Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная лекция. Общие положения




Тема 1.

1.1.Предмет и задачи курса. Цель изучения дисциплины.

Ее связь с другими дисциплинами.

География транспорта - отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства. Объектами географии транспорта являются территориальные и региональные транспортные системы, транспортные потоки, распространение отдельных видов транспорта, влияние транспортных процессов на развитие народного хозяйства в территориальном (географическом) аспекте.

Наиболее известные отечественные (советские и российские) географы - транспортники:

СВ. Бернштейн-Коган, Л.И. Василевский, И.В. Никольский, H.H. Казанский СБ. Шлихтер, CA. Тархов, В.Н. Бугроменко, Б.Л. Раднаев, Г.А. Гольц.

География транспорта отражает важные особенности транспорта как отрасли производства:

а) особую форму использования элементов природной среды в качестве естественных путей сообщения или основы для искусственных путей сообщения;

б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения промышленности (точечного) и сельского хозяйства (ареального);

в) универсальность технико-экономических связей с др. отраслями хозяйства;

г) роль транспорта как одной из материальных основ территориально-географического разделения труда;

д) специфическое деление на виды (наземный, водный, воздушный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для промышленности и сельского хозяйства;

е) различия между видами транспорта, связанные с использованием разных естественных и искусственных путей сообщения;

ж) специфический характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего хозяйства, и др.

География транспорта подразделяется на общую Географию транспорта, географию отдельных видов транспорта и региональную.

Общяя География транспорта занимается исследованиями:

а) исторических закономерностей развития и типологии;

б) влияния на транспорт отдельных компонентов природной среды (рельеф, реки, климат и др.) и целых ландшафтных комплексов;

в) роли транспорта, его удельного веса в экономике стран и районов, отражения в нем типа размещения хозяйства, глубины территориально-географического разделения труда и специализации районов;

г) территориальных транспортно-экономических связей;

д) географических проблем грузопотоков и пассажирского транспорта;

е) вопросов районирования транспорта.

География отдельных видов транспорта занимается разработкой проблем сухопутного (ж.-д., автомобильного, гужевого, вьючного), водного (речного, озёрного, морского), воздушного, а также непрерывного (трубопроводного и конвейерного) транспорта.

Особым видом транспорта (т. н. электронным) считают и передачу энергии по проводам.

 

1.2. Роль и значение транспорта в народнохозяйственном комплексе.

Являясь одной из наиболее важных отраслей народного хозяйства Украины,транспорт обеспечивает производственные и непроизводственные потребности материального производства, непроизводственной среды, а также население во всех видах перевозок. Большое значение имеет транспорт для связи между отраслями народного хозяйства, между городом и селом, между отдельными районами страны. Транспорт способствует общественному территориальному разделению труда, является активным фактором формирования экономической специализации хозяйства отдельных районов, невозможной без обмена продукцией.

Транспорт способствует интеграции Украины в общеевропейскую экономическую систему, что требует создания железнодорожных и автомобильных дорог с центральных частей Западной Европы - в страны СНГ, с севера Западной Европы - в страны Ближнего Востока.

Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства: машиностроения (автомобиле -, локомотиво -, вагоно -, судо - и авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов.

Транспорт способен существенно влиять на экономический рост. Расширение торговли, повышения уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%. В том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт. Из этого следует, что практически снижение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития экономики страны транспортная отрасль должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Существует и обратная взаимосвязь, т.е. транспорт оказывает воздействие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, «колесами» экономической активности. Однако специальными исследованиями установлено, что инвестиции в лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструктуру не гарантируют роста экономики. Успех зависит, прежде всего, от экономической политики государства в целом.

В состав транспортной отрасли входят:

- инфраструктура транспорта, под которой понимается комплекс постоянных (неподвижных) зданий, сооружений, устройств, приспособлений и т.п., предназначенных для осуществления транспортной деятельности;

- транспортные коммуникации;

- техника транспорта, включающая в себя транспортные средства и

погрузочно-разгрузочные системы,

- технические средства обслуживания пользователей транспортных средств (клиентов) и

- информационно – вычислительные системы управления перевозочными процессами и системы управления транспортными потоками,

- персонал, работающий в транспортной отрасли.

На функционирование транспорта большое значение оказывают природно-климатические факторы (окружающая среда).

В общей постановке все указанные составляющие транспортной отрасли могут быть объединены в три группы:

- транспортная техника,

- люди,

- окружающая среда.

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Схема этих связей показана на рис. 1.1.

 

Рисунок 1.1.- Место транспорта в системе «производство – обращение – потребление»

1 – производство; 2 – экспедиция, хранение, погрузка; 3 – транспорт;

4 – хранение, выгрузка, экспедиция; 5 – потребление;

 

 

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

1) Транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя. Этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота от условий перевозки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат.

2) Продукция транспорта - перевозка грузов и пассажиров неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно. Поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно, и в первую очередь на направлениях с быстрорастущими перевозками.

3) Продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в себестоимости транспортной продукции вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенного подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

4) Кругооборот средств, направляемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, как конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

 

1.3. Общая характеристика транспортной сети Украины.

Карта Украины. Карта автомобильных дорог Украины.

Транспортное пространство – совокупность обустроенных для перемещения транспортных средств и управления их движением зон земной поверхности, подземных пространств, морского пространства, речных путей и воздушного пространства.

Из этого определения следует, что транспортное пространство включает в свой состав:

- железнодорожные и автомобильные магистрали;

- морские и речные пути;

- воздушные трассы;

- системы управления транспортными потоками.

 

Таблица 1.1. Показатели автодорожной транспортной сети.  
  Страна Протяженность сети автодорог, тыс. км Густота автодорож­ной сети, территории км/1000 км2
  Россия    
  Белоруссия    
  Канада    
  Чехия    
  Франция    
  Германия    
  Италия    
  Латвия    
  Нидерланды    
  Швейцария    
  Украина    
  США    
  Великобритания    
  Япония    
       

Сеть путей сообщения - это совокупность всех путей, что соединяют| населенные|обитаемые| пункты страны|страна-участницы| или отдельного региона. Транспортная сеть является одним из важнейших элементов каждого вида транспорта, что характеризует| уровень потенциальной транспортной обеспеченности государства или отдельной его территории. Густота сети. ее конфигурация, пропускная и провозная способность отдельных направлений, определяют в значительной мере|в значительной степени| объем транспортной работы. Формирование транспортной сети, ее видовая| структура, густота| путей сообщения как в целом, так и отдельных видов транспорта, прохождения основной магистрали, определяются отраслевой структурой хозяйства, его производственной специализацией, территориальной организацией, густотою| населенных|обитаемых| пунктов, особенностями| исторического развития, естественными|природными| условиями, а также экономико географическим положением| территории страны|страна-участницы| или ее регионов.

Украина имеет чрезвычайно благоприятную предпосылку для формирования| и размещение транспортной сети. В частности, отраслевая структура народного| хозяйства и его территориальная организация, равнинный рельеф, выгодное экономико-географическое положение определили развитие и размещение железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта. К|до| транспортной сети относятся железнодорожные пути, автомобильные дороги|путь|, внутренние водные пути|, воздушные линии, трубопроводы. Длина путей сообщения приведена|наведенный| в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2.

Длина путей сообщения.

 

Показатель          
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, тыс. км   22,6 22,8 22,8 22,3 22.1
Речные судоходные пути| общего пользования|использования|, тыс. км 4,9 4,0 3.7 2.4 2.2
Автомобильные дороги|путь| общего пользования|использования|, тыс. км 163,2 167,8 172,3 169,6 169,7
Из них с твердым покрытием, тыс. км 133,7 157,2 163,3 163.8 164,6
Троллейбусные пути общего пользования|использования| (в однопутном исчислении|исчислении|), тыс. км 3,1 4,0 4.2 4,3 4,5
Трамвайные пути' общего пользования|использования| (в одноколейном исчислении|исчислении|), тис.км 2,0 2,1 2,2 2,1 2,1
Метрополитенни общего| пользования| (в двухколейном|двухпутном,двухпушечном| исчислении|исчислении|), км 43,5 62,4 85,9 91,7 95,0

 

 

Железнодорожная магистраль соединяет в одно целое отдельные районы страны|страна-участницы| с разной|различной| специализацией хозяйства, внутренняя территория с портами и другими| странам|страна-участницей|, большие|великие| промышленные центры с сельскохозяйственными зонами| и местами отдыха и лечения. Железнодорожная сеть Украины включает| шесть железных дорог: Львовская, Юго-Западная|, Донецкая, Одесская, Приднепровская, Южная. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования|использования| составляет|сдает| 22,3 тыс. км. из|с| их электрифицировано - 9,1 тыс. км (41% от общей длины). Характеристика железнодорожных путей сообщения приведена|наведенный| в таблице 1.3.

Таблица 1.3.

Железнодорожные пути сообщения

 

Показатель          
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования|использования|: 22.6 22,8 22,7 22.3 22,1
электрифицированных, тыс. км 7,1 8,1 8.5 9.1 9,3
процентов от общей длины          
неэлектрифицированных, тыс. км 15,4 14,7 14,2 13.2 12.8
процентов от общей длины          
двухколейных|двухпутных|, многоколейных|многопутных| участков, тыс. км 7.8 7.6 7,5 7.3 7,2
процентов от общей длины|          
оборудованных автоблокировкой, тыс. км 8,4 14.1 13,5 13.5 13,4
процентов от общей длины          

 

 

Наибольшую эксплуатационную длину железнодорожных путей общего пользования|использования| имеют Донецкая (7,3%). Днепропетровская (7%) и Харковская (6,8%) области, наименьшую - Черновицкая, что составляет|сдает| 1,9% от их общей длины.

При средней плотности|густоте| железнодорожной сети 37 км/тыс. км2| территория наивысшими показателями выделяется промышленно развитые Донецка, Луганская, Днепропетровская, Харьковская и Тернопольская область, а также Львовская, Закарпатская, Черновицкая и Винницкая, где высокая густота| железной дороги обусловлена в первую очередь их выгодным пограничным расположением и отраслевой структурой хозяйства. В Этой области густота| железной дороги колеблется от 41 до 61 км/тыс. км2| территория.

Длина автодороги общего пользования|использования| составляла в 2000 г. 169.5 тыс|. км, в том числе с твердым покрытием -163,8 тыс|. км (табл. 1.4).

Таблица 1.4.

Длина автомобильных дорог общего пользования по регионам, тыс. км.

 

Регіони            
всего ТП всего ТП всего ТП всего ТП
Автономна Республіка Крим 6,6 6,6 6,7 6,7 6,6 6,6 6,51 6,51
Вінницька 9,2 7,4 9,6 8,6 9,5 8,9 9,5 8,9
Волинська 5,6 3,4 6,1 5,2 6,3 5,6 6,3 5,6
Дніпропетровська 7,9 7,1 8,6 8,5 9, 2 9,2 9,2 9,2
Донецька 8,2 7,6 8,3 8,0 8,0 8,0 8,1 8,0
Житомирська 8,1 6,2 8,3 7,8 8,5 8,2 8,5 8,3
Закарпатська 3,3 3,2 3,5 3,4 3,3 3,3 3,3 3,3
Запорізька 6,3 5,8 6,8 6,4 7,0 6,8 7,0 6,8
Івно -Франківська 4,7 4,6 4,4 4,4 4,2 4,2 4,2 4,2
Київська 7,7 7,1 8,1 7,9 8,4 8,3 8,4 8,4
Кіровоградська 5,6 4,9 6,4 5,6 7,1 6,2 7,1 6,2
Луганська 5,4 4,8 5,7 5,5 5,8 5,7 5,8 5,7
Львівська 8,3 7,2 8,0 7,7 8,3 8,1 8,3 8,1
Миколаївська 6,2 4,4 5,3 4,8 4,8 4,8 4,8 4,8
Одеська 7,8 6,8 8,1 7,6 8,2 7,9 8,2 8,0
Полтавська 7,5 5,5 8,7 8,1 8,8 8,8 8,8 8,8
Рівненська 5,6 3,9 5, 2 4, 8 5,0 5,0 5,1 5,0
Сумська 6,6 3,9 6,9 5.8 7,3 6,5 7,3 6,5
Тернопільська 5,4 4,5 5,6 5,1 5,1 5,0 5,1 5,0
Харківська 8,0 6,0 8,7 8,2 9,5 9,2 9,6 9,2
Херсонська 5,3 4,0 5,4 5,1 4,9 4,8 4,9 4.9
Хмельницька 7,7 6,0 7,1 6,8 7,1 7,1 7,1 7,1
Черкаська 6,2 5,1 6,2 5,7 6,0 5,8 6,0 5,8
Чернівецька 3,0 2,9 3,0 3,0 2,9 2,8 2,9 2,9
Чернігівська 7,0 4,8 7,1 6,5 7,7 7,0 7,7 7,0

 

Среди дорог|пути| с твердым покрытием| 8% занимают дороги|путь| государственного и 92% местного значения. Длина автомобильных дорог|пути| общего пользования|использования| с|с| цементобетонним| и асфальтобетонным покрытием составляет| 3,5% к|до| общей длине дороги|пути| с твердым покрытием, с черным гравиевым и черным шоссе — 43%.

С 1990 до 2000 г. длина автомобильных дорог|пути| общего пользования| выросла на 1,7 тыс. км, а с твердым покрытием — на 6,6 тыс. км. Наибольшее количество путей с твердым покрытием в Днепропетровской и Харьковской областях, наименьшая — в Черновицкой. Автомобильные дороги|путь| с твердым покрытием первой категории занимает — 1,3%, второй —7,8, третьей—17,7, четвертой—65,6. пятой—| 7,5%. В 2000 г. предприятиями| и организациями всей формы собственности введено в строй 294 км дороги|пути| общего| пользования|использования| с твердым покрытием. Длина улиц в городах и поселках|селении| городского типа в 1997 г. составляла 87,3 тыс. км.

Средняя густота| дорог|пути| с твердым покрытием в Украине составляет|сдает,складывает| 271 км/тыс. км2|. Наиболее высокие показатели имеет западные области -300 км/тыс. км2| и ниже. Лишь|только| в Донецкой, Днепропетровской областях и в Автономной Республике Крым этот показатель достигает 300 км/тыс. км2| и выше.

В сельской местности важное значение имеют автодороги местного и внутрихозяйственного подчинения. Общая длина дорог|пути| с твердым покрытием местного значения составляет|сдает| 150,8 тыс. км, почти 30% которых|каких| не имеют твердого покрытия и в период неблагоприятных погодных условий становятся|стают| непригодными. Вследствие этого народнохозяйственный комплекс| Украины, в частности отрасль АПК, несут|несущий| большие|великие| материальные убытки.

Чтобы достичь обеспеченности Украины автодорогами уровня европейских| стран|страна-участницы|, необходимо построить и модернизировать почти 200 тыс. км автодорог|, в том числе 60% в сельской местности. Для межгосударственных свейе необходимо строительство автомагистралей мирового уровня с бетонным или асфальтобетонным покрытием и многорядным движением.

Транспортные системы стран|страна-участницы| Европы и СНГ имеют высокие показатели развития всех видов транспорта. Транспортная сеть Украины пока еще|пока что| значительно меньше, чем в развитой западноевропейской стране|страна-участнице|.

Показатель длины автомобильных дорог|пути| Украины на конец в 1998 г. был четвертым после Франции. Германии и Польши, причем он в шесть раз меньше, чем во Франции. За период 1990-1998 гг. длина автодорог во Франции выросла на 170, в Украине — на 0,7 тыс. км (падение производства и инерционная переориентация транспортных потоков не предопределяли развитие| перевозок|перевозку| в Украине). Густота автодорог в Украине в расчете на 1 тыс. км2 сверхнизкая в сравнении с|сравнительно с|о странами|страна-участницей| Европы. Среди страны|страна-участницы| СНГ Беларусь и Грузия имеют высший показатель. В расчете на 10 тыс. жителей| соотносительные показатели с Украиной имеют Венгрия, Румыния, Словакия и страны|страна-участница| СНГ — Россия,Грузия, Молдова.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.