Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальная 3 страница




Автору предоставлено также право на свою долю доходов

в размере 5 % от возможной каждой публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства и ориги­налов рукописей.

Расширение рамок использования (например, второе изда­ние книги) или использование по новому назначению (напри­мер, издание в переводе на другой язык) есть основание для увеличения размера вознаграждения независимо от дополни­тельных затрат труда автора.

Система авторского вознаграждения (гонорара) различна для разных видов произведений и способов их использования. Она определяется постановлениями Совета Министров Респуб­лики Беларусь.

Авторское вознаграждение за использование - трудовой доход, но его правовой режим существенно отличается от зара­ботной платы. Авторское вознаграждение - это выплата по гражданскому, а не трудовому праву. Оно представляет собой вознаграждение за использование произведения, поэтому осно­ванием выплаты вознаграждения является не создание произ­ведения, а именно его использование. К тому же творческий труд автора не поддается учету во времени, а оценивается по его результату.

5. Авторский договор. Виды

Гражданину, подготовившему произведение, законом пре­доставлено право заключить авторский договор. Им оформля­ются отношения автора или его правопреемника и пользовате­ля (заказчика), желающего использовать произведение. При этом обеспечивается реализация и охрана прав автора.

Применительно к п. 1 ст. 986 ГК авторский договор мож­но определить как возможное принятие автором на себя обя­зательства о создании в будущем произведения и предоставле­нии его заказчику, не являющемуся работодателем, исключи­тельных прав по использованию произведения.


Авторский договор еще определяется как договор, по кото­рому автор передает другому лицу определенные права по ис­пользованию своего произведения в пределах, согласованных сторонами1.

Согласно ст. 25 Закона «Об авторском праве и смежных правах» имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы по авторскому договору. Данная норма распространяется не только на авто­ров, но и на иных субъектов, обладающих имущественными правами. Но такая установка закона следует не только из п. 1 названной статьи. На это ориентирует и ст. 984 ГК, в п. 1 которой сказано, что имущественные права, принадлежащие обладателю исключительных прав на объект интеллектуаль­ной собственности, если иное не предусмотрено ГК или иным законом, могут быть переданы правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, а также переходят по наследству и в порядке правопреемства при реорганизации юри­дического лица-правообладателя.

Анализ изложенных и связанных с ними норм показывает, что на отношения, связанные с заключением авторских догово­ров, распространяются не только общие положения гражданс­кого права, но и соответствующие нормы обязательственного права. В частности, это относится к уступке и передаче имуще­ственных прав.

Уступка имущественных прав и их передача имеют как общие черты, так и отличительные особенности, т.е. эти поня­тия не тождественны. Общим для уступки имущественных прав и передачи по авторскому договору является то, что они оформ­ляются авторским договором, который подписывается автором и стороной, приобретающей по этому договору права. Общим -для сторон авторского договора является и то, что, например, при возникновении спора они могут ориентироваться только на те имущественные права, которые уступаются и передаются.

Различие между уступкой имущественных прав и переда­чей по авторскому договору заключается в том, что если дого­вор уступки предполагается бессрочным, т.е. может быть в пре-

1 См., например: Лосев С.С. Авторское право. Национальное и между­народное законодательство. Мн., 2000. С. 167. Наиболее полно отражающим суть, как представляется, является определение авторского договора, изложенное в ст. 498 ГК.


делах срока действия уступаемых имущественных прав, то ав­торский договор срочный. По договору уступки требования про­исходит передача имущественных прав на сам объект, а по авторскому договору - прав на использование объекта. Отли­чие состоит и в оплате. Так, в договор уступки включается предоплата за переданные на объект права, а по авторскому договору оплата следует по мере или после использования. Ус­тупка требования и передача прав различаются и по форме их заключения. Если заключение договора уступки требования предполагается в произвольной форме, то форма авторского до­говора регламентируется законодательством. Имеются и дру­гие различия1.

Сторонами в авторском договоре выступают автор или его правопреемник и пользователь. Автором может быть физичес­кое лицо, выступающее в качестве создателя произведения, или его наследник. Юридическое лицо в качестве субъекта авторс­кого договора выступает в исключительных случаях (напри­мер, если подготовка произведения осуществляется в порядке служебного задания).

В роли пользователя может быть организация, например издательство, зрелищное предприятие, киностудия и т.д., кото­рые в пределах своей специальной правоспособности вправе издавать, ставить, показывать или иным способом использо­вать произведение автора, или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

Что касается коллективных произведений, то авторский договор по поводу их использования заключается со всеми ав­торами либо по их поручению с одним из соавторов.

В случае, если речь идет о заключении авторского договора об использовании составных и производных произведений, до­говоры должны заключаться не только с составителем, но и с авторами охраняемых законом произведений, которые включа­ются в составные и производные произведения.

Предмет договора - имущественные права, которые автор (создатель) литературного, музыкального или иного произведе-

Более подробно об уступке и передаче имущественных прав по авторскому договору см.: Судариков С.А. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Мн., 2000. С. 306-311.


ния, отвечающего по своему содержанию, объему, назначению, условиям договора, передает пользователю1.

Авторский договор может быть заключен на готовое произ­ведение и на произведение, которое еще должно быть создано (договор заказа). Предмет в договоре заказа определяется одоб­ренными другой стороной проспектом будущего произведения, творческой заявкой, в которых излагаются основная идея, сю­жетный замысел, характеристика главных действующих лиц и другие характерные черты подлежащего созданию произведе­ния. Договоры заказа наиболее распространены в области изоб­разительного искусства, при создании сценариев, пьес, музыки.

Авторский договор - взаимный, нонсенсуальный и по об­щему правилу возмездный.

Содержание договора определяют права и обязанности его сторон. Содержанию авторского договора посвящена ст. 26 За­кона «Об авторском праве и смежных правах». Согласно п. 1 названной статьи авторский договор должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, пере­даваемые по договору), срок, на который передается право, и территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок, размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ исполь­зования произведения, порядок и сроки его выплаты и др.

Срок в авторском договоре на использование произведения определяется сторонами. В свою очередь, использование произ­ведения должно быть начато или осуществлено в установлен­ный договором срок. Так, ч. 2 п. 1 ст. 26 Закона «Об авторс­ком праве и смежных правах» установлено, что при отсут­ствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Авторский договор, помимо сроков, установленных для ис­полнения сторонами своих обязанностей, имеет общий срок дей-

1 Встречаются и другие точки зрения, касающиеся предмета авторского договора, в частности, что предметом авторского договора являются произведения литературы, науки и искусства, по поводу содержания и использования которых стороны вступают в договорные отношения. См.: Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 215.


ствия, т.е. срок, в течение которого организация вправе исполь­зовать произведение автора, не предоставляя такой возможнос­ти другим.

Права и обязанности сторон по договору возникают в мо­мент соглашения, независимо от момента передачи произведе­ния. Передача автором произведения организации для озна­комления с ним не порождает договорных прав и обязаннос­тей, пока стороны не согласуют условия договора.

Основная обязанность автора или его правопреемника со­стоит в передаче произведения пользователю для использования, а обязанность пользователя - в осуществлении в установлен­ный договором срок опубликования, воспроизведения и распрос­транения произведения обусловленным по договору способом. Так, издательство обязано издать и принять меры к распростра­нению произведения, театр обязан публично исполнить произве­дение, радиоорганизация - передать произведение в эфир и т.п.

Использование произведения автора на договорных нача­лах без уплаты авторского вознаграждения допускается лишь в случаях, указанных в законе (например, использование пла­новых работ, выполненных в порядке служебного задания, за исключением учебников и учебных пособий).

Цена определяется соглашением сторон и составляет раз­мер авторского вознаграждения, которое должно быть уплаче­но пользователем создателю (автору) за переданные по догово­ру имущественные права на использование произведения. Дей­ствующее законодательство не содержит указания о максималь­ном размере вознаграждения. В то же время, хотя вопрос о размере вознаграждения и отнесен к усмотрению сторон, его ставки не могут быть ниже максимальных ставок, установлен­ных Советом Министров Республики Беларусь. Размер вознаг­раждения может быть установлен в виде процента от дохода за соответствующий способ использования объекта авторского права или смежных прав (роялти) или в виде твердо зафикси­рованной суммы (паушальная сумма), или иным образом.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение установленной формы лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные доказательства (ст. 163 ГК). Если произведение выпущено в свет, то несоблюдение письменной формы не может


служить основанием отказа автору или его правопреемнику в выплате вознаграждения.

В соответствии с действующим законодательством пись­менная форма необязательна для договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях (газетах, журналах и т.п.) (ст. 27 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Ответственность наступает за неисполнение или ненад­лежащее исполнение авторского договора и выражается в фор­ме возмещения убытков и взыскания упущенной выгоды с не­исправной стороны.

Прекращение договора, как правило, связано с истечением срока его действия. Авторский договор может быть прекращен и досрочно по взаимному соглашению сторон, а также за невоз­можностью исполнения (например, в результате непреодолимой силы). Основанием прекращения является также смерть авто­ра или прекращение деятельности юридического лица. Но сле­дует отметить, что если ликвидация юридического лица без правопреемства является безусловным основанием прекраще­ния авторского договора, то умершего автора могут заменить имеющиеся наследники и договор может быть продолжен.

Авторский договор заключается в соответствии с действу­ющим законодательством, и в нем содержатся и условия, ого­воренные сторонами. Однако условия заключенного с автором договора, ухудшающие его положение по сравнению с установ­ленным в законе, недействительны и заменяются условиями закона.

Действующее законодательство выделяет два вида авторс­кого договора:

— о передаче исключительных прав - предоставляет право пользо­вателю использовать произведение создателя определенным спо­собом только в пределах, установленных договором, и предостав­ляет ему право запрещать использование этого произведения другим лицам. В свою очередь, согласно названному договору автор возлагает на себя обязанность не передавать в пользование произведение другим лицам без согласия приобретателя исклю­чительных прав. Невыполнение этой обязанности может повлечь для автора неблагоприятные последствия вплоть до расторжения договора и взыскания выплаченного авторского вознаграждения;

— о передаче неисключительных прав - позволяет автору разре­шать пользователю использовать свое произведение при условии сохранения за собой права на использование произведения или предоставления такого права третьим лицам.


Помимо названных видов, авторские договоры подразделя­ются также по способам использования произведения:

1) издательский договор. Издание (опубликование) явля­ется одним из самых распространенных способов выпуска про­изведений литературы и искусства в свет.

По издательскому договору одна сторона (автор) передает или обязуется создать и передать в установленный договором срок свое произведение другой стороне (издательству) для из­дания и переиздания, а другая сторона обязуется не позднее установленных сроков издать произведение и выплатить авто­ру вознаграждение.

Сторонами в таком договоре выступают автор (правопре­емник) и издательство.

Стороны по договору наделяются взаимными правами и обязанностями. Автор обязан передать, а при договоре заказа создать и передать издательству обусловленное в договоре про­изведение, которое должно отвечать проспекту (заявке), виду, жанру, объему и другим условиям договора. При заключении договора на коллективное произведение последнее должно быть подписано всеми соавторами (или по поручению коллектива одним из соавторов) и представлено издательству в целостном виде.

Автор обязан представить издательству рукопись в уста­новленный договором срок.

Основная обязанность издательства — издание переданно­го ему произведения. Но ее осуществлению предшествует вы­полнение издательством ряда других обязанностей. Издатель­ство должно принять и рассмотреть рукопись, в результате чего она может быть одобрена, отклонена или направлена на дора­ботку. Если рукопись необходимо доработать, автору предос­тавляется срок, определяемый соглашением сторон. Дорабо­танное и исправленное произведение снова должно быть рас­смотрено издательством. Если в течение установленного типо­вым договором срока издательство не сделает автору письмен­ного предложения о дополнительной доработке либо внесении новых поправок или не последует письменного отказа в приня­тии рукописи, исправленная рукопись считается одобренной. Издательский договор на готовое произведение нередко заклю­чается после одобрения рукописи. В этом случае в договоре должно быть указано, что произведение представлено автором


и одобрено издательством. Издательство, приняв и одобрив про­изведение, обязано выпустить его в свет в установленный дого­вором срок.

Издательство обязано также выплатить автору в установ­ленные сроки гонорар.

В течение всего срока действия договора издательство име­ет право переиздавать произведение либо отказаться от его пе­реиздания. Письменный отказ издательства от переиздания дает автору право досрочно прекратить действие договора и распо­рядиться произведением по своему усмотрению. Если издатель­ство принимает решение о переиздании, оно обязано каждый раз письменно сообщать об этом автору для того, чтобы в слу­чае необходимости он мог заявить о своем намерении внести в произведение изменения. Неполучение от автора в течение ус­тановленного срока соответствующего уведомления дает изда­тельству право переиздать произведение без изменений. В слу­чае внесения в произведение изменений его переиздание оформ­ляется заключением нового договора;

2) постановочный договор. Постановочным договором оформляются отношения автора с театрально-зрелищными орга­низациями по использованию неопубликованных драматичес­ких и музыкально-сценических произведений путем публично­го исполнения их на сцене. Выпущенные в свет произведения могут исполняться без заключения с автором договора: Поста­новочный договор может быть заключен как на готовое нео­публикованное произведение, так и на будущее произведение, которое должно быть создано в соответствии с договором. Это могут быть драматические, музыкальные произведения или либ­ретто оперы, балета и т.п.

В силу постановочного договора одна сторона (автор) обя­зуется передать или создать и передать неопубликованное про­изведение другой стороне (театрально-зрелищной организации), а другая сторона обязуется в установленный договором срок осуществить публичное исполнение и выплатить автору воз­награждение.

Субъекты постановочного договора - автор и театр или иная зрелищная организация (филармония, цирк и т.д.).

Основная обязанность автора состоит в передаче, а при договоре сценического заказа - создании и передаче обуслов­ленного договором произведения для его публичного исполне-


ния. Заказанное автору произведение должно соответствовать творческой заявке, утвержденной театрально-зрелищной орга­низацией. Автор обязан сдать законченное произведение в обус­ловленный договором срок и по требованию организации вне­сти в произведение поправки и изменения, необходимость в которых появляется при рассмотрении произведения либо в процессе постановки.

На театрально-зрелищную организацию возлагается обя­занность оказывать автору творческую помощь в создании про­изведения (ознакомление с составом группы и технической ча­стью театра, дача консультаций, обсуждение предварительных вариантов произведения). Она обязана принять и рассмотреть представленное автором произведение и письменно сообщить ему о принятии произведения к постановке или о необходимо­сти внести в него поправки и изменения, или об отклонении произведения с указанием мотивов.

В установленные типовыми договорами сроки организация обязана выплатить автору единовременное вознаграждение;

3) сценарный договор опосредует отношения автора и орга­низации по использованию литературного произведения (сце­нария) в художественном, научно-популярном, учебном, доку­ментальном или видовом фильме.

По сценарному договору одна сторона (автор) передает или обязуется написать и передать другой стороне (студии) литера­турный сценарий для постановки по нему кинофильма (теле­фильма, радио- или телепередачи и т.п.), а другая сторона за предоставленное право на использование сценария обязуется уплатить обусловленное вознаграждение.

Субъекты сценарного договора - автор и студия (кино-, теле- или радиостудия).

Автор передает или обязуется написать и передать сту­дии литературный сценарий в обусловленный договором срок. Сценарий должен соответствовать утвержденной студией и при­ложенной к договору творческой заявке, излагающей основную идею, сюжетный замысел и характеристику главных действую­щих лиц будущего сценария, содержать полное и последова­тельное описание действия, диалоги и представлять собой за­конченное кинодраматическое произведение. По требованию студии автор обязан вносить в сценарий исправления и пере-


делки, в том числе и такие, надобность в которых возникла при подготовке сценария к запуску в производство.

Автор должен совместно с творческими работниками съе­мочной группы создать, например, киносценарий (производствен­но-творческую разработку) и принять участие в подготовке ре­жиссерского сценария (режиссерский сценарий - детальный творческий план постановки фильма, содержащий точную раз­бивку на кадры с указанием планов, музыкального и изобрази­тельного решения и др.)- Для утверждения киносценария и режиссерского сценария студией требуется согласие автора, под­твержденное его письмом. Автор обязан также участвовать в работе съемочной группы для дачи консультаций, в обсуждени­ях киноматериала и законченного кинофильма. Продолжитель­ность работы автора в съемочный период и оплата его труда устанавливаются особым письменным соглашением.

Студия обязана обеспечить автору творческую помощь в виде консультаций, предоставления необходимой литературы и т.д., а по мере его подготовки привлекать автора к обсуждению литературного сценария.

За написание литературного сценария студия обязана вы­платить автору обусловленное вознаграждение.

В отличие от издательского и постановочного договоров по сценарному договору студия приобретает лишь право на ис­пользование сценария, но не обязана ставить по нему, напри­мер, фильм.

Кроме перечисленных, заключаются другие договоры о пе­
редаче произведения для использования. Это договоры об ис­
пользовании неопубликованного произведения в радио- или в
телевизионной передаче, о написании композитором музыки к
кинофильму, о создании произведения изобразительного искус­
ства для публичного его выставления, об использования произ­
ведений декоративно-прикладного искусства в промышленных
изделия и др.; ~~

4) лицензионный договор. По лицензионному договору орга­низация получает разрешение на использование произведения не в его первоначальном виде, а в переводе или для переделки в иной жанр (например, написание сценария по повести и т.п.). В результате переделки или перевода произведения на другой язык появляются новые объекты авторского права (например, сценарий, перевод), использование которых осуществляется на


основе договора о передаче произведения для использования, заключаемого между организацией и автором перевода или пе­ределки.

По авторскому лицензионному договору автор или его пра­вопреемник предоставляет пользователю право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на опреде­ленный срок, а пользователь обязуется уплатить вознагражде­ние за предоставление этого права или за использование про­изведения в форме, предусмотренной договором, поскольку иное не установлено законом или стороны не договорились об ином.

Согласно этому договору пользователь получает право из­дания сделанного перевода. В течение оговоренного срока ав­тор обязуется не передавать произведения другим пользовате­лям для издания в переводе на тех же языках. Нарушение такой обязанности дает издательству право расторгнуть дого­вор и взыскать суммы гонорара, выплаченные автору и пере­водчику.

Издательство обязано за свой счет обеспечить перевод с сохранением смысла и целостности оригинала, уплатить авто­ру гонорар как при первом издании произведения в переводе, так и при переиздании.

6. Смежные права

В настоящее время наряду с охраной прав авторов произ­ведений науки, литературы и искусства действующим законо­дательством защищаются интересы артистов, исполнителей постановок, производителей фонограмм, передачи эфирного и кабельного вещания. Другими словами, объектами смежных прав являются исполнения, постановки, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуще­ствления смежных прав не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

Законодательством предусмотрена регламентация вновь возникшего института гражданского права.

Следует отметить, что в отличие от авторского права смеж­ные права в законодательстве Республики Беларусь появились


и стали признаваться сравнительно недавно, в частности с при­нятием Закона от 16 мая 1996 г. № 370-ХШ «Об авторском праве и смежных правах».

В связи с ратификацией Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (на дип­ломатической конференции которой по авторскому и смежным правам (Женева, 20 декабря 1996 г.) были выработаны новые нормы смежных прав) возникла необходимость внесения изме­нений и дополнений в Закон «Об авторском праве и смежных правах», в результате чего появился переработанный Закон Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. № 194-3 «Об ав­торском праве и смежных правах», в котором получили отра­жение нормы и положения договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, а также содержатся расширенные нормы для ис­полнителей, производителей фонограмм и для вещательных орга­низаций.

Кроме названного договора, ВОИС по исполнениям и фо­нограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.), к числу наиболее значимых международных конвенций и соглашений по смеж­ным правам относятся также Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1963 г., Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм (принята в 1971 г.)1 и др.

Институт «смежных прав» по своим характерным особен­ностям несколько схож с институтом «авторского права». Од­нако имеются и существенные различия, проявляющиеся в их зависимости от прав создателей творческих произведений, т.е. для того, чтобы что-то передать по телевидению, возникает не­обходимость в использовании материала. Подобная зависимость может отсутствовать, если, например, передается в эфир неохра­няемое произведение. Иными словами, если авторское право регулирует отношения, связанные с созданием и использовани­ем произведений науки, литературы и искусства, то смежное право - отношения, которые возникают в связи с созданием и

1 Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам ратифицирован Законом Республики Беларусь от 10 июня 1998 г. № 165-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 1. Ст. 511.


использованием исполнителей, постановок, фонограмм, эфирно­го или кабельного вещания.

В качестве приобретателей (исполнителей) смежных прав могут выступать артисты, режиссеры-постановщики, дириже­ры. К числу исключительных прав исполнителя относятся право на имя, право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Имущественные права заключаются в том, что, например, за исполнителями закреплено право на использование испол­нения или-постановки в любой форме. При этом за каждый вид использования исполнения или постановки возникает пра­во на получение вознаграждения.

Кроме названных, к имущественным правам исполнителя также относятся право на незаписанные исполнения, на вос­произведение, на прокат, право на размещение исполнения в Интернете. Имущественные права исполнителей действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

Согласно действующему законодательству никто не имеет права использовать исполнение исполнителя без его разреше­ния.

Закон защищает интересы любых исполнителей, как про­фессионалов, так и начинающих трудиться над исполнением.

Права исполнителя признаются за ним в соответствии с действующим законодательством об авторском и смежных правах, только если:

1) исполнитель является гражданином Республики Беларусь;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Рес­публики Беларусь;

3) исполнение, постановка записаны на фонограмму впервые граж­данином Республики Беларусь или юридическим лицом, имею­щим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю на территории Республики Беларусь, которая будет осуществлена с передатчиков, располо­женных на территории страны (ст. 995 ГК).

Производителями фонограмм, выступающими в качестве субъектов смежных прав, могут быть любые физические и


юридические лица, которые взялись не только подготовить пер­вую звуковую запись исполнителя, но и нести за нее ответ­ственность. В свою очередь, подготовленные фонограммы неза­висимо от их качественных характеристик и носителей, на ко­торых они зафиксированы, подлежат охране.

Действующим законодательством производителю фоно­граммы предоставлено право самому решать, каким образом будет использоваться его фонограмма. При этом никто не име­ет права использовать фонограмму без его разрешения.

Следует отметить, что если исполнителю в отношении сво­его исполнения помимо имущественных прав принадлежат, по существу, такие же личные неимущественные права, как и ав­тору своего произведения, то производителю фонограммы при­надлежат права только имущественные (например, производи­тели фонограмм не имеют таких личных прав, как право на имя, авторство и др.). Сущность имущественных прав состоит в том, что производители фонограмм имеют право: на воспро­изведение фонограммы, переработку фонограммы, распростране­ние фонограммы, импорт, прокат, размещение фонограммы в Интернет.

Имущественные права производителей фонограмм действу­ют в течение 50 лет после первого опубликования или первой записи фонограммы.

В то же время необходимо учитывать, что права изготови­теля фонограммы признаются за ним в соответствии с действу­ющим законодательством об авторском и смежных правах, если:

- изготовитель фонограммы является гражданином Республики Беларусь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.