КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отдельные виды обязательств 5 страница
Помимо уплаты неустойки (штрафа, пени), со стороны, нарушившей договор, могут быть взысканы и убытки. В частности, в случаях поставки товаров ненадлежащего качества или некомплектных товаров с поставщика взыскивается неустойка (штраф) и, кроме того, причиненные такой поставкой убытки без зачета неустойки (штрафа), т.е. может применяться и штрафная неустойка. К убыткам относятся расходы, произведенные лицом, чье право нарушено в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, т.е. установлен принцип реального исполнения обязательства. Иски об убытках могут быть удовлетворены при надлежащем обосновании размера убытков. Порядок исчисления убытков при расторжении договора поставки регламентирован ст. 494 ГК. Из нее следует, что если: - после расторжения договора поставки вследствие нарушения обя покупатель допустил нарушения условий договора поставки и продавец в разумный срок продал товар другому лицу по более низкой, но разумной цене, продавец вправе требовать возмещения убытков в виде разницы между договорной ценой и ценой по совершенной взамен сделке;
- договор поставки расторгнут по указанным основаниям, а новая Текущая цена — цена, которая обычно взимается при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте, где должна была быть осуществлена передача товара. Если в этом месте текущей цены не существует, может быть использована цена, которая применяется в другом месте, которое может служить разумной заменой с учетом разницы в расходах, которые необходимо восполнить по транспортировке товара в соответствующую местность. Потерпевшая сторона должна доказать, что ею принимались необходимые меры к предотвращению убытков или уменьшению их размеров. Литература Андреева Л. Поставка для государственных нужд: основные положения // Советская юстиция. 1993. № 7. Андреева Л.В. Правовые проблемы обеспечения государственных нужд // Государство и право. 1999. № 8. Анохин В. Договор поставки в рыночной экономике // Хозяйство и право. 1996. № 6. Брызгалин А. Договор поставки: новое содержание в новой экономике // Хозяйство и право. 1994. № 8. Вахнип И. Формирование условий и заключение договора поставки // Хозяйство и право. 1996. № 11-12; 1997. № 1-3. Все о поставках. Витебск, 1997. Годунов В.Н. Новеллы правового регулирования договорных отношений в области поставки // Право и современность: Сб. науч. трудов БГУ. Мн., 1998. Годунов В.Н. Новое гражданское законодательство и поставка товаров для государственных нужд // Право и демократия. Мн., 1998. Вып. 9. Князев В.О. О соотношении договора купли-продажи и поставки // Хозяйство и право. 1993. № 8. Крылова З.Г. Ответственность по договору поставки. М., 1987. Николаева Е. Хозяйственный спор, связанный с приемкой товара по количеству // Юрист. 2002. 1 (8).
Паращенко В.Н. Договор поставки. Мн., 1989. Пастухова М.В. К вопросу о соотношении договоров поставки и купли-продажи // Советское государство и право. 1998. № 12. Пустозерова В.М., Соловьев АЛ. Договор поставки. М., 1996. Степанов В. Возмещение убытков по договору поставки в Республике Беларусь // Юрист. 2002. № 1 (8). Шохин В.Н. Дисциплина поставок. М., 1985. Щемелева И.Н. Договор поставки: практ. пособие. Мн., 1996. Глава 4. ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД /. Понятие, признаки государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд Для удовлетворения потребностей населения в средствах труда и продуктах производства, обеспечения стабильной экономики, укрепления обороноспособности, проведения необходимой внешней политики и выполнения ряда других задач, выражающих в целом нужды страны, государство должно располагать достаточно прочной имущественной базой, формирование которой осуществляется путем поставки товаров для государственных нужд, производимой на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Государственными нуждами признаются в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц, которые обеспечиваются, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования (п. 1 ст. 495 ГК). Относятся к числу государственных нужд, а следовательно, и финансируются из указанных источников товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и других задач. Законодательством определены основания и регламентированы отношения, возникающие из поставки необходимых для Республики Беларусь товаров. Помимо ст. 495-504 ГК, норм, регулирующих отношения по поставке, общих положений о купле-продаже, поставка товаров для государственных нужд регулируется также Законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. № 2588-ХП «О поставках товаров для государственных нужд»1, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1992 г. № 687 «О поставках продукции (работах) для государствен-
1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 33. Ст. 432. ных нужд и порядке организации материально-технического обеспечения в Республике Беларусь»1, с изм. и доп. от 22 февраля 1993 г. № 91, 11 августа 1993 г. № 590, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. № 437 «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд», с изм. и доп. от 28 марта 1995 г. № 156, 16 февраля 1999 г. № 247 (этим же постановлением утверждено Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд2), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 27 «Об ответственности предприятий и организаций за необоснованный отказ или уклонение от заключения хозяйственных договоров в соответствии с заказом на поставку продукции для государственных нужд, а также за недопоставку продукции по договорам»3, с изм. и доп. от 14 марта 2002 г. № 343. Совет Министров Республики Беларусь ежегодно составляет перечень необходимых товаров для государственных нужд, определяет государственных заказчиков по ним и утверждает этот перечень необходимых товаров и государственных заказчиков по ним4. Порядок заключения хозяйственных договоров на выполнение поставок (работ) для государственных нужд постоянно детализируется и уточняется. Заключение договоров на поставку товаров между государствами - участниками Содружества Независимых Государств регулируется Соглашением об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содруже- 1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. 2 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. 3 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993.
4 См., например: Об утверждении перечня республиканских государственных ства Независимых Государств от 20 марта 1992 г., ратифицированным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 24 ноября 1992 г. № 1960-ХП1. В случае возникновения споров имеются: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанное 20 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, ратифицированное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 24 ноября 1992 г. № 1958-ХП2, и Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.3 Основаниями поставки товаров для государственных нужд согласно ст. 495 ГК являются: 1) государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд; 2) договор поставки товаров для государственных нужд. По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 496 ГК). Договор поставки для государственных нужд — это соглашение, по которому поставщик передает на основе государственного контракта покупателю товары, предназначенные для государственных нужд. Поскольку к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (п. 2 ст. 495 ГК), следовательно, они (рассматриваемые государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд) являются разновидностью договора поставки. Данные договоры являются двусторонними, возмездными и консенсуальными. Как показывает анализ законодательства, в государственном контракте и заключенном на его основе договоре поставки поставщиком выступает одно и то же лицо, т.е. это может быть физическое (индивидуальный предприниматель) и юриди- 1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. М° 22. Ст. 281. 2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 18. Ст. 207. 3 Содружество (информационный вестник). 1992. № 5. ческое лицо. Другой стороной применительно к государственному контракту назван государственный заказчик. В отличие от договора поставки товаров для государственных нужд он не называется покупателем, но в законе сказано, что товары по указанию государственного заказчика могут передаваться другому лицу, которое и является покупателем. В то же время, когда речь идет о заключении договора поставки товаров для государственных нужд, в качестве другой стороны назван помимо поставщика и покупатель. В роли государственного заказчика, в зависимости от того, какие товары поставляются, выступают соответствующие министерства, ведомства, другие государственные организации, а также органы местного управления и самоуправления. Покупателями выступают юридические лица, как правило коммерческие, которых определяют государственные заказчики. Возмездный характер проявляется во встречном предоставлении за поставленный товар денег. Государственный контракт и заключенный на его основе договор поставки товаров для государственных нужд создают отношения между сторонами, которые реализуются ими не одновременно с заключением договора, что подчеркивает их кон-сенсуальность. Предметом договоров могут быть любые товары, удовлетворяющие потребностям Республики Беларусь или административно-территориальных образований. Это товары, как правило, определяемые родовыми признаками, т.е. товары серийного производства. Срок действия договора обычно оговаривается в самом контракте, а периоды поставки товара устанавливаются сторонами и указываются в договоре. Цены устанавливаются сторонами государственного контракта, однако не исключен и другой порядок определения цен (например, на конкурсных началах). Само понятие «государственный контракт» определяет письменную форму его заключения. Изложенные особенности договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, по существу, и отличают их от договоров поставки. 2. Порядок заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд Основанием для заключения государственного контракта является подготовка и получение заказа на поставку товаров для государственных нужд. В государственном заказе указывается наименование товара, количество, сроки поставки, цена, порядок расчетов и др. Сформированный государственный заказ нуждается в размещении, которое может происходить путем проведения торгов, конкурсов и аукционов. При этом, если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса, является для государственного заказчика обязательным (п. 4 ст. 497 ГК). Выбор поставщика может быть произведен и самим государственным заказчиком. Если поставщик (исполнитель) принял заказ, то заключение государственного контракта для государственного заказчика, разместившего заказ, обязательно. В некоторых случаях принятие государственного заказа и заключение государственного контракта являются обязательными для поставщика (исполнителя). Это, в частности, касается поставщиков (исполнителей), занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов). Однако такая обязанность может быть возложена при условии, что государственный заказчик возместит все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Поставщик (исполнитель), принявший государственный заказ, должен заключить государственный контракт, для чего государственным заказчиком разрабатывается проект государственного контракта и направляется поставщику (исполнителю). Поставщик (исполнитель), получивший проект государственного контракта, обязан не позднее 30-дневного срока, а если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, то не позднее 20 дней со дня проведения конкурса подписать его и возвратить один экземпляр государствен- ному заказчику, т.е. государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса (п. 4 ст. 498 ГК). При наличии разногласий по условиям государственного контракта (поставщик) исполнитель в тот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Но подобный отказ не всегда возможен. Так, если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, то вторая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить контракт. Государственный заказчик, получивший государственный контракт с протоколом разногласий, должен в течение 30 дней рассмотреть их, согласовать с поставщиком и известить его о принятии государственного контракта в редакции поставщика либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда (ст. 498 ГК). Аналогичный порядок согласования разногласий предусмотрен при подготовке государственного контракта не государственным заказчиком, а поставщиком. Государственным контрактом может быть предусмотрена поставка товаров как непосредственно государственному заказчику, так и по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю) (ст. 501 ГК). При осуществлении поставщиком (исполнителем) поставки товаров государственный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю, который был указан государственным заказчиком, извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товара для государственных нужд (п. 1 ст. 499 ГК). Анализ ст. 499 и 500 ГК показывает, что поскольку обязанность заключения поставщиком договора поставки вытекает из государственного контракта, отказаться от его заключения он не вправе. Покупатель имеет право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю (п. 1 ст. 500 ГК). Государственный заказчик в срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары, т.е. принять обязанности покупателя на себя (п. 2 ст. 500 ГК). 3. Права, обязанности поставщика и государственного заказчика (покупателя). Ответственность сторон Наличие прав, обязанностей сторон и их содержание вытекают из государственного контракта. В данном случае, как и в других обязательствах, праву одной стороны корреспондирует обязанность другой. Поэтому изложение материала будет вестись в основном применительно к обязанностям. Поставщик обязан: 1) заключить договор поставки товаров для государственных нужд; 2) заключив договор поставки, передать покупателю или государственному заказчику товары. Государственный заказчик обязан: 1) принять поставленный товар; 2) прикрепить к поставщику покупателя в случае отказа покупателя полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. Он должен это сделать в срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя). Невыполнение этой обязанности государственным заказчиком дает право поставщику либо требовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с реализацией, на государственного заказчика (ст. 500 ГК). Государственному заказчику предоставляется право отказаться полностью или частично от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения поставщику (исполнителю) убытков, причиненных таким отказом; 3) оплатить товар. Согласно п. 2 ст. 501 ГК оплата товаров производится государственным заказчиком, если поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке. Однако когда поставка товаров производится покупателю по договору поставки товаров для государственных нужд и, по общему правилу, он их выплачивает (ст. 502 ГК), то государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству, а следовательно, несет солидарную ответственность вместе с покупателем. Ответственность поставщика. Действующим законодательством установлено, что за нарушение сроков, предусмотренных договором, за непоставку, недопоставку товаров, поставку некачественных, некомплектных товаров поставщик уплачивает неустойку. Размер и вид неустойки зависят от того, какое условие не выполнено.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |