Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология и методы науки и учебного курса истории государства и права России. Формационный, цивилизационный, интегративный подходы к изучению истории государства и права




Методология. При всей разнообразности существующих на этот счет в науке определений длительный период властвовало устоявшеесясохранялось представление, что методология ––– это совокупность организационных форм, технических приемов и способов исследования. В этом понимании При этом наиболее часто под методологией понималосьимелось в виду учение о методах исследования. Некоторые ученые, в частности, К. Д. Петряев, считая, что такое определение является слишком упрощенным, и, делая акцент исключительно на формальной стороне, ограничивает роль методологии и упускает указание на ее источник и содержание, определяли последнюю следующим образом: «методология ––– это система таких важных аспектов мировоззрения и теории, которые в своей совокупности составляют исследовательские принципы науки».

Представитель болгарской науки Н. Стефанов, сформулировал говоря о методологическихе принципахы научного исследования, формулировал их такследующим образом:

«…1) они являются средством, с помощью которого реализуются требования научного анализа, направленного на решение данного задания;

2) теоретическое обоснование подобных принципов выходит за границы, задачи и возможности соответствующей науки, в которой они используются;

3) каждый такой принцип представляет то или другое теоретическое знание, что играет роль метода».

Из изложенного можно сделать вывод,всего этого следует, что методология синтезирует теоретические основы наиболее целесообразных и эффективных общенаучных методов исследования и облегчает ученым их выбор. Как представляется, данные посылки достаточно полно отображают содержание рассмотренной категории.

 

Методы. Наука истории государства и права России, так же, как и соответствующая учебная дисциплина, использует целый ряд общих и специальных методов исследования, которые в их совокупности представляется возможнымо разделить на четыре большие группы:

1) общие –– методы, (–– действующие и применяемые во всех областях научного познания и на всех этапах исследования);

2) общенаучные –– методы – то есть, методы, применимые для всех наук;

3) междисциплинарные методы –– методы, используемые в нескольких областях науки;

4) специальные, –– то естьт.е., собственно юридические и историко-правовые методы.

Проводя подобную классификацию, следует, в первую очередь, отметить, что этотакое деление методов научного исследования всегда выступало и выступает до некоторой степени условнымо, поскольку в меру своего развития один научный метод может быть в разные периоды отнесен то к одной, то к другой категории. Вместе с тем, все отмеченные методы научного познания выступают взаимозависимыми. Как отмечал А. Ф. Зотов, в теоретической системе, относящейся к той или иной конкретной области исследований, научные законы оказываются тесно связанными друг с другом, и любое, даже незначительное, изменение одного научного закона отражается на всей системе. При этом логическое построение системы методов исследования должно обеспечить, с одной стороны, определенное соответствие теоретических положений закономерностям объективных процессов, которые являются предметом рассмотрения, в то же время с другой стороны – онаэта система методов должна отображать специфические черты самого процесса познания., чтобы Вв результатеитоге их применения должна бытьла выявлена система доказанных и проверенных практикой положений, что адекватно отображает важные отношения объективного мира и выполняет функции объяснения и прогнозирования.

 

Что представляют собой эти методы исследования? К общим методам относится материалистический диалектический метод. Философы античности термином «диалектика» обозначали два понятия: 1) способность дискутировать, вести спор, словесное соревнование с помощью вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, деления вещей на роды и виды. В дальнейшем термин «диалектика» наполнился другим содержанием, но, поскольку детальное рассмотрение этой проблематики больше относится к предмету философии, нежеличем к истории государства и права, то в данном контексте позволим себе ограничитьмся уже изложенным, заметив, что относительно истории государства и права России зарубежных стран материалистический диалектический метод допускает изучение тех процессов и явлений в развитии природы и общества, которые имели место в историибыть; при этом внутренний источник развития видится в единстве и борьбе противоположностей. Основнымие чертамиы диалектического взгляда на исторический процесс развития государственно-правовых институтов являются следующие:

1) во-первых,развитие идет по спирали, то естьт.е. последующие его стадии повторяют уже ранее пройденные, но на более высоком уровне (откуда происходит и выражение – «новая ступень развития»);

2) во-вторых,развитие идет скачкообразно, а не по плавной линии;

3) в-третьих,развитие осуществляется путем перехода количественных изменений в качественные;

4) в-четвертых, развитие происходит при взаимозависимости и в самой тесной связи всех сторон каждого явления, что в своей совокупности и дает закономерный процесс движениюя и развитиюя.

Отсюда вытекает методологический вывод: для того, чтобы действительно познать предмет или явление, необходимо изучить все его стороны, все связи и опосредования.

К общенаучным методам, применяемым при изучении истории государства и права России зарубежных стран [11], могут быть отнесены: 1) наблюдение; 2) сравнение; 3) счет; 4) обобщение; 5) абстрагирование; 6) формализация; 7) анализ и синтез; 8) индукция и дедукция; 9) аналогия; 10) моделирование; 11) гипотетический метод; 12) метод идеализации; 13) аксиоматический метод; 14) ранжирование (структуризация); 15) системный метод; 16) исторический метод.

Наблюдение ––– это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений с помощью органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Сравнение ––– это установление различий между объектами материального мира или отыскание у них общего, осуществляемое как с помощью органов чувств, так и с помощью специальных устройств.

Счет –– это поиск чисел, определяющих количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, которые характеризуют те или иные свойства.

Обобщение – – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, что характеризует объекты данного класса. Это средство для образования новых научных понятий, формулирования законов и теорий.

Абстрагирование –– это мнимое отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, которые интересуют исследователя. Оно, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются несущественные свойства, связки и т.д. На втором –– исследуемый объект заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, сохраняющую главное в сложном.

Формализация – – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (системы знаков и соответствующих им понятий) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков.

Анализ – – метод познания с помощью расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т.п.) на составные части. В связи с этим анализ составляет основу аналитического метода исследований.

Синтез –– соединение отдельных сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез взаимозависимы, они представляют собой единство противоположностей.

Индукция есть умозаключение, идущее от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению); дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Аналогия –– метод, при помощи которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют подобие с другими. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества подобных признаков у сравниваемых явлений (чем их больше, тем большую вероятность имеет вывод, и она повышается, когда связь выводимого признака с каким-либо другим признаком известна более-менее точно). Аналогия тесно связана с моделированием или модельным экспериментом. Если обычный эксперимент непосредственно взаимодействует с объектом исследования, то в моделировании такого взаимодействия нет, потому что эксперимент осуществляется не с самим объектом, а с его заменителем.

Гипотетический метод допускает разработку научной гипотезы на основе изучения сущности исследуемого явления с помощью описанных выше способов познания и последующей формулировки гипотезы, ее изучения, анализа, разработку теоретических положений.

При гипотетическом методе познания исследователь нередко прибегает к идеализации – – мнимому конструированию объектов. В результате идеализации реальные объекты избавляются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

Аксиоматический метод – это способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без доказательств и потом используются для получения других знаний по определенным логическим правилам.

Системный метод(системный анализ) используется при изучении сложных проблем, находящихся во взаимосвязи одна с другой. В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимается множество объектов (компонентов), обладающих предварительно определенными свойствами с фиксированными связями между ними. На базе этого понятия осуществляется учет связей, используются количественные сравнения всех альтернатив для того, чтобы сознательно выбрать наилучшее решение, оцениваемое каким-либо критерием.

Широко применяемымтся учеными является исторический методпознания. Этот метод допускает изучение возникновения, формирования и развития представлений и объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные знания об исследуемом объекте (явлении) в процессе их развития. Исторический метод предусматривает, что каждое положение, факт, событие и т.д. должны рассматриваться: 1) исторически; 2) лишь во взаимосвязи с другими; 3) лишь в связи с конкретным опытом истории.

Отсюда вытекает и практический вывод о том, что рассматривая какое-либо историко-правовое явление, необходимо в первую очередь проанализировать: 1)а) как и отчего это явление в истории государства и права возникло; 2)б) какие главные этапы это явление в своем развитии проходило; 3)в) чем, с учетом этого развития, анализируемое явление стало в данное время.

К группе междисциплинарных методов научного исследования, используемых при изучении истории государства и права, на наш взгляд, могут быть отнесены такие из них, как: 1) логический метод; 2) метод классификации; 3) статистический метод; 4) метод конкретных социологических исследований; 5) методы социальной психологии.

Логический метод предусматривает в определенной мере абстрагирование от конкретного содержания явлений и фактов и выделение лишь общих способов их связи, позволяя обнаружить законы и принципы, в соответствии с которыми происходило развитие той или иной исторической ситуации.

Метод классификации предусматривает объединение, группирование фактов, явлений, событий или исторических процессов по некоторым специально выделенным и обозначенным признакам.

С помощью статистического метода становится возможным представить большой статистический и цифровой материал, количественные данные, характеризующие развитие государственно-правовых институтов и т.д. в виде разных таблиц, средних величин и т.п., что позволяет обобщить и синтезировать достаточно значительный однотипный материал.

Метод конкретных социологических исследований предусматривает изучение вопросов, интересующих исследователя, путем анкетирования, интервьюирования, дневниковых записей, опросов и т.п. При этом в отличие от социологов, которые фиксируют данные преимущественно для современного периода, историки права с помощью этого метода стремятся собрать данные за достаточно длительное, а иногда и очень отдаленное предыдущее время.

В истории государства и права, как и в истории общества в целом, на отдельных этапах определяющую роль играет психологическое состояние масс и отдельных индивидов (настроения, эмоции, симпатии, антипатии и т.п.), потому исследователи все шире применяют методы социальной психологии, которые позволяют учитывать в анализе исследуемых явлений, процессов также и эти факторы.

Еще одну группу составляют специальные –– собственно юридические и историко-правовые методы, к которым представляется возможноым отнести: 1) формально-юридический; 2) синхронный; 3) хронологический; 4) проблемный; 5) проблемно-хронологический; 6) метод периодизации; 7) сравнительно-исторический (историко-ситуативный) метод; 8) ретроспективный метод; 9) метод актуализации; 10) структурно-системный метод.

Формально-юридический метод традиционно был и остается. В в центре правоведения как исторического, теоретического и практического изучения права. Это традиционно был и остается формально-юридический анализ явлений и фактов, имеющих правовое значение, и их толкование с помощью юридических терминов, конструкций и логики.

Совокупность приемов познания и исследования юридических фактов, их оценки и толкования по определенной схеме и с использованием специальных терминов, определений и конструкций (юридических фикций, принципов и т.п.) называют также юридической догматикой. Такой способ изучения и обобщения допускает умение выстроить с помощью специальных терминов или конструкций особую логику восприятия событий и фактов, а также их описания или классификации. Этот метод изучения и толкования права (главным образом, юридических фактов или юридических текстов) в российском правоведении конца XIX в. был назван догматическим или формально-догматическим, поскольку в значительной мере он обусловлен пониманием того, что есть правовой закон (распоряжение, требование) и как он возник, как используется или прекращает свое действие. В современной зарубежной [12] [13] юриспруденции такой метод именуют аналитическим или юристическим.

Для формально-юридического метода характерно мышление дефинициями (определениями) и юридическими конструкциями, владение юридической логикой, для того чтобы уметь толковать и применять законы. А это умение допускает овладение такими приемами логических умозаключений, как индукция и дедукция, а также рассуждение по аналогии.

Из толкования и выяснения внутреннего содержания законов в их взаимной логической взаимосвязи возникает то, что называют догмой права или догматической юриспруденцией. В области исторического или теоретического изучения догматическая юриспруденция имеет целью обнаружить единичные, но повторяемые юридические факты, их подобие и расхождения, их описания и классификации по отдельным родовым признакам и т.д.

Наряду с формально-юридическим, наука истории государства и права использует и ряд других методов, а именно:

Синхронный метод предусматривает изучение разных явлений и событий, которые происходят в разных местах (континентах, странах, регионах и т.п.) одновременно. Использование этого метода дает возможность выделить как одинаковое, общее, так и отличное, особенное в тех процессах, которые происходили (происходят) именно в то время. Использование только одного синхронного метода позволяет рассматривать те или иные явления и процессы во взаимосвязи, но – только в статике. Для отображения же явлений в динамике их развития используется метод, получивший название хронологического.

Хронологический метод позволяет рассматривать исследуемые события и процессы в хронологической последовательности, в движении, с учетом всех изменений, которые происходят в них. Наиболее выразительно этот метод проявляется при составлении хроник событий или хронологических таблиц развития систем правового регулирования общественных отношений.

Проблемный метод предусматривает изучение и анализ некой точно определенной проблемы. Проблемно-хронологический метод используется при исследовании одной или нескольких взаимозависимых проблем в их историческом развитии во времени.

Метод периодизации, иначе называемый диахронным методом, при рассмотрении исследуемых явлений дает возможность выделить определенные периоды, характеризующиеся теми или иными качественными изменениями в своих характеристиках.

Еще одним методом выступает является сравнительно-исторический, или историко-ситуативный. Известно, что одной из закономерностей исторического процесса является его повторяемость. Она обусловливается тем, что в ходе исторического развития встречается не только единичное, особенное, но и общее, повторяемое на разных этапах. Потому, поскольку в разных явлениях и процессах могут сказываться и проявляться общие тенденции и закономерности, и поскольку в них отображаются в новом виде уже известные истории явления, постольку полезным и поучительным выступает и их сравнение.

Следующим в группе специальных методов является ретроспективный метод. Он предусматривает изучение сохраненных к моменту исследования элементов прошлого для реконструкции на их основе явлений и событий, которые имели место в то время. Иногда этотму методу дают и почти чисто медицинское определение, называяют его «методом реанимации». Возможность изучения и описания каких-либо элементов прошлого на базе его остатков объясняется общностью прошлого, настоящего и будущего. В каждом явлении содержатся остатки прошлого его развития, которые и позволяют реконструировать отдельные аспекты событий, которые имели место временами в достаточно отдаленном прошлом.

С помощью метода актуализации полученные в результате исследования знания, выводы историков государства и права используются для последующей практической деятельности современного законодателя. Метод актуализации позволяет делать научно обоснованные прогнозы, а также давать практические рекомендации на основе так называемых «уроков истории».

Структурно-системный метод позволяет рассматривать исследуемый объект со всеми его основными составляющими и характерными чертами как единое целое. Изучая каждый новый этап эволюции этого объекта (например, какого-либо государства), становится возможным проследить за изменениями в его системе и структуре, поскольку в ходе исторического развития эти компоненты значительно видоизменяются.

Подытоживая изложенное в этой части, возможнымо будет отметить, что история государства и права России как наука и как учебная дисциплина для изучения предмета своего исследования использует целый комплекс общенаучных, междисциплинарных и специальных (собственно юридических исторических [14] и историко-правовых) методов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.