Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельные виды обязательств 5 страница




Помимо уплаты неустойки (штрафа, пени), со стороны, на­рушившей договор, могут быть взысканы и убытки. В частно­сти, в случаях поставки товаров ненадлежащего качества или некомплектных товаров с поставщика взыскивается неустойка (штраф) и, кроме того, причиненные такой поставкой убытки без зачета неустойки (штрафа), т.е. может применяться и штраф­ная неустойка. К убыткам относятся расходы, произведенные лицом, чье право нарушено в связи с неисполнением или не­надлежащим исполнением обязательств, утрата или повреж­дение имущества (реальный ущерб), а также неполученные до­ходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, кроме случа­ев, предусмотренных действующим законодательством, т.е. ус­тановлен принцип реального исполнения обязательства.

Иски об убытках могут быть удовлетворены при надлежа­щем обосновании размера убытков.


Порядок исчисления убытков при расторжении договора поставки регламентирован ст. 494 ГК. Из нее следует, что если:

- после расторжения договора поставки вследствие нарушения обя­
зательства продавцом покупатель приобрел в разумный срок под­
лежавший поставке товар у другого лица по более высокой, но
разумной цене взамен предусмотренного договором, поставщик
обязан компенсировать покупателю разницу между уплаченной
и договорной ценами;

покупатель допустил нарушения условий договора поставки и про­давец в разумный срок продал товар другому лицу по более низ­кой, но разумной цене, продавец вправе требовать возмещения убытков в виде разницы между договорной ценой и ценой по со­вершенной взамен сделке;

- договор поставки расторгнут по указанным основаниям, а новая
сделка не заключена и на данный товар существует текущая цена,
сторона может предъявить требование о возмещении убытков в
виде разницы между договорной и текущей ценами.

Текущая цена — цена, которая обычно взимается при срав­нимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте, где дол­жна была быть осуществлена передача товара. Если в этом месте текущей цены не существует, может быть использована цена, которая применяется в другом месте, которое может слу­жить разумной заменой с учетом разницы в расходах, которые необходимо восполнить по транспортировке товара в соответ­ствующую местность.

Потерпевшая сторона должна доказать, что ею принима­лись необходимые меры к предотвращению убытков или умень­шению их размеров.

Литература

Андреева Л. Поставка для государственных нужд: основ­ные положения // Советская юстиция. 1993. № 7.

Андреева Л.В. Правовые проблемы обеспечения государ­ственных нужд // Государство и право. 1999. № 8.

Анохин В. Договор поставки в рыночной экономике // Хозяйство и право. 1996. № 6.

Брызгалин А. Договор поставки: новое содержание в новой экономике // Хозяйство и право. 1994. № 8.


Вахнип И. Формирование условий и заключение договора поставки // Хозяйство и право. 1996. № 11-12; 1997. № 1-3.

Все о поставках. Витебск, 1997.

Годунов В.Н. Новеллы правового регулирования договор­ных отношений в области поставки // Право и современность: Сб. науч. трудов БГУ. Мн., 1998.

Годунов В.Н. Новое гражданское законодательство и по­ставка товаров для государственных нужд // Право и демо­кратия. Мн., 1998. Вып. 9.

Князев В.О. О соотношении договора купли-продажи и по­ставки // Хозяйство и право. 1993. № 8.

Крылова З.Г. Ответственность по договору поставки. М., 1987.

Николаева Е. Хозяйственный спор, связанный с приемкой товара по количеству // Юрист. 2002. 1 (8).

Паращенко В.Н. Договор поставки. Мн., 1989.

Пастухова М.В. К вопросу о соотношении договоров по­ставки и купли-продажи // Советское государство и право. 1998. № 12.

Пустозерова В.М., Соловьев АЛ. Договор поставки. М., 1996.

Степанов В. Возмещение убытков по договору поставки в Республике Беларусь // Юрист. 2002. № 1 (8).

Шохин В.Н. Дисциплина поставок. М., 1985.

Щемелева И.Н. Договор поставки: практ. пособие. Мн., 1996.


Глава 4. ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

/. Понятие, признаки государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд

Для удовлетворения потребностей населения в средствах труда и продуктах производства, обеспечения стабильной эко­номики, укрепления обороноспособности, проведения необходи­мой внешней политики и выполнения ряда других задач, выра­жающих в целом нужды страны, государство должно распола­гать достаточно прочной имущественной базой, формирование которой осуществляется путем поставки товаров для государ­ственных нужд, производимой на основе государственного кон­тракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

Государственными нуждами признаются в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц, которые обес­печиваются, как правило, за счет средств бюджета и внебюд­жетных источников финансирования (п. 1 ст. 495 ГК).

Относятся к числу государственных нужд, а следовательно, и финансируются из указанных источников товары, предназна­ченные для реализации социально-экономических, научно-тех­нических, оборонных и других задач.

Законодательством определены основания и регламенти­рованы отношения, возникающие из поставки необходимых для Республики Беларусь товаров.

Помимо ст. 495-504 ГК, норм, регулирующих отношения по поставке, общих положений о купле-продаже, поставка то­варов для государственных нужд регулируется также Законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. № 2588-ХП «О поставках товаров для государственных нужд»1, постановлени­ем Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1992 г. № 687 «О поставках продукции (работах) для государствен-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 33. Ст. 432.


ных нужд и порядке организации материально-технического обеспечения в Республике Беларусь»1, с изм. и доп. от 22 фев­раля 1993 г. № 91, 11 августа 1993 г. № 590, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. № 437 «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд», с изм. и доп. от 28 марта 1995 г. № 156, 16 февраля 1999 г. № 247 (этим же постановлением утверждено Положение о формиро­вании и размещении заказов на поставку товаров для респуб­ликанских государственных нужд2), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 27 «Об ответственности предприятий и организаций за необосно­ванный отказ или уклонение от заключения хозяйственных договоров в соответствии с заказом на поставку продукции для государственных нужд, а также за недопоставку продукции по договорам»3, с изм. и доп. от 14 марта 2002 г. № 343.

Совет Министров Республики Беларусь ежегодно составля­ет перечень необходимых товаров для государственных нужд, определяет государственных заказчиков по ним и утверждает этот перечень необходимых товаров и государственных заказ­чиков по ним4.

Порядок заключения хозяйственных договоров на выпол­нение поставок (работ) для государственных нужд постоянно детализируется и уточняется.

Заключение договоров на поставку товаров между государ­ствами - участниками Содружества Независимых Государств регулируется Соглашением об общих условиях поставок това­ров между организациями государств — участников Содруже-

1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992.
№ 32. Ст. 586; 1993. № 6. Ст. 81, № 25. Ст. 487.

2 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994.
М° 17-18. Ст. 334; Собрание указов Президента и постановлений
Правительства Республики Беларусь. 1995. № 9. Ст. 202; Собрание декретов,
указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь.
1999. № 5. Ст. 141.

3 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993.
М° 2-3. Ст. 23; Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь. 2002. N° 34. 5/10134.

4 См., например: Об утверждении перечня республиканских государственных
нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам)
товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд на
2002 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь от
28 января 2002 г. № 105, с изм. и доп. от 21 июня 2002 г. № 826,
11 сентября 2002 г. № 1241 // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. 2002. № 15. 5/9853, № 75. 5/10682, № 104. 5/11101.


ства Независимых Государств от 20 марта 1992 г., ратифициро­ванным постановлением Верховного Совета Республики Бела­русь от 24 ноября 1992 г. № 1960-ХП1. В случае возникнове­ния споров имеются: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подпи­санное 20 марта 1992 г. государствами - участниками Содруже­ства Независимых Государств, ратифицированное постановле­нием Верховного Совета Республики Беларусь от 24 ноября 1992 г. № 1958-ХП2, и Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между организациями государств - участни­ков Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.3

Основаниями поставки товаров для государственных нужд согласно ст. 495 ГК являются:

1) государственный контракт на поставку товаров для государствен­ных нужд;

2) договор поставки товаров для государственных нужд.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется пе­редать товары государственному заказчику либо по его указа­нию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспе­чить оплату поставленных товаров (ст. 496 ГК).

Договор поставки для государственных нужд — это согла­шение, по которому поставщик передает на основе государствен­ного контракта покупателю товары, предназначенные для госу­дарственных нужд.

Поскольку к отношениям по поставке товаров для госу­дарственных нужд применяются правила о договоре поставки (п. 2 ст. 495 ГК), следовательно, они (рассматриваемые государ­ственный контракт и договор поставки товаров для государ­ственных нужд) являются разновидностью договора поставки.

Данные договоры являются двусторонними, возмездными и консенсуальными.

Как показывает анализ законодательства, в государствен­ном контракте и заключенном на его основе договоре постав­ки поставщиком выступает одно и то же лицо, т.е. это может быть физическое (индивидуальный предприниматель) и юриди-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. М° 22. Ст. 281.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 18. Ст. 207.

3 Содружество (информационный вестник). 1992. № 5.


ческое лицо. Другой стороной применительно к государствен­ному контракту назван государственный заказчик. В отличие от договора поставки товаров для государственных нужд он не называется покупателем, но в законе сказано, что товары по указанию государственного заказчика могут передаваться дру­гому лицу, которое и является покупателем. В то же время, когда речь идет о заключении договора поставки товаров для государственных нужд, в качестве другой стороны назван поми­мо поставщика и покупатель.

В роли государственного заказчика, в зависимости от того, какие товары поставляются, выступают соответствующие ми­нистерства, ведомства, другие государственные организации, а также органы местного управления и самоуправления.

Покупателями выступают юридические лица, как правило коммерческие, которых определяют государственные заказчики.

Возмездный характер проявляется во встречном предос­тавлении за поставленный товар денег.

Государственный контракт и заключенный на его основе договор поставки товаров для государственных нужд создают отношения между сторонами, которые реализуются ими не од­новременно с заключением договора, что подчеркивает их кон-сенсуальность.

Предметом договоров могут быть любые товары, удовлет­воряющие потребностям Республики Беларусь или админист­ративно-территориальных образований. Это товары, как прави­ло, определяемые родовыми признаками, т.е. товары серийного производства.

Срок действия договора обычно оговаривается в самом кон­тракте, а периоды поставки товара устанавливаются сторонами и указываются в договоре.

Цены устанавливаются сторонами государственного кон­тракта, однако не исключен и другой порядок определения цен (например, на конкурсных началах).

Само понятие «государственный контракт» определяет пись­менную форму его заключения.

Изложенные особенности договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, по существу, и отличают их от договоров поставки.


2. Порядок заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд

Основанием для заключения государственного контракта является подготовка и получение заказа на поставку товаров для государственных нужд. В государственном заказе указы­вается наименование товара, количество, сроки поставки, цена, порядок расчетов и др.

Сформированный государственный заказ нуждается в раз­мещении, которое может происходить путем проведения тор­гов, конкурсов и аукционов. При этом, если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком (ис­полнителем), объявленным победителем конкурса, является для государственного заказчика обязательным (п. 4 ст. 497 ГК).

Выбор поставщика может быть произведен и самим госу­дарственным заказчиком.

Если поставщик (исполнитель) принял заказ, то заключе­ние государственного контракта для государственного заказчи­ка, разместившего заказ, обязательно.

В некоторых случаях принятие государственного заказа и заключение государственного контракта являются обязатель­ными для поставщика (исполнителя). Это, в частности, касает­ся поставщиков (исполнителей), занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов). Однако такая обязанность может быть возложена при условии, что государственный заказчик возместит все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.

Поставщик (исполнитель), принявший государственный за­каз, должен заключить государственный контракт, для чего госу­дарственным заказчиком разрабатывается проект государствен­ного контракта и направляется поставщику (исполнителю).

Поставщик (исполнитель), получивший проект государствен­ного контракта, обязан не позднее 30-дневного срока, а если государственный контракт заключается по результатам кон­курса на размещение заказа на поставку товаров для государ­ственных нужд, то не позднее 20 дней со дня проведения кон­курса подписать его и возвратить один экземпляр государствен-


ному заказчику, т.е. государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса (п. 4 ст. 498 ГК).

При наличии разногласий по условиям государственного контракта (поставщик) исполнитель в тот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Но подобный отказ не всегда возможен. Так, если сторона, для которой заключение государственного контракта является обя­зательным, уклоняется от его заключения, то вторая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении постав­щика (исполнителя) заключить контракт.

Государственный заказчик, получивший государственный контракт с протоколом разногласий, должен в течение 30 дней рассмотреть их, согласовать с поставщиком и известить его о принятии государственного контракта в редакции поставщика либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении ус­тановленного срока неурегулированные разногласия по госу­дарственному контракту, заключение которого является обяза­тельным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда (ст. 498 ГК).

Аналогичный порядок согласования разногласий предус­мотрен при подготовке государственного контракта не государ­ственным заказчиком, а поставщиком.

Государственным контрактом может быть предусмотрена поставка товаров как непосредственно государственному заказ­чику, так и по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю) (ст. 501 ГК). При осуществлении постав­щиком (исполнителем) поставки товаров государственный за­казчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания госу­дарственного контракта направляет поставщику (исполните­лю) и покупателю, который был указан государственным за­казчиком, извещение о прикреплении покупателя к поставщи­ку (исполнителю).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (ис­полнителю), выданное государственным заказчиком в соответ­ствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товара для государственных нужд (п. 1 ст. 499 ГК).


Анализ ст. 499 и 500 ГК показывает, что поскольку обя­занность заключения поставщиком договора поставки вытека­ет из государственного контракта, отказаться от его заключе­ния он не вправе.

Покупатель имеет право полностью или частично отка­заться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае постав­щик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить госу­дарственного заказчика и вправе потребовать от него извеще­ния о прикреплении к другому покупателю (п. 1 ст. 500 ГК).

Государственный заказчик в срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную раз­нарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о сво­ем согласии принять и оплатить товары, т.е. принять обязан­ности покупателя на себя (п. 2 ст. 500 ГК).

3. Права, обязанности поставщика

и государственного заказчика (покупателя). Ответственность сторон

Наличие прав, обязанностей сторон и их содержание выте­кают из государственного контракта. В данном случае, как и в других обязательствах, праву одной стороны корреспондирует обязанность другой. Поэтому изложение материала будет вес­тись в основном применительно к обязанностям.

Поставщик обязан:

1) заключить договор поставки товаров для государственных нужд;

2) заключив договор поставки, передать покупателю или государ­ственному заказчику товары.

Государственный заказчик обязан:

1) принять поставленный товар;

2) прикрепить к поставщику покупателя в случае отказа покупате­ля полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. Он дол­жен это сделать в срок не позднее 30 дней со дня получения уве­домления поставщика (исполнителя).


Невыполнение этой обязанности государственным заказчиком дает право поставщику либо требовать от государственного за­казчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по сво­ему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с реализацией, на государственного заказчика (ст. 500 ГК). Государственному заказчику предоставляется право отказаться полностью или частично от товаров, поставка которых предусмот­рена государственным контрактом, при условии возмещения по­ставщику (исполнителю) убытков, причиненных таким отказом; 3) оплатить товар. Согласно п. 2 ст. 501 ГК оплата товаров произво­дится государственным заказчиком, если поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке. Однако когда поставка товаров произ­водится покупателю по договору поставки товаров для государ­ственных нужд и, по общему правилу, он их выплачивает (ст. 502 ГК), то государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству, а следовательно, несет солидарную ответствен­ность вместе с покупателем.

Ответственность поставщика. Действующим законодатель­ством установлено, что за нарушение сроков, предусмотренных договором, за непоставку, недопоставку товаров, поставку нека­чественных, некомплектных товаров поставщик уплачивает неустойку. Размер и вид неустойки зависят от того, какое усло­вие не выполнено.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.