обогащение атмосферы газами, поглощающими тепловое излуче­ние. Наиболее важную роль здесь играет повышение содержания углекислого газа (СО2) в атмосфере.

Пассионарность (по Л. Н. Гумилеву) - непреоборимое стремле­ние людей (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности.

Пассионарный толчок - быстрое повышение пассионарности.

Патогенность - способность живых существ, прежде всего мик­роорганизмов, вызывать заболевания других организмов, в том числе человека.

Пестициды - вещества, убивающие вредителей, например насе­комых или крыс.

Пищевая цепь - ряд видов или групп, каждое предыдущее зве­но в котором служит пищей следующему.

Поздний палеолит - новый этап материальной культуры па­леолита, связанный с деятельностью Человека разумного.

Популяция - группа особей одного вида, занимающая опреде­ленное пространство.

Потребность человека - состояние индивида, создаваемое ис­пытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его сущест­вования и развития, и выступающее источником его активности.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) - максимальная концентрация загрязняющих веществ, не влияющая негативно на здоровье людей настоящего и последую­щих поколений при воздействии на организм человека в течение всей его жизни.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) - максимальный объем веществ в единицу времени, который не ведет к превышению их предельно допустимой концентрации.

Природная среда - совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человека.

Ранний палеолит - время материальной культуры, связанной с деятельностью Человека умелого и Человека прямостоящего.

Растения - автотрофные (потребляющие органические вещест­ва, полученные путем преобразования из неорганических) живые организмы, для которых характерны способность к фотосинтезу и наличие плотных клеточных оболочек, состоящих обычно из цел­люлозы.

Растительность - совокупность растительных сообществ ка­кой-либо территории.

Резистентность (устойчивость) - свойство болезнетворных ор­ганизмов или вредителей противостоять действию лекарств или пестицидов.

Рекреационная среда - часть жизненной среды человека, орга­низуемая и развиваемая в целях обеспечения условий преодоления утомления и усталости человека, а также восстановления его фи­зического и психического здоровья.

Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответст­вующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере существующего Бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Ресурсы возобновимые - все природные ресурсы, включенные в биосферный круговорот веществ, способные к самовосстановле­нию за сроки, соизмеримые с темпом хозяйственной деятельности человека.

Ресурсы невозобновимые - часть природных ресурсов, не спо­собная к самовосстановлению в процессе круговорота веществ в биосфере за время, соизмеримое с темпом хозяйственной деятель­ности людей.

Рефлекс - ответный акт организма, детерминированный воздей­ствием факторов внешней и внутренней сред на соответствующие рецепторы, опосредованный нервной системой и проявляющийся в сокращении мышц, выделении секретов и т. п.

Скученность населения - плотность населения, отрицательно влияющая на здоровье людей.

Сознание - свойственный человеку способ отношения к объек­тивной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Социально-производственные факторы - факторы воздействия на окружающую среду, связанные с промышленным и сельскохо­зяйственным производством, с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе.

Социальный детерминизм - философская доктрина, утвер­ждающая причинную обусловленность явлений природы и обще­ства социально-экономическими факторами.

Социальная экология - комплекс научных отраслей, изучаю­щих связь общественных структур (начиная с семьи и других ма­лых общественных групп) и личности с природной и социальной средой.

Социально-бытовая среда человека - часть жизненной среды, которая организуется и развивается в целях обеспечения необхо­димых условий существования, жизнедеятельности человека как биосоциального существа и поддержания его физического и пси­хического здоровья.

Социально-трудовой потенциал (по В. П. Казначееву) - способ организации жизнедеятельности человеческой популяции, при котором осуществление различных естественно-природных и со­циальных мер по организации жизнедеятельности популяций соз­дает оптимальные условия для социально полезной общественно-трудовой деятельности индивидов и групп населения.

Среда - вещество или пространство, окружающее данный объект.

Среда обитания человека - природные тела или явления, с ко­торыми организм человека находится во взаимоотношениях; со­вокупность природных, природно-антропогенных и социальных факторов жизни человека.

Стихийные бедствия - катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, за­сухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать чело­веческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Стресс - совокупность физиологических реакций, возникаю­щих в организме в ответ на воздействие различных неблагоприят­ных факторов (стрессоров): холода, голода, физических и психи­ческих травм, облучения, инфекции - или, наоборот, благоприят­ных: радости, полового возбуждения и т. д.

Субъект - индивид или группа индивидов как источник позна­ния и преобразования действительности.

Техносфера - часть биосферы, коренным образом преобразо­ванная человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины и водохра­нилища и т.п.

Толерантность - терпимость, устойчивость, способность орга­низма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо эко­логического фактора.

Тотем - животное, растение, явление природы, которые у ро­довых групп людей служат объектом религиозного почитания, основанного на вере в тесную связь между людьми одного рода и их тотемом.

Тотемизм - поклонение тотему.

Тропизмы - движения (рост) растений в определенных направ­лениях, вызванные односторонним воздействием факторов внеш­ней среды.

Трофический - относящийся к питанию.

Устойчивое развитие - развитие общества, которое удовлетво­ряет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу спо­собность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Урбанизация - рост и развитие городов.

Фауна - совокупность видов животных.

Феноакклиматизация - непосредственная реакция организма на новую среду, выражавшаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие.

Фетиш - неодушевленный предмет (камень, череп, клык зверя и др.), который по представлению верующих наделен сверхъестест­венной силой. Фетиши, защищающие человека от злых духов и опасностей, называются амулетами. Часто фетишами являлись фигурки людей и животных - прообразы будущих идолов.

Фетишизм - религиозное поклонение фетишам.

Флора - совокупность видов растений.

Фрустрация - обман, расстройство, разрушение планов - пси­хическое состояние человека, вызываемое объективно непреодо­лимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Христианство - одна из трех мировых религий, имеет три ос­новные ветви: католицизм, православие, протестантизм, общим объединяющим признаком которых является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира; главным источником веро­учения является Священное Писание.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, обще­ства в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, инте­ресов и потребностей, социальных отношений.

Человек прямостоящий (Homo erectus) - вид, образовавший около 1 млн лет назад следующую, после Человека умелого, сту­пень эволюции биологического рода Человек (Homo).

Человек разумный (Homo sapiens; H. sapiens sapiens) - вид (подвид), стоящий на высшей ступени эволюции биологического рода Человек; к нему относятся все современные люди.

Человек умелый (Homo habilis) - вид, с которым связывают фор­мирование биологического рода Человек. Его остатки обнаружены в Африке и имеют возраст около 3 млн лет.

Четвертичный период - современный период в истории разви­тия Земли продолжительностью, по разным данным, от 1,5 до 3,5 млн лет. Ч. п. характеризуется неоднократным чередованием холодных и теплых климатических эпох. В холодные эпохи разви­вались мощные материковые оледенения.

Экологическая ниша - совокупность всех факторов среды в ареале, при которых возможно существование определенного ви­да животных, растений или микроорганизмов.

Экологическая этика - междисциплинарная область исследова­ний, возникшая вследствие воздействия научно-технического про­гресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы.

Экологические факторы - условия среды как движущая сила жизнедеятельности организмов, на которые живое реагирует приспособительными реакциями. Различают э. ф. абиотические и био­тические.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов и образуе­мых ими сообществ с абиотическими и биотическими экологиче­скими факторами.

Экология социальная - см. социальная экология.

Экология человека - наука, рассматривающая биосферу как экологическую нишу человечества, изучающая природные, соци­альные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроиз­водство.

Экосистема - комплекс, в котором между биотическими и абиотическими компонентами происходит обмен веществом, энергией, информацией.

Экоцентризм - воззрение, согласно которому природные объ­екты воспринимаются в качестве полноправных субъектов, парт­неров по взаимодействию с человеком. Для э. характерны ориен­тированность на экологическую целесообразность, непротиво­поставление человека и природы.

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражаю­щих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида яв­лений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эрозия - процесс разрушения земной поверхности водными потоками.

Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравст­венность.

При составлении словаря использовались следующие источники:

«Краткая философская энциклопедия» (1990); «Общая эколо­гия» (К.М.Петров, 1998); «Популярный биологический словарь» (Н.Ф.Реймерс, 1991); «Популярная медицинская энциклопедия» (1980); «Прикладная экология» (В.А.Вронский, 1996); «Психоло­гический словарь» (под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова, 1997); «Психология. Словарь» (под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, 1990); «Российская педагогическая энциклопедия» (в 2 т., 1993); «Советский энциклопедический словарь» (1985); «Современ­ный словарь иностранных слов» (1994); «Среда нашего обитания» (П.Ревелль, Ч.Ревелль, 1995); «Философский энциклопедический словарь» (1983); «Экология. Школьный справочник» (А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина, 1998); «Энциклопедический словарь геогра­фических терминов» (1968); «Экология человека» (Н.А.Агаджанян, В.И.Торшин, 1994).

ПРИЛОЖЕНИЕ (МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ)

Тема 1 СТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ НА ЗАРЕ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Э.Б.ТАЙЛОР. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Глава V. Мифология

...Мифология дикарей может послужить нам основой, а затем могут быть представлены мифы более цивилизованных обществ, как создания, происходящие из того же источника, хотя и более совершенные со стороны художественности. Такое отношение к предмету оказывается удовлетворительным почти во всех отрас­лях этого исследования, и в особенности при изучении замеча­тельных по красоте поэтических вымыслов, которые могут быть названы мифами природы, или природными мифами.

Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы - верова­ние, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее. Это вовсе не случайное или гипотетическое действие человеческого ума неразрывно связано с тем первобытным умственным состоянием, когда человек в мельчайших подробностях окружающего его мира видит проявления личной жизни и воли. Это учение об анимизме в другом месте будет рассмотрено нами в его действии на философию и религию. Теперь же мы займемся только отношением его к мифо­логии. Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, де­ревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и ис­полняют предназначенные им в мире функции с помощью членов, как животные, или искусственных орудий, как человек. Иногда же видимое человеческим глазом представляется лишь простым ору­дием для той или другой цели или еще бесформенным материалом, за которым скрывается какое-нибудь чудовищное, хотя и получе­ловеческое, существо, действующее на них своими руками или при­водящее их в движение своим дуновением. Основа, на которой по­строены подобные идеи, не может быть сужена до простого поэти­ческого вымысла или до простой метафоры. Идеи эти опираются на широкую философию природы, правда первобытную и грубую, но полную мысли и понимаемую вполне реально и серьезно.

<...>

Анимизм содержит в себе несколько доктрин, которые так неук­лонно ведут к олицетворению, что дикари и варвары без всякого, по-видимому, усилия придают непрерывную индивидуальную жизнь явлениям, которые мы при крайнем напряжении нашей фантазии способны олицетворять только при помощи сознательной метафо­ры. Идея о преобладающей воле и жизни в природе, выходящая далеко за пределы современного понятия о том же предмете, веро­вание в личные души, одушевляющие даже то, что мы называем неодушевленными предметами, теория о переселении душ как при жизни, так и после смерти, понятие о мириадах духовных существ, то носящихся в воздухе, то обитающих в деревьях, скалах или во­допадах и сообщающих, таким образом, свои личные свойства этим материальным предметам, - все эти идеи проявляются в мифологии в таких разнообразных сочетаниях, что проследить действие каж­дой из них отдельно является делом до крайности трудным.

Это анимистическое происхождение природных мифов прояв­ляется весьма ярко в большой космической группе мифов о солн­це, луне и звездах. В первобытной философии всего мира солнце и луна одарены жизнью и по природе своей принадлежат как бы к существам человеческим. Обыкновенно противополагаемые друг другу как мужчина и женщина, они, однако, различаются относи­тельно пола, приписываемого тому или другому, так же как и в своих отношениях между собой.

<...>

...То же мы видим и относительно звезд. Мифология дикарей богата рассказами о них, которые - при всем своем различии в других отношениях - все сходятся в том, что приписывают им жизнь одушевленных существ. О них говорится не только как о воображаемых личностях, но им приписывается личная деятель­ность и иногда даже объясняется, что они некогда жили на земле.

<...>

Глава VI. Мифология (продолжение)

Людям, по-видимому, давно еще и часто приходило на ум, что всепокрывающее небо и всепорождающая земля - это как бы отец и мать всего мира, а все живые существа - люди, животные и рас­тения - их дети.

<...>

Мифический вымысел, что небо и земля были отцом и матерью всего существующего на свете, естественно, породил легенду, что в древнейшие времена они были соединены и только впоследст­вии были разлучены.

<...>

Глава ХII. Анимизм (продолжение)

...Первобытные люди принимали ту анимистическую теорию при­роды, которая до сих пор еще сохранилась в умах дикарей. Они мог­ли приписывать дружественным или враждебным духам все доброе и злое в своей собственной жизни и все поразительные явления природы. Они жили в тесном общении с живыми и могуществен­ными душами своих умерших предков, с духами потоков и рощ, равнин и гор. Они знали, что живое могучее солнце изливает на них лучи света и тепла, что живое могучее море гонит свои грозные волны на берег, что великие Небо и Земля охраняют и производят все существующее. Подобно тому, как человеческое тело считалось живущим и действующим силою обитающей в нем души, или духа, так и все явления окружающего их мира имеют своим источником вмешательство различных духовных существ. Таким образом, ани­мизм, бывший вначале философией человеческой жизни, распро­странился и расширился до размеров философии природы вообще.

Воображению примитивных людей кажется, что вся природа оживлена, населена и наполнена духовными существами. Необхо­димо отметить, что почти невозможно провести резкую границу между духами, которые заняты исключительно принесением пользы или вреда человеку, и духами, специальной функцией ко­торых является управление явлениями природы. В самом деле, эти два разряда духовных существ сливаются между собой так же тес­но, как и первоначальные анимистические учения, на которых они основаны. Но так как духи, за которыми признается прямое влия­ние на жизнь человека, находятся ближе к центру анимистической схемы, то будет справедливо дать им первое место.

<...>

Все, что этнография открывает нам относительно такого зна­чительного элемента в религиях человеческого рода, каким явля­ется поклонение колодцам и озерам, ручьям и рекам, сводится к следующему. Поэтические образы нашего времени были мировоз­зрением первобытного человека. По его мнению, вода управля­лась не законами природы, а волей духа. Водяные духи первобыт­ной мифологии были душами, заставляющими воду течь быстро или медленно. Они дружески или враждебно относились к челове­ку. Наконец, человек видел в существах, которые были способны приносить ему довольство или несчастье, влиять на его жизнь, божества, которым нужно молиться, которых нужно бояться и любить, восхвалять и задабривать жертвами.

<...>

Нашего внимания не менее заслуживают и духи деревьев и дубрав, находящиеся в неразрывной связи с первобытной аними­стической теорией природы. Особенно ясно эта связь видна на той стадии развития человеческой мысли, когда на дерево смот­рят как на сознательное личное существо и в качестве последнего воздают ему поклонение и дары. Часто бывает весьма трудно оп­ределить, считается ли такое дерево имеющим подобно человеку свою, неразрывно связанную с ним жизнь и душу или только фе­тишем, обиталищем духа, для которого дерево служит не более как телом. Но эта неопределенность есть новое подтверждение того, что понятия о присущей предмету душе и о вселившемся ду­хе представляют только видоизменения все той же основной ани­мистической идеи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.