Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические и экологические особенности развития индустриальной эпохи 2 страница




Ретроспективный анализ освоения региона за XIX–XX вв. показывает, что данный процесс был весьма неравномерным и во многом зависел как от политических событий, так и от государственной политики центра по отношению к региону независимо от формы власти. У последней периоды пристального интереса и прагматической заинтересованности в развитии региона, как поставщика ценных природных ресурсов, сменялись временами забвения, что особенно усиливало среди переселенческих процессов волны оттока населения, а значит и низкую эффективность миграции. Так, предоставляемые в конце XIX века переселенцам наделы земель властью были урезаны со 100 десятин до 15 десятин (с 1900 г.), то же самое касалось и ссуд.

Особенно тяжелая ситуация складывалась в регионе в годы гражданской войны и интервенции (1917–1922 гг.), когда большевистское правительство путем политического маневра с провозглашением Дальневосточной республики, по существу, сняло с себя ответственность за управление регионом.

Заселение региона в 30-е годы за счет раскулаченных и репрессированных также следует признать не только антигуманным, но и малоэффективным, если учесть к тому же, что часть трудоспособного населения (корейцев) была выслана из Приморья в Среднюю Азию и Казахстан. В этот период Южное Приморье, по сути, было превращено в систему транзитных лагерей, «перекачивающих» через порты Владивостока и Находки контингенты репрессированных в качестве дешевых трудовых ресурсов в северные районы Дальнего Востока для добычи золота государству.

Организованный набор добровольцев, который проводился в 50–80-е годы, привел к самому заметному росту населения региона: с 4832 тыс. чел. в 1959 г. до 7950 тыс. чел. в 1989 г. (Население…, 2004). Но при этом наблюдалась крайне низкая эффективность миграции: в 1970 г. прибыло 668 тыс. чел., а убыло 574 тыс., в 1990 г. соответственно 475 и 450 тыс. чел., в 1990 г. соответственно 475 и 450 тыс. чел., (коэффициент миграции снизился с 14,1% до 5,2%). Столь значительное число прибывающих и убывающих в регион людей на фоне оседлого населения, порождало распространение маргинальной философии временщиков у определенного слоя людей. Последние, в частности, не осознают уникальности природы региона, а значит, и ее ценности, что сильно осложняет формирование экологического мышления. Этот период также характеризовался урезанием льгот для переселенцев.

Являясь неотъемлемой частью экономики СССР, Приморский край в процессе своего освоения во второй половине XX века приобрел черты техногенного типа экономического развития. Этот тип характеризуют (Бобылев, Ходжаев, 1997) как природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений.

Современный этап развития Приморья охватывает период с 90-х годов по настоящее время, когда с началом реформ (1991 г.) край испытал последствия развала СССР и находился в переходном состоянии от социалистического к рыночному хозяйствованию, переживая системный кризис.

Как уже подчеркивалось выше, Приморский край, являясь составной частью Дальнего Востока, наряду с типическими, имеет свои характерные черты развития. В связи с этим будет важным отметить изменение места и роли ДВО в России в период реформирования, что детально изложено в монографии академика П.Я. Бакланова (2001). Он показывает, что распад СССР оказал двоякое влияние на последующее развитие Дальнего Востока и его отдельных районов. Отрицательное – в связи с разрывом многих экономических и социальных связей не только в СНГ, но и между западными и восточными районами России. Это усугубилось уменьшением общего потенциала России: 1) по территории на 24%, 2) по природным ресурсам на 20–25%, 3) по социально-экономическим показателям (население, валовый внутренний продукт, объем промышленного производства) на 50%.

С отделением от России национальных республик Россия в целом на 0,5–1,5 тыс. км как бы удалилась от стран Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и стала более северо-восточной страной по сравнению с СССР. В этой связи существенно возрастает экономическая и геополитическая роль дальневосточных районов, особенно Южного Приморья, в России.

Приморский край выделяется прежде всего развитием пищевой промышленности, особенно рыбной, развитием электроэнергетики, транспортной системы, машиностроения и металлообработки, а также широким спектром природных ресурсов, особенно биологических; руд цветных металлов и химического сырья.

Если к этим данным присовокупить еще характеристику транспортной отрасли, то роль Приморья с его самой развитой железнодорожной сетью и самыми мощными портами будет выглядеть еще более значимо. Несмотря на возросшую роль региона, президентская программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья в 90-е годы была провалена.

В то же время системный кризис привел к значительному неравномерному спаду производства (в 1998 г. по отношению к 1991 г.): если в целом по России он снизился на 54% и по ДВО на 61%, то в Хабаровском крае, Амурской и Еврейской областях на 70%, в Приморском крае и Сахалинской области на 50–60%, в Магаданской и Камчатской областях на 44–46%, в Якутии на 24%. С 2001 г. и до 2008 г. произошел рост некоторых показателей в экономике, но он так и не достиг до кризисного уровня 1991 г., а в целом экономическая мощь края, по мнению экспертов, в 2009 г. составила от уровня 1990 г. всего лишь 20%. В ряду этих регионов Приморский край занимает второе место в общем объеме произведенной промышленной продукции (рис. 3.2).

 

Рис. 3.2. Доля районов Дальневосточного региона в общем объеме произведенной продукции промышленности в 1998 году (в процентах) (Бакланов 2001)

В годы реформ происходило существенное изменение отраслевой структуры промышленности. Так, машиностроение и металлообработка в промышленном производстве ДВО до реформы составляли 18%, а в 1998 г. лишь 9,2%. В 90-е годы в Приморье резко сократился судоремонт: российские судовладельцы предпочитали производить ремонт в портах Южной Кореи и Китая, а заводы Владивостока и Находки не могли составить им конкуренцию. Произошло падение на 80% грузооборота портов ДВО. Перелом произошел только в начале XXI века, когда объемы судоремонта приблизились к дореформенным, а на некоторых заводах (г. Большой Камень, п. Южно-Морской) даже стали строить маломерный рыболовный флот. Доля электроэнергетики, наоборот, увеличилась с 7,2% до 22,5%, но стали частыми отключения различных объектов, включая оборонные, что грозило техногенными ЧС и авариями на очистных сооружениях. Последнее приводило к сбросу неочищенных стоков в морские акватории.

В целом по ДВО увеличилась доля цветной металлургии с 12,9% до 26,3%, но что касается Приморья, то здесь тенденция была обратной: ее доля в ВВП края упала до 1,4%. Особенно сильно пострадала добыча вольфрама, чему способствовало явно непродуманное решение Правительства РФ: его председатель В.С. Черномырдин подписал решение о продаже за рубеж 40 тыс. т вольфрамового концентрата. Такое огромное количество выброшенного на рынок концентрата вызвало резкое падение цен на этот вид сырья, что привело к глубокому кризису данного производства в Приморье. Доля легкой промышленности в ДВО снизилась с 4% до 0,3%, а потребности в ее продукции компенсировались за счет импорта. О том, насколько сложно протекал выход края из кризиса, свидетельствует динамика его производства на рубеже ХХ–ХХI веков (рис. 3.3; 3.4., 3.5).

 

Рис. 3.3. Добыча угля в Приморском крае. Составлено по материалам (Нестеренко, Кулеш, 2000; Приморский край…, 2003)

Рис. 3.4. Динамика объемов производства (в тыс. тонн) в цветной металлургии Приморского края в 1998–2002 гг.: 1 – цинкового концентрата; 2 – рафинированного свинца; 3 – оловянной руды.

Составлено по материалам (Приморский край…, 2003)

Рис. 3.5. Выпуск промышленной продукции (в млрд руб.) в Приморском крае в 1998–2002 гг: 1 – общий объем; 2 – пищевой промышленности; 3 – машиностроения и металлообработки.

Составлено по материалам (Приморский край…, 2003)

В целом регион стал еще более явно выступать в роли сырьевого придатка развитых стран АТР и центра России.

Очень сильное падение производства произошло в стройиндустрии. Например, производство цемента в Приморье упало почти в 10 раз, и только к 2002 г. оно стало медленно восстанавливаться, превысив уровень 1998 г. почти в 2 раза. Но и эта тенденция была неустойчивой, т. к. снижалось производство кирпича (1998 г. – 44,9; 2002 г. – 19,9 млн штук).

Соответственно снижалось строительство жилья: если в 70–80-е годы его вводили 0,8–1 млн м2 в год, то в 2002 г. уже в 6 раз меньше. Этот кризис отразился не только в показателях объема, но и в низком качестве строительства, неверной ориентации отрасли на панельное домостроение в сейсмоопасных районах, сейсмичность которых намеренно занижалась (см. гл. 1), последнее же закладывалось в нормативы (СНиП).

Продолжалось падение показателей работы рыбной отрасли: улов в 2002 г. снизился по сравнению с 1998 г. с 1388 тыс. т. до 578 тыс. т. (Приморский край…, 2003). Изношенность рыболовного флота достигла к 2005 г. 80%, браконьерство в этой отрасли приняло угрожающий характер.

Одной из наиболее пострадавших отраслей стало сельское хозяйство: к 2002 г. продолжала сокращаться площадь посевов (до 314 тыс. га против 413 тыс. га в 1998 г.). Несмотря на слабые тенденции роста производства зерна в период 2000–2002 гг. (со 107 до 133 тыс. т и росте урожайности с 10,1 до 13,5 ц/га), стремительно продолжало падать поголовье скота: крупного рогатого с 70,4 в 1998 г. до 41 тыс. голов в 2002 г. (Приморский край…, 2003).

В Приморье, как и во всем регионе, существенно сократилось производство основных продуктов питания. Их недостаток компенсировался импортом и ввозом из других регионов России: на 75% по мясопродуктам, 40% молочных, 25% овощей.

В этот кризисный период доля Приморского края в экономике России в 2002 г. выглядела следующим образом: улов рыбы и добыча морепродуктов – 18,1%, добыча боропродуктов – 100%, свинца рафинированного – 30%, олова – 20%, угля – 4,2%, вывоз древесины – 2,7%, производство цемента – 1,3%, грузооборот – 1,6%, внешнеторговый оборот – 1,1%, продукция промышленности 0,7% и с/х – 0,6%. Доля края в ДВО по валовому региональному продукту – 18%, по объемам промышленной продукции – 15,8%, а по с/х – 18% (Приморский край…, 2003).

Отмеченные характеристики течения реформ в экономике ДВО во многом типичны для России в целом. Поэтому здесь будут уместны слова Н.Н. Клюева (2004) о прогрессирующей деградации промышленной структуры страны, когда за 1990–2001 гг. не произошло выбраковки экологически неэффективных производств, а доля экологически «агрессивных» отраслей (ТЭК и др.) выросла. Неэкологично развивается и сельское хозяйство: значительная часть полей забрасывается, но более интенсивно эксплуатируется земля в селах, пригородах и даже городах. Отсюда возросшая интенсивность индустриального воздействия на природу (рис. 3.6).

В самые последние годы определенные тенденции выхода из кризиса показывают такие отрасли, как судоремонт и транспорт. Так, заводы Находки в 2004 г. увеличили объем своего судоремонта по сравнению с 2002 г. почти в 2 раза. Масштабная реконструкция ж/д путей в районе Находки позволила увеличить пропускную способность Транссиба, что положительно сказалось в работе портов: их грузооборот достиг в 2004 г. рекордной цифры 37 млн. т (до этого максимум приходился на 1987 г. – 25 млн т). Находка стала занимать по грузообороту в России уже не 3-е, а 2-е место, оставаясь самым крупным конгломератом портов Дальнего Востока. Ее Восточный порт по региону выделялся такими преимуществами: 1) самый модернизированный, 2) самый мощный по грузообороту, 3) самый глубоководный. Здесь же в 2004–2005 гг. проводились крупные и сложные инженерные работы по сооружению платформы для добычи нефти на шельфе Сахалина, чем знаменуется организация новой отрасли Приморья – нефтегазовой. В 2009 г. в б. Козьмино был построен новый нефтепорт, грузооборот которого состовляет 1–1,5 млн т в месяц. Его эксплуатация с самого начала сопровождается аварийными разливами нефти (до 40 т). Наряду с этим, в 2003 г. в крае были построены фабрика по огранке алмазов, а в 2004 г. фармакологический завод (г. Уссурийск). С 2009 г. Ведётся подготовка для строительства на островах Русский и Попова серии ветроэнергетических установок.

И всё же говорить о стабилизации в развитии края преждевременно: кризисные явления 2008–2009 гг. привели к заметному снижению объёмов работ в судоремонте, цветной металлургии и ряде других отраслей.

К 2002 г. в прибрежной части Южного Приморья на площади около 19 тыс. км² (0,003% от площади ДВО) сконцентрировалось население численностью 1,28 млн чел. (19,2% по ДВО). При средней плотности населения в этой части 67,4 чел./км² (в г. Владивосток – 1100), в Приморском крае она составляла 12,4, а в ДВО всего лишь 1,1 чел./км².

Из отрицательных явлений 90-х годов особо отметим провал идеи организации свободных экономических зон. Для одной из них «СЭЗ–Находка» была разработана градоэкологическая концепция и 20 инвестиционных проектов. Но данные Правительством РФ льготы вскоре были отменены, и ни один из проектов не был воплощен в жизнь.

 

Рис. 3.6. Интенсивность воздействия производства на природную среду: I – численность основных производственных фондов (тыс. руб.); II – санитарная классификация производств (% от основных производственных фондов):

1 – 1 класс, 2 – 2 класс, 3 – 3 класс, 4 – 4 класс, 5 – класс; III – коэффициент интенсивности вредного воздействия на территории: 6 – до 1.0; 7 – 1.1–10; 8 – 10.1–60.0; 9 – более 60. (Долговременная программа …, 1993)

 

В результате реформ последних 20-и лет экономика Приморья переориентировалась из индустриально-аграрной в сервисную. Вот что об этом явлении говорит один из руководителей Федеральной службы госстатистики доктор экономических наук А.Е. Суринов (2009): по валовому региональному продукту на душу населения Приморский край занимает в ДВФО 8-е, т.е. предпоследнее место, что и обуславливает отток населения. Промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и строительство теряют завоёванные раннее позиции, и край скатывается в сторону торговли и посреднических услуг. Так, доля торговли в создании валовой добавленной стоимости (ВДС) в 2007 г. составила 23,5%,а общая доля услуг в ВДС достигла почти 70%. В то же время в этой сфере услуг недостаточно использовался туристический потенциал Приморья. Так, в 2009 г. край посетили лишь 56 тыс. иностранных туристов. Для сравнения укажем, что Гонконг ежегодно посещают 30 млн туристов.

Юг Приморья и в особенности города Владивосток и Находка по сравнению с другими городами и районами края все годы реформ выделялись самой низкой безработицей, соответственно, самым высоким трудоустройством и уровнем заработной платы. Здесь же сохранилась концентрация подавляющей части (81,6%) предприятий и организаций края (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Распределение предприятий (П), организаций (О) и населения в прибрежной полосе залива Петра ВеликогоПриморского края (по материалам: Приморский край в 2002 году, 2003)

Адм. названия Кол-во П и О % П и О Численность населения, тыс. чел. % Акватория, испытывающая первостепенное антропогенное воздействие Акватория, испытывающая второстепенное антропогенное воздействие
Владивосток   59,9 617,6 29,9 Амурский залив Уссурийский залив
Находка   9,0 176,3 8,5 Залив Находка Залив Восток
Артем   3,8 110,8 5,4 Уссурийский залив Амурский залив
Партизанск и Парт. район   2,0 84,9 4,1 Залив Находка Залив Восток
Уссурийск и Усс-й район   5,3 184,4 8,9 Амурский залив Уссурийский залив
Хасанский район   0,8 37,7 1,8 Залив Посьета Амурский залив
Шкотовский район   0,8 25,4 1,2 Залив Стрелок Уссурийский залив
Города и районы зал. Петра Великого   81,6 1237,1 59,8 Залив Петра Великого Открытая часть Японского моря
Приморский край         Северо-Западный сектор Японского моря Охотское море

Период реформ характерен стремительным ростом цен (в разах в 1998 г. по сравнению с 1991 г.): в среднем по России – 4502, в ДВО меньше всего в Якутии – 3196, больше всего в Камчатской области – 14020, в Приморье – 5112. Это сразу же сказалось на демографических процессах и динамике населения (рис. 3.7). Оно уменьшилось с 8057 (1990 г.) до 6216 тыс. чел. (2000 г.) в ДВО (Приморский край…, 2003), больше всего в северных районах (в Чукотском округе почти в 3 раза со 154 до 55 тыс. чел.), в Приморье в меньшей степени – с 2299 до 2068 тыс. чел. (на 10%). Уменьшение происходило за счет оттока населения, снижения рождаемости и увеличения смертности.

Рис. 3.7. Динамика численности населения Дальнего Востока и Приморского края. Составлено по (Приморский край…, 2003; Население…, 2004; Рио – Панорама, 2006): 1 – Приморский край, 2 – Дальний Восток

К 1999 г. резко возросла дифференциация населения по уровню доходов, а уровень жизни большей части населения районов ДВО был и остается низким по сравнению с общероссийскими показателями. Так, в Приморье 56,8% населения в 2000 г. находилось за чертой бедности (Находка …, 2004).

Средняя продолжительность жизни с 1989 г. по 1994 г. снизилась у мужчин на 6,19 лет (до 56,83 г.), у женщин на 3,67 года (до 69,42 г.). Растет алкоголизация населения, как следствие, смертность от алкогольного отравления возросла у мужчин в 3,6 раза, у женщин в 5,8 раза.

Кризис демографической обстановки в Приморском крае «принял затяжной характер» (Сидоркина, 2001). Показатели рождаемости за 90-е годы снизились в 4 раза, коэффициент младенческой смертности превышал среднюю по России на 18%. Уже в 1994 г. коэффициент смертности в целом населения края был самый высокий в ДВО – 13,7%, но ниже чем в РФ.

Наиболее критическое состояние с увеличением смертности произошло в г. Большой Камень (в 2,5 раза), где производится ремонт атомных подводных лодок, в меньшей степени (на 50%) в городах Артеме, Находке, Арсеньеве, Дальнегорске, Уссурийске, Партизанске. Наименьшие показатели в районах слабого хозяйственного освоения – Хасанском, Лазовском, Тернейском, Пожарском, Ольгинском (Сидоркина, 2001).

Проводя анализ экономических реформ на Дальнем Востоке за 5-летие (1992–1997 гг.), известный специалист в экономике П.А. Минакир (Экономика Дальнего Востока…, 1998) пишет, что переживаемый страной и регионом период действительно является переходным как по характеру происходящих перемен, так и по запутанности сценариев и логике взаимодействия различных сил и секторов хозяйства. Высокая скорость этих перемен оплачена высокой же ценой отдельных слоев населения. Но значения этих перемен и их возможные последствия часто неясны, выявившиеся тенденции почти невозможно прогнозировать в силу высокой неопределенности внешних условий, политической ситуации, а также весьма ограниченного знания, недостоверности имеющейся информации. Дальний Восток за время реформ оказался в весьма незавидном положении, несмотря на те широкие возможности, которые предоставлены ему экономико-географическим положением и имеющимся природно-ресурсным потенциалом.

* * *

Наши обобщения данных хозяйственного освоения Приморья показали, что для индустриальной эпохи, которую можно назвать «русским этапом» освоения, характерны следующие особенности:

1) стремительность, масштабность и широта освоения региона, с одной стороны, и распыленность людских ресурсов по территории, с другой стороны, что обусловливает низкую плотность рыночного пространства на всем этапе;

2) отсутствие у всех режимов правления долговременной стратегической государственной программы освоения на принципах системности, приемственности, последовательности и стабильности;

3) явление хищнического отношения к использованию природных ресурсов и браконьерства отмечается на всем этапе, но еще больше усиливается в периоды войн и нестабильности (перестройка, реформы);

4) развитие экономики региона от аграрно-сырьевого (конец XIX в.) к индустриально-аграрному (техногенному) типу (вторая половина XX века) с сохранением сырьевой направленности, истощением ресурсов и все возрастающей урбанизацией и милитаризацией;

5) нарушение принципов природопользования в экономике всего региона и нарастающие диспропорции по мере ее развития, сопровождающиеся кризисными явлениями системного характера и появлением ряда экологических проблем;

6) активный миграционный приток населения в регион до начала реформ и системного кризиса, сменившегося значительной убылью и ухудшением демографических показателей в последние 12 лет (на 1,841 млн. чел. с 1990 по 2002 гг.);

7) самая высокая концентрация на Юге Приморья к началу XXI наибольшего количества населения в ДВО (1,28 млн чел. – 19,2%) и значительного экономического потенциала в ВПК, транспорте, машиностроении, пищевой промышленности и переработке морских биоресурсов, лесной отрасли, агропроме и рекреационной сфере;

8) неустойчивый характер развития социально-экономических показателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.