Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический анализ: понятие, Предмет, задачи, субъекты, виды и информационная база




Анализ означает разложение изучаемого объекта на части, на присущие этому объекту составляющие. Анализ невозможен без синтеза. Синтез – это соединение ранее расчлененных частей. В широком смысле анализ предполагае6т исследование, которое включает в себя 3 этапа: 1) разложение объекта на части; 2) изучение отдельных частей; 3) обобщение результатов анализа. Таким образом, экономический анализ – это процесс исследования экономических явлений, базирующийся на диалектике познания объективной реальности.

Основной целью экономического анализа является подготовка и обоснование оптимальных управленческих решений. Принятие решения включает в себя не только подготовку альтернативных вариантов на основе обработки и анализа информации, но и выбор оптимального решения из числа возможных вариантов. Также экономический анализ является средством контроля за ходом реализации управленческих решений.

Основными направлениями экономического анализа являются: 1) постановка цели и задач функционирования объектов; 2) формирование информации о состоянии и развитии объекта; 3) характеристика достигнутых результатов и подготовка информации для принятия управленских решений;4) определение базы для выбора оптимального решения из всех возможных вариантов и для разработки плана;5) предоставление базы для осуществления контроля за исполнением решений и для изучения их эффективности.

К экономическому анализу предъявляются следующие требования: 1) конкретность: данные должны быть реальны и получить числовое выражение; 2) системность: анализ осуществляется с помощью системы показателей; 3) объективность: анализ должен искать объективные причины изменений;4) действенность: анализ должен проводиться в практических целях; 5) экономичность: минимум затрат на проведение анализа.

Предметом экономического анализа являются изменения и отклонения в показателях, рассматриваемые в статике и динамике, складывающиеся под влиянием субъективных и объективных факторов и служащие для построения оценок и заключений о наличии резервов улучшения деятельности.

Основными задачами экономического анализа являются: 1) оценка результатов хозяйственной деятельности; 2) выявление отклонений показателей хозяйственной деятельности от различных баз; 3) определение влияния факторов; 4) определение резервов улучшения хозяйственной деятельности; 5) разработка направлений повышения эффективности производства через мобилизацию выявленных резервов.

Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности организации пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся собственники средств организации, инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал и руководство организации. Каждый из этих субъектов изучает информацию, исходя из своих интересов:

· собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов организации;

· инвесторам – выгодность размещения своих капиталов и степени риска, связанного с инвестициями;

· кредиторам – оценить способность организации своевременно погашать обязательства;

· контрагенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять контрактные обязательства;

· работники организации заинтересованы в ее стабильности и доходности, в информации об уровне заработной платы, системе премиальных вознаграждений, социальных льготах и т. п.

Вторая группа пользователей – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности организации, но либо защищают, либо представляют интересы первой группы пользователей. Это – аудиторские фирмы, консалтинговые фирмы, биржи, юристы и т. п.

Содержание конкретных целей анализа существенно зависит от задач субъектов финансового анализа. При этом субъектам требуется определенная информация о деятельности экономического субъекта. Система сведений о состоянии и динамике объекта, необходимых для его характеристики и исследования представляет собой информационную базу экономического анализа.

Все источники данных для анализа делятся на три группы:

· источники информации учетного характера – все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

· нормативно-плановые источники – все типы планов, которые разрабатываются в организации, нормативные материалы, сметы, калькуляции и т.д.

· внеучетные источники – документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования организации. К ним относятся официальные документы (законы, постановления и т.д.), хозяйственно-правовые документы (договора, решения суда и т.д.), техническая и технологическая документация, информация об основных контрагентах организации, данные маркетинговых исследований и др.

Основным источником информации для внешних пользователей служит бухгалтерская финансовая отчетность. Она представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

В отчетность включены все виды текущего учета: бухгалтерский, статистический и оперативно-технический, что дает возможность отражения в отчетности всего многообразия деятельности организации.

К отчетности предъявляется ряд требований: полнота, существенность, уместность, понятность, своевременность, правдивость, применимость для целей прогнозирования, осмотрительность.

Понятность служит основным критерием качества информации, подразумевающим доступность для понимания подготовленным пользователем. Пользователи должны иметь достаточные знания в области ведения бизнеса и бухгалтерского учета.

Информация уместна, если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) пользователей.

Надежность информации определяется отсутствием в ней существенных ошибок и искажений.

Сопоставимость означает, что информация, содержащаяся в финансовой отчетности организации, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других организаций. Это позволяет проследить тенденции в финансовом положении и результатах деятельности экономического субъекта.

Бухгалтерская финансовая отчетность является важным, но не единственным источником информации финансового анализа. Это связано с тем, что объем и общий характер информации, содержащийся в бухгалтерской отчетности, ограничивает возможности анализа. Поэтому при проведении анализа используются и другие источники информации.

Таким образом, информация, используемая при проведении анализа, широка и многогранна. Выбор источника информации в значительной степени зависит от целей проводимого анализа. При этом к информации предъявляется ряд требований: объективность; достоверность; своевременность; рациональность, возможность накопления информации и ее сохранность.

Экономический анализ включает два раздела: финансовый и производственный (управленческий) анализ.

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено выделением в системе бухгалтерского учета двух подсистем: финансового и управленческого учета. Для экономического субъекта такое деление несколько условно, так как один вид анализа является продолжением второго и они дополняют друг друга информацией.

Управленческий (производственный) анализ основывается на данных управленческого учета и позволяет комплексно оценить эффективность хозяйственной деятельности. Особенностями этого анализа являются:

· ориентация результатов анализа на цели управления экономическим субъектом;

· использование всех источников информации;

· комплексность, то есть изучение всех сторон деятельности экономического субъекта;

· закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;

· отсутствие регламентации со стороны.

Финансовый анализ основан на изучении данных о финансовом состоянии экономического субъекта, результатах его деятельности на текущий момент и на перспективу. Главная цель такого анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния экономического субъекта.

Основными задачами финансового анализа являются:

· общая оценка финансового положения и факторов его изменения;

· оценка рациональности размещения и эффективности использования капитала;

· своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния экономического субъекта;

· прогнозирование возможных финансовых результатов исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия источников средств;

· разработка мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов.

Принято выделять два вида финансового анализа – внутренний и внешний.

Внешний анализ – это исследование финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности. Этот анализ проводится за пределами организации заинтересованными пользователями и базируется на данных бухгалтерской финансовой отчетности. При данном анализе изучается реальная стоимость имущества организации, делается прогноз будущих финансовых поступлений, структуры капитала и т.п. Особенностями внешнего финансового анализа являются:

· множественность субъектов анализа, т. е. пользователей информации;

· разнообразие целей и интересов этих субъектов анализа;

· ориентация анализа на внешнюю бухгалтерскую финансовую отчетность организации;

· ограниченность задач анализа;

· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.

Внутренний анализ проводится с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности, наращивания собственного капитала экономического субъекта, обеспечения поступления денежных средств и размещения собственных и заемных средств таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство. Он проводится работниками организации (финансовыми менеджерами). Внутрихозяйственный анализ использует в качестве источника информации не только финансовую отчетность, но данные системы бухгалтерского учета, нормативную и т. п. информацию.

Наиболее часто при проведении финансового анализа используют следующие методы:

· метод абсолютных, относительных и средних величин.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, денежную.

Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя.

Средняя величина является специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных.

· метод сравнения – логический метод анализа. Это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям организации, дочерних организаций, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

· горизонтальный анализ заключается в сравнении показателей отчетного периода с базисным периодом. При этом рассчитываются как абсолютные, так и относительные отклонения.

· вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в общем итоге.

· Трендовый анализ – построение тенденций (трендов) путем изучения показателей в динамике за ряд периодов; это самый простой способ финансового прогнозирования.

· факторный анализ. Использование данного метода связано с тем, что каждый результативный показатель зависит от различных факторов. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. При этом необходимо создать факторную систему, т. е. представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления и находятся с ним в функциональной зависимости.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.