Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ затрат на рубль продукции




Наиболее обобщающим показателем себестоимости про­дукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль продукции (УЗ). Он исчисляется пу­тем деления полной себестоимости произведенной продукции (3) на ее стоимость (ТП):


где Ик - количество изделий в натуральных показателях; Зи или Си - затраты или себестоимость одного изделия (единицы продукции); Ци - цена одного изделия.

Если, например, себестоимость выпущенной продукции со­ставила 80 млн р., а ее объем в ценах реализации - 100 млн р., то затраты на рубль продукции составят 0,80 р. (80: 100). Это означает, что в каждом рубле выпущенной продукции имеется 0,2 р. прибыли и 0,80 р. затрат материальных, трудовых и де­нежных ресурсов.

На этот синтетический показатель оказывает влияние мно­жество факторов, связанных с формированием как числителя, так и знаменателя.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль продукции оказывают четыре фактора, которые нахо­дятся с ним в прямой функциональной связи, или факторы первого порядка связи с этим результативным показателем:

• изменение структуры выпущенной продукции;

• изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;

• изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;

• изменение цен на продукцию.

Первый фактор влияет на общую сумму затрат через изме­нение средней себестоимости обезличенной единицы продук­ции в связи с увеличением или уменьшением удельного веса конкретного вида продукции (изделия, работы, услуги), кото­рые имеют свою, отличную от других, индивидуальную себе­стоимость. Учитывая, что этот фактор часто и существенно влияет не только на изменение себестоимости, но и на многие другие показатели, проследим механизм его действия на упро­щенном примере, приведенном в табл. 5 1.

Итог по гр. 9, равный 690 тыс. р., показывает плановую себе­
стоимость фактически выпущенной продукции, т.е. при факти­
ческом количестве (объеме) и фактической ее структуре.,


Табл 5 1 Анализ влияния структуры продукции на себестоимость

 

 

 

 

 

 

Н шмспова ПИС II «К 1ИИ Количество продукции (изделий) Себсеюимость едини цы изделия гыс р Себестоимость всей продукции OiKJioiitiracoT плана себеетои мос|и продукции 0р8-гр7)
по плану фчктически по плану фактически По плану (ф 1 ф 5) фактически (ФЗ фб) при плановой себе стоимости единицы изделия фжшчес ком количестве (объ сме) ифакшческоп структуре продук ции млн р (ФЗ ф5)
ииук удельный net % штук удельный вее %
А   2                
А                    
Б                   +20
В                   +5
И 1 о 1 о         - -       -25

Разделив этот итог на общее количество уже обезличенной продукции (итог гр. 3), получим среднеплановую себестои­мость единицы продукции при фактической структуре

Среднеплановая себестоимость единицы продукции при плановой структуре (Сп1п.стр) получается путем деления пла­новой себестоимости планового количества (объема) продук­ции при плановой ее структуре (итог гр. 7) на общее плановое количество (объем) продукции (итог гр. 1) (745: 76 = 9,802).

Разница между названными двумя средними показателями се­бестоимости единицы продукции (9,857 - 9,802 = + 0,055 тыс. р.) возникла за счет изменения структуры продукции, так как объемы (количество) продукции не повлияли на показатели (они были одинаковы в числителе и знаменателе), себестои­мости единицы продукции (тоже одинаковая - плановая).

Умножив полученную разницу на общее фактическое ко­личество (объем) выпущенной продукции (Пкф), получим об­щее отклонение от плана себестоимости фактически выпу­щенной продукции за счет изменения структуры (±Сстр):

Этот результат можно получить и другим методом расчета. Разность между итогами гр. 9 и гр. 7 говорит об отклонении от плана себестоимости фактически выпущенной продукции за счет двух факторов - изменения количества (объема) и струк­туры продукции:

Влияние изменения количества (объема) продукции опре­деляется как произведение разности между фактическим и плановым количеством (объемом) выпущенной продукции в целом (по итогу) на среднеплановую себестоимость единицы продукции при плановой ее структуре (9,802):


Исключив эту величину (-58,8) из отклонения себестои­мости за счет двух факторов (-55), получим отклонение себе­стоимости только за счет одного фактора - изменения струк­туры продукции:

Второй фактор непосредственно влияет на изменение затрат на рубль продукции, изменение уровня затрат на произ­водство отдельных изделий, видов работ или услуг. Он вклю­чает все затраты материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов на производство и реализацию единицы продукции и выражается в калькуляции в виде статей расхода.

Остальные два фактора выражают изменение цен (и тари^ фов) на потребленные материальные ресурсы и выпущенную продукцию.

Методика расчета размера влияния рассмотренных факто­ров на изменение затрат на рубль продукции следующая.

Вначале определяется общая величина отклонения факти­ческого уровня затрат на рубль продукции (УЗф) от планового (УЗп) путем их сравнения:

Затем рассчитывается размер влияния вышеназванных
факторов. -

Влияние изменения структуры выпущенной продукции (±УЗстр) определяется путем вычитания из показателя затрат на рубль продукции, рассчитанного при плановой себестоимости

единицы продукции (Сип), плановой цене единицы продукции

ип) и фактической структуре продукции (Икф), показателя за­трат на рубль продукции, рассчитанного при плановой себестои­мости единицы продукции (Цип), плановой цене единицы про­дукции (Цнп) и плановой структуре продукции (Икп):


В этих двух показателях разное только количество изделий: в первом - фактическое, а во втором - плановое. Но так как в чис­лителе и знаменателе берется одно и то же количество изделий, то это количество (или объем) не влияет на разность дробей, вли­яет только один фактор - изменение удельного веса изделий в об-щем выпуске продукции, т. е. изменение структуры продукции.

Влияние второго фактора, т. е. изменения уровня затрат на отдельные изделия (±У3ои), определяется путем вычитания показателя затрат на рубль продукции, рассчитанного при плановой себестоимости единицы продукции и плановых це­нах на материальные затраты (Сип), плановых ценах на про­дукцию (Цип) и фактической структуре продукции (Ииф), из

показателя затрат на рубль продукции, рассчитанного при

фактической себестоимости единицы продукции и плановых

ценах на материальные затраты (Сиф+-ицм), плановых ценах на

продукцию (Цип) и фактической структуре продукции (Икф):

В числителе и знаменателе двух величин одинаковое коли­чество и структура продукции, цены на материальные затраты и продукцию, разная только себестоимость единицы продук­ции. В уменьшаемом фактическая себестоимость единицы продукции скорректирована, т. е. увеличена или уменьшена на сумму влияния изменения цен на материалы (± ицм).

Влияние третьего фактора, т е. изменения цен (тарифов) на ма­териальные затраты (±УЗЦМ), можно рассчитать аналогичным ме­тодом. При этом следует учесть, что в сравниваемых величинах за­трат на рубль продукции берутся разные цены на материалы:


В первой дроби фактическая себестоимость изделия взята с фактическими ценами на материалы, а во второй она приведена к плановым ценам на материалы.

Этот результат можно получить и другим путем как сумму произведений фактического количества изделий и разности фак­тических и плановых цен потребленных на них материалов, де­ленную на фактическую продукцию в плановых ценах:

Влияние четвертого фактора, т. е. изменения цен на про­дукцию, (±УЗЦТП) исчисляется подобным образом, только в сравниваемых показателях затрат на рубль продукции берутся разные цены на продукцию:

Для лучшего усвоения данной методики анализа уровня за­трат на рубль продукции рассмотрим ее на конкретном цифро­вом примере, использовав следующие фактические и плано­вые показатели из отчета о себестоимости продукции или по­лученные путем расчета.

1. Уровень затрат на рубль продукции по плану (УЗ") -0,8294 р.*

2. Уровень затрат на рубль продукции фактически (УЗ''1) -0,8265 р.

3. Уровень затрат на рубль продукции по плану, пересчитанно­му на фактический выпуск продукции в плановых ценах на мате­риалы и продукцию (УЗпфпцпмп), - 0,8291 р.


4. Уровень затрат на рубль продукции фактический в пла­новых ценах на продукцию (УЗфцпп) - 0,8265 р.

5. Уровень затрат на рубль продукции • фактический в плано­вых ценах на материалы и продукцию (УЗфПМП) - 0,8259 р.

На основании этих показателей вначале находится общее отклонение фактического уровня затрат на рубль продукции от планового уровня:

Затем рассчитывается размер влияния на это отклонение отдельных факторов.

На отклонение от плана фактического уровня затрат на рубль продукции (-0,0029 (0,8245 - 0,8294) р.) оказали непос­редственное влияние следующие факторы.

1. Изменение структуры фактически выпущенной продук­ции по сравнению с запланированной (±УЗстр):


Значит, снижение фактического уровня затрат на рубль продукции произошло в основном за счет снижения себестои­мости отдельных изделий.

После определения направления (±) и размера влияния рассмотренных факторов на изменение против плана уровня затрат на рубль продукции и оценки их роли в этом обобщаю­щем показателе переходят к следующему этапу анализа, углуб­ляющему познание формирования себестоимости и изыскание резервов ее снижения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.