Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки договора безвозмездного пользования (ссуды). 7 страница




2. Понятие, виды договора перевозки и их признаки

Транспорт - это самостоятельная отрасль производства со своей спецификой, следовательно, в ней возникают и развива­ются только ей присущие отношения.

Перевозка грузов, пассажиров, багажа производится по до­говору перевозки.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельны­ми видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если законода­тельными актами, транспортными уставами и кодексами, а так­же актами республиканских органов государственного управ­ления, издаваемыми в соответствии с предъявляемыми требова­ниями, не установлено иное (ст. 738 ГК).

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доста­вить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получа­телю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 739 ГК).

Это определение уточняется применительно к каждому виду транспорта. Если, к примеру, это железнодорожный транспорт, то Уставом железнодорожного транспорта общего пользова-

1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002.
№ 102. 8/8480; 2005. № 4. 8/11893.

2 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001.
№ 8. 8/4542.


ния, воздушный — Воздушным кодексом, автомобильный — Ус­тавом автомобильного транспорта и т.д.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пас­сажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пас­сажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п. 1 ст. 740 ГК).

По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обя­зуется предоставить другой (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажи­ров или багажа (ст. 741 ГК).

Он широко применяется при осуществлении морских и воз­душных перевозок.

Вопросы, связанные с такими перевозками, регулируются Кодексом торгового мореплавания, в котором выделены рейсо­вый чартер (договор морской перевозки груза с условием предо­ставления для перевозки всего судна, части его или определен­ных судовых помещений), тайм-чартер (договор фрахтования судна с экипажем на время за плату на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей), димайз-чар­тер (договор фрахтования судна на время без экипажа).

При заключении договоров перевозки возникают имуще­ственные отношения между транспортной организацией и вла­дельцем по доставке грузов, между транспортной организацией и пассажирами по их перевозке, которые облекаются в право­вую оболочку. Роль такого рода отношений зависит от эконо­мического значения перевозки грузов и пассажиров.

Договор фрахтования является взаимным, возмездным и консенсуальным.

Сторонами договора фрахтования выступают фрахтовщик и фрахтователь.

Порядок заключения договора фрахтования, его форма ус­танавливаются транспортными уставами, кодексами и иным законодательством (ст. 741 ГК).

Правовой формой более широкого развития хозяйствен­ных связей, значительного улучшения удовлетворения потреб-


ностей всего хозяйственного механизма и населения во всех видах перевозок и регулирования возникающих на их основе отношений является договор перевозки.

Договор перевозки груза является двусторонним, реальным, возмездным.

Сторонами в договоре выступают перевозчик и отправи­тель груза. Ими могут быть как организации, так и граждане.

Если отправителем груза могут быть любые субъекты граж­данского права, то перевозчиком предполагается коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделен­ные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании разрешения (лицензии), которое способствует регули­рованию осуществления перевозок и является основанием для защиты интересов лиц, пользующихся транспортными услугами.

Перевозчик, доставивший груз, передает его грузополучате­лю, которым может быть и отправитель груза.

Что касается договорных отношений между грузоотправи­телем и перевозчиком по внутренним водным путям, на морс­ком и воздушном транспорте, то они в значительной мере пре­допределяются навигационным (или годовым) договором. Та­кого рода договоры заключают стороны, которые, как правило, связаны постоянными взаимоотношениями.

Следует иметь в виду, что в качестве перевозчика могут выступать специально созданные предприятия, обладающие правами юридического лица, и физические лица, имеющие на это разрешение.

При необходимости осуществления систематических пере­возок перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосроч­ные договоры об организации перевозок (п. 1 ст. 752 ГК).

Договор перевозки грузов считается заключенным с мо­мента передачи груза перевозчику с необходимыми транспорт­ными документами. В удостоверение приема груза к перевозке отправителю выдается специальный документ: на железнодо­рожном и внутреннем водном транспорте — накладная (в ней указываются сведения о грузоотправителе, получателе, грузе, пункте отправления и назначения), на морском (исключая суда речного флота) - коносамент, который может быть именным, предъявительским и ордерным. Накладная (соответственно коносамент, квитанция) служит распиской перевозчика в полу-


чении груза и обязательством выдать этот груз лицу, указан­ному в основном транспортном документе. Транспортные до­кументы составляются на имя определенного лица. Наличие этих документов дает право получателю в случае неполучения им груза предъявить претензию к перевозчику.

Договор перевозки пассажира является двусторонним, воз­мездным, консенсуальным.

Сторонами выступают перевозчик и пассажир. В том слу­чае, если с пассажиром следует багаж, то данный договор до­полняется договором перевозки багажа, который порождает права и обязанности между сторонами в момент его заключе­ния. В отличие от договора перевозки пассажира договор пере­возки багажа является реальным.

В соответствии со ст. 752 ГК перевозчик при необходимос­ти осуществления систематических перевозок пассажиров мо­жет заключать с гражданами или юридическими лицами дол­госрочные договоры об организации перевозок пассажиров.

Договор об организации перевозок пассажиров заключает­ся в письменной форме. В нем определяются маршрут перево­зок пассажиров, расписание движения, количество рейсов, сроки и другие условия предоставления транспортных средств для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организа­ции перевозок.

Предметом договора перевозки является оказание транс­портных услуг по перемещению груза или перевозке пассажира и доставке его багажа в пункт назначения. При этом на пере­возчика возлагается хранение, выдача груза получателю, а не­редко погрузка и выгрузка.

Сроки доставки грузов, пассажира и багажа определяются транспортными уставами (кодексами) или изданными в уста­новленном порядке правилами. В соответствии со ст. 746 ГК перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков - в разум­ный срок.

Исполнение срока доставки груза, например, по железной до­роге начинается с 24 ч дня приемки груза к перевозке, и груз считается доставленным, если вагоны поданы под выгрузку до ис­течения срока доставки. В том случае, если срок доставки груза не установлен, стороны вправе предусмотреть этот срок в договоре.


Цена (провозная плата, фрахт) за перевозку грузов, пасса­жиров и багажа, по общему правилу, устанавливается соглаше­нием сторон, если иное не установлено законодательством (п. 1 ст. 744 ГК).

Если речь идет о плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования, то она определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установлен­ном транспортными уставами, кодексами и иным законода­тельством. Определение платы соглашением сторон здесь не допускается.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требова­нию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачи­ваются по соглашению сторон.

Предвидя возможные ситуации при расчетах по перевозке, законодатель предоставил перевозчику право удерживать пере­данные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства. В случаях, когда в соответствии с за­конодательством установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, по­несенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (ст. 744 ГК).

Законодательством договор перевозки транспортом обще­го пользования отнесен к числу публичных, что дает право любому субъекту гражданского права (физическому или юри­дическому лицу) обратиться к перевозчику за оказанием услу­ги по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а последний обя­зан выполнить данное требование, если этому не противодей­ствуют какие-то не дающие возможность выполнения препят­ствия (ст. 743 ГК).

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией (п. 2 ст. 740 ГК).

Договор перевозки заключается, как правило, в письменной форме.

Следует иметь в виду, что договоры перевозки заключают­ся и в устной форме (например, оплата поездки на такси произ­водится по счетчику).


3. Обязанности и ответственность сторон по договору перевозки. Прекращение договора перевозки

В обязанности перевозчика входит своевременная подача транспортных средств, доставка груза к месту назначения в це­лости и сохранности в установленный срок и сдаче его грузопо­лучателю, обозначенному в транспортном документе. Обязан­ность перевозчика доставить груз в целости и сохранности реа­лизуется в его действиях по правильному размещению груза, принятию специальных мер по его сохранности (например, по­мещение скоропортящейся продукции в холодильные установ­ки и т.п.).

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транс­портных средств, не пригодных для перевозки соответствующе­го груза (п. 1 ст. 745 ГК).

Применительно к срокам доставки законодательство обя­зывает перевозчика доставлять груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмот­ренном действующими нормативными правовыми актами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок (ст. 746 ГК).

В случае прибытия груза в неисправном вагоне, с повреж­денными пломбами и в других установленных законом или соглашением случаях перевозчик обязан при выдаче груза про­верить вес, количество мест и состояние груза.

Что касается перевозки пассажира, то перевозчик обязан перевезти его в пункт назначения, а в случае сдачи багажа доставить его в пункт назначения и выдать его пассажиру или другому управомоченному лицу.

Отнесение договора перевозки транспортом общего пользо­вания к числу публичных означает, что транспортные организа­ции общего пользования при осуществлении перевозок не впра­ве оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отно­шении заключения договора перевозки и его условий (провозной платы, очередности отправки и др.), кроме случаев, предусмотрен­ных соответствующими нормативными правовыми актами.

Обязанности грузоотправителя по договору перевозки зак­лючаются в сдаче груза к перевозке и уплате за перевозку уста­новленной платы. Платежи по договору перевозки вносятся чеками, платежными поручениями, акцептованными банками, или наличными деньгами.


Из договора перевозки груза вытекают и соответствующие обязанности грузополучателя. Он, в частности, должен при­нять груз, т.е. выгрузить его из вагона, контейнера, а если, к примеру, задействованы нефтеналивные емкости, то выкачать и очистить освобожденные от груза предметы как с внутренней, так и наружной стороны.

Согласно действующему законодательству погрузка (вы­грузка) груза может осуществляться силами и средствами как перевозчика, так и отправителя (получателя) в порядке, предус­мотренном договором, с соблюдением установленных правил (п. 2 ст. 745 ГК). В том случае, если погрузка (выгрузка) груза осуществляется силами и средствами отправителя (получате­ля) груза, должны соблюдаться сроки, предусмотренные догово­ром, если такие сроки не установлены законодательством (транс­портными уставами, кодексами) и издаваемыми в соответствии с ним актами республиканских органов государственного управления (п. 3 ст. 745 ГК).

В обязанности пассажира по договору перевозки входит оплата проезда, провоз багажа и выполнение правил пользова­ния услугами соответствующего вида транспорта.

Согласно п. 3 ст. 740 ГК пассажир имеет право:

1) перевозить с собой детей бесплатно1 или на иных льготных усло­виях;

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установ­ленных норм;

3) сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Поскольку пассажир выступает потребителем транспорт­ных услуг, оказываемых транспортными организациями, защи­та его прав и законных интересов подпадает под действие За­кона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-3 «О защите прав потребителей».

Ответственность сторон по договору перевозки. Невыпол­нение обязанностей по договору перевозки влечет за собой иму­щественную ответственность.

' На городском транспорте пассажир может бесплатно провозить одного ребенка в возрасте до 7 лет (п. 219 Правил автомобильных перевозок пассажиров, на железнодорожном и внутреннем водном транспорте -до 5 лет (ч. 3 ст. 94 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, п. «б» ст. 110 Устава внутреннего водного транспорта), на воздушном транспорте — до 2 лет (ч. 5 ст. 107 Воздушного кодекса).


Согласно ст.' 747 ГК в случае неисполнения или ненадле­жащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность в случаях и порядке, установленных законода­тельством или договором.

Законом введено единое основание ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа для всех ви­дов транспорта: перевозчик несет ответственность за виновное причинение ущерба грузу. При этом действует презумпция вины перевозчика. В частности, перевозчик должен доказать, что утрата, порча или повреждение груза произошли не по его вине, а по вине отправителя или получателя (например, вследствие особых естественных свойств перевозимого груза, вследствие не­достатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приемке груза к перевозке). При недо­стаче веса груза, следовавшего в опломбированном вагоне (суд­не), прибывшем без повреждения, перевозчик предполагается невиновным, если получателем не будет доказано обратное.

Неисполнение перевозчиком своей обязанности по обеспе­чению целости и сохранности перевозимого груза может быть связано с виновными действиями грузовладельца. Если вина грузовладельца полностью не освобождает перевозчика от от­ветственности, то она может дать основание для уменьшения размера ответственности перевозчика (так называемая «сме­шанная ответственность»).

На всех видах транспорта размер ответственности перевоз­чика за утрату, порчу или повреждение перевозимого груза ог­раничен действительной стоимостью этого груза. В соответ­ствии со ст. 750 ГК за ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, перевозчик отвечает в случае:

1) утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

2) повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восста­новления поврежденного груза или багажа - в размере его сто­имости;

3) утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Помимо возмещения установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза или багажа, пере­возчик также возвращает отправителю (получателю) провоз­ную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающе-


го, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для пере­возки груза в соответствии с договором, а отправитель за не­предъявление груза либо неиспользование поданных транспор­тных средств по иным причинам несут ответственность, уста­новленную законодательством, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 748 ГК).

Документами, подтверждающими причины несохранности груза или багажа, являются, в частности, составленный коммер­ческий акт, акт общей формы. Акт может быть составлен пере­возчиком в одностороннем порядке, а при несогласии другой стороны он подлежит оценке судьи с установлением конкрет­ного виновника.

Наряду с возложением на стороны ответственности зако­ном предусмотрены и возможные случаи освобождения от нее. В частности, перевозчик и отправитель грузов освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

1) непреодолимой силы, а также явлений стихийного характера (по­жаров, заносов, наводнений) и военных действий;

2) прекращения или ограничения перевозки грузов в определен­ных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательством;

3) в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 748 ГК).

Законодатель также предусмотрел ответственность перевоз­чика за задержку отправления пассажира или опоздание при­бытия транспортного средства в пункт назначения. Возникно­вение такого рода обстоятельств обязывает перевозчика упла­тить пассажиру неустойку в размере, установленном законода­тельством, если не докажет, что задержка или опоздание про­изошли вследствие непреодолимой силы, устранения неисправ­ностей транспортного средства, угрожающей жизни, здоровью пассажира, или иных обстоятельств, не зависящих от перевоз­чика (ст. 749 ГК). Так, Уставом железнодорожного транспорта общего пользования установлено, что за задержку в отправле­нии или за опоздание прибытия местного поезда в пункт на­значения предприятие Белорусской железной дороги уплачива­ет пассажиру неустойку в размере 3 % от стоимости проезда за каждый час задержки, но не более стоимости проезда (п. 131).


Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется исходя из общих осно­ваний ответственности за причинение вреда, если законодатель­ными актами не предусмотрена его повышенная ответствен­ность (ст. 754 ГК).

Действующим законодательством установлена ответствен­ность за причинение вреда транспортному средству, в частности Декретом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. №8 «Об обязательном страховании гражданской ответствен­ности владельцев транспортных средств»1, с изм. и доп. от 30 августа 2002 г. № 22, 16 февраля 2004 г. № 1.

Не допускается соглашение перевозчиков с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении ответствен­ности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, а также за утрату и повреждение груза, установлен­ной законодательством. При заключении такого рода соглаше­ний они признаются недействительными, за исключением слу­чаев, когда возможность таких соглашений при перевозках гру­зов предусмотрена законодательством (п. 2 ст. 747 ГК)..

Договору перевозки груза или багажа присущ ряд особен­ностей. Как отмечалось, размер ответственности перевозчика за утрату или повреждение перевозимого груза ограничен дей­ствительной стоимостью утраты, недостачи, повреждения груза или багажа. Исключением из этого правила является то, что упущенная выгода в таких случаях не взыскивается, т.е. уста­новлена ограниченная ответственность.

К числу особенностей относится и то, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обяза­тельно предъявление ему претензии в порядке, предусмотрен­ном законодательством. Иск предъявляется в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. В отличие от общих сроков исковой давности, срок исковой дав­ности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, уста­навливается в один год с момента, определяемого в соответ­ствии с законодательством (ст. 751 ГК).

Прекращение договора перевозки может иметь место либо в результате надлежащего исполнения договора, либо по требо-

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 7. Ст. 164; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 100. 1/4003; 2004. № 27. 1/5326.


ванию одной из сторон, либо автоматически в силу определен­ных обстоятельств (например, груз доставлен, отпала необходи­мость в договоре).

Законом предоставлено право пассажиру отказаться от договора перевозки и потребовать возврата перевозной платы в случаях опоздания транспортного средства, задержки его ис­полнения и в других случаях, предусмотренных транспортны­ми уставами, кодексами и иным законодательством.

С целью улучшения организации работы по обеспечению перевозок грузов договоры, касающиеся перевозки грузов, могут заключаться не только между перевозчиком и грузоотправите­лем, но и между самими перевозчиками различных видов транс­порта (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.).

Литература

Бурса Н.П., Ляндрес В.В. Ответственность за нарушение плана железнодорожной перевозки грузов. М., 1979.

Бурса Н.П., Ляндрес В.В. Претензии и иски к транспорт­ным организациям. М., 1985.

Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001.

Корнеев А. Перевозка грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь // Юрист. 2002. № 1 (8).

Мороз ВЛ. Правовой статус участников железнодорожной перевозки груза. Мн., 1998.

Никифоров В. Лицензирование перевозочной деятельности на автомобильном транспорте // Закон. 1996. № 5.

Отнюкова Г. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом // Закон. 1996. № 5.

Отнюкова Г Д. Договоры на автомобильные перевозки гру­зов. М., 1982.

Романович АЛ. Транспортные правоотношения. Мн., 1984.

Савичев ГЛ. Правовое регулирование перевозок народно­хозяйственных грузов. М., 1986.

Смирнов В.Т. Грузовые перевозки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. М., 1981.

Хаскелъберг БЛ. Ответственность железных дорог за не­сохранность груза. М., 1966.

Ярошенко KJZ. Права и обязанности пассажиров. М., 1986.


Глава 23. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

/. Понятие и признаки договора транспортной экспедиции

Договору транспортной экспедиции (от лат. expedition -отправление) посвящена гл. 41 ГК. Выделение этого договора в отдельную главу подчеркивает его необходимость и самосто­ятельность. Как самостоятельный договор с установленной си­стемой основных правовых норм он получает в ГК законода­тельное закрепление впервые. Поскольку закон отражает пока лишь основные условия договора транспортной экспедиции, то следует ожидать, что в будущем он пополнится новыми допол­няющими и уточняющими нормами, в том числе касающимися обязанностей и ответственности сторон.

В настоящее время правовое регулирование отношений, свя­занных с транспортной экспедицией, осуществляется как об­щими нормами (ст. 755-759 ГК), так и специальными норма­тивными правовыми актами (например, Указом Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг»1, с изм. и доп. от 5 ноября 2002 г. № 556, Правилами транспорт-но-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, ут­вержденными постановлением Кабинета Министров Республи­ки Беларусь от 9 февраля 1996 г. № 862, с изм. и доп. от 19 февраля 1999 г. № 263, Правилами экспедирования грузов при смешанных перевозках, утвержденными приказом Мини­стерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 марта 1997 г. № 58-Ц3).

Необходимость договора транспортной экспедиции с регла­ментирующей его существование наиболее полной системой

1 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства
Республики Беларусь. 1999. № 29. Ст. 835; Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 125. 1/4137.

2 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики
Беларусь. 1996. № 5. Ст. 115; Собрание декретов, указов Президента и
постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 6. Ст. 150.

3 Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. № 8.


правовых норм диктуется требованиями жизни. С его помо­щью можно решать проблемы, связанные с упаковкой, марки­ровкой, отправкой, доставкой грузов. Эти заботы зачастую яв­ляются обременительными и экономически неоправданными для стороны, отправляющей груз, корреспонденцию и т.д.

Более широкое применение и развитие указанный договор приобретает в новых рыночных условиях: расширяется сфера предпринимательской деятельности, а следовательно, и круг ока­зываемых услуг. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, освободившись с помощью этого договора от транспортных забот и других связанных с ним услуг, имеют возможность не только более рационально осуществлять транс­портные операции, но и расширять, значительно быстрее осу­ществлять продвижение товаров к рынку.

В свою очередь, операции по упаковке, маркировке, погруз­ке и выгрузке груза, доставке его в соответствующий пункт назначения или на склад получателя могут выполнять лица, специально подготовленные к этому. Они осуществляют по­средническую миссию между перевозчиком и их клиентурой. Производимая ими в этом направлении деятельность называ­ется экспедиционной, а лица, занимающиеся этой работой, — экспедиторами. Экспедиторы не только занимаются отправ­кой и получением груза, но и оказывают иные сопутствующие услуги, что и получило законодательное закрепление в опреде­лении договора.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экс­педитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспе­диции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 755 ГК).

В Гражданском кодексе указан круг основных и дополни­тельных обязанностей, которые могут быть предусмотрены этим договором (ст. 755 ГК).

Из определения договора транспортной экспедиции следу­ет его сходство с рядом других договоров, и в первую очередь с такими, как поручение, комиссия. Оно проявляется в том, что как экспедитор, так и представитель, комиссионер оказывают услуги. В то же время имеются ярко выраженные отличия:


если предметом договоров комиссии, поручения являются лю­бые сделки и действия, то договор транспортной экспедиции направлен на оказание услуг, непосредственно связанных с пе­ревозкой грузов. Поэтому договор транспортной экспедиции не следует отождествлять с названными договорами, а рассматри­вать как самостоятельный договор.

Своеобразие договора в том, что с его помощью могут ока­зываться не только фактические, но и юридические услуги. В частности, договор транспортной экспедиции может возлагать на экспедитора заключение договора перевозки от имени кли­ента или от своего имени.

Рассматриваемому договору присущи характерные призна­ки. Работы по договору транспортных услуг выполняются за вознаграждение, следовательно, данный договор возмездный. Поскольку речь идет об оказании транспортных услуг и лицо, занимающееся их осуществлением, выступает в качестве по­средника между перевозчиком и клиентом, названный договор относится к числу вспомогательных. ^

Цель договора транспортной экспедиции — освободить от­правителей и получателей от выполнения обременительных, а зачастую, как отмечалось, и экономически невыгодных функ­ций, и дать им возможность сосредоточиться на конкретных делах.

Рассматриваемый договор может быть консенсуальным и реальным.

Если экспедитор, согласно заключенному договору, только организует выполнение услуг, то договор считается консенсу­альным. Когда же он выступает одновременно в качестве пере­возчика и экспедитора, т.е. если с заключением договора транспортной экспедиции следует и передача груза, то договор признается реальным.

Сторонами договора выступают клиент и экспедитор: кли­ент - сторона, которой оказываются услуги, а экспедитор -сторона, которая оказывает услуги.

Клиентом в данном договоре может быть как грузоотпра­витель, так и грузополучатель. Не исключено, что, наряду с уза­коненными лицами, в договоре транспортной экспедиции могут участвовать другие лица, например перевозчик, собственник груза.


Экспедитором может быть предприниматель - юридичес­кое (коммерческая организация) или физическое лицо. Для осу­ществления деятельности по оказанию транспортно-экспеди-ционных услуг необходимо получение лицензии. В качестве экспедитора, как правило, выступает специализированная орга­низация, но может быть выделено структурное подразделение транспортного предприятия, которое, согласно достигнутой до­говоренности, занимается оказанием экспедиционных услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.