Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы по подготовке к СРС




СРС 1 «Структура и история развития экологии»

Цель: углубление и расширение теоретических знаний.

Задачи: изучить вклад ученых в развитие и становление экологии, систематизировать знания о структуре экологии, изучить факторы риска здоровья человека.

План выполнения СРС 1

1. Заполнить таблицу 1 о вкладе ученых в экологическую проблематику

 

Таблица 1 Вклад ученых в развитие экологии

 

Ученый Годы жизни (год открытия) Вклад в экологию
1.    
2.    
   

 

2. Составить схему «Структура экологии», выделив ее основные подразделения:

 

3. Выполнить задание: заполните таблицу 3, распределив представленные ниже факторы по сферам жизни. Постойте круговую диаграмму, отражающую относительное значение факторов риска, влияющих на здоровье (по данным таблицы).

 

Таблица 3 Факторы риска, влияющие на здоровье человека

Группа факторов Относительная значимость, % Сферы
  49-53 Образ жизни
  18-22 Генетика и биология человека
  17-20 Внешняя среда
  8-10 Уровень здравоохранения

 

Факторы: курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, загрязненный воздух, загрязненная вода, предрасположенность к наследственным болезням, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, неэффективность профилактических мероприятий, резкие смены атмосферных явлений, несвоевременность медицинской помощи, чрезмерно высокий уровень урбанизации, гиподинамия, повышенный уровень излучений, никое качество медицинской помощи, загрязненная почва.

Cделайте вывод об осознанном причинении вреда собственному здоровью.

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2006.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова.Экология. – М.: Дрофа, 2005..

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 2 «Экологические факторы»

Цель: углубление и расширение теоретических знаний, формирование практических навыков студентов.

Задачи: выявить способность студентов применять теоретические знания по теме «Экологические факторы» к решению конкретных практических задач.

План выполнения СРС 2

Задание 1. Постройте кривую толерантности по данным таблицы 1.

 

Таблица 1. Зависимость фитомассы проростков ярового ячменя от содержания азота

Вариант опыта Фитомасса Вариант опыта Фитомасса
1. Без азота   5. 110 мг/кг азота  
2. 10 мг/кг азота   6. 150 мг/кг азота  
3. 50 мг/кг азота   7. 200 мг/кг азота  
4. 90 мг/кг азота   8. 250 мг/кг азота  

 

Укажите: диапазон толерантности, зону нормальной жизнедеятельности, зону оптимума, зоны стресса (пессимума), экологический минимум и максимум.

 

Задание 2. По таблице 2 построить графики действия света, тепла и влаги.

 

Таблица 2. Величины суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков

Месяц Суммарная рад. (ккал/см2) Температура (градусы) Осадки (мм)
    -38  
    -51  
    -40  
    -25  
    -7  
       
       
       
    -2  
    -13  
    -23  
    -31  

 

На оси абсцисс отмечаются календарные месяцы, а на оси ординат - величина суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков (на трех графиках, которые впоследствии надо будет мысленно наложить).

Проанализировать графики, установить факторы, определяющие начало и конец вегетации растений и их зону жизнедеятельности, отметив ее штриховкой на графике, учитывая, что вегетация растений возможна при положительных температурах, величине солнечной радиации выше 2 ккал/см2 и количестве осадков не менее 30 мм/ г.

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2006.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Требования к представлению и оформлению результатов

самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненные разборчивым почерком без сокращений слов. Построение графиков выполняется в соответствии с требованиями к оформлению графического материала.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 3 «Организм и среда»

Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний.

Задачи: изучить и систематизировать знания по средам обитания живых организмов.

План выполнения СРС 3

Задание 1. Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде.

Среда обитания Экологические факторы
Суша  
Вода  
Почва  

 

Задание 2. Заполнить таблицу: Приспособление растительных организмов к среде обитания.

Растительные организмы Среды жизни
Водная Наземно-воздушная
Адаптация к кислороду    
Адаптация к свету    
Поглощение минеральных солей    
Корневая система    
Способы размножения    

 

Задание 3. Заполнить таблицу: Приспособление животных организмов к среде обитания.

 

Животные организмы Среды жизни
Водная Наземно-воздушная
Дыхание    
Преобладающая температура тела    
Скелет    
Покровные ткани    
Передвижение в пространстве    
Ориентация    

 

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2006.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова.Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненные разборчивым почерком без сокращений слов.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 4 «Статистические и динамические показатели популяции»

Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний.

Задачи: углубить знания по статистическим и динамическим показателям популяции, уметь применять теоретические знания к решению практических задач.

План выполнения СРС 4

Задание 1. Решить задачу: популяция, состоящая из 100 особей, увеличивается путём деления. Через час её численность возросла до 300 особей. Чему равна абсолютная и удельная рождаемость?

Задание 2. Плотность зайцев в данном лесном массиве составляет 200 особей на га. За период размножения из одного помета выживает в среднем 2,3 детеныша. В популяции равное количество самцов и самок. Смертельность зайцев условно постоянна, в год гибнет 35 % особей. Как будет меняться плотность зайцев в течение 3 ближайших лет? Какие условия могут повлиять на изменение половой структуры зайцев? Заполнить таблицу, привести выполненные расчеты.

 

Показатели популяции Годы жизни
     
Рождаемость      
Смертность      
Плотность      

Задание 3. Построить кривые выживаемости, характеризующие изменение численности групп особей, родившихся одновременно. Начальная численность всех популяций составляет 2000 особей, а смертность характеризуется следующими величинами:

Название вида Гибель особей по возрастам, %
ювенильный молодой зрелый стареющий
дрозофила        
устрица        
гидра        

 

Задание 4. Численность фазанов на о. Протекшн:

А*                
Б*                
А*                
Б*                

*А – количество особей исследуемого вида, Б – время наблюдения, год

Построить кривую динамики численности фазанов, каков тип динамики? Какие условия обусловливают установленный вами тип динамики?

 

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2006.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов. Построение графиков выполняется в соответствии с требованиями к оформлению графического материала.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 5 «Внутри и межвидовые взаимоотношения »

Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний.

Задачи: углубить знания по внутри- и межвидовым взаимоотношениям организмов, уметь применять теоретические знания к решению практических задач.

План выполнения СРС 5

Задание 1. Заполнить таблицу: Типы экологических взаимоотношений.

Вид «А» Вид «Б» Тип взаимоотношения Пример взаимоотношения организмов
- -    
- -    
+ +    
+ +    
+ -    
+ -    
+      
+      
+      
-      
       

 

Задание 2. Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке.

Типы взаимоотношений Взаимоотношения организмов Ответ (цифра)
1. Хищничество Трава под елью  
2. Симбиоз Ёж и змея  
3. Аменсализм Густой подрост сосняка  
4. Конкуренция внутривидовая Клубеньковые бактерии и клевер  
5. Конкуренция межвидовая Львы и гиены  
6. Паразитизм Росянка и муха  
7. Протокооперация Серая и чёрная крыса  
8. Мутуализм Повилика и крапива  
9. Нахлебничество, сотрапезничество Лианы и деревья  
10. Нейтрализм Муравьи и тля  
11. Квартиранство Пчёлы и луговые травы  
  Лиса и лось  
  Акулы и рыбы-прилипалы  

 

Задание 3. У насекомых с полным превращением (яйцо – личинка (гусеница) – куколка – взрослое насекомое) численность популяции зависит от количества пищи на каждой стадии развития. При её недостатке происходит снижение численности всей популяции.

Проанализируйте экспериментальные данные, приведённые в таблице.

 

Число куколок огнёвки (Ephestia caetella), полученных из разного количества яиц в условиях ограничения пищевых ресурсов

Перво Началь ное число яиц                    
Число куко лок                    
Коли чество пищи, прихо дящей ся на 1 личин ку 3,13 1,67 0,67 0,33 0,18 0,08 0,05 0,06 0,07 0,08

 

1. Определите:

- какое минимальное количество пищи необходимо для превращения личинки в куколку?

- какое количество пищи приходится на 1 личинку при разной плотности популяции?

Начертите график изменения числа куколок в зависимости от количества отложенных яиц.

Начертите кривую изменения количества пищи, приходящейся на 1 личинку, при увеличении плотности популяции.

Сделайте вывод о роли внутривидовой конкуренции в регуляции численности популяции.

 

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2006.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов. Построение графиков выполняется в соответствии с требованиями к оформлению графического материала.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 6 «Трофические связи и продуктивность экосистем »

Цель: систематизация и закрепление теоретических знаний.

Задачи: выявить способность студентов выявлять трофические связи между видами организмов, уметь составлять трофические связи и сети, уметь применять теоретические знания к решению практических задач по первичной и вторичной продуктивности.

План выполнения СРС 6

Задание 1. Составить трофическую цепь, в которой человек находится на шестом трофическом уровне.

Задание 2. Составьте трофические цепи с направлением потока энергии, определите тип пищевой связи:

паук, муха, нектар, сова, землеройка;

• цветок, стрекоза, лягушка, уж, бабочка, ястреб

• опавшие листья, грибы, бактерии, ногохвостки, пауки

 

Задание 3. В чем различие между пищевыми цепями и пищевыми сетями. Составьте упрощенную пищевую сеть: цветковые растения и мхи, живая растительная масса, северный олень, зайцы, грибы, растительные нематоды, волки, пауки, комары, отмершая растительная масса, хищные нематоды.

 

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2006.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

4. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС сдаются преподавателю на практическом занятии в письменном виде, выполненными разборчивым почерком без сокращений слов.

Критерии оценки СРС: полнота и правильность выполнения заданий, наличие выводов, сделанных самостоятельно.

Форма контроля: письменная работа

 

СРС 7 «Э кологические проблемы современности »

Цель: развитие познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности, развитие исследовательских умений.

Задачи: выполнение исследовательского проекта по заданной теме, обобщение и систематизация полученных знаний, формулирование заключения и выводов.

План выполнения СРС 7

Студент выполняет подготовку доклада по заданной преподавателем теме. Примерные темы докладов:

1. Устойчивое развитие - непременное требование современности.

2. Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (КООНОСР) 1992 г, Повестка дня на 21 век.

3. Работы «Римского клуба» и их значение для принятия программ Устойчивого развития.

4. Проблемы народонаселения стран Европы, пути решения.

5. Проблемы народонаселения стран Африки, пути решения.

6. Проблемы народонаселения Индии, пути решения.

7. Реализация программ по сдерживанию роста населения в Китае.

8. Отрицательное воздействие военных конфликтов на окружающую среду.

9. Болезни цивилизации.

10. Образ жизни, качество окружающей среды и продолжительность жизни.

11. Наркомания, алкоголизм, токсикомания, механизмы возникновения зависимости.

12. Агроценозы как неустойчивые экосистемы.

13. Взгляд на решение проблем обеспечения человека продуктами питания через генномодифицированные продукты.

14. Альтернативные источники энергии. Реализация программ в Казахстане.

15. АЭС – за или против?

16. Экологические проблемы иссушения водно-болотных угодий.

17. Роль живых организмов в существовании жизни на Земле. Место планеты Земля в солнечной системе.

18. Физическое антропогенное воздействие на биоту.

19. Основные экологические проблемы Казахстана.

20. Опустынивание – важнейшая задача человечества, требующая решения.

21. Экономический подход государства к решению экологических проблем.

22. Проблема питьевой (пресной) воды на Земле.

23. Роль лесов в формировании экосистем.

24. Современные экологически чистые технологии в производстве.

25. Проблема «парникового эффекта», существующие теории.

26. Участие государственных и общественных организаций в области охраны окружающей среды.

27. Методы сохранения озонового слоя.

28. Внутривидовые механизмы регуляции численности популяций.

29. Методы обращения с отходами производства.

30. Деятельность мирового сообщества в области охраны Мирового океана.

31. Меры по очистке и охране водных ресурсов (на примере РК).

32. Экологические проблемы почв Казахстана.

33. Меры борьбы с опустыниванием в РК.

34. Пути решения проблем с отходами производства и потребления.

35. Размещение отходов в Казахстане.

36. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Казахстана.

37. Характеристика заповедников РК.

38. Национальные парки Республики Казахстан.

39. Заповедные зоны, памятники природы, ботанические сады.

40. Хозяйственные ресурсы экосистем и агроэкосистем.

41. Современное состояние видового разнообразия Казахстана.

 

Рекомендуемая литература (основная):

1.Коробкин В.И. и др. Экология. – М., 2003.

2.Алишева К.А. Экология. – Алматы., 2006.

3. Аскарова М.А. Общая экология. – Алматы, 2004.

4. Панин М.С. Экология Казахстана. – Семипалатинск, 2005.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. – М.: Дрофа, 2005.

Колесников С.И. Экологические основы природопользования. – М., 2005.

Бигалиев А.Б. Проблемы ОС и сохранение биологического разнообразия. – Алматы, 2005.

Иващенко А.А Заповедники и национальные парки Казахстана.- Алматы, 2006.

Чигаркин А.В. Экологическое ресурсоведение. – Алматы., 2004.

Степановских А.С.Охрана окружающей среды. – М., 2000. с.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:

Результаты СРС представляются в виде устного доклада. Критерии оценки СРС: соответствие доклада теме, полнота и логичность изложения материала, наличие выводов, умение ответить на дополнительные вопросы.

Форма контроля: устная

 

8. МАТЕРИАЛЫ ПО КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экология и устойчивое развитие» находятся на кафедре «Географии и экологии» (2 корп., 328 ауд., дело № 07.01.06); в электронной библиотеке СКГУ (http://is.nkzu.edu/elibrary): Бодуновская Н.С. Тесты по экологии. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2006. – 82 с.

Глава 1. Общая экология

1. Авторы термина «экология»:

1. К. Рулье 2. Ч. Дарвин 3. Э. Геккель 4. А. Гумбольдт 5. А. Тенсли

2. Экология - это наука, изучающая:

1. влияние загрязнения на окружающую среду

2. влияние загрязнения на здоровье человека

3. влияние деятельности человека на окружающую среду

4. взаимоотношения организмов с ОС и их обитанием

5. нормы использования природных ресурсов и среда питания

3. Накоплению экологических знаний до становления экологии как науки способствовали:

1. Экспедиционные исследования живых организмов в различных условиях

2. опыты по размножению животных

3. изучение круговорота воды

4. опыты по скрещиванию различных растений

5. изучение питания животных

4. В истории развития экологии можно выделить несколько этапов:

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5 5. 6

5. Третий этап развития происходил в период:

1. после 50-х гг.19 в. 2. до 50-х гг. 19 в. 3. после 50-х гг. 20 в

4. до 50-х гг. 20 в. 5. после 50-х гг. 18 в.

6. Второй этап развития происходил в период:

1. до 60-х гг. 19 в. 2. после 60-х гг. 19 в. 3. до 60-х гг. 18 в.

4. после 60-х гг. 18 в. 5. до 60-х гг. 20 в.

7. Ученые, которые впервые в истории человечества предупредили о возможных негативных последствиях воздействиях человека на природу:

1. Ж.Ламарк и Т.Мальтус 2. Ж.Ламарк и К.Линней

3. Ж.Бюффон и А.Ф. Миддендорф 4. К.Линней и Т.Мальтус

5. Ж.Ламарк и А. Тромбле

8. Ученый, вскрывший основные факторы эволюции органического мира:

1. Ч.Дарвин 2. Э.Геккель 3. Ч.Адамс 4. Т.Мальтус

5. В.Шелфорд

9. Первый этап развития происходил в период:

1. до 60-х гг. 19 в. 2. после 60-х гг. 19 в. 3. до 60-х гг. 18 в.

4. после 60-х гг. 18 в. 5. до 60-х гг. 20 в.

10. Наука об окружающей среде:

1. Энвайронменталистика

2. глобалистика 3. экология человека

4. социальная экология 5. агроэкология

11. Совокупность или структура связи между организмами в окружающей среде - это:

1. цель экологии 2. одна из задач экологии

3. объект изучения экологии

4. предмет экологии 5. стратегическая задача экологии

12. Классическая экология, изучающая взаимоотношения компонентов в биотических системах по уровням биологической организации, начиная с организменного- это экология:

1. теоретическая 2. прикладная 3. промышленная

4. медицинская 5. социальная

13. Главный объект изучения экологии:

1. среда обитания 2. экосистема 3. биоценоз 4. ареал

5. промышленность

14. Единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой обитания- это:

1. биогеоценоз 2. агроценоз 3. экосистема

4. биоценоз 5. ареал

15. Раздел классической экологии, исследующий индивидуальные связи отдельного организма с окружающей его средой:

1.синэкология 2. демоэкология 3. аутоэкология

4. биоценология 5. агроэкология

16. Раздел экологии, изучающий экологические проблемы Земли:

1. социальная 2. прикладная 3. глобальная

4. медицинская 5. инженерная

17. Раздел классической экологии, изучающий структуру и динамику популяций отдельных видов:

1. синэкология 2. демоэкология 3. аутоэкология

4. биоценология 5. агроэкология

18. Дисциплина, исследующая взаимодействие человека как человека и личности с окружающей его природной средой:

1. экология человека 2. прикладная 3. глобальная

4. медицинская 5. инженерная

19. Раздел прикладной экологии, изучающий и разрабатывающий инженерные нормы и средства, отвечающие экологическим требованиям:

1. экология человека 2. прикладная 3. глобальная

4. медицинская 5. инженерная*

20. Экологическое образование должно реализовываться:

1. концентрацией в одном специальном предмете

2. непрерывным образованием с формированием экологического сознания

3. узконаправленным обучением при изучении избранной специальности

4. полностью в основной школе через специальный предмет

5. в основной школе с широким использованием

межпредметных связей

21. Основная характеристика в рамках высшего образования характеризуется экологическими знаниями по

1. проблемам среды человека в пределах специальности

2. фрагментарным понятием по общей экологии

3. социальной экологии в пределах специальности

4. монодисциплинарной программе, базирующейся на общем философском уровне

5. сохранению гигиены и борьбе против загрязнения

22. Важнейшую роль в экологическом образовании является развитие и формирование

1. этического отношения людей к их природной и общественной среде

2. личности ведущей здоровый образ жизни

3. устойчивых экономических отношений к земле

4. личности уважающей заеоны страны

5. личности пропагандирующей здоровый образ жизни

23. Политика, направленная на охрану и оздоровление ОС, рациональное использование природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека, называется:

1. социальной 2. экологической 3. хозяйственной

4. социально-экономической 5. природных ресурсов

24. Основной экологической проблемой человечества является:

1. сокращения смертности людей и уровень их прироста

2. решение международных экономических проблем

3. сохранение и улучшение среды человека

4. поднятия уровня общей и экологической культуры и сознательности

5. поднять динамику приспособлений психофизических систем человека к ОС

25. Укажите раздел не входящий в структуру современной экологии как науки:

1. общая 2. прикладная 3. социальная

4. экология человека 5. экономическая

26. Как называется подход к проблеме взаимоотношений человека и природы, ставящий человека, его технологии, его «власть над природой» в центр онтологических проблем:

1. биоцентрический 2. экоцентрический

3. антропоцентрический

4. экологический 5. математический

27. Как называется подход к проблеме взаимоотношений человека и природы, ставящий в центр экологических проблем состояние и устойчивость живой природы, биосферы:

1. биоцентрический 2. экономический

3. антропоцентрический

4. экологический 5. математический

28. Основной интегрированный показатель экологической обстановки в регионе

1. уровень пропаганды о здоровом образе жизни

2. здоровье людей 3. численность птиц

4. лесистость территории 5. санитарное состояние территории

29. Экологическая проблема в Казахстане требующая срочного решения

1. сохранение лесов

2. доведение в нас пунктах площади зеленых насаждений до нормы

3. обеспечение населения доброкачественной питьевой водой

4. переработка бытовых отходов

5. использование бытовых и промышленных отходов

30. Согласно концепции экологической безопасности в Казахстане создан экологический фонд, позволяющий разумно регулировать взаимоотношения человек-природа. Основным источником его финансирования являются:

1. инвестиции 2. штрафы за нарушения 3. спонсоры

4. меценатство

5. платежи за нормативные и сверхнормативные загрязнения.

31. Термин «экология» был введен в науку

1. 1855 г 2. 1869 г 3. 1870 г 4. 1866 г 5. 1890 г

32. В экологии предметом изучения организации живого

является уровень

1. клеточный 2. тканевый 3. молекулярный

4. молекулярно-клеточный 5. популяционно-видовой

33. Кто автор закона «Природа знает лучше»

1. В.Вернадский 2. Э. Геккель 3. В. Сукачев

4. Б. Коммонер 5. В. Шелфорд

34. Назовите второй закон экологии по Б. Коммонеру

1. человек не может жить без природы

2. рациональное природопользование

3. охрана окружающей среды

4. все должно куда – то деваться

5. животные не могут без пищевых ресурсов

35. Кто автор закона энергии – «Ничего не дается даром»

1. В. Вернадский 2. Э. Геккель 3. В. Сукачев

4. Б. Коммонер 5. В. Шелфорд

36. Какие системы исследует социальная экология

1. общество – окружающая среда

2. человек – местообитание

3. биогеоценозы 4. экосистемы 5. организм – среда обитания

37. Когда окончательно оформилась экология как

самостоятельная наука

1. в начале 19-го столетия 2. в середине 19-го столетия

3. в конце 19-го столетия 4. в начале 20-го столетия

5. в конце 20-го столетия

38. Что такое природная среда

1. среда обитания животных

2. среда для жизнедеятельности организмов

3. среда обитания деятельности человека

4. среда для производственной деятельности человека

5. среда обитания растений

39. В какое время произошел период развития и образования

экологии как отдельной науки

1. 20-30 гг 21 века 2. конец 14 века

3. начало 19-го и 70-80 гг. 20 века

4. начиная с конца 19-го века и до сегодняшнего периода

5. в средневековье

40. Основной структурной единицей экосистемы является

1. биота 2. жизненная форма 3. абиотический фактор

4. биотический фактор 5. биоценоз

41. Агроэкология – это отрасль экологии

1. социальная 2. общая 3. прикладная

4. промышленная 5. экономическая

42. Экология является теоретической основой

1. охраны природы 2. основ естествознания

3. общей экологии 4. антропоэкологии

5. учения о природных зонах

43. Раздел классической экологии, рассматривающий сообщества и их окружение:

1. глобальная 2. аутэкология 3. демэкология
4. синэкология 5. социальная

44. Новая наука, изучающая глобальные общепланетарные проблемы;
1. баллистика 2. глобальная 3. эргономика

4.глобалистика 5. математическое моделирование

45. Раздел прикладной экологии, изучающий принципы и средства рационального использования земельных ресурсов, повышения продуктивности в экологически чистой продукции:
1. экология человека 2. социальная экология

3. глобальная экология

4. медицинская экология 5. сельскохозяйственная экология

46. Формирование биосферного уровня мышления, экологизация сознания людей, выработка норм экологической этики и морали - это:

1. цель экологии 2. стратегическая задача экологии

3.объект изучения экологии 4. предмет экологии

5. одна из задач экологии

47. Раздел прикладной экологии, посвященный особенностям и влияниям различных факторов искусственно преобразованной среды обитания людей в жилищах, населенных пунктах, в городах:

1. синэкологяя 2. демоэкология 3. аутэкология

4. биоценология 5. урбоэкология

48. Развитие теории человеческого общества и природы на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы — это:

1. цель экологии 2. одна из задач экологии

3. объект изучения экология

4. предмет экологии 5. стратегическая задача экологии

49. Раздел прикладной, экологии изучающий экологические условия возникновения и развития болезней человека, в том числе острых и хронических заболеваний, обусловленных природными факторами и неблагоприятными техногенными воздействиями среды:
1. агроэкология 2. социальная экология 3. глобальная экология

4. медицинская экология 5. промысловая экология

50. Растения, живущие в условиях повышенной влажности:

1. гигрофиты 2. псаммофиты 3. мезофиты

4. ксерофиты 5. галофиты

 

Глава 2. Биосфера и ее ресурсы.

1. Автор термина «биосфера»

1. Рулье К. 2. Зюсс Э. 3. Ламарк Ж. 4. Реймерс Н.

2. Развернутое учение о биосфере принадлежит:

1. Перельману А. 2. Куражковскому Ю. 3. Вернадскому В. 4. Зюссу Э. 5. Рулье К.

3. Самая крупная глобальная экосистема Земли:

1. атмосфера 2. биогеоценоз 3. геосфера 4. биота 5. биосфера

4. Качественное новое состояние биосферы, в которой разумная деятельность людей становится определяющим фактором развития:

1. техносфера 2. геосфера 3. ноосфера 4. биота

5. биосфера

5. Сложная наружная оболочка Земли, населенная живыми организмами, составляющее в совокупности живое вещество планеты:

1. техносфера 2. геосфера 3. ноосфера 4. биота

5. биосфера

6. Самая легкая оболочка Земли, которая граничит с космическим пространством, осуществляя с ним обмен вещества и энергии - это:

1. атмосфера 2. гидросфера 3. литосфера

4. биосфера 5. ноосфера

7. Внешняя твердая оболочка Земли, состоящая из осадочных и магматических пород - это:

1. атмосфера 2. гидросфера 3. литосфера

4. биосфера 5. ноосфера

8. Водная оболочка Земли - это:

1. атмосфера 2. гидросфера 3. литосфера

4. биосфера 5. ноосфера

9. Поверхностный слой литосферы, в котором осуществляется взаимодействие живой материи с минеральной - это:

1. почва 2. гумус 3. органика 4. перегной 5. дерн

10. 50 % массы литосферы занимает химический элемент:

1. алюминий 2. железо 3. кислород 4. водород 5. гелий

11. Преобладающим элементом химического состава атмосферы является

1. азот 2. водород 3. кислород 4. водород 5. гелий

12. В химическом составе атмосферы на кислород приходится всего (%)

1. 5 2. 12 3. 21 4. 38 5. 56

13. Соленые воды океанов и морей составляют ______% от всех водных ресурсов Земли

1. 2 2. 35 3. 48 4. 87 5. 98

14. Газовая оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли - это:

1. атмосфера 2. гидросфера 3. литосфера

4. биосфера 5. ноосфера

15. Слой озона, защищающий Землю от чрезмерного ультрафиолетового облучения расположен на высоте___ км от поверхности Земли

1. 2-5 2. 35-45 3. 48-58 4. 10-20 5. 20-25

16. Исходной основой существования биосферы и происходящих в ней биохимических процессов является

1. астрономическое положение Земли

2. эволюция живого вещества

3. изменение окружающей среды

4. эволюция человека

5. адаптация живых организмов

17. Область распространения живой материи в атмосфере (км)

1. 2-5 2. 35-45 3. 48-58 4. 10-20 5. 20-25

18. В гидросфере живое вещество распространяется на глубину до (км)

1. 2-5 2. до 35-45 3. более 48-58 4. около 10-20 5. занимает всю гидросферу полностью

19. Живое вещество занимает верхнюю часть литосферы до глубины (км)

1. 3-5 2. 35-45 3. 48-58 4. 10-20 5. 20-25

20. Совокупность всех живых организмов планеты как единое целое- это___ вещество

1. биогенное 2. биокосное 3. косное 4. живое 5. органическое

21. Химические соединения, возникшие в результате жизнедеятельности организмов- это

1. биогенное вещество 2. биокосное вещество

3. косное вещество

4. живое вещество 5. органическое вещество

22. Вещество, создаваемое одновременно неорганической средой и живыми организмами:

1. биогенное вещество 2. биокосное вещество

3. косное вещество

4. живое вещество 5. органическое вещество

23. Вещества, в образовании которых не принимали участие живые организмы:

1. биогенное вещество 2. биокосное вещество

3. косное вещество

4. живое вещество 5. органическое вещество

24. Перераспределение веществ между биосферой и более глубокими горизонтами Земли, осуществляющееся с помощью энергии Солнца и Земли – это _____ круговорот веществ

1. геологический 2. биогеохимический 3. биологический

4. химический 5. геохимический

25. Процесс, осуществляющийся в пределах биосферы, сущность которого заключается в образовании живого вещества из неорганических соединений в процессе фотосинтеза и в превращении органического вещества при разложении вновь в неорганические - это круговорот веществ:

1. геологический 2. биогеохимический 3. биологический

4. химический 5. геохимический

Глава 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.405 сек.