КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответственность государственного заказчика (получателя). 9 страница
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется путем ведения общего списка. Законодательством предусмотрено ведение и отдельных списков. Так, ст. 84 ЖК установлен перечень категорий граждан, которым жилые помещения социального пользования предоставляются вне очереди. Этим правом обладают: 1) граждане, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания; 2) дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в детских учреждениях, у родственников, под опекой (попечительством), по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) либо с их согласия после обучения в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, по окончании срока службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли; 3) больные активной формой туберкулеза; 4) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. В отдельные списки включаются также малообеспеченные нетрудоспособные граждане, граждане, имеющие право на получение жилых помещений социального пользования вне очереди. О включении их в отдельные списки указывается в решении о принятии их на учет. Очередность на получение жилья в некоторых случаях может быть перенесена и на более поздний срок (например, злостным нарушителям трудовой дисциплины, о чем может быть предусмотрено в коллективном договоре). Может быть перенесен на более позднее время срок постановки на учет. Это происходит, если гражданин был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без достаточных на то оснований (например, жилая площадь на каждого члена семьи составляла свыше 15 м2, если иное не установлено законодательством)1. При появлении в дальнейшем у него таких оснований (например, у него увеличилось количество членов семьи) срок постановки на учет переносится на дату возникновения этих оснований.
Решение об изменении очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимается органом, принявшим этих граждан на учет. О принятом решении сообщается гражданину в 10-дневный срок с указанием оснований изменения очередности. При этом обязательно, чтобы сообщение было сделано в письменной форме. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилья путем купли-продажи, участия в строительстве жилья, на получение в пользование жилого 1 Согласно ч. 2 пп. 4.21 Тарифного соглашения между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников государственных и других учреждений на 2003- 2005 гг. имеют право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечиваться жилой площадью по месту работы лица, проработавшие 20 лет и более в органах внутренних дел и добившиеся высоких показателей в труде, активно участвующие в общественной жизни и имеющие обеспеченность жилой площадью не более 17 м2 общей площади на каждого члена семьи; работники органов внутренних дел, имеющие право на первоочередное получение жилых помещений и обеспечение жилой площадью не более 17 м2 на каждого члена семьи.
помещения в домах государственного жилищного фонда в порядке, предусмотренном в законодательстве Республики Беларусь. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительного кооператива, а также граждане, имеющие жилой дом в частной собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, если в результате этого отпали основания состоять на учете (если стало свыше 15 м2 на каждого члена семьи); 2) выезда их на постоянное место проживания в другой населенный пункт, за исключением случаев, если эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в организации; 3) прекращения трудовых отношений с организацией, где они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме случаев, предусмотренных Жилищным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь; 4) предоставления не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий должностных лиц, послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 17 Правил, ст. 47 ЖК). Снятие гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства производится по решению исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, а по месту работы - по совместному решению администрации предприятия (учреждения, организации) и профсоюзного комитета (при его наличии). Решение в 10-дневный срок сообщается гражданину в письменной форме с указанием причин, послуживших основанием снятия с учета. Обжалование решения о снятии производится в порядке, установленном для отказа в принятии на учет. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы сохраняется за гражданином в случаях: 1) ухода на пенсию; 2) утраты трудоспособности, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и повлекшей прекращение трудовых отношений; 3) увольнения в связи с переходом на работу в государственные органы на выборную должность;
4) призыва на срочную военную службу, в том числе по контракту, а также призыва офицеров запаса на военную службу на срок до двух лет - в течение всего времени прохождения военной службы и одного года со дня окончания этого срока; 5) направления организацией на учебу - в течение всего времени обучения; 6) увольнения в связи с сокращением численности или штата работников - до момента трудоустройства в другую организацию (при условии регистрации в государственной службе занятости). При трудоустройстве на новое место работы гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки его на такой учет по прежнему месту работы; 7) наличия других оснований, предусмотренных коллективными договорами (п. 20 Правил, ст. 48 ЖК). При переводе гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на работу к другому нанимателю в том же населенном пункте он может быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту работы со времени постановки его на учет по прежнему месту работы. Решение об этом принимается совместно администрацией предприятия (учреждения, организации) с профсоюзным комитетом (при его наличии). Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства сохраняется за гражданином при временном выезде из населенного пункта в случаях: 1) призыва на действительную срочную военную службу, на время ее прохождения, в том числе по контракту, а также призыва офицеров запаса на действительную военную службу на срок, установленный законом, - в течение всего времени прохождения указанной военной службы; .2) временного выезда из постоянного места жительства по условиям и характеру работы либо в связи с обучением - в течение всего времени выполнения данной работы или обучения; 3) выезда в связи с выполнением обязанностей опекуна или попечителя - в течение всего времени выполнения этих обязанностей; 4) заключения под стражу - в течение всего времени нахождения под следствием или судом;
5) некоторых других случаях. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента принятия на учет сохраняется: 1) по месту жительства - за членами семьи, совместно проживающими с гражданами и состоявшими с ним на учете, в случае смерти гражданина или снятия его с учета при выезде на постоянное проживание в другой населенный пункт, в случае смерти гражданина или снятия с учета при выезде на постоянное проживание в другой населенный пункт, если не отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 2) по месту работы - за работающими в данной организации членами семьи гражданина, состоявшего на учете, в случае прекращения с ним трудовых отношений (расторжения брака), а за членами семьи гражданина, умершего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - независимо от места их работы, если не отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 22 Правил, ст. 49 ЖК). Жилые помещения социального пользования предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. В связи с тем что капитальный ремонт или реконструкция некоторых жилых помещений не могут быть произведены без выселения проживающих, создается маневренный фонд. Такой фонд создается в объемах, обеспечивающих выполнение заданий по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются нанимателю и членам его семьи по решению органа управления жилищно-коммунальным хозяйством местного исполнительно-распорядительного органа или предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения. Эти помещения предоставляются на время капитального ремонта или реконструкции жилого дома без расторжения договора найма ранее занимаемого жилого помещения. Порядок и условия отнесения жилых помещений к маневренному фонду, предоставления жилых помещений и пользования такими помещениями регулируются Положением о жилых помещениях маневренного фонда, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 1 ноября 1999 г. № 154. Имеются также жилые помещения в специальных домах (дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов и престарелых, дома на закрытых территориях и т.д.), которые используются для проживания отдельных категорий граждан. В этих целях используются и другие специально построенные или переоборудованные для этой цели жилые дома. Порядок отнесения к категории специальных домов, предоставления и пользования ими определяется Советом Министров Республики Беларусь. Эти дома не подлежат приватизации, обмену и разделу. Для проживания в специальных домах заключается договор найма жилого помещения. Типовой договор найма жилого помещения в специальном доме утвержден приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 1 ноября 1999 г. № 154. Порядок предоставления жилой площади. Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда предоставляются гражданам и членам их семьи, как правило, в виде отдельной квартиры на условиях соответствующего договора найма по нормам, установленным для жилых помещений социального пользования. Предоставляются помещения гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте. Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятиях, в учреждениях, организациях, но постоянно проживающим в другом населенном пункте, жилые помещения предоставляются этими предприятиями, учреждениями, организациями по месту постоянного жительства или по месту расположения предприятия, учреждения, организации (производственной или структурной единицы). Служебные жилые помещения предоставляются гражданам, как правило, по месту их работы или вблизи от него. Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и другие случаи предоставления жилых помещений не по месту постоянного жительства граждан. Жилые помещения предоставляются гражданам: 1) в домах коммунального жилищного фонда - по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при местном исполнительном и распорядительном органе, или по совме- стному решению администрации организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета; 2) в домах республиканского жилищного фонда — по совместному решению администрации организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета (п. 24 Правил, ст. 53 ЖК). Договор найма может быть заключен только на свободное жилое помещение. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, находиться в границах населенного пункта. В случае, если гражданину на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения принадлежит на праве собственности жилое помещение либо он занимает жилое помещение по договору найма в домах государственного жилого фонда, в котором не остаются проживать члены его семьи, то он обязан произвести отчуждение (сдачу) этого жилого помещения местному Совету депутатов, исполнительному или распорядительному органу, организации, предоставляющим жилое помещение, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Отказ гражданина от выполнения указанных требований влечет отмену решения о предоставлении ему жилого помещения (п. 30 Правил). Служебные жилые помещения предоставляются гражданам независимо от их нуждаемости в улучшении жилищных условий в связи с характером их трудовых отношений по решению администрации организации, в ведении которой находятся эти помещения, если иное не предусмотрено другими актами законодательства Республики Беларусь. Первоочередное право на получение служебного помещения имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о предоставлении жилого помещения в домах государственного жилищного фонда является основанием для заключения договора найма жилого помещения. Он заключается между нанимателем и наймодателем в письменной форме, которая предполагает составление и подписание договора найма жилого помещения. Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, наравне с нанимателем пользуются всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства (например, о последствиях недействительных сделок). Изложенный порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является обязательным для местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности. Правилами также установлено, что государственные организации предоставляют жилые помещения в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами. Что касается организаций негосударственной формы собственности, то они вправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством Республики Беларусь. За учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности получения жилых помещений, их предоставлением, правильностью отнесения граждан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудоспособных граждан должен быть налажен общественный контроль, который осуществляется общественными комиссиями по жилищным вопросам, созданными при местных исполнительных и распорядительных органах, а также в организациях с участием представителей профсоюзов и трудовых коллективов. Таким образом, жилищные отношения порождают комплекс правоотношений. В частности, возникшие жилищные правоотношения охватывают отношения по учету нуждающихся в жилье граждан и предоставлению им жилых помещений, по использованию жилых помещений, полученных по различным основаниям, а также отношения по управлению и эксплуатации жилищного фонда, обеспечению его сохранности и др. Основаниями возникновения права пользования жилыми помещениями являются: 1) договор найма или поднайма жилого помещения; 2) право собственности; 3) завещательный отказ; 4) другие основания, не запрещенные законодательством Республики Беларусь. Договор найма жилого помещения может быть в судебном порядке признан недействительным в случаях: - предоставления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; - нарушения прав других граждан или юридических лиц на указанное в договоре найма жилое помещение; - неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; - нарушения порядка и условий предоставления жилого помещения, предусмотренных законодательством. Требование о признании договора найма жилого помещения недействительным может быть заявлено в течение 3 лет со дня заключения этого договора1. В случае признания договора найма жилого помещения недействительным вследствие неправомерных действий нанимателя, членов его семьи и других совместно проживающих с ним граждан при получении жилого помещения в домах государственного жилищного фонда по договору найма эти граждане в соответствии с ч. 1 ст 72 ЖК подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Если граждане были ранее обеспечены жилым помещением государственного жилищного фонда в том же населенном пункте, им при выселении предоставляется это или другое жилое помещение; если они пользовались таким жилым помещение в другом населенном пункте, то подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения2. 1 Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 2 Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 3. Понятие и признаки договора найма жилого помещения Договор найма жилого помещения - это соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование за плату (ст. 27 ЖК). Договор найма жилого помещения включает в себя такие виды договоров, как: 1) договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда (договор социального найма) (ст. 12 и 84 ЖК); 2) договор найма служебного жилого помещения (ст. 95 ЖК); 3) договор найма жилого помещения в общежитиях; 4) договор найма жилого помещения в специальном доме. Согласно ст. 56 ЖК по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда наймодатель (местный исполнительный и распорядительный орган или предприятие, учреждение, организация государственной формы собственности) обязуется предоставить за плату нанимателю во владение и пользование жилое помещение. Имеются также договоры поднайма жилых помещений. Гражданам, не имеющим жилья по месту их работы или учебы, могут быть предоставлены общежития. Порядок, условия предоставления жилья и пользования им в названных случаях будут рассмотрены в отдельных параграфах. Эти договоры двусторонние, бессрочные. Однако в отдельных случаях договор найма жилого помещения может быть заключен на определенный срок (например, на период работы предоставлено служебное помещение или общежитие на период учебы в учебном заведении). Сторонами в этих договорах являются наймодатель (жи-лищно-эксплуатационная организация, предприятие (организация), гражданин-собственник) и наниматель (гражданин, которому предоставлено жилое помещение). Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Рассматриваемые договоры, как следует из определений, возмездные. Предметом договора найма выступает, как правило, квартира либо изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких комнат. Пользоваться квартирой наниматель и члены его семьи должны по назначению. Форма договора жилого помещения - письменная. Обязательность письменной формы заключается в подготовке и подписании договора найма жилого помещения. Типовые договоры найма жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь1. Если вести речь в целом о договорах найма жилого помещения, то, помимо общих черт, они содержат отличия. Так, по договору найма жилое помещение предоставляется во владение и пользование, а по договору социального найма - во владение и пользование, только в пользование (например, предоставление места в общежитии на время учебы). Плата за пользование жилыми помещениями по договору найма устанавливается по соглашению между нанимателем и наймодателем, если законодательством не установлено иное. При этом она не должна превышать максимально допустимой нормы, установленной Советом Министров Республики Беларусь. Плата за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализацию, газ, электрическую и тепловую энергию, лифты, вывоз и обезвреживание твердых отходов, другие услуги) взимается согласно тарифам, по которым оплачивает эти услуги наймодатель, если законодательством не установлено иное (ст. 38 ЖК). Что же касается платы за пользование жилым помещением по договору социального найма, то она взимается исходя из общей площади занимаемого помещения и с учетом ставки платы за пользование жилым помещением, устанавливаемой законодательством. Взимание платы производится в одинарном размере, если не превышены пределы максимальной нормы предоставления 1 Гл. 13. 1. Конституционное право на жилище. Жилищный фонд. Жилищное законодательство. общей площади жилого помещения социального пользования на всех членов семьи нанимателя, а размеры излишней жилой площади не превышают на всю семью половины максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, полагающейся на одного человека. Плата за излишки жилой площади взимается по нормативной себестоимости эксплуатации жилищного фонда, утверждаемой облисполкомами (Минским горисполкомом). Например, семья состоит из трех человек и занимает жилое помещение общей площадью 75 м2. Исходя из того, что максимальная норма предоставления общей площади жилого помещения на одного человека 20 м2, то излишки составляют 5 м2. В более пространном виде это выглядит так: максимальная норма предоставления жилья на одного человека 20 м2 умножается на количество членов семьи (в примере их три), в результате получается 60 м2. Но поскольку в законе сказано, что к этому добавляется еще половина максимальной нормы, предоставляемой на одного человека, то к 60 м2 добавляется еще 10 м2 и в сумме получается 70 м2, а 5 м2 составят излишки. Половина максимальной нормы, предоставляемой на одного человека, прибавляется к общей норме независимо от того, сколько в семье насчитывается членов семьи. Плата же за коммунальные услуги взимается исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении по тарифам, установленным законодательством (ст. 65 ЖК). Квартирная плата и плата за коммунальные услуги должны быть внесены в сроки, установленные законодательством. Размер квартирной платы за 1 м2 общей площади жилого помещения устанавливается Советом Министров. В настоящее время квартирная плата и плата за коммунальные услуги регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами». Льготы по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги устанавливаются законодательством. В частности, в ч. 4 пп. 1.3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2001 г. № 128 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» установлено, что плата за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями неработающими пенсионерами при достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет, инвалидами I и II группы, проживающими отдельно от трудоспособных членов семьи, взимается с них по установленным ставкам (тарифам) независимо от размера занимаемых ими жилых помещений. В целом же льготы по оплате за пользование жилыми помещениями помещены в различных нормативных актах в зависимости от категории льготных граждан. Например, льготы участникам минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам регламентированы Законом Белорусской ССР от 22 февраля 1991 г. № 634-ХП «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»1, с изм.и доп. от 11 декабря 1991 г. № 1302а-ХИ, 24 ноября 1992 г. № 1964-ХП, 6 сентября 1995 г. № 3852-ХП, 3 мая 1996 г. № 440-ХШ, 4 июня 2001 г. № 31-3, 12 июля 2001 г. № 45-3. Согласно названному Закону оплата жилой площади (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), занимаемой этими гражданами (ст. 18 Закона) и проживающими совместно с ними членами семей, производится в размере 50 % квартирной платы от установленных ставок. Указанным гражданам предоставляется и скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а если нет центрального отопления, то 50%-ная скидка со стоимости топлива, продаваемого населению. Такие же льготы, к примеру, предоставляются участникам Великой Отечественной войны, инвалидам (I, II группы), репрессированным и впоследствии реабилитированным, некоторым другим лицам согласно действующему законодательству. Кроме перечисленных, имеются другие отличительные признаки названных договоров, которые рассмотрены в дальнейшем как отдельные вопросы. 1 Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 10 (12). Ст. 111; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 4. Ст. 73, № 33. Ст. 525; 1995. № 33. Ст. 429; 1996. № 21. Ст. 380; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 55. 2/774, № 67. 2/788. Из определения договора найма следует, что жилая площадь предоставляется нанимателю и члендм его семьи. К членам семьи нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков (жилищно-строительного кооператива, молодежного жилого комплекса) по договору найма жилого помещения относятся супруг нанимателя, их дети (как родные, так и усыновленные) и родители (а также усыновители). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Конкретный перечень других родственников законом не установлен, т.е. какие линии и степени родства при этом могут учитываться, не указывается. Ими могут быть как по прямой линии (дед, внук и т.д.), так и по боковой (родные, двоюродные, троюродные и последующие братья, сестры, дяди, тети, племянницы и племянники). Нетрудоспособными иждивенцами являются лица, не имеющие достаточных средств к существованию (пенсия, стипендия, алименты не препятствуют этому). К категории нетрудоспособных относятся лица, нетрудоспособные до 16 лет, а если учатся — до 18 лет, женщины старше 55 лет, а мужчины -60 лет, инвалиды. Если указанные выше лица перестали быть членами семьи нанимателя (например, брак расторгнут), но продолжают проживать в нанимаемом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи, если иное не предусмотрено законодательством и заключенным между ними письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением (ч. 3 ст. 30 ЖК). Итак, супруг, дети, родители - бесспорные члены семьи, но при одном условии - совместное проживание с нанимателем; другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы и иные лица могут быть признаны членами семьи при наличии одновременно двух условий: совместного проживания с нанимателем; ведения общего хозяйства. Иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя, собственника, члена организации граждан-застройщиков только в судебном порядке, а помимо наличия указанных условий требуется еще и совместное в течение пяти лет проживание с ними.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |