Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казачинский В.П., Минеева С.В




НА КУБАНИ

Состояние окружающей среды

КУБАНИ

Окружающей среды НА

ЭКОЛОГИЯ: состояние


В.П. Казачинский

С.В. Минеева

ЭКОЛОГИЯ:


Исследование (гл. IV, VI - IX) проведено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края

Проект № 03-06-96506

Руководитель проекта – В.П. Казачинский

Организация-исполнитель – Южный институт менеджмента

 

 


Издательство Южного института менеджмента

Краснодар 2004


УДК 577.4

ББК 20.1

К 14

 

 

Авторы:

профессор Южного института менеджмента

В.П. Казачинский;

доцент Южного института менеджмента

С.В. Минеева

 

 

Рецензенты:

кафедра экономической, социальной и политической географии Кубанского государственного университета (заведующий кафедрой – кандидат географических наук, профессор, член-корреспондент МАНЭБ В.И. Чистяков);

кандидат географических наук, главный эколог нефтяной кампании «Приазовнефть»

Б.Д.. Елецкий

 

 

К14 ЭКОЛОГИЯ: состояние окружающей среды на КУБАНИ. Учебное пособие. – Краснодар: Издательство ЮИМ, 2004, - с.

 

 

ISBN 5-93926-055-1

 

 

Цель данного пособия – помочь учащимся овладеть системой основных законов экологии и на ее основе применять экологические знания при решении социально-экономических, организационно-управленческих и административно-правовых задач на Кубани.

В пособии освещены структура, содержание и основные задачи современной экологии. Детально рассмотрены экологические проблемы современности и Кубани.

Особое внимание уделяется «неудобным» землям для сельского хозяйства (овраги, пески, полигоны отходов, свалки, нарушенные территории и др.). Их использование позволит сохранить и умножить не только сельскохозяйственные угодья, но и уникальные экосистемы Кубани.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля.

 

 

ISBN 5-93926-055-1

 

 

Ó В.П. Казачинский, С.В. Минеева, 2004

Ó Издательство ЮИМ, 2004

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………………….  
ВВЕДЕНИЕ. КУБАНЬ – УНИКАЛЬНЫЙ РЕГИОН…………………  
ГЛАВА I. ЭКОЛОГИЯ. БИОСФЕРА И НООСФЕРА. ЭКОСИСТЕМЫ………………………………………………………….  
1.1. Структура экологии…………………………………………………  
1.2 Биосфера и ноосфера………………………………………………..  
1.3. Экологические функции литосферы Земли……………………….  
1.4. Экосистемы. Экологическая ниша…………………………………  
ГЛАВА II. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ………………………………..  
2.1. Охрана природы……………………………………………………...  
2.2. Безотходная (малоотходная) технология. Ресурсосбережение......  
2.3. Альтернативные источники энергии и экология………………….  
ГЛАВА III. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ…  
3.1. Негативное влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду……………………………………………………..  
3.2. “Озонные дыры”. “Парниковый эффект”…………………………  
3.3. Радиоактивные отходы. Чернобыльская АЭС……………………  
3.4. Кислотные дожди…………………………………………………..  
3.5. Экологические проблемы Кубани ………………………………..  
3.5.1. Автотранспортные средства и экология ……………………….  
3.5.2. Промышленность как источник загрязнения окружающей природной среды………………………………………………………..  
3.5.3. Рисоводство на Кубани………………………………………….  
3.5.4. Сельское хозяйство и деградация почв…………………………  
ГЛАВА IV. ЗЕМЕЛЬНЫЕ И ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ…………………...  
4.1. Деградация ландшафта и почв…………………………………….  
4.2. Уничтожение лесов………………………………………………..  
4.3. Земельные ресурсы Кубани……………………………………….  
4.4. Лесные ресурсы Кубани…………………………………………..  
ГЛАВА V. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ………………………………………  
5.1. Загрязнение воды……………………………………………………  
5.2. Водные ресурсы Кубани……………………………………………  
5.2.1. Бассейн р. Кубань………………………………………………….  
5.2.2. Экосистемы Черного и Азовского морей………………………..  
5.2.3. Краснодарское водохранилище………………………………….  
ГЛАВА VI. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ (ТРУДОВЫЕ) РЕСУРСЫ КУБАНИ...  
6.1. Численность, динамика рождаемости и структура народонаселения.  
6.2. Воспроизводство и фертильность населения…………………………  
ГЛАВА VII. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДОВ…………...  
7.1. Развитие городов с экологической точки зрения………………….  
7.2. Особенности экологии мегаполисов……………………………….  
7.3. Экологические проблемы Краснодара…………………………….  
7.3.1. Развитие города с экологической точки зрения……………………  
7.3.2. Загрязнение атмосферного воздуха …………………………………  
7.3.3. Уничтожение зеленых насаждений…………………………………  
7.3.4. Загрязнение воды и почвы…………………………………………..  
7.3.5. Отходы производства и потребления……………………………….  
ГЛАВА VIII. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ КУБАНИ  
ГЛАВА IX. ЗЕМЛЕПОЛЬЗВОАНИЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА КУБАНИ……..……………….  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ. ПРИРОДО- ОХРАННЫЕ ЗАКОНЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА КУБАНИ ……………………  
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….  
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ  
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ…………………………………..  
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………….  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ


В профессиональной подготовке специалистов-гуманитариев важную роль играют знания об окружающей среде, которые формируются в процессе изучения дисциплины «Экология». При традиционном подходе выделяют диспропорции между федеральным и региональным компонентами существующих учебников и учебных пособий по данной дисциплине. В большинстве случаев чаще последний компонент выпадает из поля внимания авторов, несмотря на то, что в настоящее время экологические проблемы приобрели глобальное, планетарное и региональное значение. Защита окружающей природной среды от загрязнения и деградации стала ключевой проблемой не только для общества в целом, но и для каждой отдельной семьи. Подобное положение приводит к сложным конфликтам в обществе, наносит прямой ущерб экономике и природной среде. Только региональное экологическое образование и развитие системного мировоззрения может помочь радикально решить эту проблему в будущем. Данное учебное пособие – попытка достичь этой цели.

Любая человеческая деятельность на Земле (в частности на Кубани)* связана с эксплуатацией ее природных ресурсов. Грамотное природопользование требует от каждого человека знания законов, по которым функционируют природные системы. Эти вопросы изучает экология – наука, рассматривающая системные связи не только внутри природных комплексов, но и между природой, техникой и человеческим обществом. Все это является предметом экологических знаний.

Итак, для чего необходимо изучать региональные экологические знания студенту-гуманитарию?

1. Для повышения регионального образования о природе и развития системного экологического мировоззрения. Влияние окружающей среды на все сферы жизни – технику, технологию, производство, культуру, быт, экономику, политику - стремительно растет. В обществе появилось убеждение в том, что только «человек экологии» может соответствовать современному уровню развития цивилизации. Этим во многом объясняется введение в образовательную систему ВУЗа учебного курса «Экология: состояние окружающей среды на Кубани». Данная дисциплина поможет студентам овладеть системой основных законов экологии, которые могут быть применены при решении экономических, управленческих, административно-правовых и др. задач на Кубани.

2. Экологические законы функционируют в разных формах человеческой деятельности. В современном «постиндустриальном» обществе в экологическую деятельность вовлечены миллионы людей. Их работа определяет судьбу миллиардов. Поэтому сегодня без глубокого освоения законов экологии невозможно рациональное использование природных ресурсов в регионах. Природный кризис вызван не научно-техническим прогрессом, а, наоборот, недостаточным распространением в обществе региональных экологических знаний, породившим благодатную почву для принятия безответственных решений.

3. Для ознакомления с конкретными экологическими проблемами современности и Кубани, тесно связанными с экономическими, социальными, технологическими и другими вопросами, от решения которых зависит здоровье каждого из нас. Человек, обладающий хотя бы общими знаниями о природе, будет действовать так, чтобы польза как результат его действия всегда сочеталась с бережным отношением к природе и с ее сохранением не только для настоящего, но и для будущих поколений. Основное внимание было уделено раскрытию и освещению основных законов экологии, природопользования, экологических проблем современности и Кубани, имеющих первостепенное значение для формирования региональных экологических знаний и общей культуры студента – гуманитария.

Основу этих положений представляет структура учебного пособия, которое состоит из введения, девяти основных глав и заключения.

Во введении дается общая характеристика уникальных природных экосистем Кубани.

Главы I и II содержат базовые сведения по экологии и природопользованию. Глава Ш посвящена экологическим проблемам современности, прежде всего Кубани.

В главах IV-V даётся общая характеристика природным ресурсам Земли, России и Кубани, негативным воздействиям со стороны человека; рассматриваются способы гармонизации взаимоотношений человека и среды его обитания.

В главе VI изучается вопрос о человеческих ресурсах Кубани.

Главы VII и VIII представляют собой освещение экологических проблем городов и оздоровительно-рекреационных комплексов Кубани.

В главе IX приведены сведения о потенциальных территориальных ресурсах кубанской земли.

Заключение составляют документы по охране природы и перечень мероприятий по улучшению экологической обстановки на Кубани.

В учебное пособие включены основные понятия и термины, контрольные задания по проверке знаний студентов, список дополнительной литературы.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.