Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ уровня безубыточности (порога рентабельности)




Классификация издержек на условно-постоянные и переменные и методика их расчета

Общие издержки по степени зависимости от объема про­дукции (произведенной, реализованной) подразделяются на условно-постоянные, называемые в последующем постоян­ными, и переменные.

Переменные издержки характеризуют расходы, связанные с ростом объема продукции, постоянные - расходы, связанные со способностью хозяйствовать, те. показывают эффектив­ность управления.

Общая сумма постоянных издержек непосредственно не за­висит от изменения объема продукции К ним относится часть производственных затрат амортизация производственного обо­рудования, аренда, оплата труда управленческого, обслуживаю­щего и вспомогательного персонала цехов, стоимость плановых ремонтов, материальные затраты, связанные с содержанием це­хов (отопление, освещение и др.); непроизводственные затраты на осуществление торгово-сбытовых и административно-управ­ленческих функций на уровне предприятия и др. Постоянные расходы в себестоимости единицы продукции в зависимости от объема продукции изменяются с ростом объема продукции они снижаются, а с его сокращением возрастают

К затратам на осуществление торгово-сбытовых функций относятся- амортизация конторского оборудования соответ­ствующих служб, расходы на рекламу и маркетинговые иссле­дования, хранение готовой продукции и доставку ее покупате­лям, оплата труда работников торгово-сбытовых служб, аренд­ная плата и др

К затратам на осуществление административно-управлен­ческих функций на уровне предприятия относятся оплата труда руководителей и специалистов, амортизация офисного оборудования, канцелярские расходы, арендная плата и т п


Переменные издержки изменяются пропорционально изме­нению объема производства, но они постоянные в себестоимости единицы продукции. В состав переменных издержек входят все прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и электроэнергия на технологические цели) и прямые трудовые за­траты (основная и дополнительная оплата труда производствен­ных рабочих с отчислениями на социальные нужды).

В международной практике используется несколько мето­дов деления затрат на переменные и постоянные. Среди них графический метод, метод низшей и высшей точек, ста­тистический метод корреляции, метод наименьших квад­ратов, упрощенный статистический метод.

Наиболее популярными из них являются графический ме­тод и метод низшей и высшей точек, основывающиеся на бух­галтерском подходе к проблеме взаимосвязи между объемом продукции и себестоимостью, в соответствии с которым пол­ная себестоимость описывается уравнением прямой линии:

где У - полная себестоимость продукции; а - постоянные затра­ты в себестоимости продукции; вх - переменные затраты в себе­стоимости продукции (в - переменные затраты в себестоимости единицы продукции; х - количество (объем) произведенной (ре­ализованной) продукции в натуральном выражении).

Сущность графического метода заключается в том, что, имея координаты двух точек, можно построить график прямой, харак­теризующей полную себестоимость продукции. Допустим, при производстве 30 тыс. ед. изделий (минимальная граница реле­вантного ряда) полная себестоимость составляет 20 млн р., а при производстве • 50 тыс. ед. изделий (максимальная граница реле­вантного ряда) полная себестоимость равна 30 млн р.; таким об­разом, координата первой точки [30; 20], второй - [50; 30].

Объем производства (реализации) откладывается на оси абсцисс (0Х), а полная себестоимость продукции - на оси ор­динат (0Y). График себестоимости приведен на рис. 2.6. Точка пересечения линии с осью 0Y показывает величину постоян­ных затрат. В нашем случае постоянные затраты (а) составля­ют 5 млн р. Общая сумма переменных затрат (ед) в минималь­ной точке релевантного ряда равна 15 млн р. (20 - 5), а в мак-


симальной точке - 25 млн р. (30 - 5). Отсюда, переменные за­траты в себестоимости одного изделия и в минимальной и в максимальной точках составят 0,5 тыс. р. (15 млн р.: 30 тыс. ед. или 25 млн р: 50 тыс. ед.).

Уравнение себестоимости в этих условиях в тысячах руб­лей примет вид

Расчет постоянных и переменных издержек можно произ­вести и алгебраическим методом, учитывая, что рост общей ве­личины издержек происходит (в пределах исследуемого реле­вантного ряда) только за счет переменной их части. Обобщим информацию рассматриваемого примера в табл. 2.19. Табл 2 19 Исходная информация

 

Показатели Максимальный уро вень покаэатс чей (высшая точка) Минимальный уровень показате лей (низшая точка) Откчонение (rp l-ip2)
А      
Объем продукции в натуральных едини­цах измерения      
Сумма общих издер­жек, тыс р      

Переменные издержки на единицу продукции (в) составля­ют 0,5 тыс. р. (10000: 20000). При известной сумме перемен­ных издержек на единицу продукции можно рассчитать об­щую величину переменных издержек в минимальной и макси­мальной точках релевантного ряда. Для этого сумму на едини­цу продукции следует умножить на объем продукции в этих точках. В рассматриваемом примере это составит: в минималь­ной точке 15 млн р. (0,5 • 30000); в максимальной точке 25 тыс. р. (0,5 • 50000) Сумма постоянных издержек будет равна:

• в минимальной точке - 5 млн р. (20000 - 15000);

• в максимальной точке - 5 млн р. (30000 - 25000).

Сумма постоянных издержек в максимальной и минималь­ной точках одна и та же, а изменение общей суммы издержек происходит только за счет переменной их части.


Уровень (точка) безубыточности (в), или окупаемости за­трат, мертвая точка порога рентабельности (X) - объем реализо­ванной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т.е. уже нет убытков, но еще нет и прибыли.

Известны графический и алгебраический методы расчета уровня окупаемости.

Для построения графика (рис. 2.6) и последующих расчетов использована следующая информация: постоянные издержки (а) - 150 млн р., переменные издержки на единицу продукции (в) - 3 тыс. р., общие издержки (У) при объеме производства: 10 тыс. единиц - 180 млн р.; 70 тыс. единиц - 360 млн р.

Цена единицы реализованной продукции - 8 р.

На рис. 2.7 наглядно видно расположение зоны возможной прибыли и убытков. Оценивая релевантный ряд в границах от 10 тыс. до 70 тыс. единиц, можно сделать вывод, что каждая единица продукции, произведенная и реализованная сверх 30 тыс. единиц, будет приносить предприятию 5 тыс. р. (8 - 3) так называемой предельной прибыли, которая равна цене реа­лизации за вычетом переменных издержек. Эта прибыль отли­чается от реальной суммы на величину постоянных затрат. В основе расчета лежит метод калькулирования только пере-


менной части себестоимости «директ-костинг». Применение этого расчета себестоимости дает возможность избежать слож­ных вычислений постоянных расходов, сравнить выручку от реализации и предельную прибыль, списать все постоянные расходы на реализованную продукцию и оценить остатки го­товой продукции на складах по переменным расходам. Прак­тически это дает возможность перенести предполагаемый риск от непродажи товаров на текущий год, а следовательно, уменьшить на эту сумму прибыль и соответственно налоги.

Объем реализации в точке окупаемости носит название критического.

При объеме реализации 70 тыс. единиц абсолютная вели­чина прибыли составит 200 млн р. (70000 • 8 - 360000). Пре­вышение планируемого объема реализации в натуральном из­мерении (70 тыс. единиц) над критическим составляет 40 тыс. единиц (70000 - 30000). Это превышение носит название «зо­на (поле) безопасности», так как оно характеризует тот объем реализации, который позволяет обеспечить безубыточность работы. Каждая единица реализованной продукции в диапазо­не от 10 тыс. до 30 тыс. единиц приносит убытки в связи с тем, что этого объема реализации недостаточно для покрытия об­щих издержек


При алгебраическом способе расчета критического объема реализации исходят из того, что выручка от реализации крити­ческого объема продукции (В) равна полной себестоимости (У), а прибыль или убыток равны нулю.



 


Выручку от реализации можно представить как произведение цены изделия (ц) на искомое количество продукции (х), а пол­ную себестоимость - как сумму постоянных (я) и переменных (еж) затрат, формула (2 8) трансформируется в формулу (2 9).

где ц - предельная прибыль или маржинальный доход на единицу изделия

В рассматриваемом примере искомый объем реализации в натуральном измерении (х) равен

На уровень этого показателя (г) оказывает влияние изме­нение следующих факторов первого порядка.

• цены единицы изделия,

• уровня переменных издержек в единице реализованной про­дукции;

• постоянных издержек.

Снижение цены единицы реализованной продукции предо­пределяет необходимость увеличения объема реализации в на­тура 1ьном измерении, т е повышения точки окупаемости для покрытия издержек. Если в рассматриваемом примере решено снизить цену с 8 тыс р до 6 тыс р, то точка окупаемости будет

При сохранении релевантного интервала возможной реа­лизации от 10 тыс до 70 тыс единиц зона (поле) безопасности уменьшится и составит 20 тыс единиц (70000 - 50000) Следо-


вательно, при реализации изделий только начиная с 50001 единицы предприятие начнет получать прибыль.

Рост цен воздействует на точку окупаемости в обратном на­правлении. Он снижает уровень безубыточности. Например, если предприятие продаст продукцию по цене 13 тыс. р. за еди­ницу,^ составит 15000 единиц.

Взаимосвязь изменения суммы переменных издержек на единицу продукции и точки окупаемости прямая: рост этих издержек приводит к повышению точки окупаемости. Если в рассматриваемом примере переменные издержки на единицу продукции составят 5 тыс. р. вместо 3 тыс. р., точка окупаемос­ти будет равна 50000 единиц (150000: (8 - 5)). Направление влияния изменения постоянных издержек на точку окупае­мости аналогично рассмотренным переменным.

Для определения перспектив и альтернатив развития необходимо обоснование объема реализации для обеспече­ния нужной предприятию суммы прибыли. Из изложенно­го выше материала следует, что в точке окупаемости выруч­ка от реализации покрывает затраты, значит, прибыль рав­на нулю.



При расчете необходимого объема реализации в натураль­ных единицах (х1) исходят из того, что выручка должна не только покрывать затраты, но и обеспечить предприятию при­быль, т.е.:

где а + П - общая сумма маржинального (предельного) дохо­да предприятия; ц - в - маржинальный доход на единицу из­делия.

Если в рассматриваемом примере ставится задача получить 150000 р. прибыли, то необходимый объем реализации в нату-


ральном измерении (при прочих равных условиях), который обеспечит получение этой суммы прибыли, составляет 60000 единиц.

Если предприятие реализует не один, а несколько видов од­нородной продукции, то точка безубыточности, порог рента­бельности, для предприятия как целого определяется по сле­дующей методике (табл. 2.20).

Табл 2 20 Исходные данные для определения порога рентабельности

 

Показатели Изделие А Изделие Б Итого
1 Постоянные затраты X X  
2 Цена изделия, тыс р 5,5 8,0 X
3 Переменные затраты в себестои­мости одного изделия, тыс р 3,3 5,2 X
4 Маржинальный доход на одно из­делие, тыс р (стр 2 - стр 3) 2,2 2,8 X
5 Объем реализации в натуральном выражении, ед      
6 Маржинальный доход общий, тыс р (стр 4 стр 5)      
7 Средний маржинальный доход на одно изделие, тыс р (стр 6 стр 5) X X 2,61
8 Порог рентабельности предпри­ятия в натуральном выражении, уел ед (стр 1 стр 7) X X 4,60
9 Порог рентабельное! и о i дельных видов продукции, ед 1,45    
10 Порог рентабельности отдельных видов продукции, тыс р (стр 2сгр 9) 797,5   3317,5

В нашем примере порог рентабельности предприятия со­ставит 460 единиц, или 3317,5 тыс. р.

Методика анализа соотношения «издержки - объемы -прибыль» может быть использована и в маркетинговом анали­зе в том случае, когда необходимо ответить на вопрос, прода­вать ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене с ориентацией на состоятельного покупателя или продавать много изделий массовому покупателю по отно­сительно низкой цене Выбор наиболее выгодного для пред-


приятия варианта требует расчетов, осуществляемых в про­цессе анализа этого соотношения, так как ориентация на мас­сового покупателя требует соответствующего снижения издер­жек. Рассматривать издержки без взаимосвязи с объемом про­дукции и прибылью нецелесообразно, так как в этом случае не будет получен ответ на поставленный вопрос. Поэтому наряду с другими сферами применения анализ соотношения «изде­ржки - объем - прибыль» используется и в маркетинговом анализе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.