Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика на примерах типов эллинистических и римских театров, их отличия




Эллинские театры. Театр впервые получил правильное устройство, как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, у древних греков. В существенных чертах послужил образцом для римского театра. Многие его особенности и принадлежности перешли и в современные театры, а также частично в храмы. В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.

Театры были в эпоху эллинизма одним из наиболее распространенных типов общественных сооружений. Нет почти ни одного эллинистического города, где не было бы обнаружено остатков монументального каменного театра. Поскольку в эпоху эллинизма преобладающим сценическим жанром стала комедия, а хор утратил свое значение, в драме основным местом игры актеров становится плоская кровля проскения, используемая ранее только для эпизодических выступлений. Актеры выходят на площадку проскения, либо непосредственно с уровня 2го этажа скены, либо по наружным лестницам (рампам). В связи с эволюцией драмы, развитием постановочной техники и необходимостью показа мизансцен, происходящих внутри здания, скена театра претерпевает во 2м веке до н.э. новую реформу, заключающуюся в уничтожении глухой стены второго этажа (обращенной к зрителю) и раскрытии ее по всей длине время или пятью большими проемами (тиромы).

Раскопки эллинистических театров обнаружили большое количество различных механизмов и устройств для передвижения декораций, полетов, провалов и т.д.

В эпоху эллинизма архитектурная организация театрального здания, как и соразмерность его частей, обусловливающие благоприятные видимость, слышимость и высокие архитектурно-художественные качества композиции, были связаны с установлением закономерного построения плана сооружения. Эллинистические театры отличаются большим разнообразием, что связано с величиной театров, конктретными условиями тх строительства и исторической эволюцией характера зрелищ. Так, например, возникли типичные для эллинистического театрального зодчества различные эллиптические (трехцентровые) и концентрические формы койлона, отвечающие оптическим и акустическим требованиям в условиях действия актеров на помосте проскения или в центре орхесты.

Типичный пример небольшого городского эллинистического театра – театр в Приене; ео строительство датируется 2-й половиной 4 века и началом 3 века до н.э.. Театр, вмещавший 5 тыс. человек, имел круглую орхестру диаметром 13,54 м, по периметру которой располагалось 5 мраморных кресел для почетных граждан, жертвенник, сценическая постройка с проскением и двухъярусный амфитеатр, входы в который находились на уровне проходившей за ним улицы, а так же на уровне среднего кольцевого прохода (диадзомы). Построение амфитеатра эллиптическое.

Со ступеей театра открывался прекрасный вид на город, комплекс городского центра и морской берег. Скена театра была простым двухэтажным прямоугольником в плане, сооружением, выложенным из мраморных квадров. К первому этажу был пристроен невысокий 2,71 м мраморный портик проскения, колонны которого, приспособлены для крепления декоративных щитов, состояли из квадратного столба дорической полуколонны с заплечиками. Характерной особенностью архитектуры портика является соразмерность ордера, отвечающим по масштабу небольшого по размерам сооружения. Во 2м веке до н.э. верхний этаж скены, сделанный в виде гладкой стены с дверными проемами, перестраивается; возникает скена с 3мя большими проемами – тиромами.

Превращение театра во внутригородское сооружение сказалось на характере его архитектуры – более тщательно и богатой отделке интерьера и фасадов скены. Театр в Приене был отделан белым мрамором, украшен статуями, орнаментальными рельефами; капители полуколонн и антаблемент портика имели полихромную раскраску. Тонкость профилей, тщательность выполнения работ и внимание, с которым выполнены профили и детали, - все это свидетельствует об отношении к архитектуре внутреннего пространства театра как и к интерьеру замкнутого пространства других общественных зданий.

Римские театры, как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него. Места для зрителей в римских театрах занимают не больше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней. Сцена имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут с мест для зрителей на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру. Все эти отличия можно наблюдать на развалинах многих римских театров, из которых наиболее сохранившиеся в Аспенде (Aspendos), в Турции и в Оранже (Aransio) во Франции. В римском театре, как и в греческом, пространство мест для зрителей и сцены находилось в зависимости от основного круга и вписанной фигуры. За основную фигуру римского театра Витрувий принимает четыре равносторонних треугольника с вершинами на равных расстояниях одна от другой. Нижние края места для зрителей, были всегда параллельны сцене, в противоположность театру греческому, и шли по линии, проведённой через углы вписанных фигур, ближайшие к горизонтальному диаметру круга, отчего крайние клинья получались меньше остальных. Верхняя дуга основного круга образовала нижнюю границу мест для зрителей. Это пространство делилось тоже концентрическими проходами (praecinctiones) на два или на три яруса, которые в свою очередь делились на клинья (cunei) лестницами по радиусам. Размеры пространства для зрителей увеличивались тем, что боковые входы в орхестру были крытые и тоже назначались для зрителей. В римском театре орхестра уменьшена сравнительно с греческим театром; здесь находились места для сенаторов; сцена (pulpitum), наоборот, расширена, так как назначалась не только для актёров, но и для всех художников; по Витрувию, она значительно ниже греческой сцены, под которой он разумеет просцений, называя его также logeion. Максимальную высоту римской сцены он определяет в 5 футов, греческой — в 10—12 футов. Коренная ошибка Витрувия в сопоставлении театров двух типов сводится к тому, что римскую сцену он представлял себе преобразованием греческого просцения, который он считал местом действия актёров, с тою разницей, что в римском театр просцений сделан ниже, шире и длиннее, придвинут ближе к зрителям. На самом деле римская сцена есть часть древнегреч. орхестры — та часть, которая с сокращением роли хоров в драматических представлениях стала лишней ещё у греков в македонском периоде; для актёров было достаточно и той части круга, которая лежала непосредственно перед сценой и просцением; при этом обе части орхестры или оставались на одной плоскости, или место для актёров могло быть поднято до уровня крайнего нижнего ряда сидений. По образцу римских театров были перестроены некоторые греческие и строились новые в греческих городах.

Другим важным нововведением в римском театре была кровля, соединявшая здание сцены и места для зрителей в единое, цельное здание. Машины и сценические костюмы в римском театре были, в общем, те же, что и в греческом. Занавес (аулеум) опускался перед началом игры под сцену и поднимался снова по окончании. Маски для римских актёров дозволены были поздно, кажется — уже после Теренция; это, однако, не мешало римской молодежи маскироваться в ателланах. Сценические представления украшали собою различные ежегодные праздники и давались также по случаю важных событий государственных, во время триумфов, по поводу освящения общественных зданий и т. п.

Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях, примыкавший к Треугольному форуму. Построены в 3-2 вв. до н.э.. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.

Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей – театрон – были устроены на ступенях, врезанным в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).

При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый корридо (крипту), ставший опорой для 5 дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей – трибуналия. Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое – характерная черта римского театра. Здесь же наметилась и другая его особенность – заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.

 

Генеральный план: а — дорический храм, б — Большой театр, в— Малый театр, г—храм Изиды, д—портик театра, потом казарма гладиаторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.