Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 3 страница. Каждый вид импринтинга имеет свое критическое время




Каждый вид импринтинга имеет свое критическое время. Вот почему важен контакт ребенка и матери в первые же минуты после рождения. “Гормоны, выделявшиеся матерью и ребенком во время родов, еще не выведены в этот первый час, – пишет М.Одан. – Они имеют основное значение для процесса привязанности. У матери и ребенка еще остается высокий уровень эндорфинов. Когда мы знаем, что опиаты (препараты опия) могут создавать привычки и зависимое поведение, легко понять, почему этот первый час после родов может играть такую важную роль в процессе привязывания. Только что родившая женщина находится в особенно чувствительном состоянии”. И далее: “Это привязывание между матерью и ребенком существенный эпизод в жизни, и служит впоследствии образцом для всех других форм привязанности… Все привязанности, будь то к людям, животным или к вещам, не должны далеко отходить от этого первого образца “мать-ребенок”.[33]

Хорошо известен факт, что если детенышей млекопитающего животного разделить с матерью сразу после рождения, то по истечении достаточно короткого промежутка времени мать может их не признать и даже съесть. Человеческая мать интеллектом понимает, что это “ее ребенок”, но при изначальном разделении теряется то, что называется бондингом, т.е. та тонкая связь, позволяющая матери и ребенку быть нераздельным целым, позволяющая матери понимать язык ребенка и чувствовать его как себя.

Благодаря явлению импринтинга происходит формирование бессознательных структур, являющихся основами личностных характеристик, в конечном итоге влияющих на мировоззренческие установки и творческий потенциал человека. Первичные условия жизни ребенка – это модель мира и жизни, которые он бессознательно усваивает.

Естественное протекание перинатального периода создает ребенку тот “психический багаж”, который позволяет ему жить в мире так же естественно, т.е. в гармоничных с ним отношениях. Нарушение естественных процессов ведет к отрицательным запечатлеваниям, имеющим следствием как серьезные психологические проблемы, так и проблемы с физическим здоровьем.[34] Здесь мы и можем говорить о Родовой Травме.

Аналогично Родовой Травме мы можем говорить о Травме Младенчества. Отрицательные запечатлевания создаются негативными переживаниями и мыслями матери относительно своего ребенка. Воспринимая их, младенец “усваивает” чувство опасности своего состояния, ощущение беспомощности.

Помимо физического здоровья нарушение естественных законов развития в младенческом периоде, неудовлетворение естественных потребностей ребенка ведет к существенному снижению его творческого потенциала. Приведем такой пример. При неспособности удовлетворить свои жизненные потребности как у животного, так и у человека формируется пассивно-оборонительный тип поведения, который характеризуется как “отказ от поиска”. Любое отрицательное запечатлевание, вызывающее стрессовую реакцию ребенка, формирует пассивно-оборонительное поведение. Такие явления, как отрыв от матери, пеленание, кормление по режиму, закрепляют пассивно-оборонительную модель поведения. Поисковый рефлекс, присущий ребенку, угасает. В то же время “…поисковая активность способствует адаптивному развитию нервной системы”.[35] А также: “Основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность”.[36] Аналогичные выводы сделали в шестидесятые годы М.Селиджмен и А.Лабори, называвшие это явление “выученной беспомощностью” и “подавлением действия”.[37]

Нетрудно видеть, как сильно это явление должно быть распространено при современных принципах ухода за малышом.

Конечно, сегодня человек не может вернуться к естественным условиям жизни наподобие своих далеких предков. Обладая разумом, он может воссоздавать их на более высоком качественном уровне. Но есть вещи, которые, как мы видели, мы не можем скомпенсировать ничем. Мы не можем “исправить” природу, мы можем лишь следовать ее законам.

Животное следует своим инстинктам. Человеческая же деятельность сознательна. Суть экологического подхода – сознательное следование природным законам. Отсюда проистекают основные положения концепции сознательною родительства, включающей в себя следующие аспекты (приводимые здесь в кратком изложении):

1) сознательное планирование семьи и подготовка к будущему родительству до зачатия ребенка;

2) осознанное проведение беременности, специальная подготовка к родам, максимальное использование срока беременности для положительного влияния на ребенка до его рождения;

3) сознательное проведение родов, исходя из того, что процесс рождения ребенка – это прежде всего важное семейное событие. Такой подход подразумевает активность матери в этом процессе, заинтересованное участие других членов семьи, создание женщине максимального комфорта и благоприятной психологической атмосферы, стремление к рождению ребенка наиболее мягким путем;

4) сознательный подход к младенцу, основанный на том, что с первых секунд внеутробной жизни он является существом с развитой психикой и множеством потребностей (далеко не только биологических), которые должны быть удовлетворены. Ребенок является во всех отношениях равноправным со взрослым человеком.

Цель экологического подхода к беременности, родам и младенчеству – формирование экологического мышления, устранение Родовой Травмы, Травмы Младенчества, а тем самым неизбежно возникающего барьера между человеком и окружающим миром, приводящего к специфическому образу жизни, свойственному современной цивилизации: замене единства с природой – противопоставлением, стратегии личностного, духовного роста – стратегией выживания в агрессивном и непредсказуемом мире.

Относительно периода первого года жизни мы выделим четыре главных аспекта, связанных со здоровьем ребенка, которые будут далее нами рассматриваться:

1) Психологическая культура взаимодействия с младенцем. Мы сознательно ставим этот аспект на первое место, ибо он в конечном счете является определяющим. Ребенка нельзя рассматривать в отрыве от той психологической атмосферы, в которой он находится. Прежде всего, это психологический микроклимат семьи, создаваемый родителями, их отношением к ребенку, друг к другу, к родственникам, и отношение родственников к ребенку. Младенец как губка впитывает в себя эту атмосферу, отражая ее своим состоянием. Принцип “единства души и тела”, пожалуй, никогда не проявляется с большей очевидностью, как в первый год жизни. Поэтому психоэмоциональное состояние ребенка в период новорожденности и грудного вскармливания является определяющим для его здоровья.

2) Общие принципы ухода за малышом. Это набор рекомендаций по организации “быта” младенца. Все, что мы делаем с ребенком, должно способствовать его развитию. Сегодняшний стандартный подход обусловлен соответствующим отношением к ребенку как к существу, требующему каких-то особых мер для своего выживания. Поэтому большое количество обычно даваемых рекомендаций похоже на рекомендации по уходу за тяжелобольным. Жизнь ребенка должна органично вписываться в жизнь семьи. Вопреки установившемуся мнению о первом годе младенца как самом тяжелом времени для родителей, опыт подтверждает верность другой часто повторяемой мудрости: “маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы”.

3) Физическая культура с первых дней жизни – основа развития малыша. От физической активности ребенка во многом зависит его психическое развитие. Новый подход к ребенку требует разработки и новой системы физической культуры. Обычно предлагаемые и рекомендуемые родителям популярные упражнения не учитывают его потребность в движении и его возможности и больше напоминают программу по реабилитации после тяжелой болезни. Ниже мы рассмотрим такие составляющие физической культуры младенца, как динамическая гимнастика, “бэби-йога”, водный тренинг и закаливание.

4) Грудное вскармливание. Ввиду важности этого вопроса и обилия проблем, связанных с кормлением грудью, мы выделяем этот аспект отдельно. Процесс грудного вскармливания нельзя рассматривать как чисто физиологический акт. Такой подход сам по себе порождает множество проблем. Культура грудного кормления – это прежде всего культура общения матери со своим младенцем, имеющая большое значение для обоих.

В совокупности эти четыре аспекта порождают некоторую систему взаимоотношений родителей и ребенка, стержнем которой является экологический подход на основе сознательного выбора и собственной ответственности за свой выбор.

Хотя в дальнейшем мы будем говорить о физической культуре, о рекомендациях по первому году жизни и о грудном вскармливании как о некоторых процедурах, производимых родителями с детьми, следует иметь в виду опасность сведения общения родителей и ребенка к списку определенных процедур. Все должно быть естественно и составлять общий для семьи образ жизни. Любое действие родителей по отношению к ребенку – это процесс их общения, процесс обмена своими психоэмоциональными состояниями.

Ниже мы перечислим некоторые принципы, которые необходимо учитывать при совершении с ребенком практически любого действия. Особенно это важно при закаливании сильными процедурами и при большой физической нагрузке.

1) Учет предыдущей истории ребенка. Мы должны учитывать, как проходила беременность, принимались ли в это время медикаменты, были ли сильные эмоциональные стрессы, занималась ли мать упражнениями и закаливанием во время беременности, как и где проходило рождение малыша, использовались ли при родах медикаменты (стимуляция родовой деятельности, обезболивание и т.д.), как малыш провел первые дни жизни, насколько он психически травмирован и т.д. Учет этих факторов необходим для определения режима занятий и их интенсивности. Иногда ребенок настолько травмирован, что применение сильных закаливающих процедур может принести только вред. Иногда, наоборот, следует заниматься с ребенком более интенсивно, например, когда он “пьяный” от медикаментов, вводимых матери при родах. Порой стресс, полученный ребенком в родильном доме, а часто еще во внутриутробном состоянии, обусловливающий депрессивное состояние его психики, возможно “вытеснить” резкими ощущениями от сильных закаливающих процедур и физических нагрузок, после чего ребенок буквально “просыпается к жизни”. Физические упражнения и закаливание матери во время беременности готовят ребенка к повышенным нагрузкам.

2) Учет особенностей психического развития. Если для взрослого какое-либо действие, направленное на улучшение собственного здоровья, – волевой акт, связанный с осознанием необходимости тех или иных мероприятий, то для маленького ребенка это лишь внешние воздействия, на которые он может реагировать только рефлекторно. Он не может еще осознавать их нужности и полезности. Поэтому бездумность и механичность в закаливании и физических упражнениях могут вызвать негативные реакции, способные травмировать психику ребенка. Необходимо учитывать особенности его нервной системы, которые проявляются в первые же дни. Соответственно различаются реакции на те или иные воздействия. Процедуры большой силы нельзя применять к чрезмерно возбудимым детям, а если они необходимы, то важным условием является контакт с матерью и сосание груди. В то же время небольшие стрессы на фоне положительных эмоций, создаваемые упражнениями и закаливающими процедурами, укрепляют психическую устойчивость, учат детей способности преодолевать стрессовые состояния.

3) Учет физиологических особенностей ребенка. Ребенок первого года жизни обладает некоторыми физиологическими особенностями, о которых мы будем упоминать, рассматривая ту или иную конкретную рекомендацию. Здесь же мы отметим следующий факт. Маленький ребенок, особенно новорожденный, обычно ассоциируется с существом слабым, незрелым. Часто пишется о несовершенстве различных его систем. Однако если мы посмотрим, что выдерживает практически каждый ребенок в процессе своего рождения и после него, то вынуждены будем изменить эту точку зрения. Едва ли взрослый человек сможет выдержать в пропорциональном отношении те нагрузки, которые испытывает ребенок во время рождения. Что же касается периода после рождения, то можно провести следующий эксперимент: здорового взрослого человека туго завернуть в несколько простыней и продержать его так недели три, кормя его в неподвижном состоянии, лишь изредка разворачивая “для смены пеленок”. Какую нужно иметь волю, чтобы сохранить в порядке свою психику. Физическое же здоровье неминуемо будет нарушено. Трудно сказать, выдержит ли вообще средний здоровый человек такое испытание. Если к тому же добавить изоляцию от семьи, что и для новорожденных, как мы видели выше, имеет огромное значение. Если взрослого человека кормить смесями, которые рекомендуются для детей, то уже к концу первого дня у него начнется расстройство пищеварения. Если продолжать кормление, то наблюдается рвотная реакция. Новорожденные же и грудные дети способны все это выдержать. Правда, по-видимому, большой ценой.

Профессор И.А.Аршавский пишет “В педиатрии и биологии организмы ранних возрастных периодов обычно рассматриваются как незрелые и несовершенные по сравнению со зрелостью и совершенством взрослых… Физиология ребенка с этой точки зрения оценивается как первые шаги к цели, которой является состояние взрослого организма… Наши исследования позволили заключить, что во все возрастные периоды, начиная с зиготы, организм является совершенным и зрелым, если его функции адаптивно соответствуют календарному возрасту и специфической среде, с которой он должен взаимодействовать.” [38]

В истории немало примеров, показывающих жизнеспособность и адаптационные возможности младенцев. Во время эпидемий чумы не раз видели умершую мать и выжившего грудного младенца. Во время землетрясения в Мехико в 1985 году лишь спустя шесть суток удалось извлечь 58 новорожденных детей из-под развалин родильного дома. Все они были живы.

Так называемый “эфирный слой” вокруг человеческого тела, ощущаемый наиболее сенситивными людьми, составляющий 3–4 см у обычного человека, 10–12 см у сильного “биоэнергетического целителя”, у только что родившегося ребенка ощущается на расстоянии 20–30, а иногда и 40 см от границы тела (в положении на животе).

Таким образом, нам скорее надо исходить из представления, что младенцы являются существами очень сильными, обладающими огромными адаптивными способностями. Лишь наши страхи и наше неверие в них и в себя делают их слабыми.

И в то же время нужно учитывать, что эти возможности не безграничны. Это часто забывают родители, пытающиеся добиться каких-то исключительных результатов (что скорее нужно им, а не ребенку). Всегда следует чувствовать ту грань, которую нельзя переходить.

4) Комплексный подход. Комплексность подхода означает невозможность использования лишь отдельно взятых рекомендаций, что может не только не принести пользы, но и навредить. Все нижеприводимые рекомендации следует рассматривать только в комплексе.

В современном уходе за ребенком часто можно наблюдать такую картину, поражающую своей нелогичностью. Медицинская сестра приходит, чтобы сделать ребенку массаж. Ребенок, туго завернутый в пеленки, распеленывается, ему делают массаж, а затем снова помещают в пеленки и обездвиживают. Абсурдность этого очевидна. Массаж при таких условиях – не более как дополнительное к “воздушным ваннам” при перепеленывании средство, позволяющее ребенку выжить. Также не будут эффективны холодовые процедуры, если ребенка излишне кутать при прогулках. Правильное грудное вскармливание и физические нагрузки важны при закаливании холодом. Прикладывание к груди и хороший эмоциональный контакт с матерью дает чувство безопасности и “нормальности” происходящего, что необходимо для легко возбудимых детей, не давая им развить слишком бурную реакцию. Положение ребенка на животике способствует быстрейшему восстановлению сил после интенсивного холодового воздействия (особенно после занятий в открытой воде), успокаивает нервную систему.

При правильном обращении с малышом между ним и родителями устанавливается тесный психологический контакт, что имеет большое значение, так как родители при этом хорошо чувствуют состояние ребенка.

5) Родители – главные учителя своих детей. Специальные занятия физической культурой, водным тренингом или закаливанием должны производить именно они. Это обусловливается избирательным реагированием ребенка на людей: наиболее значимы для него родители, особенно мать. В руках родителей он ощущает себя безопаснее, нежели в чужих руках. Во время обучения занятия может проводить и опытный инструктор, задачей которого в основном является устранение у родителей возможных страхов и опасений. Исключение составляет “бэби-йога”, которую должны проводить опытные специалисты.

6) Родители должны сами пройти через то, что они предлагают детям. Это требование крайне необходимо. Та же избирательность ребенка приводит к тому, что страхи, испытываемые родителями, воспринимаются им особенно сильно. Эти страхи неизбежны, если родители не приобрели собственного опыта и уверенности в том, что они намерены предпринимать с ребенком. Страхи (даже глубоко подсознательные), уловленные малышом, могут привести к его заболеванию. Самое лучшее все делать самим вместе с ребенком, особенно на начальных этапах. Это касается и физических упражнений, и ныряний в воде, и закаливания, а также питания и других сторон образа жизни.

7) Благоприятная психологическая атмосфера. Это требование также очень важно, поскольку малыш улавливает страх и беспокойство окружающих, и это влияние иногда может оказаться столь сильным, что вызовет целую цепь неблагоприятных последствий, называемых в народе “сглазом”. Поэтому на занятиях с детьми по возможности должны присутствовать лишь подготовленные люди. Положительный, благожелательный настрой окружающих – фактор, который не только компенсирует возможные отрицательные эмоции у кого-либо, но и приводит к исчезновению страхов и опасений у самих родителей.

Ни в коем случае не надо хвастать и демонстрировать достижения вашего ребенка. Это желание понятно, но всегда помните, ради чего вы все это делаете. Ребенок не нуждается в том, чтобы быть экспонатом.

И конечно же нужно помнить, что только уверенность и спокойствие родителей, их благожелательность не только к ребенку, но и ко всем окружающим, – самая лучшая защита для малыша.

8) Поэтапность и регулярность. Несмотря на большие возможности ребенка с первых же дней, отправной точкой должны быть навыки и опыт родителей. Исключение составляют те случаи, когда ребенку необходима помощь, которую не могут оказать родители сами.

Например, сразу же после рождения малыш обладает способностью надолго рефлекторно задерживать дыхание при погружении под воду. Однако если родители не имеют навыка проведения акватаческого тренинга со своими предыдущими детьми, им следует сначала научиться свободно манипулировать ребенком в воде, научиться чувствовать его дыхание. При поэтапном освоении программы у родителей исчезают страхи и приобретается уверенность. То же касается и динамической гимнастики. Опытный инструктор может выполнять с ребенком довольно сложные упражнения в первый же день после его рождения (что иногда и демонстрирует родителям для устранения страхов и для понимания возможностей малыша). Однако это не следут сразу же делать родителям без соответствующего навыка свободно манипулировать телом ребенка. При поэтапном подходе приобретается ощущение его суставов, мышц, реакции на то или иное упражнение, и с этим опять же приходит чувство уверенности.

Необходимость регулярности занятий очевидна. Однако нужно стремиться к тому, чтобы эта регулярность была не обременительной, а по возможности естественной. Нет нужды строить какие-то расписания для гимнастики или плавания. Делайте это тогда, когда у вас есть время, а малыш к этому готов. Также научитесь чувствовать, когда ему это надо.

Родителей часто мучает вопрос: когда начинать? Когда начинать гимнастику, плавание, закаливание и т.д.? Этот вопрос может показаться странным, поскольку сводится к вопросу: когда начинать быть здоровым? Однако он вполне закономерен в свете того наукообразного подхода, который обычно преподносится в популярной литературе для родителей. Называются точные сроки начала воздушных ванн, холодовых процедур, физических упражнений. Причем сроки эти совершенно разные. Практически все едины в одном: никаких действий с новорожденными. На период новорожденпасти наложено табу. Ибо, согласно традиционному подходу, в этот период следует за ребенком наблюдать и выявлять патологии и отклонения в развитии. Период новорожденности – это период адаптации малыша к новым условиям существования, и “здравый смысл”, основанный на страхе за это крохотное существо, подсказывает позицию пассивного наблюдения.

Обратимся, однако, к реальным научным данным. Согласно исследованиям, проведенным И.А.Аршавским, являющимся создателем возрастной физиологии, весь цикл индивидуального существования можно разделить на качественно различные периоды. “С понятием “период” предлагается связывать представление об очерченном отрезке времени индивидуального развития, в пределах которого особенности физиологических отправлений являются более или менее однозначными… Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями физиологических отправлений и, соответственно, своими специфическими актами поведения, отражающими некую форму взаимодействия с определенными условиями среды, типично представленными в соответствующем возрасте… Переход с одного возрастного периода на последующий представляет собой как бы переломный этап, или, если угодно, критическую стадию, определяемую узкими временными границами, в течение которой происходит преобразование деятельности различных систем органов на новые уровни лабильности, обеспечивающие адаптацию к существенно новым условиям среды, с которыми он не взаимодействовал в предыдущие возрастные периоды”.[39]

Период новорожденности как раз является таким критическим периодом. “То, что называется периодом новорожденности, мы характеризуем как переломный этап в индивидуальном развитии”.[40]

Что же характерно для критических периодов, а, стало быть, и для периода новорожденности? “В случае действия в критическом периоде неких стрессовых форм раздражений, интенсивность которых не превышает адаптивные возможности в соответствующем периоде, организм приобретает способность в последующем противостоять не только влиянию воздействующего разражителя, но и многих других стрессовых факторов среды.

Стрессовая реакция, пережитая в раннем возрасте в соответствующем критическом периоде, повышает неспецифическую резистентность организма к действию разнообразных физических и психических воздействий в последующей жизни.” [41]

Поясним, что здесь речь идет о так называемом физиологическом стрессе, приводящем к положительным результатам. Те же стрессы, которые приводят к упомянутой нами ранее Травме Перинатального Периода, относятся к так называемым патологическим стрессам. Из-за важности различения этих двух видов стресса в дальнейшем мы остановимся на этом вопросе подробно.

Таким образом очевидно, что как раз период новорожденности и не должен быть упущен, так как именно в этом периоде мы можем достичь максимального эффекта.

Ãëàâà IV
Когда он еще не родился

Девять месяцев в материнском животе – довольно длительный срок. Он лишь на три месяца меньше года – того периода, о котором мы говорим. А изменений столько, что удивительно, как природа сумела уложиться в такой короткий промежуток времени, создав сложный организм из одной клетки. Сильно ли меняемся мы за девять месяцев? У него же значительные перемены каждый день, каждый час, даже каждую минуту. Для нас это – девять месяцев, для него – океан вечности.

Но мы как-то не задумываемся над тем, какие бурные события происходят в материнском животе. Как сначала образуется нечто бесформенное и аморфное, затем что-то напоминающее головастика… Потом “оно” приобретает черты человеческого детеныша. А теперь мы можем сказать, мальчик это или девочка. И, наконец, он такой, каким мы его увидим после рождения. Но мы не задумываемся над этим. Мы просто видим, как растет живот.

А задуматься стоит. Ведь придет время, и жизнь предъявит первые серьезные требования – рождение и адаптацию к новым условиям существования. И требования эти довольно высоки для организма и психики. Поэтому уже во время беременности нужно задуматься о том, чтобы ребенок оказался к этим требованиям подготовленным. Времени у него – океан. Но для нас это всего девять месяцев.

Современный подход к беременности как к медицинской проблеме, как к процессу, проходящему на грани с патологией, обусловливает и особый ее режим, в котором ведущим указанием, как правило, является “нельзя”. Это один из многочисленных примеров, когда знаменитая заповедь врача “не навреди” превращается в принцип “как бы чего не вышло”.

В этом периоде женщине принято создавать полный комфорт (насколько это позволяет наша жизнь). Ее принято “оберегать” от физических нагрузок, от холода, от жары, от недоедания, ей рекомендуют поддерживать свой живот бандажом, принимать витамины. Показателем к этому является просто сама беременность.

Результатом фактически “постельного” режима проведения беременности является рождение все большего числа хилых и неприспособленных детей, со слабыми нервными процессами, иногда непомерно “раскормленных”, малоподвижных и вялых, для которых сам процесс рождения оказывается излишне травмирующим, а адаптация в период новорожденности проходит весьма болезненно и нередко с осложнениями. Другими словами, мы имеем то, что Н.А.Аршавский называл “физиологической незрелостью”.

Частое следствие “постельного” режима – дети, рождающиеся с большим весом. А.Ю.Ратнер отмечает: “Все увеличивающееся число детей, родившихся с большим весом (до 4000–6000 г), не может быть легко и просто объяснено “акселерацией”. Причин, вероятно, много больше, одна из важнейших, с нашей точки зрения, – малая двигательная активность беременных женщин (иногда в сочетании с нарушением режима питания) в третьем триместре беременности. Рождение плода, имеющего большой вес, всегда происходит с большими трудностями, чаще всего с акушерскими пособиями и потому с большими родовыми травмами”.[42]

Согласно выведенному И.А.Аршавским энергетическому правилу двигательной активности, именно двигательная активность является важнейшим условием роста и развития организма. Движения имеются уже у оплодотворенной яйцеклетки-зиготы, осуществляемые при помощи особых сократительных белковых нитей. В дальнейшем те условия, в которых развивается ребенок, предполагают его двигательную активность. Его вес растет гораздо быстрее, чем поверхность плаценты, через которую идет обмен веществ с матерью. “Плацента харатеризуется ограниченной величиной поверхности, лимитирующей избыточное поступление питательных веществ и кислорода из МК (материнской крови) в ФК (фетальную кровь). Отсюда периодически возникающее обеднение ФК этими веществами, которое, как это обнаружено в наших исследованиях, играет роль естественного физиологического стрессового раздражения для развивающегося плода''.[43] Ограничения на поступление вещества и энергии, накладываемые величиной плацентарной поверхности, заставляют плод двигаться. Однако одного этого фактора недостаточно. “Постельный” режим матери во время беременности приводит к недостаточной двигательной активности ребенка и его физиологической незрелости.

Ниже мы коротко, не приводя каких-либо методических рекомендаций, остановимся на эмпирически сложившихся в практике пренатальной подготовки способах “тренировки” ребенка до его рождения. В целом они сводятся к следующим четырем:

1) физическая активность и упражнения;

2) плавание, упражнения в воде и ныряние с задержкой дыхания;

3) закаливание;

4) кратковременное голодание.

Все это, конечно, делает мать. Однако, при неимении собственного опыта в некоторых специальных вопросах, предпочтительно осваивать его под руководством инструктора.

Прежде всего нужно себе уяснить, что беременность – это естественный, нормальный процесс, как и многие другие процессы в нашем организме. При этом процессе, однако, во чреве матери развивается живое существо, которое уже в это время может усваивать многие уроки жизни. В этот период жизнь ребенка тесно связана с жизнью матери и мать уже может формировать его будущие качества. Его можно тренировать и закаливать, давая себе определенные физические нагрузки и занимаясь закаливанием. Это не только благотворно воздействует на состояние матери, но и непосредственно воздействует на ребенка, нарушая в некоторых разумных пределах его комфортное и “обеспеченное” существование и заставляя активизировать свои защитные и приспособленные механизмы. Это ведет не только к лучшему физическому развитию ребенка, повышению его общего иммунитета, сопротивляемости воздействиям окружающих условий, но и к более развитой и уравновешенной к моменту рождения психике. Такие дети рождаются хорошо физически развитыми, ведут себя активно, очень быстро адаптируются к новым условиям, быстро развиваются, с самых первых дней готовы к достаточно большим нагрузкам.

Физические нагрузки должны быть хотя и не сравнимы со спортивными, но достаточно большими, если к этому нет противопоказаний. По крайней мере, сама беременность не является противопоказанием.

Следует исключить, конечно, резкие движения, бег и поднятие тяжестей. (Однако опыт показывает, что не нужно прекращать бег, если он регулярно практиковался до беременности и не вызывает неприятных или подозрительных ощущений. В первые три месяца это еще вполне удобно, но далее нужно прислушиваться к себе и ребенку повнимательней). Полезно делать упражнения с мягкими, плавными движениями, просто танцевать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.