Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное управление




Елизавета Петровна в 1740-х гг. предприняла попытку восстановить сеть местных учреждений в том виде, как она была создана Петром I. Но в полной мере это сделать не решилась, посколькусознавая, что на это требовалоуется слишком много средств. Со временем на местах появлялись некоторые новые органы управления специальной компетенции, например, межевые экспедиции и соляные конторы. Все это привело к нарушению стройности и единства, а в конечном итоге, –– эффективности местного государственного аппарата.

Екатерина II убедилась в этом во время путешествия по стране в 1763 г., после чего Сразу после этого Сенату было дано распоряжение рассмотреть штатное расписание государственных учреждений всех уровней. Сенаторы предложили проект полномасштабной реформы местного управления. Но императрица была к ней еще не готова и ограничилась частичными корректировками. Первые меры были направлены на унификацию управления на всем пространстве Российского государства, –– оно которое воспринималось как целостный мир, все составные части которого обязаны в равной степени эффективно вносить свой вклад в общее дело. Так, в 1763 г. были ликвидированы Сыскной и Сибирский приказы. Сибирская губерния была окончательно подчинена коллегиям, канцеляриям и конторам Сената на общих основаниях. В 1764 г. было окончательно ликвидировано гетманское правление на Украине: гетмана сменил генерал-губернатор, и она превращалась в губернию.

Одновременно Екатерина II стремилась перераспределить полномочия во всей системе управления с центра на периферию. За этим стояло стремление разгрузить центр от решения маловажных проблем путем придания региональным органам власти большей самостоятельности. В 1764 г. губернаторам были подчинены все местные учреждения и работающие в них чиновники. Губернатору вменялась в обязанность забота о развитии экономики губернии. На него возлагалась ответственность за обеспечение правопорядка и сбор налогов.

По- всей видимостиму, административная реформа изначально входила в планы императрицы. Но катализатором ее проведения стало восстание Е. Пугачева 1773-––1775 гг. Оно заставило Екатерину II в 1775 г. провести масштабную губернскую реформу. Ее знаменует обширный законодательный акт «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», который открыл второй этап в истории местного управления. В «Учреждениях» 1775 г. ярко проявился последовательно проводившийся Екатериной принцип унификации управления на всем имперском пространстве.

Страна была поделена на губернии с населением 300-––400 тыс. человек. Две губернии объединялись в наместничество во главе с наместником или генерал-губернатором. Таким образом, границы губерний и наместничеств определялись исключительно по формальному принципу, исходя из удобств управления и без учета национально-исторических или экономических особенностей отдельных территорий. В течение первых десяти10 лет после начала реформы существовало 25 число губерний составило 25, но затем они были вновь разукрупнены, и их число достигло 50. Наместничества создавались постепенно. В 1781 г. было образовано 19 наместничеств; в их состав входило от одной до четырех губерний.

Главой исполнительной и представителем верховной власти в губернии, ее высшим должностным лицом объявлялся губернатор. Ему вручалась высшая военная и полицейская власть на вверенной территории, поручался контроль за соблюдением законности, обеспечение государственной безопасности. Формальный статус губернатора был приравнен к статусу сенатора. При губернаторе создавалось губернское правление –– коллегия по управлению делами губернии, члены которой хотя и подчинялись губернатору, но назначались Сенатом. Губернское правление следило за деятельностью всех других учреждений, и должно было обеспечивать исполнение законов и судебных решений. В финансовых делах губернатору помогал вице-губернатор, а в контроле за соблюдением закона –– губернский прокурор и губернские стряпчие.

В губернии создавался ряд принципиально новых учреждений: 1) казенная палата, сосредоточившая в своих руках сбор всех видов налогов на территории губернии;. Еей подчинялись уездные казначеи; 2) приказ общественного призрения, явившийся первым в русской истории государственным органом социальной защиты. В ведение приказов общественного призрения были переданы больницы, сиротские, работные и смирительные дома, богадельни и дома для умалишенных, а также школы.

Губернии делились на уезды с населением в 20-––30 тыс. человек. Провинция, как территориальная единица ликвидировалась. Главой административной власти в уездном городе стал городничий с создаваемой при нем воеводской канцелярией. На территории уезда эти функции исполнял капитан-исправник. Оба эти должностных лица должны были в первую очередь обеспечивать исполнение решений и распоряжений губернских властей. Капитан-исправник возглавлял также нижний земский суд –– еще одно новое учреждение, которое являлось несудебным, коллегиальным органом управления территорией уезда и обладало преимущественно полицейскими функциями.

В городах сохранялись старые и создавались новые органы городского самоуправления –– губернские и городовые магистраты с выборными бургомистрами и ратманами, а также ратуши по посадам. Помимо этого в городе появлялся выборный городской голова, возглавлявший городской сиротский суд, призванный заботиться о вдовах, сиротах и иных лицах, оставшихся без средств к существованию.

В 1780-е гг. произошло дальнейшее развитие и усиление местного управления. Так, в 1782 г. был издан «Устав благочиния или полицейский», основное содержание которого было связано снаправленный на созданием в городах органов полиции. Согласно Уставу, каждый город делился на части по 200––700 дворов, а те, в свою очередь, на кварталы по 50––100 дворов. В каждой части главным полицейским начальником являлся частный пристав, а в квартале –– квартальный надзиратель и квартальный поручик. Они подчинялись Управе благочиния –– высшему городскому органу полицейского надзора. В Управе заседали городничий, городской полицмейстер, два пристава (по гражданским и по уголовным делам) и два выборных ратмана. Функции Управы благочиния не ограничивались борьбой с правонарушениями и обеспечением порядка, но включали контроль за соблюдением правил торговли, борьбу с азартными играми, строительство бань, починку мостов и дорог. На деле Устав 1782 г. соединял полицейскую власть с гражданской, а управление с элементами самоуправления.

Органы городского самоуправления получили дальнейшее развитие по Жалованной грамоте городам 1785 г., важнейшей целью которой являлось создание в России «третьего сословия», или среднего класса. В городах появился новый орган сословного самоуправления –– городская дума. Возглавлял ее выборный городской голова, а сама она состояла из представителей шести категорий городских жителей. Функции городской думы сводились к регулированию взаимоотношений как между жителями города в целом, так и между отдельными категориями населения, заботе о благосостоянии города и обеспечении его всем необходимым, наблюдению за состоянием общественных зданий и содействию постройке необходимых новых и т. д. Городская дума избирала шестигласную думу, которая должна была стать своего рода исполнительным органом общей городской думы.

Одновременно по Жалованной грамоте дворянству 1785 г. было введено дворянское самоуправление. Основными органами самоуправления выступали губернские и уездные дворянские собрания, на которых избирались губернские и уездные предводители дворянства. Дворянство на выборной основе должно было замещать большое число различных должностей в губернии и уездах. В выборах этого рода заключалось главное назначение дворянских собраний. Предводители дворянства занимались управлением дворянским обществом и представляли его интересы в различных органах власти. В этом проявилось стремление развить самостоятельность элиты, расширить ее участие в общественной жизни.

В создании сословного самоуправления следует видеть, с одной стороны, попытку формирования институтов гражданского общества. Благодаря консолидации промежуточных сословий и слоев власть надеялась постепенно изменить структуру русского общества. С другой стороны –– этоперед нами была попытка компенсировать недостаток управленческого персонала посредством возложения на сословные органы функций органов государственной власти.

Как видимТаким образом, Екатерина II стремилась передать регионам больше самостоятельности и развивать самоуправление. Так предполагалось укрепить государство и предотвратить социальные потрясения. Перед намиЭто была попытка внедрения в России либеральной модели развития, нацеленной на формирование гражданского общества и правового государства, как они понимались в XVIII в. Правда, в тех социально-политических условиях у нее не было перспектив.

Павел I внес отдельные коррективы в систему местного управления. В декабре 1796 г. было введено новое разделение на губернии: генерал-губернаторства ликвидировались, а общее число губерний уменьшено до 41. В особый регион выделена Область Войска Донского –– территория расселения донских казаков. Он восстановил и некоторые ликвидированные в предшествующее время традиционные органы управления (в основном судебные) на Украине и в Прибалтийских губерниях.

Одновременно император предпринял атаку на созданные Екатериной органы сословного самоуправления, прежде всего дворянские. Так, губернатор получил право присутствовать на дворянских выборах, что ранее было запрещено, чтобы исполнительная власть не могла влиять на их результаты. Позднее губернские дворянские собрания были и вовсе фактически ликвидированы, хотя должность губернского предводителя дворянства осталась.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.