Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военная реформа. В начале второй половины XIX в




В начале второй половины XIX в. важнейшее место занимала военная реформа, вызванная к жизни отменой крепостного права и стремлением правительства преодолеть отсталость существовавшей военной системы, выявившейся в ходе Крымской войны, развитием военной техники и попыткой сократить военные расходы государства. Эта реформа проводилась в 1860-––1870-х гг. по программе, разработанной и осуществленной под руководством Д. А. Милютина.

Одним из важнейших звеньев реформы стала замена рекрутской повинности на всесословную воинскую повинность, а также создание обученного резерва запаса. Кадровая армия и флот пополнялись ежегодным набором призывников, достигших 21 года. Сроки службы сокращались: в армии –– до 6 лет, на флоте –– до 7 лет. При наличии образования этот срок еще более сокращался. В ходе реформы было реорганизовано управление войсками. С 1864 г. страна делилась на 15 военных округов. Во главе стоял главный начальник округа, которому подчинялись все войска округа. Военно-окружное управление состояло из совета и шести отделов. В 1869 г. было реорганизовано военное министерство, что окончательно упорядочило систему военного правления.

Существенно трансформировалась система подготовки военных кадров. В 1863 г. кадетские корпуса были заменены военными гимназиями. Их выпускники поступали затем в юнкерские училища, где обучались будущие офицеры в течение двух лет. Образование позволяло занимать должности командира роты. Создавались военные училища, в которых обучение велось три года. После этого офицер мог командовать полком. Действовали четыре академии.

Составной частью военной реформы стала военно-судебная реформа 1867 г. В соответствии с Военно-судебным уставом была установлена новая система органов правосудия в армии и на флоте, состоящая из полковых судов, военно-окружных судов и Главного военного суда. Полковые суды учреждались в каждом полку. Он состоял из председателя и двух членов. Полковым судам были подсудны только нижние чины и лишь за совершение преступлений, за которые предусматривались исправительные наказания (не свыше одного года четырех месяцев заключения в крепости или тюрьме, без лишения прав и преимуществ и денежные взыскания не свыше 100 руб.лей).

Военно-окружной суд состоял из постоянных и временных членов. Постоянные члены (председатель суда и военные судьи) назначались военным министром. Они должны были обладать юридическим образованием. Временные члены из числа строевых штаб- и обер-офицеров выполняли роль заседателей. Кроме рассмотрения дел по первой инстанции военно-окружной суд осуществлял судебный надзор за полковыми судами, рассматривая дела, представленные командирами полков в случае несогласия с приговором.

В качестве верховного кассационного суда устанавливался Главный военный суд, члены которого назначались непосредственно царем из числа генералов. При Главном военном суде состоял главный военный прокурор.

В военное время и в особой обстановке допускалась деятельность военно-полевых и Главного военно-полевого судов. Военно-полевые суды создавались в каждом случае для рассмотрения конкретного дела (или дел) распоряжением губернатора той местности, которая была объявлена на военном положении. Суд состоял из четырех строевых офицеров –председателя и трех членов. Создавался в случаях, требующих безотлагательного решения и не нуждающихся в подробном расследовании. Предварительногое следствияе по таким делам такого рода не проводилось, рассматривались они в закрытом судебном заседании, без участия обвинения и защиты. В случае войны при полевом штабе армии учреждался Главный военно-полевой суд с правами Главного военного суда.

Реформы 60-––70-х гг. XIX в. вновь пробудили в обществе интерес к проблеме конституционализма. Первоначально конституционное движение развернулось в недрах дворянских собраний, затем, по мере становления земства, его центр переместился в земские учреждения. В земских адресах и ходатайствах, обращенных к верховной власти, нередко содержалось пожелание создать представительное законодательное учреждение. Со временем земское конституционное движение превратилось в значительный фактор общественно-политической жизни страны, оказывало серьезное влияние на настроения, царившие в правящих кругах, подталкивало к выступлению с конституционными проектами высших государственных чиновников. Эти инициативы зачастуюнередко совпадали с периодами обострения политической обстановки в стране.

В 1863 г., во время студенческих волнений и польского восстания, министр внутренних дел П. А. Валуев выступил с предложением реформы Государственного совета. Инициатива шефа жандармов П. А. Шувалова о создании выборной комиссии по разработке законопроектов хозяйственного характера совпала по времени с организованным в 1874 г. народниками «хождением в народ».

Рубеж 70-––80-х гг. XIX в. отмечен активизацией оппозиционеров крайнего толка. Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением летом 1878 г. было создано «Особое совещание для изыскания мер и лучшей охраны спокойствия и благополучия в империи». Это был межведомственный орган, в задачи которого входил поиск и обсуждение оперативных мер по укреплению правопорядка. Особе совещание разработало обширную программу действий всего правительственного аппарата по усилению полиции, надзоре за печатью, университетами, школами. Эти меры были одобрены императором. С 1880-х гг. Особое совещание вошло в состав министерства внутренних дел как постоянное учреждение. В его компетенцию вошло заведывание поднадзорными лицами и административной ссылкой.

12 февраля 1880 г. была учреждена Верховная распорядительная комиссия во главе с министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым. В ведениие комиссии поступали все политические дела и верховный надзор за политическим следствием. Основные усилия комиссии были направлены на осуществление быстрого разбирательства всех политических дел, разгрузку столичных тюрем, ускорениеи судебного процесса и т.п. Комиссия собиралась редко и 6 августа 1880 г. была закрыта.

Одновременно произошло объединение политической и общей полиции. Третье отделение было ликвидировано, а ее дела объединены с делами Департамента полиции исполнительной Министерства внутренних дел. Этот департамент был преобразован в Департамент полиции, а министр внутренних дел возглавил Корпус жандармов. Основной задачей нового департамента стало предупреждение и преследование преступлений, охрана общественной безопасности и порядка. В его ведении находились охранные, розыскные, сыскные отделения, полицейские учреждения, фабричная и речная полиция и др.

С 1880 г. в Москве и Варшаве при канцеляриях обер-полицмейстера и градоначальника появляются «Оотделения по охране общественной безопасности и порядка». Эти секретно-розыскные отделения, называвшиеся с 1903 г. охранными отделениями, получат позднее широкое распространение. В ведении каждого охранного отделения были филеры (агентура наблюдения), а также негласные агенты. Особое место в конце XIX в. занимало Московское охранное отделение. Оно претендовало на роль организатора политического сыска во всех центральных губерниях.

М. Т. Лорис-Меликов наряду с мерами репрессивного характера предложил проект о созыве совещательного представительного собрания, к работе которого планировалось привлечь депутатов от земств и городов. Согласно «Конституции Лорис-Меликова» предлагалось учредить временные административно-хозяйственную и финансовую подготовительные комиссии (аналогичные редакционным комиссиям) с участием представителей от земства и некоторых крупных городов. В них предполагалось разработать актуальные законопроекты. Последние должны были поступить в общую комиссию, составленную в том числе из «выборных от губерний, в коих введено положение о земских учреждениях, а также от некоторых значительнейших городов, по два от каждой губернии и города». Рассмотренные и одобренные или исправленные общей комиссией законопроекты подлежали внесению в Государственный совет.

Этот документ был одобрен Александром II утром 1 марта 1881 г. На 4 марта было назначено заседание Совета министров для окончательного утверждения проекта. Но убийство в тот же день Александра II не позволило реализовать эту попытку создать высшее представительное учреждение в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.